ОЛЕГ КАНИЩЕВ:
35 ЛЕТ ДЫШАЛ ЗАПАХОМ КИНОПЛЕНКИ
Автор
– Светлана Костенко
(еженедельник
«Антенна», № 21 28мая – 3 июня 2001г.)
Режиссер О.Канищев 35 лет дышал
запахом кинопленки, а в 95-м году подвел черту под кинопроизводством во
Владивостоке, выпустив фильм к 50-летию Победы в ВОВ |
Среди членов жюри международного кинотелефестиваля «Человек и море», прошедшего недавно во Владивостоке, был человек, которого без преувеличения можно назвать живой легендой дальневосточного документального кино. Олег Канищев в начале 60-х работал над созданием самых первых лент, снятых во Владивостоке, а в 95-м году подвел черту под местным кинопроизводством, выпустив к 50-летию Победы фильм «В этот день закончилась война». Между этими датами - целая жизнь, вместившая в себя и стремительные взлеты, и неожиданные спады, без которых, видимо, вообще невозможна жизнь по-настоящему творческого человека.
досье «Антенны» • Родился во Владивостоке в
1934 году • Отец - военный моряк, мать -воспитательница детского сада • Хорошо танцует, рисует, немного играет на баяне • По гороскопу – Вес • Имеет взрослого сына от
первого брака и дочь от второго • В настоящее время не
женат • Много читает. Хранит книги
на полке собственного изготовления |
Окончив в 59-м году Ленинградский
институт киноинженеров, куда он поступил совершенно случайно, вслед за
девушкой небесной красоты, встреченной им на подготовительных курсах, Олег по
настоянию отца поехал начинать свою профессиональную жизнь во Владивосток -
город своего детства. Хотя из Питера уезжать ох как не хотелось! Во Владивостоке
только-только зарождалось производство документального кино, и, поступив
звукооператором в киногруппу при тогдашней студии телевидения, Олег первым
делом освоил роль гонца - бегал в соседний магазин за водкой для старших
товарищей. С режиссерами, на фильмах которых ему приходилось работать,
отношения складывались не очень - «обремененный» серьезным профессиональным
образованием, Олег стремился сам выстраивать драматургию фильма, находил
неожиданные творческие решения, много внимания уделял музыкальному оформлению
ленты. Да и вообще относились к новичку как к белой вороне - манеры, привитые
мальчику в детстве мамой, выросшей в Прибалтике, вызывали здесь, на Дальнем
Востоке, раздражение и удивление.
Чтобы как можно меньше зависеть
от чужой творческой воли и прихоти, Олег решил сам стать режиссером. «У тебя не
получится, ты слишком мягкотелый», - говорили ему опытные люди. Но он все
равно поехал в 62-м в Москву поступать во ВГИК, хотя к тому времени уже был
женат на очень красивой женщине (Ольга Кравцова до сих пор работает режиссером
на ТГТРК «Владивосток») и воспитывал маленького сына. К счастью или нет, но во
ВГИК Олег не поступил - один из членов приемной комиссии, известный
театральный режиссер Михаил Каширин, как раз собирался лететь во Владивосток,
чтобы в институте искусств набрать группу режиссеров телевидения. Олег
вернулся домой и вскоре стал студентом этой группы.
Когда спустя несколько лет
Канищев с отличием окончил институт искусств, он чувствовал в себе силы снимать
не только документальное, но и игровое кино, даже стать театральным режиссером
- полученных знаний и внутренней энергии ему для этого вполне хватило бы.
Оказалось, что интеллигентская мягкотелость, доставшаяся от мамы, легко
уживается в нем с глубокой внутренней дисциплиной, хорошими организаторскими
качествами, воспитанными суровым отцом-военным.
К сожалению, попробовать себя в художественном кинематографе
Олегу Александровичу, так и не удалось - после неудачной попытки, предпринятой
одним из режиссеров «Дальтелефильма», не было никакой надежды, что кому-то еще
представится случай снимать здесь дорогостоящее игровое кино. Волею судьбы все
свои творческие силы Олег Канищев отдал документальному кино, и, как оказалось,
именно в этой сфере ему было суждено достичь действительно больших высот.
|
На съемках фильма «Морская пехота» (1974г.) А.Ющенко, О.Канищев, П.Якимов: мы помним, как всё начиналось… |
Ленты, созданные режиссером
Канищевым во второй половине 60-х, такие, как «Дорога легла за экватор»,
«Анна Ивановна» (о капитане Щетининой), «Полтора часа до объятий» (о встрече
китобойной флотилии), «Морская пехота», собрали такое количество всесоюзных и
международных наград, что одно их перечисление заняло бы целую страницу.
