ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, отметим, что за годы своего существования студия внесла неоценимый вклад в культурную и общественно-политическую жизнь Приморского края, да и всего Дальнего Востока.

Просматривая «подшивку» картин, кажется, будто листаешь многотомную хрестоматию по истории преобразования этой земли. В разнообразной и содержательной кинопрограмме четко прослеживается стремление создать обобщенный образ края, передать его неповторимость.

Дальтелефильмовцами   была  создана  своя   собственная   школа документального кино, школа звукооператорского искусства - одна из лучших в стране. На «Дальтелефильме» одними из первых стали вплотную работать со звуком, не просто несущем чисто функциональное значение, а создающем звуковые образы. Произошло это, скорее всего потому, что многие режиссеры - Юрий Шепшелевич, Олег Канищев, Валентин Лихачев - приходили в телевизионное кино из звукооператоров и принесли с собой «культуру звука».

В качестве примера, можно привести следующую цитату: «На смотре много говорилось о музыкальном оформлении телефильмов и отмечалось, что большинство из показанных страдает недостатком - серая и невыразительная музыка, в лучшем случае служит фоном событий, а не активным, эмоциональным и выразительным средством воплощения мысли на экране. Именно поэтому, отрадно для нас, что работы О. Канищева, режиссера Владивостокской студии телевидения, были отмечены единодушным решением жюри - Дипломом «За лучшее музыкальное оформление фильмов». Действительно, звукорежиссерский почерк Канищева, во многом выгодно отличается от всех работ, которые нам  пришлось увидеть и услышать» (Смонарь Л. Время творческих поисков // Красное Знамя. - 1967. - 1 июля.).

У нашей дальневосточной школы есть и ученики, разъехавшиеся по всему бывшему Советскому Союзу: Сергей Урусов - работает звукооператором на киностудии «Мосфильм», в Риге - Айвар Риекстинш, и так далее. Кроме того, в Москве кинорежиссером работает И. Чулков, в Новосибирске В. Соломин, С. Волошина возглавляла «Лентелефильм».

Все это не могло уйти бесследно, не оказывая влияния на программы Приморского телевидения в целом. А значит можно говорить о том, что «Дальтелефильм» случил своеобразным эталоном качества Краевого Комитета по телевидению и радиовещанию.

Каждая картина студни была снята и сделана на высоком профессиональном уровне. О работе Приморского телевидения судили по многочисленным призам, завоеванными лентами «Дальтелефильма» на всевозможных фестивалях. А значит, журналисты Приморского телевидения не могли себе позволить делать что-то спустя рукава. Волей неволей, студия заставляла их держать марку.

«Дальтелефильм» по праву входил в пятерку лучших киностудий России.

В СССР киностудии по созданию телевизионных фильмов - игровых, документальных, научно популярных, мультипликационных были построены во всех союзных республиках. В РСФСР не считая «Экрана», существовали еще три крупных киностудии - в Ленинграде, в Новосибирске, и во Владивостоке - «Дальтелефильм». Причем «Дальтелефильм» был единственной киностудией на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Он оказывал шефскую помощь киногруппам  Магаданской области, Сахалинской области, Камчатской области, Хабаровского края, Амурской области, Читинской области.

Во всех областных и краевых центрах существовали собственные съемочные   группы   -   корреспондентские   пункты,   обеспечивающие документальными кадрами вещание Центрального телевидения. Но поскольку в журналистику приходят люди творческие и амбициозные, они тоже хотели делать нечто более серьезное, чем просто снимать хронику. Энтузиасты телевизионного кино на Дальнем Востоке: на Сахалине - оператор Владимир Привезенцев - на Первом Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов его фильм «Южный — город вьюжный» (Южно-Сахалинской студии телевидения), смонтированный и озвученный на «Дальтелефильме», получил награду за лучшую авторскую операторскую работу, на Камчатке - операторы Сергей Верченко, Владимир Иванченко, режиссер Валерий Горбиков, композитор и звукооператор Иван Пузанов, в Магадане - оператор Виталий Пупышев, собирали материал, под рождавшийся у них замысел. Но поскольку у них не было ни возможности выполнять весь цикл фильмопроизводства, ни достаточного опыта для столь сложного творческого процесса, создавали свои фильмы - проявляли, монтировали, озвучивали   - на базе киностудии «Дальтелефильм».

Немаловажную роль играло и то, что «Дальтелефильм» был ближайшей к ним студией.

«Дальтелефильм» потому и являлся базовой киностудией производства телевизионных фильмов на Дальнем Востоке, что, будучи единственной киностудией в этом регионе, и производя собственные фильмы, оказывал в то же время помощь - творческую и техническую - региональным киногруппам.

Помимо помощи киногруппам, «Дальтелефильм» уделял внимание и кинолюбительству, с каждым годом все шире развивающемуся в крае. Сотни кинолюбителей обращались с просьбой оказать профессиональную помощь и всегда находили поддержку. Технической база производства фильмов, квалифицированные кадры киноработников помогли сделать киностудию хорошей базой и для развития кинолюбительства в Приморье.

К сожалению, кино, даже телевизионное, в России без государственной поддержке невозможно. А «Дальтелефильм» был весьма дорогостоящим производством, требующим многих затрат, и это было одной из причин его закрытия.

С прекращением деятельности киностудии нанесен непоправимый ущерб Дальневосточному телевидению. Исчезло предприятие, зарабатывающее славу Приморскому Краевому комитету телевидения и радиовещания, ныне Тихоокеанской государственной телерадиокомпании «Владивосток».

Прекратилось телевизионное кинопроизводство на Дальнем Востоке. Прервалась документальная летопись, поскольку материалы, снимаемые на видеопленку журналистами различных приморских телекомпаний, как правило, не сохраняются. Во-первых, из-за дороговизны пленки архивы на телевизионных компаниях не создаются, видеоматериалы стираются. А во-вторых, сама видеопленка плохо сохраняется, со временем размагничивается и изображение теряется.

И на сегодняшний день приморское телевидение лишено возможности создавать полноценные телевизионные кинофильмы.

Возродить «Дальтелефильм», создать его снова на голом месте будет в нынешних условиях невозможно: начисто утрачены технологии, нужны огромные деньги, чтобы заново приобрести аппаратуру. Нет кадров. Из режиссеров во Владивостоке остались трое - Олег Канищев, Владимир Патрушев и Валентин Лихачев.

И самое главное нет молодежи. Если среди операторов на Дальнем Востоке работают Анатолий Петров, Геннадий Шаликов, Владимир Асмирко то молодые режиссеры разъехались по стране.

Но все-таки надежда на то, что телевизионное кинопроизводство вернется на Дальний восток, не угасает. Умом понимаем, что это довольно сложно, но сердцем, хочется верить, что, пусть в других формах, в других масштабах, новые фильмы, созданные дальневосточными мастерами, основывающиеся на бесценном опыте киностудии «Дальтелефильм», будут появляться на телевизионных экранах.

 

Н. А. Цыбаленко

          Возврат в начало

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz