«Дальтелефильм»

 

60-70 годы можно считать годами особенно бурного развития Приморского радио и телевидения. И дело, здесь, пожалуй, не только в серьезном техническом оснащении новейшей телерадиоаппаратурой, строительстве нового радиодома и нового телецентра, но и в качественном росте журналистских кадров и инженерно-технических работников. Рядом со старыми опытными работниками появляются молодые энтузиасты, талантливая молодежь. Это, в первую очередь, выпускники журналистского отделения филологического отделения ДВГУ уже со специальным журналистским направлением, это и первые   телевизионщики,   окончившие   телережиссерское   отделение Дальневосточного педагогического института искусств (оно было организовано в 1963 году). Среди тех, кто в эти годы пришел в Комитет такие опытные тележурналисты как Шварц, Самигулина, Громов, Смонарь, Кузнецов, Черкизова, режиссеры Салюк, Кучумов, Канищев, Игнатенко, Орлова и многие другие.

«В сентябре 1963 года Краевому комитету по радиовещанию и телевидению было разрешено «после ввода в действие нового радиодома использовать под кинокомплекс Владивостокской студии телевидения освобождающееся здание радиостудии». Строительство «Дальтелефильма» расширило технические возможности телевидения. Это должным образом сказалось на качестве телевизионных передач: новейшая кинотехника, синхронная аппаратура расширили радиус влияния телевидения» (Васильева Л. Роль телевидения в воспитании коммунистического отношения к труду у молодежи // Вопросы журналистики - 1974. - выпуск 4. - Владивосток: Издательство ДВГУ. - С. 110).

В 1965 году киногруппа переорганизовывается в Главную редакцию производства и обмена телефильмами (главным редактором назначен В.А. Ткачев), впоследствии в Главную редакцию производства программ на пленке.

Редакция выполняла множество функций. Конечно, в первую очередь, снимали телевизионные фильмы.

Во-вторых, обеспечивали текущей оперативной хроникой, снятой на 16-мм узкую кинопленку, телевизионное вещание - съемки редакции использовались во многих передачах. В год снимали около 70 часов сюжетов, очерков, зарисовок. «Все делали быстро и оперативно. Утром снимался сюжет, через два часа он проявлялся, монтировался, а вечером он уже мог быть в выпуске». Это относится не только к сюжетам. В 1965 впервые за один съемочный день был снят, смонтирован, озвучен и отправлен в Москву самолетным рейсом, для показа по Центральному телевидению фильм-репортаж о праздновании 9 мая во Владивостоке двадцатилетия Победы в Великой Отечественной Войне - «Вечно в строю» (автор сценария В. Ткачев, режиссер О. Канищев, ассистент режиссера В. Рещук, операторы А. Дорохов, Б. Колобов, В. Рещук, И. Тимош, П. Якимов, звукооператор О. Канищев).

В-третьих, записывали на видеомагнитофонную ленту, транслирующиеся через космический спутник связи «Молния-1» программы Центральной студии телевидения, и, наконец, тиражировали телевизионные фильмы для телестудий Дальнего Востока.

С 1 января 1968 года Главная редакция производства программ на пленке, преобразована в «Дальтелефильм» - региональную студию, выпускающую телевизионные документальные, научно-популярные и учебные фильмы. Главным редактором был назначен Павел Шварц, в сценарную коллегию входили: Борис Лившиц, Владимир Пушкин, Константин Шацков, старший режиссер Альберт Масленников, режиссеры Юрий Шепшелевич, Олег Канищев, Леонид Сафрошин, Николай Ермоленко, Эдуард Тополага, Валерий Соломин.

Большая   роль   в   появлении   во   Владивостоке   собственного кинопроизводства принадлежит председателю Комитета по телевидению и радиовещанию Приморского крайисполкома Семену Владимировичу Юрченко. Энергичный, преданный своему делу человек, прекрасный организатор, он сумел доказать необходимость фильмопроизводства на Дальнем Востоке и создал крупнейшую студию, которая стала называться «Дальтелефильм»  и сосредоточила в своих руках все дело кинопроизводства на студиях телевидения всей Дальневосточной зоны.