В польском городе Кракове, на
фестивале неигрового кино, режиссер-дальневосточник знакомится со знаменитым документалистом
Романом Карменом, который проникается к Канищеву большим, уважением и
впоследствии даже советуется с ним по поводу монтажа своей картины. Марлен
Хуциев, Джемма Фирсова - эти и другие кинематографические величины относятся к
Канищеву как к большому профессионалу.
И никого не удивляет тот факт, что вскоре его принимают в Союз
кинематографистов - впервые на Дальнем Востоке этого звания удостаивается
режиссер телевизионной ленты.
- Когда я показывал свой фильм «Полтора часа
до объятий» в Москве, в большом зале Дома кино, весь дрожал. Ведь там
собираются столько знаменитостей! Думал, ругать вряд ли будут, но могут просто
промолчать. Но, оказалось, там был такой шквал аплодисментов - вспоминает
сегодня Олег Александрович.
Да, в его памяти хорошо сохранились воспоминания о том времени, когда,
казалось, перед ним были открыты все двери: звали на работу в Москву, Ленинград,
Киев, Куйбышев, где даже давали квартиру на берегу Волги. Сегодня трудно
судить, почему он остался во Владивостоке, где у него непросто, порой даже
драматично складывались отношения с руководством созданной в 69-м году студии
«Дальтелефильм». Возможно, его привлекали творческие экспедиции по живописным
дальневосточным местам. Может быть, для него было очень важным остаться
поближе к своей, тогда уже развалившейся первой семье и любимому
ребенку. Как бы там ни было, но 70-е
годы стали для Олега Александровича периодом крупных неприятностей, разборок на
партсобраниях, ночевок в монтажной на стульях (квартиру-то он оставил бывшей
жене) Но самым тяжелым испытанием было отлучение от режиссуры.
- За мной тянется шлейф слухов, что я
скандальный человек, неуживчивый. Не знаю. Конечно, я человек требовательный.
В своей киногруппе терпеть не мог пьянства. И, конечно, старался всегда
отстаивать свое видение картины, - так кажется сейчас Олегу Александровичу.
В 80-е годы ему еще удалось
снять несколько приличных лент фильм о морских котиках «Остров в океане»
получил призы на последнем в Советском Союзе кинофестивале «Человек и море».
Пытался Канищев найти себя и в круговерти телевизионных будней, работая в
главной редакции программ для Центрального телевидения. Но, увы, здесь не пахло
столь любимым им ацетатным запахом кинопленки, не было времени, чтобы
остановиться, подумать - нужно было ежедневно что-то «варганить» и выдавать в
эфир. Да и изображение в ящике не шло ни в какое сравнение с тем волшебством,
которое возникало при просмотре фильма на большом экране.
Но документальному кино уже
не суждено было вернуть себе былую славу. Закрылся в 94-м году «Дальтелефильм»,
закончились запасы кинопленки, разбежались кто куда профессионалы-киношники.
Канищев коротал годы, работая в телекомпании РВК, уезжал на два года в Питер
ухаживать за престарелой матерью.
Вернувшись, с трудом нашел себе место на студии «Континент-ТВ», где он
делает теперь культурно-образовательную программу «Духовный собеседник»,
которая после года существования даже попала в список самых рейтинговых
местных телепередач.
- Я человек, у которого в этой жизни остались
одни воспоминания, - говорит Олег Александрович. Без всякой надежды на издание кропотливо пишет воспоминания о
своем творческом пути. Верит в то, что,
когда телевидение, да и все мы станем богаче, в нашу жизнь вернется документальное
кино.
- Все важнейшие исторические события просто
обязаны быть запечатлены на кинопленке, которая на века сохраняет аромат
времени.
Беседовала Светлана Костенко.