Фестивали

Подтверждением качества фильмов студии служат многочисленные призы со всевозможных фестивалей. «Дальтелефильм» - участник Международных фестивалей хроникально-документальных фильмов, призер Всесоюзных конкурсов телевизионных фильмов. Участие в телевизионных фестивалях стимулировало поиск дальтелефильмовцев, повышало профессиональное мастерство. Практически с каждого фестиваля работы студии возвращались отмеченные жюри.

Началом признания работ приморских кинодокументалистов стал проводимый в Хабаровске в апреле 1965 года смотр хроникально-документальных, научно-популярных, учебных телевизионных фильмов и киножурналов кино- и телестудий Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наряду со студиями кинохроники Свердловска, Новосибирска, Иркутска, Хабаровска приняли участие студии телевидения Омска, Иркутска, Новосибирска, Томска, Магадана,   Хабаровска,   Южно-Сахалинска,   Комсомольска-на-Амуре   и Владивостока. Всего на смотре было показано 28 телевизионных кинолент. Владивосток был представлен четырьмя фильмами производства Владивостокской студии телевидения: «Всегда дружить», - изготовленная по заказу Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странами, о дружбе двух городов, советского порта Находки и японского города Майдзуру; «Там, где сходятся меридианы» - о покорителях Арктики; «Тайна чертова куста» - рассказ об изучении Дальневосточным институтом биологически активных веществ свойств элеутерококка, родственника легендарного женьшеня и «Мы из Спасска» - фильм-концерт, где мальчишки и девчонки из Спасского Дома пионеров показывают на экране свое мастерство (Ткачев В. Большие проблемы маленького экрана // Красное Знамя. - 1965. - 27 апреля.).

Фильм «Там, где сходятся меридианы» (сценарий К. Шацкова, режиссер О. Канищев, оператор Б. Колобов, звукооператор и музыкальный оформитель О. Канищев) - об экипаже легендарного ледокола «Москва» - первое произведение приморских документалистов, строящееся по законам драматургии. Это уже документальная драма, а не просто хроника, какими были фильмы до сих пор. Это и первый фильм, который получил высший приз на конкурсе.

На смотре хроникально-документальных фильмов 1965 года из четырех владивостокских телефильмов три получили высокую оценку жюри. Фильм «Там, где сходятся меридианы» - награжден Дипломом Первой степени «За лучшую телевизионную хроникально-документальную работу», а ленты «Тайны чертова куста» и «Мы из Спасска» - награждены почетными грамотами Союза кинематографистов СССР.

Тогда же, впервые была отмечена работа звукооператора Олега Канищева Дипломом «За лучшее звуковое решение» Союза кинематографистов СССР.

«В условиях прямого эфира и «натурального хозяйства»  телеорганизаций отсутствовал обмен программами) в 60-е годы телефильм был, пожалуй, единственным видом творчества, по характеру которого судили об уровне работы тележурналистов того или иного телерадиокомитета. Фильм создавался на долговечной основе и нес своеобразную печать времени» (Ткачев В.А. Синяя птица телевидения: Страницы истории. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997. - С. 96).

«Владивостокский почерк телевизионной журналистики, как и почерк лучших работ отечественного телевизионного кинематографа, с самого начала отличался личностным характером, стремлением авторов постигнуть течение мысли героев. В телефильмах С. Зеликина о водителе троллейбуса («Шинов и другие»), В. Ротенберга - о сталеваре («Нурулла Базетов»), А. Габриловича и Д. Оганяна («Альфа и омега»), И. Беляева («Сахалинский характер»), созданных во второй половине 60-х годов, бросались в глаза не только внешние признаки живого телевидения, но, что важнее, их глубинные проявления - одновременность выражения эмоции и схватывания ее объективом камеры, фиксация мысли и действия в момент их рождения - все эти возможности «живой» телепередачи широко используются телефильмом» (Ткачев В.А. Синяя птица телевидения: Страницы истории. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997. - С. 96). Постепенно накапливался опыт работы над телевизионным фильмом, совершенствовалась его эстетическая природа и, что немаловажно для того времени, пропагандистская мощь. «Опыта не было никакого, и все, что делалось, сразу становилось школой - широко признанной ныне приморской школой телевидения, через которую прошли впоследствии десятки, если не сотни специалистов» (Там же. Максименко Б. Приморскому телевидению - 40 лет // Владивосток. - 1995. - 28 июля).

Многое сделали дальтелефильмовцы для развития и упорядочения телевизионного фильмопроизводства,  его продуманной художественной организации, становлении, производственно-технической базы, роста творческих кадров.

Прошедший в 1965 году смотр показал, что у владивостокских кинодокументалистов огромный потенциал, который они успешно использовали и развивали.

