Киногруппа.

 

1957 - год дальнейшего роста телевидения Приморья. Коллектив студийных работников и телецентра, окрепнув, стал решать более сложные творческие задачи. В этом году при студии была образована киносъемочная группа.

Вначале съемки были ограничены пределами студии. Рождение собственного телевизионного кинопроизводства, позволившего выйти за ее границы, состоялось 1 мая 1957 года, когда удалось снять репортаж о параде кораблей и демонстрации трудящихся. Это был переломный момент в истории приморской тележурналистики.

Организация собственных киносъемок - результат кропотливой работы опять же группы энтузиастов-кинолюбителей студии.

В то время не было ни специалистов, ни помещений, ни нужной аппаратуры. Все нужно было начинать с нуля. Кинокамеру КС 50-Б взяли «взаймы» в Дальневосточном филиале Академии Наук СССР, в ТИНРО (Тихоокеанский институт рыбного хозяйства и океанографии), в подвале здания телерадиостудии оборудовали цех обработки пленки. «Оборудовали» - громко сказано. Смастерили барабан для сушки пленки, а проявлялась и закреплялась она в приспособленных для этой цели емкостях из-под аккумуляторных батарей подводных лодок» (Ткачев В.А. Синяя птица телевидения: Страницы истории. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997. - С.).  Все остальное тоже сделали самостоятельно - баки для проявки пленки, барабаны для ее просушки, монтажную корзину,  все было впервые - и подготовка, и ход работ, и кинопробы.

Первую съемку решили провести во время праздничной демонстрации. Первого мая 1957 года во Владивостоке. Старший оператор студии Анатолий Вергун, ответственный редактор политвещания Валентин Ткачев, режиссер Альберт Масленников и осветитель студии Иван Тимош распределили между собой обязанности, составили подробный план предстоящей работы.

«Первый день киносъемок стал всеобщим праздником. К небольшой группе участников съемок подключился почти весь коллектив. Попеременно стояли работники студии у сушильных барабанов, вращая ручки с драгоценным негативным изображением. Монтаж велся в помещении бухгалтерии». (Из воспоминаний Шварца П.И. - Материалы по истории Приморского краевого комитета по телевидению и радиовещанию. Владивосток. 1981.).

Благодаря изобретению старшего инженера телецентра Виктора Назаренко, смонтировавшего блок для демонстрации негативного изображения, вечером в тот же день приморцы увидели на экранах своих телевизоров репортаж о праздновании Первого мая во Владивостоке. В пятнадцатиминутную передачу, целиком, построенную на собственных киносъемках, были включены основные моменты праздника - парад Тихоокеанского флота, частей Владивостокского гарнизона, демонстрация трудящихся города.

«Первый раз владивостокцы увидели на экранах своих телевизоров скромную, четкую надпись: «Празднование Первого мая во Владивостоке, съемки Владивостокского студии телевидения». Теперь такие надписи не вызывают всеобщего восторга, но в то время телефонные звонки не давали покоя - люди просили повторить выпуск, благодарили за успех, поздравляли с победой» (Из воспоминаний Шварца П.И. - Материалы по истории Приморского краевого комитета по телевидению и радиовещанию. Владивосток. 1981.).

Первая кинопопытка вдохновила, вселила уверенность и заставила искать новые формы, новые возможности для собственного кинопроизводства.

Деятельность киногруппы расширялась с каждым днем. С этих пор киносъемки событий, происходивших в городе и крае, прочно вошли в быт телевидения. До конца года удалось осуществить двадцать пять передач: «Червонная зоря», кинорепортаж «На передовой шахте Артема», «Рассказ о юных мичуринцах Приморья», «Приморские китобои».

           В октябре 1959 года по инициативе Альберта Евгеньевича Масленникова в интендантской службе ТОФа был приобретен аппарат оптической записи по системе профессора П.Г.Тагера - ЗК-1М.  В том же месяце на Владивостокскую студию телевидения по разнарядке Госкомитета приехал выпускник звукооператорского отделения Ленинградского института киноинженеров О.А.Канищев. Теперь впору можно было подумать и о создании звукового фильмопроизводства. Первый звуковой документальный фильм «Дальзаводцы», объемом всего в одну часть (10минут) снимался в апреле-мае 1960 года и был посвящен коллективу прославленного приморского флагмана судостроения.

К началу 1958 года годовой объем вещания Владивостокской студии уже составлял 780 часов, в 1959 году 825 часов, из них студийного вещания - 190 часов. Вещание шло все дни недели, кроме четверга, объем собственных киносъемок в 1959 году достигал 14 часов.

Еще больший размах получило телевидение в 1960-61 годах. Вступила в строй новая телевизионная передающая станция мощностью в 5 киловатт, на сопке Орлиное гнездо сооружена новая антенная башня высотой 182 метра.

Дальность уверенного приема телевизионных передач возросла вдвое и достигла 120 км. В Находке, Уссурийске, Партизанске, построены ретрансляционные станции, началось строительство таких станций в Спасске, Арсеньеве, Хороле.

