РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу студентки VI курса заочного отделения факультета журналистики ДВГУ

Цымбаленко Натальи Александровны.

«ДАЛЬТЕЛЕФИЛЬМ»

КАК ОСНОВА ТЕЛЕВИЗИОННОГО КИНОПРОИЗВОДСТВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ.

Главное на что я хотел обратить внимание членов Государственной экзаменационной комиссии: на ваш суд выносится фундаментальная работа, первое и пока единственное в своем роде, исследование по истории одной из лучших студий телевизионного кино в нашей стране - «Дальтелефильма». Видно, наступило время «собирать камни» и обобщать поучительный опыт организации, которая усилиями энтузиастов так славно начинала свой созидательный путь, и усилиями уже других «энтузиастов» завершила свою стезю «на обломках самовластья». Сегодня только и осталось, что написать имена, Отчизне посвятивших «души прекрасные порывы».

 Хочу поблагодарить кафедру «Телевидения» за то, что включили в список дипломных работ исследование о студии «Дальтелефильм», за то, что поручили разработку этой темы Наталье Александровне Цымбаленко.     В дипломной работе молодого журналиста, только начинающего свою колею в творчестве, как в капле воды, сфокусирована вечная мудрость:

прежде чем приступить к ремеслу, изучи его предысторию, чтобы не наступать  на грабли, не изобретать велосипед,  не повторять мировоззренческих ошибок. Человек должен ощущать свои корни, сознавать свою связь с прошлым. И безошибочно утверждает автор дипломной работы, «что интерес к «документу» никогда не иссякнет - это, пожалуй, и подтверждает актуальность выбранной темы».

   Хронологические рамки исследования: 1951 - 1994 гг. Поднять такой исторический пласт, прополоть его и засеять - работа не из легких. Автор в первой главе рассматривает причины появления телевизионных фильмов и их роль в телевизионном вещании. Эта тема хорошо разработана в теоретических трудах отечественных искусствоведов: А. Юровского, С. Багирова, С. Муратова, Р. Ильина, А. Руденко. И автору оставалось только обобщить основные причины возникновения телекино и его эстетику. Все  положения, указанные в этом разделе верны и хорошо знакомы практикам моего поколения. На мой взгляд, их можно было изложить более лапидарно.

Вторая глава собственно и посвящена студии «Дальтелефильм». Это наиболее интересная и содержательная часть диплома. Первый параграф воссоздает историческую картину появления телевизионного вещания и телевизионного кинопроизводства во Владивостоке. Второй параграф рассказывает о деятельности студии «Дальтелефильм», о людях, которые служили на ДТФ, о фильмах, которые там создавались. Я и сам - «обломок этой империи». В 1959 году после окончания ЛИКИ, приехав по распределению на Владивостокскую студию телевидения, начинал освоение первых «звуковых» фильмов в киногруппе студии. А в мае месяце 1995 года фильмом «В тот день закончилась война» завершил существование «Дальтелефильма» и, спустив флаг ДТФ, последним сошел на берег с утонувшего корабля.

Многое, о чем  пишет автор, уже забылось, многое - я вообще не знал. Сегодня я и сам с удовольствием расспросил бы своих коллег о подробностях давно канувших в Лету событий телерадиокомитета, а, следовательно, общественной и политической жизни Приморского края, где сложилась моя судьба. Но, увы... «иных уж нет, а те далече...» Тем ценнее для меня представленное эссе.

Честно скажу, я с интересом читал дипломную работу Натальи Цымбаленко не только как научную статью, но и как очерк о судьбе целого поколения моих современников.

К этому следует добавить, что сюжетно работа выполнено грамотно. Соразмерены отдельные композиционные части диплома. Чувствуется, что автор знаком с методикой работы над научными первоисточниками, хорошо владеет  профессиональной  терминологией.   Тексты  диплома   не «захламлены» наукообразным письмом. Причины и следствия того или иного события в истории «Дальтелефильма», может быть, не очень глубоко  (особенно в части «падения» студии), и четко обозначены.

Простите, пожалуйста, в последних строчках своей эпистолы я хотел бы  поделиться  своими  мыслями  о  первопричине  исчезновения «Дальтелефильма». Все решают люди - они причина и следствие всех дел на  земле. Не будь С.В. Юрченко - не было бы «Дальтелефильма» (это абсолютно точно).

Не будь Б.В. Максименко - возможно, «Дальтелефильм» продолжал бы жить.

Дело не в дорогостоящем «мокром» процессе изготовления фильма, а в карамазовщине, которая захлестнула души первых руководителей ТГТРКа «Владивосток». Фильм можно снимать и консервной банкой, и проявлять негатив в бачках и ездить на съемки на газогенераторном Зис-5 «времен очаковских и покорения Крыма». Дело в том, что фильм - это высший пилотаж полета, а наши современные «Икары» летать в облаках не хотят. Лучше ездить на джипах по твердой земле.

Считаю,  что   представленная  дипломная   работа   Натальи Александровны Цымбаленко заслуживает всяческих похвал и высокой оценки. Хотелось, чтобы ее издали, хотя бы кустарным способом и небольшим тиражом, в назидание потомкам.

И последнее. В юбилейный год А.С. Пушкина хотелось бы напомнить крылатые слова поэта: «Неуважение к предкам - есть первый признак дикости и безнравственности».

Спасибо за внимание.

Олег Канищев,

                 бывший кинорежиссер

          бывшей студии «Дальтелефильм»,

    член Союза кинематографистов

и Гильдии кинорежиссеров России,

лауреат премии Приморского Комсомола, 

заслуженный работник культуры России.

 

 

 

Hosted by uCoz