Режиссеры Альберт Масленников, Юрий Шепшелевич, Олег Канищев, Константин Шацков, Леонид Сафрошин, Владимир Патрушев, Валентин Лихачев, Валерий Соломин, кинооператоры Иван Тимош, Виктор Кузнецов, Петр Якимов, Алексей Дорохов, Василий Рещук, Борис Колобов, Александр Корляков,  Борис  Нестеренко,  Анатолий  Ющенко,  Виктор  Жлоба, звукорежиссеры Владимир Лелеков, Ольга Степанова, Владимир Кириллов, Наталья Тимофеева создавали кинолетопись Дальнего Востока.

Десятки имен, которыми по праву может гордиться Приморское телевидение, да и не только оно, так как многие фильмы студии относятся к основам документального телевизионного кино. (Как, например, работа Олега Канищева «Полтора часа до объятий», обошедшая телеэкраны мира и собравшая награды многих фестивалей, союзных, международных, и являвшаяся учебным пособием  по  монтажу  во  Всесоюзном  государственном  институте кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИКе) и Всесоюзном институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания).

Альберт Евгеньевич Масленников - закончил театральную студию. Талантливый организатор, один из тех энтузиастов-кинолюбителей, чьими усилиями был создан «Дальтелефильм».

Один из первых режиссеров Приморского телевидения и самый первый режиссер полнометражных документальных фильмов. Ему же принадлежит и постановка двухсерийного художественного фильма «Хлеб», в основу которого лег спектакль Краевого Драматического театра им. М. Горького по пьесе А. Киршона - советского драматурга 30-40-х годов.

И до «Хлеба» были попытки снять художественный фильм. В активе «Дальтелефильма» есть «Алька и старый капитан» Юрия Шепшелевича и «Кирказон» самого Альберта Масленникова, но «Хлеб» был самым большим проектом игрового кино на Дальнем Востоке, первой попыткой экранизации спектакля, вынесенного на натурные съемки (специально для фильма в пригороде Владивостока, в районе старых фортов, была выстроена декоративная деревня). Фильм «Хлеб» комиссия Гостелерадио посоветовала оставить «для местного показа», что было равнозначно полному провалу. Судя по всему, комиссию смутила заявка на «художественный фильм», если бы ленту заявили как «фильм-спектакль», все могло быть иначе (Из воспоминаний Патрушева В.Г).  Фильм неоднократно показывали по Приморскому телевидению, и в любом случае, искусство Народного артиста СССР Андрея Александровича Присяжнюка, Заслуженных артистов РСФСР Николая Михеева и Евгения Шальникова осталось в истории. «Остался в памяти и режиссер, самозабвенно веривший, что и на Дальнем Востоке можно и нужно снимать художественные фильмы» (Ткачев В.А. Синяя птица телевидения. Страницы истории. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997. - С. 102). Юрий Павлович Шепшелевич - пришел на телевидение, проработав звукооператором на радио. Мастер монтажа, прекрасный педагог и публицист, очень тщательно работал над фильмами. «Он был и мастером киношных трюков (рирпроекции, блуждающей маски), и публицистом, старавшимся постигнуть философскую суть окружающего его мира» ( Ткачев В.А. Синяя птица телевидения: Страницы истории. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета; 1997.- С. 101.) Его тоже влекло игровое кино, снимал фильмы-концерты («Вечерний эстрадный» - о студенческой самодеятельности) и постановочные фильмы («Алька и старый капитан»). Тонко чувствовал музыку, что ощутимо в картине «Метаморфозы» - своеобразном музыкальном портрете Владивостока.

Олег Александрович Канищев - Заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза кинематографистов СССР. «Окончив в 1959 году ЛИКИ (Ленинградского института киноинженеров), и получив специальность звукорежиссера,  по распределению Госкомитета по телевидению и радиовещанию СССР, приехал во Владивосток - на свою Родину - «поднимать» звуковое региональное телевизионное кино» (Из воспоминаний Канищева О.А.).

. Олег Канищев - один из родоначальников дальневосточной школы звукорежиссеров, был пионером на Владивостокской студии телевидения в области оптической записи звука для фильмов, создания звукозрительных образов для снимаемых кинолент.

