ОЛЕГ КАНИЩЕВ:

35 ЛЕТ ДЫШАЛ ЗАПАХОМ КИНОПЛЕНКИ

Автор – Светлана Костенко

(еженедельник «Антенна», № 21 28мая – 3 июня 2001г.)

 

Режиссер О.Канищев

35 лет дышал запахом кинопленки, а в 95-м году подвел черту под кинопроизводством во Владивостоке, выпустив фильм к 50-летию Победы в ВОВ

Среди членов жюри международного кинотелефестиваля «Человек и море», прошедшего недавно во Владивостоке, был человек, которого без преувеличения можно назвать живой легендой дальневосточного документального кино. Олег Канищев в начале 60-х работал над созданием самых первых лент, снятых во Владивостоке, а в 95-м году подвел черту под местным кинопроизводством, выпустив к 50-летию Победы фильм «В этот день закончилась война». Между этими датами - целая жизнь, вместившая в себя и стремительные взлеты, и неожиданные спады, без которых, видимо, вообще невозможна жизнь по-настоящему творческого человека.

 

  

      досье «Антенны»

 Родился во Владивостоке в 1934 году

   Отец - военный моряк, мать -воспитательница детского сада

   Хорошо танцует,    рисует, немного играет на баяне

 По гороскопу – Вес

 Имеет взрослого сына от первого брака и дочь от второго

 В настоящее время не женат

 • Много читает. Хранит книги на полке собственного изготовления

Окончив в 59-м году Ленин­градский институт киноин­женеров, куда он поступил совершенно случайно, вслед за девушкой небесной красоты, встреченной им на подготови­тельных курсах, Олег по настоя­нию отца поехал начинать свою профессиональную жизнь во Владивосток - город своего дет­ства. Хотя из Питера уезжать ох как не хотелось! Во Владивосто­ке только-только зарождалось производство документального кино, и, поступив звукооперато­ром в киногруппу при тогдашней студии телевидения, Олег пер­вым делом освоил роль гонца - бегал в соседний магазин за водкой для старших товарищей. С режиссерами, на фильмах ко­торых ему приходилось работать, отношения складывались не очень - «обремененный» серьез­ным профессиональным обра­зованием, Олег стремился сам выстраивать драматургию филь­ма, находил неожиданные твор­ческие решения, много внимания уделял музыкальному оформле­нию ленты. Да и вообще отно­сились к новичку как к белой во­роне - манеры, привитые мальчику в детстве мамой, вы­росшей в Прибалтике, вызывали здесь, на Дальнем Востоке, раз­дражение и удивление.

Чтобы как можно меньше за­висеть от чужой творческой воли и прихоти, Олег решил сам стать режиссером. «У тебя не получит­ся, ты слишком мягкотелый», - говорили ему опытные люди. Но он все равно поехал в 62-м в Москву поступать во ВГИК, хотя к тому времени уже был женат на очень красивой женщине (Ольга Кравцова до сих пор работает режиссером на ТГТРК «Владиво­сток») и воспитывал маленького сына. К счастью или нет, но во ВГИК Олег не поступил - один из членов приемной комиссии, из­вестный театральный режиссер Михаил Каширин, как раз соби­рался лететь во Владивосток, чтобы в институте искусств на­брать группу режиссеров теле­видения. Олег вернулся домой и вскоре стал студентом этой группы.

Когда спустя несколько лет Канищев с отличием окончил институт искусств, он чувствовал в себе силы снимать не только документальное, но и игровое кино, даже стать театральным ре­жиссером - полученных знаний и внутренней энергии ему для это­го вполне хватило бы. Оказалось, что интеллигентская мягкоте­лость, доставшаяся от мамы, лег­ко уживается в нем с глубокой внутренней дисциплиной, хоро­шими организаторскими каче­ствами, воспитанными суровым отцом-военным.

К сожалению, попробовать себя в художественном кинема­тографе Олегу Александровичу, так и не удалось - после неудач­ной попытки, предпринятой одним из режиссеров «Дальтелефильма», не было никакой надежды, что кому-то еще представится случай снимать здесь дорогостоящее игровое кино. Волею судьбы все свои творчес­кие силы Олег Канищев отдал документальному кино, и, как ока­залось, именно в этой сфере ему было суждено достичь действи­тельно больших высот.

На съемках фильма

«Морская пехота» (1974г.)

А.Ющенко, О.Канищев, П.Якимов:

мы помним, как всё начиналось…

Ленты, созданные режиссе­ром Канищевым во второй поло­вине 60-х, такие, как «Дорога лег­ла за экватор», «Анна Ивановна» (о капитане Щетининой), «Полто­ра часа до объятий» (о встрече китобойной флотилии), «Морская пехота», собрали такое количе­ство всесоюзных и международ­ных наград, что одно их перечис­ление заняло бы целую страницу.

В польском городе Кракове, на фестивале неигрового кино, режиссер-дальневосточник зна­комится со знаменитым доку­менталистом Романом Карменом, который проникается к Канищеву большим, уважением и впоследствии даже советуется с ним по поводу монтажа своей картины. Марлен Хуциев, Джемма Фирсова - эти и другие ки­нематографические величины относятся к Канищеву как к большому профессионалу.  И никого не удивляет тот факт, что вскоре его принимают в Союз кинематографистов - впервые на Дальнем Востоке этого зва­ния удостаивается режиссер телевизионной ленты.

- Когда я показывал свой фильм «Полтора часа до объя­тий» в Москве, в большом зале Дома кино, весь дрожал. Ведь там собираются столько знаме­нитостей! Думал, ругать вряд ли будут, но могут просто промол­чать. Но, оказалось, там был та­кой шквал аплодисментов - вспоминает сегодня Олег Алек­сандрович.

Да, в его памяти хорошо со­хранились воспоминания о том времени, когда, казалось, перед ним были открыты все двери: звали на работу в Москву, Ле­нинград, Киев, Куйбышев, где даже давали квартиру на бере­гу Волги. Сегодня трудно судить, почему он остался во Владиво­стоке, где у него непросто, порой даже драматично складывались отношения с руководством созданной в 69-м году студии «Дальтелефильм». Возможно, его привлекали творческие экспедиции по живописным дальневос­точным местам. Может быть, для него было очень важным остаться поближе к своей, тогда уже раз­валившейся первой семье и лю­бимому ребенку.  Как бы там ни было, но 70-е годы стали для Олега Александровича периодом крупных неприятностей, разборок на партсобраниях, ночевок в мон­тажной на стульях (квартиру-то он оставил бывшей жене) Но самым тяжелым испытанием было отлучение от режиссуры.

- За мной тянется шлейф слухов, что я скандальный чело­век, неуживчивый. Не знаю. Ко­нечно, я человек требовательный. В своей киногруппе терпеть не мог пьянства. И, конечно, старался всегда отстаивать свое видение картины, - так кажется сейчас Олегу Александровичу.

В 80-е годы ему еще удалось снять несколько приличных лент фильм о морских котиках «Остров в океане» получил призы на пос­леднем в Советском Союзе кино­фестивале «Человек и море». Пы­тался Канищев найти себя и в круговерти телевизионных буд­ней, работая в главной редакции программ для Центрального те­левидения. Но, увы, здесь не пах­ло столь любимым им ацетатным запахом кинопленки, не было вре­мени, чтобы остановиться, подумать - нужно было ежедневно что-то «варганить» и выдавать в эфир. Да и изображение в ящике не шло ни в какое сравнение с тем волшебством, которое возни­кало при просмотре фильма на большом экране.

Но документальному кино уже не суждено было вернуть себе былую славу. Закрылся в 94-м году «Дальтелефильм», закончи­лись запасы кинопленки, разбе­жались кто куда профессионалы-киношники. Канищев коротал годы, работая в телекомпании РВК, уезжал на два года в Питер ухаживать за престарелой мате­рью.  Вернувшись, с трудом на­шел себе место на студии «Кон­тинент-ТВ», где он делает теперь культурно-образовательную программу «Духовный собесед­ник», которая после года суще­ствования даже попала в список самых рейтинговых местных те­лепередач.

- Я человек, у которого в этой жизни остались одни воспоми­нания, - говорит Олег Александ­рович.  Без всякой надежды на издание кропотливо пишет воспоминания о своем творческом пути.  Верит в то, что, когда теле­видение, да и все мы станем бо­гаче, в нашу жизнь вернется до­кументальное кино.

- Все важнейшие историчес­кие события просто обязаны быть запечатлены на кинопленке, которая на века сохраняет аро­мат времени.

Беседовала Светлана Костенко.

 

 

 

 

Hosted by uCoz