ОДИН ТИГР НА ДВОИХ
Автор – Олег Канищев
(еженедельник «Антенна», №23,
10-16 июня 2002г.)
Вниманию
читателей мы предлагаем фрагмент воспоминаний Олега Канищева, человека, своими
руками творившего историю дальневосточной кинодокументалистики. Полностью воспоминания
выйдут отдельной книгой.
Летом 1974 года на студии «Дальтелефильм» я
готовился к съемкам картины по собственному сценарию. Это была моя первая
лента в «цвете» о приморской тайге и ее обитателях, фильм назывался
«Внимание, природа». В последней новелле рассказывалось об уссурийском тигре.
Денег у студии на съемки этого эпизода не было, поэтому Павел Ильич Шварц -
главный редактор студии - поставил
|
Таежная
находка – корень жизни |
передо мной жесткое условие: будет
«бесплатный» тигр - будут и съемки, не будет тигра в фильме - нет и смысла
запускать сценарий в производство. Вся творческая группа ломала голову, как добыть царственную
«кошку» и вольеру для ее съемки. Уходила летняя натура. Последняя надежда на
Вальтера Запашного с его дрессированными тиграми не оправдалась - он не приехал на гастроли. Над моей головой
был занесен справедливый меч возмездия за прожектерство. Валентин Александрович
Ткачев - председатель художественного совета - обещал и меня, и Шварца поставить
в эстетически рискованную позу.
Но как это бывает в жизни при большом желании, решение
пришло из-за угла. На пересечении Уборевича и Ленинской, у Владивостокского
ГУМа, я встретил случайно Валентину Глуховченко - одну из очаровательных
женщин нашего города. Она только что вернулась из Арсеньева, где была по делам
службы. В руках Валентина Сергеевна держала небольшой рулон ватмана. Это был
карандашный рисунок, выполненный рукой профессионального рисовальщика. Моя
визави в образе демонической цыганки была воссоздана в острой портретной характеристике.
И вот моя «цыганка» рассказала, что рисунок
принадлежит кинохудожнику Юрию Ракше, члену съемочной группы «Дерсу Узала»,
что для Акиры Куросавы - режиссера фильма - под Арсеньевым отгорожен сеткой
участок тайги и для
съемок отловлен натуральный тигр.
Было принято безрассудное решение: ехать к
самому Акире Куросаве и просить великого мастера разрешить снять «его тигра».
Акира Куросава -японский режиссер и сценарист - у нас в стране был известен по
мировым шедеврам - картиной «Расёмон» (главный приз на XII МКФ в Венеции),
фильмом «Семь самураев» («Серебряный лев» на XV МКФ в Венеции) и лентой
«Красная борода». Из русской классики
ставил фильмы «Идиот» по одноименному роману Достоевского и «На дне» по пьесе
М.Горького.
|
Режиссер Акира
Куросава |
Для встречи со знаменитым японцем были
закуплены морепродукты и уссурийский бальзам. Мастер благосклонно принял
подношения, но, узнав цель приезда, вежливо, чисто по-японски, отказал нам. Не
помогли ни медовые глаза нашей директрисы, ни льстивые, на японский манер, поклоны
нашего оператора. Акира Куросава - кинематографист старой формации и
дисциплины - был немерено удивлен самой нашей просьбой.
От такого оборота дел мысли мои закружили на
месте, как собаки, ловя свой хвост. Ситуация становилась тупиковой: отступление
от замысла снять тигра в тайге ставило под срыв производство фильма и всего
годового плана студии. Правда, еще в запасе оставалась рекомендательная
записка от Валентины художнику картины Юрию Ракше. Но что он мог сделать для
нас, разве только нарисовать тигра в профиль и анфас.
В номере гостиницы нас встретил невысокий, утопающий
в бороде человек, похожий на моряка парусного флота. Выпускник ВГИКа,
художник-постановщик широко известных фильмов «Время, вперёд!» и
«Восхождение», Юра Ракша с пониманием отнесся к нашей беде и стал названивать в
операторскую группу. Я же в поисках приспособлений снова «подъехать» к Акире
Куросаве не через желудок, а, скажем, через профессию забросал Ракшу
вопросами, доминантой которых была мысль: «Как работается с мировой знаменитостью?»
...Всю ночь мы просидели с ребятами из группы
Дерсу Узала за «рюмкой чая», а утром пришло решение: второй оператор взял на
съемку нашу кассету и во время обеденного перерыва, тайком от режиссера, снял
столь желанного тигра. При проявке пленки обнаружилось, что тигр запечатлен не
очень выразительно - сказались поспешность съемки и злополучный длиннофокусный
объектив, которым велись съемки. Пришлось при монтаже картины сократить
«тигриный» эпизод, но мысль о том, что в нашем фильме бегает зверь от самого
Акиры Куросавы, еще долго служила мне утешением.
Так, волею случая у нас с Акирой Куросавой
оказался один тигр на двоих. Долгие годы я хранил эту «семейную тайну», дабы не
подвести коллег по цеху. Ведь многим кинематографистам был известен крутой
нрав великого японца!
Сегодня нет в живых ни многомудрого Акиры
Куросавы, ни моего друга, талантливого художника кино Юры Ракши. Он
скончался 1 сентября 1980 года с кистью в руке у мольберта, заканчивая свой
живописный триптих «Поле Куликово».
Олег КАНИЩЕВ,
член Союза кинематографистов
России,
заслуженный работник культуры
РФ
-