ОДИН ТИГР НА ДВОИХ

Автор – Олег Канищев

(еженедельник «Антенна», №23, 10-16  июня 2002г.)

 

Вниманию читателей мы предлагаем фрагмент воспоминаний Олега Канищева, человека, своими руками творившего историю дальневосточной кинодокументалистики. Полностью воспоминания выйдут отдельной книгой.

 

Летом 1974 года на студии «Дальтелефильм» я готовился к съемкам картины по соб­ственному сценарию. Это была моя первая лента в «цве­те» о приморской тайге и ее обитателях, фильм называл­ся «Внимание, природа». В последней новелле рассказы­валось об уссурийском тигре. Денег у студии на съемки это­го эпизода не было, поэтому Павел Ильич Шварц - главный редактор студии - поставил

Таежная находка – корень жизни

передо мной жесткое усло­вие: будет «бесплатный» тигр - будут и съемки, не будет тигра в фильме - нет и смыс­ла запускать сценарий в производство. Вся творческая группа ломала голову, как до­быть царственную «кошку» и во­льеру для ее съемки. Уходила летняя натура. Последняя на­дежда на Вальтера Запашного с его дрессированными тигра­ми не оправдалась -  он не приехал на гастроли. Над моей головой был занесен справед­ливый меч возмездия за про­жектерство. Валентин Алексан­дрович Ткачев - председатель художественного совета - обе­щал и меня, и Шварца поста­вить в эстетически рискован­ную позу.

Но как это бывает в жизни при большом желании, реше­ние пришло из-за угла. На пе­ресечении Уборевича и Ленин­ской, у Владивостокского ГУМа, я встретил случайно Валентину Глуховченко - одну из очарова­тельных женщин нашего горо­да. Она только что вернулась из Арсеньева, где была по делам службы. В руках Валентина Сер­геевна держала небольшой ру­лон ватмана. Это был каран­дашный рисунок, выполненный рукой профессионального ри­совальщика. Моя визави в об­разе демонической цыганки была воссоздана в острой пор­третной характеристике.

И вот моя «цыганка» рас­сказала, что ри­сунок принад­лежит кинохудожнику Юрию Ракше, члену съемочной группы «Дерсу Узала», что для Акиры Куросавы - режиссера фильма - под Арсеньевым от­горожен сеткой участок тайги и для съемок отловлен на­туральный тигр.

Было принято безрас­судное решение: ехать к самому Акире Куросаве и просить великого масте­ра разрешить снять «его тигра». Акира Куросава -японский режиссер и сце­нарист - у нас в стране был известен по миро­вым шедеврам - карти­ной «Расёмон» (главный приз на XII МКФ в Вене­ции), фильмом «Семь са­мураев» («Серебряный лев» на XV МКФ в Вене­ции) и лентой «Красная борода».  Из русской классики ставил фильмы «Идиот» по одноименному роману Достоевского и «На дне» по пьесе М.Горького.

Режиссер Акира Куросава

Для встречи со знаменитым японцем были закуплены морепродукты и уссурийский бальзам. Мастер благосклонно принял подношения, но, узнав цель приезда, вежливо, чисто по-японски, отказал нам. Не по­могли ни медовые глаза нашей директрисы, ни льстивые, на японский манер, поклоны на­шего оператора. Акира Куро­сава - кинематографист ста­рой формации и дисциплины - был немерено удивлен самой нашей просьбой.

От такого оборота дел мысли мои закружили на месте, как со­баки, ловя свой хвост. Ситуация становилась тупиковой: отступ­ление от замысла снять тигра в тайге ставило под срыв произ­водство фильма и всего годово­го плана студии. Правда, еще в запасе оставалась рекоменда­тельная записка от Валентины художнику картины Юрию Рак­ше. Но что он мог сделать для нас, разве только нарисовать тигра в профиль и анфас.

В номере гостиницы нас встретил невысокий, утопающий в бороде человек, похожий на моряка парусного флота. Вы­пускник ВГИКа, художник-по­становщик широко известных фильмов «Время, вперёд!» и «Восхождение», Юра Ракша с пониманием отнесся к нашей беде и стал названивать в опе­раторскую группу. Я же в поис­ках приспособлений снова «подъехать» к Акире Куросаве не через желудок, а, скажем, через профессию забросал Рак­шу вопросами, доминантой ко­торых была мысль: «Как работается с мировой знаменитос­тью?»

...Всю ночь мы просидели с ребятами из группы Дерсу Узала за «рюмкой чая», а утром пришло решение: второй опе­ратор взял на съемку нашу кас­сету и во время обеденного пе­рерыва, тайком от режиссера, снял столь желанного тигра. При проявке пленки обнаружилось, что тигр запечатлен не очень выразительно - сказались по­спешность съемки и злополучный длиннофокусный объек­тив, которым велись съемки. Пришлось при монтаже кар­тины сократить «тигриный» эпизод, но мысль о том, что в нашем фильме бегает зверь от самого Акиры Куросавы, еще долго служила мне уте­шением.

Так, волею случая у нас с Акирой Куросавой оказался один тигр на двоих. Долгие годы я хранил эту «семейную тайну», дабы не подвести кол­лег по цеху. Ведь многим кине­матографистам был известен крутой нрав великого японца!

Сегодня нет в живых ни многомудрого Акиры Куроса­вы, ни моего друга, талантли­вого художника кино Юры Рак­ши. Он скончался 1 сентября 1980 года с кистью в руке у мольберта, заканчивая свой живописный триптих «Поле Куликово».

Олег КАНИЩЕВ,

член Союза кинематографистов России,

заслуженный работник культуры РФ

-

 

 

 

 

Hosted by uCoz