ВСТУПЛЕНИЕ

 

Среди средств массовой информации телевидение обладает сильнейшим воздействием на человека и общество - эмоциональным, идеологическим и т.д. Соединяя в себе способность радио - по определению Ленина «газеты без бумаги и расстояний» - проникать в любой уголок земли и зрелищность кинематографа, телевидение прочно заняло свою нишу в человеческой жизни и насчитывает многомиллионную аудиторию.

Ежедневно рассказывая о событиях   политической, общественной, экономической, культурной жизни, телевидение выполняет множество функций:

информирует, воспитывает, развлекает, обучает. Оно не только служит как распространитель произведений кино, театра, музыки, литературы, но и выступает как создатель оригинальных телевизионных сообщений.

В арсенале телевизионных журналистов множество средств, но все многообразие форм и видов - общественно-политические, культурно-просветительские, новостийные, развлекательные передачи, да и многое другое, представляют собой лишь части, сегменты общего целого - телевизионной программы, которая и является «формой существования телевидения» (Юровский А. Я. История советской телевизионной журналистики. - Издательство московского университета, 1982. - С.192).

Особое место, по силе своего эмоционального воздействия, в цепочке составляющей телевизионную программу,  занимает телевизионный фильм. Фильм созданный по законам кинематографа, но рассчитанный на показ в ряду других передач и учитывающий контекст всей программы. К тому же телевизионный фильм, особенно документальный, зачастую использует методы присущие другим телевизионным передачам - интервью, комментарий, репортажные фрагменты.

Телевидение, развивая публицистические жанры, не могло обойтись без создания и развития телевизионного фильма. В 1968 году при Гостелерадио СССР было организовано творческое объединение «Экран». Крупнейшая базовая киностудия страны по созданию телевизионных фильмов - игровых, документальных, научно-популярных, мультипликационных.

В этом же году во Владивостоке для создания телевизионных документальных лент о жизни дальневосточников была учреждена студия «Дальтелефильм». Студия - единственная на весь Дальний Восток - десятки тысяч километров от Приамурья до Камчатки и Курил на востоке, до Магаданской области - на севере. За годы существования студии было создано 393 ленты (информация по данным архива Канищева О.А.)   - «многотомная» хроника преобразования нашей земли. Кинолетопись Дальнего Востока создавали режиссеры А. Масленников, Ю. Шепшелевич, О. Канищев, К. Шацков, Л. Сафрошин, В. Патрушев, кинооператоры В. Рещук, Б. Колобов, П. Якимов, звукорежиссеры В. Лелеков, В. Лихачев, Е.Федорец, В. Кириллов, Н. Тимофеева, организаторы творческого и производственного процессов С. Юрченко, В. Ткачев, П. Шварц и др.

Работы приморских документалистов неоднократно отмечались не только на региональных, но и на российских, всесоюзных и международных фестивалях киноискусства. Такие документальные картины, как «Полтора часа до объятий», «Там, где сходятся меридианы», «Дорога легла за экватор», «Анна Ивановна», «О диких оленях и пастухе Кармазине», серия «На земле, в небесах и на море», фильмы «Размышление по поводу», «Остров в океане», «Рыбачки» «Найди себя», «На траверзе мыса Эримо»,  ленты «Здравствуй, мама», «Океан», «Игры с медведем», «Человек, который сломал радугу»,», «Транссиб. Начало пути», «Встречь солнцу» и многие другие получили высокую оценку зрителей и отмечены многими внутрисоюзными и международными жюри, а фильмы «Нулевой цикл», «Зависит от нас самих», «Шестой фактор», «Формула успеха», «Большому кораблю» удостоены медалей ВДНХ.

Но помимо ведения документальной летописи, «Дальтелефильм» выполнял и еще несколько функций.

В период черно-белого производства телевизионных фильмов на студии было свое предприятие, тиражировавшее телевизионные ленты, изготовленные телестудиями Дальнего Востока и Сибири для региональных комитетов по телевидению и радиовещанию.

«Дальтелефильм» был единственной киностудией на территории от Новосибирска до Владивостока, поэтому студия оказывала творческую и техническую помощь киногруппам, находящимся в областных и краевых центрах Дальнего Востока, кинолюбительским организациям, а также съемочным группам «Мосфильма», Центральной студии документальных фильмов и т.д., приезжавших для съемок своих фильмов на Дальний Восток.

Все это позволяет говорить о «Дальтелефильме как об основе телевизионного кинопроизводства на Дальнем Востоке.

Деятельность киностудии «Дальтелефильм» и является предметом исследования данной дипломной работы.

«Дальтелефильм» был связующим звеном Приморского комитета по телевидению и радиовещанию, всего Дальнего Востока с телестудиями страны и

с миллионами телезрителей. Творчество сотрудников киностудии оказало влияние на профессиональное мастерство журналистов, режиссеров, операторов Владивостокской студии телевидения.

К сожалению, в 1994 году «Дальтелефильм» прекратил свое существование. Экономические и политические процессы, проходящие в стране с 1985 года, катастрофически сказываются на многих областях человеческой деятельности, но, что ужаснее всего, в первую очередь на сферах культуры и искусства. В начале 90-х, заговорили о том, что возникла реальная угроза потерять весь российский кинематограф, поскольку практически прекращено фильмопроизводство. К концу десятилетия кино понемногу возрождается. Вполне реально, что со временем, восстановится и телевизионный кинематограф, тем более что игровое кино сейчас снимают (из последних произведений взять хотя бы популярный сериал «Улицы разбитых фонарей»). Документальные, научно-популярные телевизионные фильмы еще большая редкость, но все условия для дальнейшего развития телевизионного кино есть - накоплен колоссальный опыт работы, не растеряны еще полностью люди, что создавали кино, а главное есть большое желание продолжить интереснейшую работу, тем более что интерес к «документу» никогда не иссекает - это, пожалуй, и подтверждает актуальность выбранной темы дипломной работы.

Учитывая все вышеизложенное, а особенно то, что материалов о «Дальтелефильме» очень мало - архивы разобщены, и зачастую утеряны, а каких-либо научных работ о студии вообще нет, пред дипломным сочинением ставится цель изучить и, насколько это, возможно, воссоздать картину появления и   развития   телевизионного   кинематографа   на   Дальнем   Востоке, проанализировать опыт работы студии «Дальтелефильм».

Второй параграф рассказывает о деятельности студии «Дальтелефильм», о людях, которые работали на студии, о фильмах, которые там создавались. Дипломная работа написана с использованием опыта и знаний ведущих журналистов и кинематографистов страны. Изучены мнения, касающиеся выбранной темы, таких известных личностей, как А. Юровский, А. Медведкин, Р. Кармен, В. Ткачев, и другие. Помимо учебной и научной литературы большую помощь оказали и материалы периодической печати. Например, поскольку довольно сложно просмотреть все картины «Дальтелефильма», представления о многих фильмах получены с помощью рецензий известных дальневосточных критиков.

Неоценимы и воспоминания дальтелефильмовцев, без которых работа не могла бы считаться выполненной: Олега Александровича Канищева, Владимира Григорьевича Патрушева, Любовь Федоровны Шор.

Возврат в начало

Hosted by uCoz