«ЧЕЛОВЕК И МОРЕ»: ФЕСТИВАЛЬ С 35-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ
Автор
– О.Канищев специально для «В»
(газета Владивосток», № 52, 6 апреля 200 1 года,
пятница)
8 апреля на борту парусника
"Паллада" поднимет флаг международный кинотелефестиваль "Человек
и море". История этого телефорума начиналась в б0-е годы в Прибалтике, где
он собирал полные кинозалы. Возрожденный во Владивостоке уже в новых условиях
смотр телевизионной маринистики обрел совершенно иную форму: он проходит в
море, где на борту теплохода все участники круиза становятся зрителями
конкурсной программы.
|
В
этом году на "Антонине Неждановой" будет показано более двух десятков
фильмов, созданных в разных городах и странах. Оценивать их предстоит
профессиональному жюри, в состав которого вошел и заслуженный работник культуры России, член Союза
кинематографистов, известный режиссер документального кино Олег Канищев. Ниже
мы публикуем его воспоминания о фильме "Полтора часа до объятий",
который был победителем фестиваля "Человек и море" в 1969 году.
"Я
давно вынашивал замысел снять встречу китобоев во Владивостоке. Заранее была
разработана фабула ленты, ее событийный ряд. Прелюдией к фильму виделись
туманные планы утреннего города. На окнах реют выстиранные детские рубашки и
женские платья. Рукава одежды, словно простертые руки, готовы обнять возвращающихся после
антарктического рейса рыбаков.
От статики следовало переходить ко все более динамичным планам: горожане
покупают цветы, ручейки владивостокцев сливаются в полноводную реку на
подступах к морвокзалу. Время торопит, и женщины с цветами бегут к месту долгожданной
встречи. Экспрессия нарастает. Встречный монтаж спешащих китобоев и женщин,
грохот падающих якорей, приветственные гудки всей бухты Золотой Рог - все это
создает первый предкульминационный пик, после которого действие как бы
затухает и следует вторая медленная часть. И действительно, это еще не сама
встреча. Пройдет долгих, томительных полтора часа швартовки, прежде чем
обнимутся родные и близкие.
Море цветов бушует от края до края причала морвокзала. Медь выдувает
"Марш китобоев". Воздушные поцелуи летят из уст в уста. Камера пристально вглядывается в
лица ожидающих, чтобы запечатлеть всю гамму чувств, движения рук,
красноречивые взгляды и, как апофеоз встречи, ее кульминацию - объятия, когда,
словно плотину, страсть прорвет оцепление и выльется на палубу флагмана. Но
это еще не конец фильма. По теории сюжетосложения гвоздем любой новеллы служит
сюжетный поворот. Вот как виделись конечные кадры ленты: когда растает людское
половодье, и один за другим отчалят от стенки пирса китобойцы, чья-то одинокая
женская фигура будет стоять и ждать, и надеяться на что-то, вопреки всем
доводам рассудка.
В общем, лента была продумана от первого до последнего кадра. Оставалось
только ее снять. Но каждый год члены художественного совета отклоняли проект.
Аргументация была проста: "Кому нужна эта слезливая лирика?!* Но я верил:
придет время - придет и решение. В сорежиссеры
я пригласил инженера "Дальрыбы" Евгения Рябко. Он свел меня с
начальником Главного управления рыбной промышленности Дальневосточного
бассейна Михаилом Дроздовым, который обратился с посланием в
"Союзтелевидение". В своем письме он писал: "Выпуск такого
фильма будет подарком героическим труженикам моря. Он будет растиражирован на
узкую пленку для судов рыбной промышленности». Так был брошен якорь спасения
замысла фильма. Не буду описывать, в каких организационных и творческих муках
проходили подготовительный период, съемка и монтаж фильма - это разговор для
профессионалов-кинематографистов. Единственный момент, который я не хочу
скрыть от читателя, - это мои слезы за звукомонтажным столом, когда ночью был
"подклеен* последний кадр киноленты. Это были слезы потрясения от всепоглощающего чувства любви,
которое бросает людей в объятия после девятимесячной разлуки.
С тех
пор в разные годы и в разных аудиториях зрители признавались, что при
просмотре фильма "Полтора часа до объятий" они испытывали настоящий
катарсис - душевное смятение, возникающее в процессе сопереживания происходящему
на экране.
Спустя много лет, в июле 1997 года, я совершал обычный для себя вояж на
катере Мальцевской переправы. И вдруг - какая встреча! Я не видел ее без
малого лет тридцать. Она постарела так же, как и я. Неопрятная, она понуро
стояла у причала "Дальзавода", покинутая своим экипажем, как та
одинокая женщина из финала моего фильма. Несомненно, это была моя старая
знакомая - плавбаза "Советская Россия", флагман китобойной флотилии.
Плавбаза готовилась к своему последнему рейсу и через неделю-другую
уходила для продажи на Тайвань. Вахтенный матрос поведал мне, что у
вернувшихся недавно из Охотского моря рыбаков плавбазы не было за душой ни гроша,
даже для проезда на общественном транспорте. А ведь когда-то любой китобой
"Советской России' по возвращении в родной порт нанимал сразу три машины
такси. В одной ехал он сам, во второй перевозились подарки родным и знакомым,
а в третьем - на сиденье покоилась фуражка славного китобоя. О времена, о
нравы!"
специально для "В"
На фото: Олег Канищев