Молдованова.jpg

Лариса Молдованова 1

Лариса Молдованова: «Я была, как могла… Плохо и хорошо, откровенна и не очень, с ошибками и принципами - дурацкими порой…  Но старалась быть честной и не подличать... Училась, глядя на окружающих меня Величин.

Режиссеры - Небожители и все,  как на подбор, красавцы и мужчины Мечты любой женщины. Должна признаться - я была влюблена во  Всех!

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Олег Канищев: Все мы, – так называемые творческие люди, особенно режиссеры, – словно дети. Наше самолюбие просит, чтобы нас погладили по головке, чтобы нами восторгались, потакали нашим слабостям, преданно заглядывали в глаза. И чтобы это исходило от женщин, желательно красивых и неглупых.

Лариса Молдованова – умная и привлекательная женщина - была виртуозом в общении с «Небожителями». Она никогда не скупилась на добрые слова в адрес нашего брата! Даже тем, кому не всегда сопутствовал творческий успех. Лариса была само ВДОХНОВЕНИЕ во времена созидательных удач! И БАЛЬЗАМОМ - во дни разрушительных поражений.

Для экзистенциалиста субъект потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии. Причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Это основополагающее положение экзистенциализма по праву применимо к творческому пути моей коллеги по студии «Дальтелефильм». Лариса, действительно, человек, который сделал сам себя (self made man). Судите сами, за тридцать лет работы в Приморском телевидении Лариса прошла тернистый путь от фильмотекаря до Режиссера! Самое главные качества её неугомонной натуры – любознательность, трудолюбие, тяга к знаниям и работа над собой.

Лариса Молдованова пришла работать в «Дальтелефильм» в 1970 году после окончания средней школы. Ей было всего 17 лет! Первая должность Лары на студии была не столь благозвучна, но очень ответственная. От порядка в фильмотеке зависел своевременный выход передач в эфир!

Далее Лариса успешно продвигалась по карьерной лестнице благодаря своим способностям и старанию. Работала в «Дальтелефильме»: помощником режиссера, ассистентом режиссера, монтажницей.

Монтаж.jpg

Лариса  Молдованова

Мне удалось случайно поработать с Ларисой на двух картинах, отмеченных фестивальными наградами. Это фильм «Здравствуй, мама» о событиях на Даманском (Приз и Диплом I степени конкурса КГБ и Погранвойск СССР, Лауреат премии имени Николая Островского) и лента «Формула успеха» о научной организации труда на Владивостокском судоремонтном заводе   (Золотая медаль ВДНХа). Лариса, безусловно, вдохнула в ауру этих кинолент своё мастерство! Ведь  она была монтажницей высокого класса, человеком с отменным художественным вкусом. До сих пор не могу понять, почему я не приглашал её на свои фильмы? Возможно, с моей стороны это была подкорковая защита, поскольку Лара дружила с коллегами, которые в течение всей службы в «Дальтелефильме», мягко говоря, оппонировали мне  по вопросам кинотворчества и человеческих отношений.

В 1990 году с приходом видеотехнологий «Дальтелефильм», практически, был на положении пятого колеса в телеге Примтелерадио. И Лариса ушла на телевидение. Освоила специальности: оператора видеомонтажа и ассистента режиссера ТВ.

В конце–концов,  Ларисе справедливо и заслужено было присвоено квалификация режиссера общественно-политического и художественного вещания. По признанию самой Ларисы: «Я была, как могла… Плохо и хорошо, откровенна и не очень, с ошибками и принципами - дурацкими порой.. Но старалась быть честной и не подличать...». Вот такая наша Лариса!

В 2001 году Лариса покинула Владивосток и уехала в С-Петербург – город моей юности. Недавно она прислала в адрес сайта студии «Дальтелефильм» поздравление с «Днем Кино». И я открыл для себя новую Ларису Молдованову, которая обладает еще одним талантом - она великолепно владеет литературным письмом и острой наблюдательностью. Ткань её повествования насыщена образными деталями, что, несомненно, подтверждает  её человеческий и профессиональный талант!

Сегодня я представляю вашему вниманию воспоминания Ларисы. В добрый путь, коллега!

 Олег Канищев

29 августа 2010 г., Владивосток

 

Вспоминает режиссер Лариса Молдованова

Дальтелефильм - моя юность и радость, минутки печали и разочарований, любовь моя и становление... Здесь я научилась Видеть и Слышать, Чувствовать и Понимать...
  Здесь никогда не было равнодушных сердец…   Здесь крепко дружили, целовали руки и презрительно смотрели вслед, здесь вдребезги разбивались семьи и зарождались Новые Жизни, здесь всегда говорили комплименты , предавали и согревали, утешали и понимали...
Здесь шагали экскаваторы и трещал лед Арктики, тягуче пели удэгейцы и громыхала морская пехота, танцевал черный журавль и прилетал американский президент, здесь звенела рында и строился БАМ, здесь формулировался успех, пролетала наша жизнь и города, и годы....

Благодарю  его Величество Случай, Господа и тетушку мою Нину Василевскую, известнейшую журналистку радийной программы «Тихий океан», которая однажды сказала, что всякие другие профессии, кроме творческой, мне противопоказаны!!!   И, взяв меня за руку, привела в кабинет к старшему режиссеру «Дальтелефильма» Альберту Масленникову, напутственно сказав -  Будь!
        Я нацарапала заявление о приеме на работу, где описала свои мечты стать режиссером при этом, сделав ошибку при написании слова режиссер,  - пропустила одно «С»!  Но амбициозность и юный возраст (17 лет), не дали особенно смутиться моему, не испорченному интеллектом, умишку. И я - счастливейшая из утят - потопала работать фильмотекарем на склад под лестницей Операторского домика.

    Работа была замечательная! Я в белых офицерских парадных перчатках перематывала пленку, разбирала ее на сюжеты, записывала в журнал и выдавала ее по заявкам, если того требовалось ТВ-вещанию. По молодости мне доверяли текущий материал и мечты о настоящем Большом Документальном – казались несбыточными.

    Рядом бурлила Жизнь - операторы и ассистенты операторов таскали оборудование, к ним присоединялись звукорежиссеры, редакторы и Сами их Величества - Режиссеры - Небожители и все,  как на подбор, красавцы и мужчины Мечты любой женщины. А слова-то, какие произносились - Киносъемка! Экспозиция! Экспедиция!!! Должна признаться - я была влюблена во Всех!
          Четверть века спустя, одна из ведущих режиссеров ТВ - Роза Салюк, говорила мне, что все телевизионщики завидовали нам Дальтелефильмовцам, считая нас сплоченным, дружным коллективом, очень умными, добрыми, безмерно талантливыми и очень красивыми людьми...
           Прошел год ...Из декретного отпуска вышла Антонина Никулина, ставку которой я занимала временно,  и меня перевели работать помощником режиссера. Первая картина, на которую я попала, была «Семья Кепских» режиссера Юрия Шепшелевича.  Командировка в Уссурийск. Ночные съемки. Огромные цеха Вагоно-рефрежераторного завода. Я - принеси-отнеси-подай-забери и - сбегай... Фантастика! Потом - монтажно-тонировочный период и постижение азов монтажа, озвучания и довольно приблизительного понимания документального кино.

Юра Шип1.jpg

Юра Шепшелевич

     Мне повезло - я попала в руки самого творческого педагога – Шипа (режиссер Ю.Шепшелевич – О,К,).  Господь одарил его многими талантами. Он был великолепным монтажером. Резьба по дереву была его главным хобби. Он пек вкуснейший торт Безе. Он прекрасно чувствовал слово (при этом делая массу орфографических ошибок), был прекрасным рассказчиком, чутким слушателем и советчиком... Многих молодых научил чувствовать кадр и притча о монтажных стыках до одной перфорации - действительно имеет место быть.

 Частенько, молодые тогда режиссеры, - Патрушев Володя и Леонид Сафрошин прибегали за помощью к нему,  иногда среди ночи могли позвонить ... Его любили и не очень, прислушивались и завидовали его трудоспособности, благодарили и иронизировали над ним...
Проявлений чувств была масса - разнообразных и порой исключающих друг друга. Но я очень благодарна Шипу - он заложил во мне лучшие начала профессии и человеческих отношений.
           Жизненные ситуации развели нас - у него появилась другая семья, а я была очень дружна с его первой женой - Галкой Ярыш.  Поэтому после почти десяти лет совместной работы, а чаще всего я работала в группе Ю.Шепшелевича, мы перестали творить за одним монтажным столом.  Но сохранили, как мне кажется,  довольно теплые отношения до конца его дней...
            Потом я много работала с Володей Патрушевым, Константином Шацковым, иногда с Ю.Летягиным, Л.Сафрошиным, В.Азариным, В.Лихачевым и пару раз с Олегом Канищевым.
             Творческий полет и трепет перед будущим маленького Кино, которое родиться через какой-то месяц и выйдет из монтажной на суд Его Величества - Художественного Совета , я испытывала довольно часто в начале процесса... Порой, ближе к концу монтажно-тонировочного периода, мне хотелось запустить банкой из-под пленки в кое-кого из режиссеров... Бывало, сидишь в выходные или поздно вечером, монтируешь несколько дорожек с фонограммами, готовишь кино к последней перезаписи перед завтрашним Худ.советом.  Режиссера рядом нет - он уже пару дней, как закончил окончательный монтаж и где-то с автором или оператором творчески общается... Утром приходишь на сведение, а у тебя весь фильм перевернут с ног на голову.  Оказывается, ночью приходил в монтажную режиссер и перемонтировал все изображение... Творческое Озарение знаете-ли!!! Ужас!!!
              Через много лет, готовясь к программе о Дальтелефильме, мы с Леной Сорокиной пересматривали множество лент производства нашей студии... Честно признаться, среди сотен документальных фильмов назвать таковыми мне захотелось около десятка (но это сугубо мое личное, да простят меня их создатели, мнение),  лучшая часть была Олега Канищева... Время, как сито на золотоносных приисках, оставило и высветило истинные драгоценности: «Города и годы», «Полтора часа до объятий», «Край нашенский», «Анна Ивановна», «Дрейфующий остров»…

Лариса Молдованова

30 августа 2010 г, С-Петербург

ДАЛЕЕ

Hosted by uCoz