Стремительно  растет  объем  вещания  Владивостокский  студии телевидения - в 1960 году он составляет 1195 часов, в том числе собственно студийного вещания - 430, в 1961 году - 1465 часов. Передачи ведутся ежедневно по три с половиной - четыре часа, введены уже две дневные передачи.

Решением Государственного Комитета по радиовещанию и телевидению Владивостокская студия телевидения, как наиболее развитая и перспективная, утверждена базовой студией для Дальнего Востока.

Значительно возрос объем собственных киносъемок. В 1960 году он равнялся 26 часам, было снято несколько сот киносюжетов на местные темы, часть их прошла по обменному фонду в других студиях страны. Студия телевидения имеет в своем распоряжении хорошую киносъемочную аппаратуру, в том числе синхронную, автомашины для киносъемок. В этом же году киногруппой Владивостокской студии телевидения был созданы первые звуковые документальные фильмы, собственного производства, озвученные на Владивостокской студии телевидения: «Дальзаводцы» (автор - В.Ткачев, режиссер Альберт Масленников, ассистент режиссера Юрий Шепшелевич, оператор Виктор Кузнецов, звукооператор и музыкальный оформитель Олег Канищев) и «Город на Тихом океане» (к 100-летию Владивостока) - первая работа приморских кинодокументалистов, показанная по Центральное телевидению  (авторы Г. Громов, В. Ткачев режиссер А. Масленников, ассистент режиссера Ю. Шепшелевич, оператор И. Тимош, звукооператоры О. Канищев, В. Лелеков).

«Впервые была записана и проявлена оптическая фонограмма в условиях кустарного тонателье и проявочного цеха. Запись оптической фонограммы, как я упоминал,  проводили на студийном аппарате марки «ЗК-1М производства «Ленкинап». В то время  этот аппарат на профессиональных студиях входил в комплект записи и перезаписи звука – КЗУС-3, но в киногруппе Владивостокской студии в связи с отсутствием других сопутствующих устройств комплекта, пришлось поменять технологическую цепочку. Все предварительные магнитные записи и перезаписи проводились не синхронно с изображением, и только  в окончательном варианте изображение подгонялось под готовую фонограмму. В общем, это было похоже на то, как снимают анимационные фильмы под готовую фонограмму. Большую помощь в настройке «ЗК-1 М» оказал главный инженер Дальневосточной студии кинохроники города Хабаровска Владимир Малинский. Монтаж ленты и звук осуществлялся на «Мавиоле», которая издавала при просмотре пленки треск, похожий на пулеметную очередь и безбожно рвала  киноленту» (Из материалов архива Канищева О.А.).

Рассказывая   о  развитии  телевизионного  кинопроизводства во   Владивостоке в этот период, постоянно придется упоминать слово «впервые».

В 1961 году впервые режиссер Юрий Шепшелевич ввел в документально ткань фильма игровые элементы постановочного кино - фильм «Полный вперед», (автор В. Бусыгин, режиссер Ю. Шепшелевич, оператор А. Дорохов)

звукооператор и музыкальный оформитель О. Канищев) - о создании пионерской флотилии во Владивостоке.

Через год, впервые был снят фильм-концерт об артистах самодеятельности «Ребята настоящие» (автор-режиссер Ю. Шепшелевич, оператор А. Дорохов, звукооператор О. Канищев, В. Лелеков). «Впервые съемки велись под фонограмму, заранее записанную методом «раздельной записи». На студии впервые  появился  звукомонтажный  стол  и  комплект  стационарной звукозаписывающей аппаратуры КЗМ-6» (Из материалов архива Канищева О.А.).

Еще через год был создан фильм, которому впервые предшествовала экспедиция киногруппы в открытое море, - кинолента «Попутного ветра» (автор-режиссер Л. Сафрошин, оператор В. Кузнецов, звукооператор и музыкальный оформитель О. Канищев).

В 1964 году впервые был поставлен художественный игровой фильм «Кирказон» по рассказу О. Щербаковского «Охотники за растениями» (автор-режиссер А. Масленников, оператор В. Кузнецов, звукооператор В. Лелеков).

В октябре 1964 года, впервые была показана в Москве телевизионная программа Владивостокской студии телевидения. В нее входили фильм «У самого Тихого» - о дальневосточном экономическом районе (авторы П. Шварц, С. Юрченко, режиссер А. Масленников, операторы В. Кузнецов, И. Тимош), концерт детского хореографического ансамбля «Мы из Спасска» (авторы К. Анинкова, Ю. Шепшелевич, режиссер Ю. Шепшелевич, оператор А. Дорохов), кинопортрет   «Хозяйка  гавани»   (сценарий   Б. Лившица, режиссер Ю. Шепшелевич) - об известной крановщице Находкинского порта Марии Поповой, дальневосточный альманах.

В этом же году в строй вошло новое здание под телецентр и студию, рождается телекомплекс «Дальтелефильм» (Материалы по истории Приморского краевого комитета по телевидению и радиовещанию. Владивосток. 1981.).

 

Возврат в начало

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz