Валерий Соломин

С Валерием Соломиным я познакомился в далеком 1966 году в Киеве на  Первом всесоюзном фестивале телевизионных фильмов. Если мне не изменяет память, его фильм «Алюминий» был отмечен на конкурсе дипломом жюри за операторское мастерство. Во время награждения он подошел и поздравил меня с Призом за фильм «Дорога легла за экватор».  Мы вместе помечтали о совместном творчестве, поскольку Валерий работал на одной из сибирских телестудий, что по меркам Дальнего Востока, практически, рядом.  В течение нескольких лет, встречаясь с ним на различных конкурсах, мы продолжали фантазировать о совместном фильме. В конце концов, в 1969 году Валерий приехал во Владивосток на постоянную работу в должности оператора «Дальтелефильма. Ему дали однокомнатную квартиру в старом фонде.  В это время я собирался в многомесячную экспедицию для съемок полнометражной документальной  ленты «Города и годы» о Транссибирской магистрали. А Валерий приступил  к работе над пятнадцатиминутным научно-популярном фильмом.  Лента должна была рассказать   о разведении пятнистого оленя в парковых условиях  Приморья.  Работал он над картиной долго и тщательно.  Какие-то у него были сложности с автором сценария и редактором. В результате от замысла остался, так называемый, клип с хорошо отснятыми кадрами под звуковой ряд шумов и музыки. На этой картине  звукооператором  трудилась Оля Степанова, молодая женщина замечательных свойств характера и внешности – мой верный помощник и друг. Это была её первая самостоятельная работа. И я рад, что ей удалось создать великолепную звуковую партитуру для фильма.  В апреле 1969 года на 3 Всесоюзном фестивале телефильмов в Ленинграде  картина Соломина «О диких оленях и пастухе Кармазине» получила Приз «За поэтическое воплощение труда и жизни человека» (автор сценария Г.Ковальчук,  режиссер-оператор В.Соломин, звукооператор О.Степанова). Когда через полгода я вернулся во Владивосток, Валерия уже не было. Не знаю почему он после успеха фильма все бросил и уехал в Новосибирск. Возможно, понял, что в условиях нашей студии ему не дадут вольготно месяцами работать над очередной картиной - к тому времени на «Дальтелефильме ввели  всевозможные приказы о лимитах пленки и сроках производства. Во всяком случае, я считаю, что он поступил правильно, сохранив свою индивидуальность.

Последний раз мы встретились с Валерием Соломиным летом 1995 года в Новосибирске. Я привез на печать конечную ленту нашей студии «В тот день закончилась война». По сути, «Дальтелефильма» уже не было целый год, но оставались какие-то лимиты цветной пленки, и меня позвали снять последний фильм на 35мм. Настроение у меня было печальное – я не понимал, чем буду заниматься в ближайшем будущем. Хандра напрочь погасила желание в летние жаркие дни уехать к рукотворному морю в Академгородок к моей бывшей подружке - диктору местного телевидения. Целыми днями я валялся в душной третьеразрядной гостинице, перечитывая кипу газет и журналов. Валерий, узнав, что я в Новосибирске, разыскал меня,  и мы провели несколько (целительных для меня) дней вместе. При встрече, он был удивлен моей лысине, словно по истечению  десятков лет его крупный череп украшала копна волос. И почему-то вспомнил еще, что я был прекрасным партнером в танцах на всевозможных вечеринках. Для меня это было откровением, поскольку  в общих компаниях с девушками и вином мы не встречались. Я побывал на его собственной студии «Сибирь-кино». Даже посидел в тон-ателье за пультом на озвучании его фильма. Затем мы поужинали у него в большой квартире в центре Новосибирска. Его вторая жена, с которой я не был знаком, оказалась гостеприимной и щедрой хозяйкой, накрыла великолепный стол и потчивала нас обильной сибирской кухней. По всему было видно, что Валерий достиг не только творческих высот, но и материального благополучия. Мы были рады нашей встречи, хотя никогда не были близкими друзьями. Наша застольная беседа состояла из восклицаний – а помнишь это! – а помнишь то! Подспудное ощущение, что нас когда-то связывало время становления телевизионного документального кино как искусства, делало нашу встречу волнительной и задушевной. Но было ясно, по крайней мере, для меня, что периферийный кинематограф уже умер, во всяком случае, телевизионный, и нам с Валерой больше никогда не придется увидеться. Мы пили водочку под обильную закуску и прощались навсегда. Мне остается к нашему стыду добавить, что во Владивостоке, к сожалению, не сохранили Приз за его картину «О диких оленях…». Кто-то под шумок умыкнул его. И сама кинолента уничтожена во время  ликвидации «Дальтелефильма».  Но я  помню моего талантливого коллегу и благодарю судьбу, что имел возможность общения с незаурядным художником, моим современником.

Олег Канищев

Валерий Соломин родился 20 декабря 1938 г. в Новосибирске. В 1969 г. заочно окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская П. Ногина). Работал осветителем, ассистентом оператора, оператором и режиссером на к/с «Дальтелефильм», «Новосибирск-телефильм», «Иркутск-телефильм», на Северо-Кавказской, Ленинградской, Восточно-Сибирской и Западно-Сибирской студиях документальных фильмов.
     С 1990 г.
 художественный руководитель к/ст. "Сибирь-кино". Живет в Новосибирске. Джазовый пианист-любитель, что, в общем, заметно по его картинам - им свойственна легкость смены "мелодических" линий, иронизм. Ныне Соломин признан фактически классиком документального жанрового кино - в его арсенале есть "народный роман" "Шоферская баллада", "черная" комедия "Полет на Марс", социальная драма "Три трейлера".

 В 1994 году Виталию Соломину присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств России

Фильмы

(выборочно)

Режиссер

·         1966 Алюминий (документальный, СССР)

·         1969 О диких оленях и пастухе Кармазине (документальный, СССР)

·         1978 На теплом месте (документальный, СССР)

·         1981 У кого хлеб вкуснее (документальный, СССР)

·         1981 Цыганский берег (документальный, СССР)

·         1982 Ее озеро (документальный, СССР)

·         1983 Фартовый Салашенко (документальный, СССР)

·         1985 Артельное дело (документальный, СССР)

·         1986 Шоферская баллада (документальный, СССР)

·         1987 Таежная быль (документальный, СССР)

·         1988 Старая трава (документальный, СССР)

·         1992 Дни будущих Будд (документальный, Россия)

·         1994 Образ неувядаемого времени, или "Не хочешь — не езди!" (документальный, Россия)

·         1995 Полет на Марс (документальный, Россия)

·         1998 Брызги шампанского (документальный, Россия)

·         2004 Рыбак и танцовщица (документальный, Россия)

Сценарист

·         1988 Старая трава (документальный, СССР) автор сценария

·         1992 Дни будущих Будд (документальный, Россия) автор сценария

·         1994 Образ неувядаемого времени, или "Не хочешь — не езди!" (документальный, Россия) автор сценария

·         1995 Полет на Марс (документальный, Россия) автор сценария

·         1998 Брызги шампанского (документальный, Россия) автор сценария

Оператор

·         1969 О диких оленях и пастухе Кармазине (документальный, СССР)

·         1978 На теплом месте (документальный, СССР)

Призы и премии

·         1988 ВКФ неигрового кино в Свердловске (Второй приз в кокурсе п/м фильмов, фильм "Старая трава")

·         1994 ОКФ неигрового кино "Россия" в Екатеринбурге (Приз в конкурсе к/м фильмов, фильм "Образ неувядаемого времени, или "Не хочешь — не езди!"")

·         1995 ОКФ неигрового кино "Россия" в Екатеринбурге (Первый приз, фильм "Полет на Марс")

·         1998 КФ антропологических фильмов в Салехарде (Первый приз, фильм "Дни будущих Будд")

·         1998 Премия Гильдии кинорежиссеров России (Приз им. Д. Вертова "За высокое режиссерское мастерство")

·         2005 МКФ "Послание к человеку" (Спец. приз им. В. Астафьева "за верность теме в документальном кино", фильм "Рыбак и танцовщица")

 

 

 

Hosted by uCoz