Впереди были всевозможные телефестивали в Киеве, Баку, Минске, Тбилиси, Ленинграде, Риге, Ташкенте, Алма-Ате, в самом Владивостоке и т.д. на которых работа приморских документалистов всегда была заметным явлением. Картины «Дальтелефильма» участвовали почти во всех Международных и Всесоюзных фестивалях «Человек и море» и Всесоюзных фестивалях телевизионных фильмов, и с каждого фестиваля ленты студии привозили различные призы.

В 1966 году впервые в истории советского телевидения в Киеве был поведен Всесоюзный фестиваль телефильмов - игровых, музыкальных, и других. Фильм «Дорога легла за экватор» (автор М. Избенко, О. Канищев, В. Якимов, режиссер О. Канищев, оператор П. Якимов, звукооператор О. Канищев) - о китобойной флотилии «Советская Россия», получил Главный приз и Диплом Первой степени «За лучший фильм-репортаж».

«Особенностью этой картины было и то, что впервые в практике телевизионного документального кино в трехчастевой картине не было авторского текста. Вся картина была озвучена натуральными шумами, с минимальным количеством музыкального сопровождения, все реплики были озвучены в ток-ателье. В период, когда в документальном кино практически не было синхронных съемок, этот творческий прием производил впечатление естественной репортажной синхронной съемки» (Из материалов архива Канищева О.А.).

«Отказавшись от дикторского текста, режиссер О. Канищев в фильме «Дорога легла за экватор» создал своеобразную звуковую атмосферу, построенную целиком на документальных записях. Взволнованные голоса радистов, короткие слова приказов, различные шумы, (крики чаек, скрип лодок, звуки разделываемой китовой туши) придают рассказу о китобоях особую достоверность. Удачное звуковое решение во многом способствовало успеху фильма. Он выгодно отличается от иных многословных телеочерков, где нередко выразительные операторские съемки бывают убиты приторно-елейным или парадно-казеным дикторским текстом» (Ульянова М. Состязание в творчестве // Советское радио и телевидение. - 1966. - август (№8).).

Фильм «Дорога легла за экватор» получил также Главный приз «Янтарный парус» и Диплом Первой степени на Первом Всесоюзном фестивале «Человек и море», Главный приз «Янтарный лосось» и Диплом Первой степени на Первом Международном фестивале «Человек и море», Диплом Первой степени «За лучший короткометражный фильм» Второго зонального фестиваля в городе Иркутске.

В июле 1967 года, во Владивостоке состоялся Второй Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов под девизом «Человек и море». Фильм «Край рыбацкий» (автор Г. Мокренок, Е. Рябко, Л. Смонарь, режиссер А.Масленников, Е. Рябко, оператор Б. Колобов, В. Рещук, В. Тимош, звукооператор В. Лихачев) -о полувековой истории развития рыбацкого промысла на Дальнем Востоке был награжден Главным призом «Золотой краб» и Дипломом Первой степени.

В 1968 году полнометражный фильм-портрет о первой в мире женщине-капитане А.И. Щетининой «Анна Ивановна» (автор сценария О. Канищев, К. Шацков, режиссер О. Канищев, операторы П. Якимов, звукооператор В. Лихачев, О. Степанова), при съемках которого, киногруппа осуществила кругосветное путешествие от Владивостока через Тихий, Индийский, Атлантический океаны, Средиземное и Черное моря, был удостоен Главного приза «Серебряная сеть» на Третьем Всесоюзном фестивале «Человек и море» в городе Риге. Диплома и Приза на Третьем Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Ленинграде.

«К достоинствам владивостокского фильма надо отнести то, что, рассказывая о первой женщине-капитане, Анне Ивановне Щетининой, режиссер О. Канищев не ограничился фактами ее биографии, а в многочисленных ретроспекциях, путем монтажа документальных кадров из киноархивов, пытался раскрыть особенности времени, в котором проходила молодость героини, вырабатывались свойственные ей высокие моральные качества. Это вполне образно и убедительно» (Кладо Н. Человек и море // Советская Латвия. - 1968. - 24 июля.).

В 1969 году была создана лента «Полтора часа до объятий» (автор сценария Ю. Леонов, режиссеры О. Канищев, Е. Рябков, операторы М. Рыжов, Ю. Михлик, Б. Колобов, П. Якимов) - фильм-репортаж о встрече китобойной флотилии «Советская Россия» во Владивостоке. Фильм был удостоен приза «Хрустальный кубок» и Диплома  Первой степени «За лучшую режиссуру документального фильма» Союза кинематографистов СССР на Четвертом Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Минске. Награжден Главным призом «Трезубец Нептуна» на Шестом Всесоюзном фестивале «Человек и море» в Клайпеде, Главным призом «Янтарная волна» и Дипломом Первой степени на Пятом Международном фестивале «Человек и море» в Риге.

«Нужно подчеркнуть зрелую режиссуру и в первую очередь работу Олега Канищева, хорошо известного по прежним работам, когда проявились его музыкально-ритмические способности и умение мыслить звукозрительными монтажными образами. В рассматриваемом эпизоде авторы далеко поднялись над обычной хроникой, информацией о событии. Они создали новый эмоциональный образ встречи людей на документальном материале. Это большая творческая удача.

Женщина с девочкой, упорно идущая под дождем, и корабль, преодолевающий разбушевавшиеся волны, с грохотом опускающийся якорь, и сдвинутые бокалы с шампанским - эти и многие другие монтажные стыки создают эмоциональный настрой картины и свидетельствуют о точном режиссерском мышлении. Фонограмма тоже отличается продуманностью. Полночный бой часов кремлевской башни в утреннем Владивостоке, звуки города, реплики в толпе на берегу - все это создает своеобразный колорит и помогает режиссерам выстроить единое, цельное зрелище. Дикторский текст был бы здесь неуместен. Во всяком случае, авторы сумели это доказать» (Юровский А.Я. Материалы с Шестого Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов «Человек и море». 1969 год.).

Лента была растиражирована по всем студиям страны, и куплена двадцатью зарубежными телекомпаниями. После этого фильма Олег Канищев первым среди телекинорежиссеров Дальнего Востока в 1969 году получил билет члена Союза кинематографистов СССР.

С Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в городе Калининграде в августе 1974 года фильм «Морская пехота» из серии «На земле, в небесах и на море» (автор сценария и режиссер О. Канищев, оператор В. Гребенюк, П. Якимов) привез Главный приз фестиваля «Янтарное ожерелье».

Программа телевизионных фильмов, в которую входили ленты «Дальтелефильма»: «Морская пехота», «Дрейфующий остров» - о том, как в трудных условиях высокоширотного рейса была доставлена на льдину станция «СП-22», «На траверзе мыса Эримо» (автор сценария В. Пушкин, режиссер В. Патрушев, оператор В. Жлоба) - знакомит с рыбаками траулера «Пропагандист», с их трудной, повседневной работой, получила приз на Всесоюзном фестивале «Человек и море».

Своеобразие положения Приморья, занимающего важное место в осуществлении экономических, научно-технических и культурных связей нашей страны с государствами тихоокеанского бассейна, его международные связи, частые контакты многих тысяч приморцев, постоянным местом работы которых является океан, с зарубежными странами, обусловили инициативу краевого комитета партии, поддержанную Государственным

комитетом по телевидению радиовещанию, о провидении во Владивостоке Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов под девизом «Наш советский образ жизни».

Первый Всесоюзный фестиваль «Наш советский образ жизни» состоялся в июле 1975 года. Программа фильмов студии «Дальтелефильм» была удостоена приза.

Через четыре года в июле 1979 года во Владивостоке состоялся Второй Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов под девизом «Наш советский  образ жизни», на котором программа фильмов студии «Дальтелефильм» уже была удостоена Главного приза.

«Фестиваль оказал благотворное влияние на улучшение качества наших телепрограмм,  на расширение творческого диапазона и  повышение квалификации сотрудников комитета. Если раньше в работах «Дальтелефильма» много внимания уделялось внешней стороне, экзотическому изобразительному ряду, то сейчас авторы стали более пристально всматриваться в духовный мир, в нравственные качества героев своих лент. Наши телефильмы показывают, как на Дальнем Востоке, в условиях, требующих порой от человека максимальной самоотдачи, проявляются лучшие черты характера советского человека оллективизм, патриотизм, искренность души, постоянная готовность к защите Социалистического Отечества» (Ткачев В. Воспитывать патриотов-интернационалистов // Информационный сборник. - 1985. -Выпуск 1 (16). - М.: Типография ГТРК.). Они рассказывают, как Приморье, отделенное от центра страны тысячами километров, живет в едином ритме со всем нашим многонациональным государством.

            Но фильмы создавались не только для участия в фестивалях, и не только для просмотра их членами жюри и коллегами по киноделу. Для жителей Владивостока регулярно проводились фестивали и ретроспективные показы фильмов, созданных на студии. В кинотеатрах города, где проводились просмотры, зрители имели возможность встретиться с режиссерами и операторами «Дальтелефильма». Фестивали и просмотры рассматривались как ответственный творческий отчет, и всегда ждали непосредственных суждений зрителя о работах студии (Мамонтов В. Дальтелефильм: лицом к человеку // Красное Знамя. - 1980. - 1 августа.).

           Возврат в начало

Hosted by uCoz