Уже здесь, закончив заочно отделение режиссуры Дальневосточного института искусств, начал снимать фильмы. Первые же шаги в кинематографии фильмы «Там, где сходятся меридианы», «Анна Ивановна», «Дорога пролегла за экватор», «Полтора часа до объятий» стали весьма удачными, о чем свидетельствуют присужденные его картинам награды Всесоюзных и Международных фестивалей телевизионных фильмов. Работы его в большинстве своем посвящены морякам и воинам.

Константин Захарович Шацков - окончил гидрометтехникум, получил специальность   океанолога,   работал   в   гидрографической   службе Краснознаменного Тихоокеанского флота. Через несколько лет ушел в журналистику, a потом в режиссуру. Отличался культурой слова (в этом отношении очень хорош фильм «Утренние строки» - о чукотской поэтессе Антонине Комытваль).

После работы на флоте, общения с учеными и наблюдения за их нелегким трудом, задался целью «рассказать о людях науки средствами, которые даны по роду работы»35. Создавал фильмы об ученых Приморья и Дальнего Востока («Профессия геолог»). Любимой «ноткой» были фильмы о природе («Чернохвостая чайка», «Амба»). Снимал проблемные фильмы - о наркоманах, об охране окружающей среды.

Леонид Яковлевич Сафрошин - по образованию литературовед, отсюда хорошо чувствовал вербальную информацию. Его фильмы отличались удачным сочетанием и дополнением текста и зрительного ряда. Первым в 1962 году запечатлел фильм-спектакль «Материнское поле» по Ч. Айтматову, Снимал  фильмы о спорте - «Жаркий лед» (этот фильм обчитывал Юрий Озеров), «В боксе ничьих не бывает», «Сорванцы».

Владимир Григорьевич Патрушев - склонялся к поэтическому кино. Интересовался этнографией («Нанайский напев», «Человек, который сломал радугу»). Один из лучших фильмов «Праздники села Харитоновка», для создания которого объединились Константин Шацков - сценарий, Владимир Патрушев - режиссер, Валентин Лихачев - звукорежиссер зритель увидел лишь в третьем варианте под названием «Село меняет адрес». После   этого фильма, предварившего за несколько лет «Прощание с Матерой», В. Патрушев был объявлен антисоветским режиссером.

Во многих своих картинах: «Постижение камня», «Человек, который сломал радугу» (музыка Григория Патрушева), «Дорогами Беринга» и др., Владимир Патрушев зачастую использовал оригинальную музыку - специально написанную для фильма.

Валентин Валентинович Лихачев - работал оператором звукозаписи на радио, потом стал ведущим звукооператором «Дальтелефильма». Снимал фильмы и как режиссер. Интересовался социальными аспектами жизни, человеческими взаимоотношениями («Один среди зеркал», «Долгое лето Ольги Соколовой», «Морские кружевницы»). В дальнейшем стал одним из руководителей фильмопроизводства.

Многим талантливым режиссерам Владивосток и «Дальтелефильм» дали «путевку в жизнь».

Андрей Ключников - выпускник ВГИКа, приехал из Москвы делать дипломную работу «Сигнал бедствия принял» - о судне спасателей. Создал один из первых фильмов-концертов - «И поведет вас песня» - о творческой самодеятельности различных музыкальных коллективов города.

Валерий Соломин - выпускник операторского факультета ВГИКа. Во Владивостоке пробовал себя в качестве автора, оператора, и режиссера. Первая же его режиссерская работа «О диких оленях и пастухе Кармазине» получила всеобщее признание, о чем свидетельствует приз Союза кинематографистов СССР на Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Ленинграде 1968 года.

Единственная на студии женщина-режиссер - Елена Крупкина - после     окончания ВГИКа приехала на Дальний Восток по распределению. Сняла около шести картин: «Уважаемые товарищи инженеры», «Юнги», «Монолог на фоне тайги» и т. д.

Все они и многие другие молодые режиссеры, операторы, звукооператоры, прошедшие школу дальневосточного документального телевизионного кино успешно работают на различных телестудиях страны.

         Возврат в начало

Hosted by uCoz