«ДАЛЬТЕЛЕФИЛЬМ»: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Возродит ли международный кинофестиваль интерес к приморскому кино?

Автор – Евгений Опарин

(еженедельник «Владивосток» № 102, пятница, 11 июля 2003г.)

 

Во Владивостоке небывалыми темпами готовятся к открытию международного кинофестиваля «Расific Мегidian». По замыслу организаторов, форум будет регулярным. Обозначена и благородная миссия - развитие кинематографа в регионе и, разумеется, в Приморском крае. Вполне возможно, что участник фестиваля не раз вспомнят подзабытые славные вехи документального кинематографа. А вспомнить действительно есть что. Наша студия «Дальтелефнльм» была одной из самых известных в стране, приморские картины имели шумный успех на советских и международных кинофестивалях. А что же осталось?

В 1995 году на «Дальтелефильме» вышла последняя работа - документальное кино Олега Канищева «В тот день закончилась вой­на». С тех пор Приморье живет без киносту­дии, а в ее бывшем здании сейчас строится сауна для работников телекомпании РВК. Сня­тые картины никуда не делись, они - как доку­менты той ушедшей эпохи - продолжают жить своей жизнью. Киностудия «Дальтелефильм» просуществовала в Приморье 35 лет, и за это короткое, но богатое на события время его ре­жиссеры сняли 387 документальных и художе­ственных фильмов. Почти всегда их готовили для показа на центральном телевидении и транслировали на весь бывший СССР.

А начиналось все в 1957 году, когда шесть приморских энтузиастов образовали первую на Дальнем Востоке студию по производству ки­нофильмов, а в 1969-м ее официально назва­ли «Дальтелефильмом». Как позже признали в Москве, по профессионализму «Дальтелефильм» был в одном ряду с такими известны­ми студиями, как «Лентелефильм» и «Укртелефильм». В среднем владивостокцы снима­ли по 12-14 короткометражных фильмов в год.

- Конечно, говорить - ах, какая у нас была студия, лучшая в стране - я бы не стал, - вспо­минает Владимир Патрушев, снявший на «Дальтелефильме» 49 картин. - Но славились наши фильмы тем, что их делали великолепные звукорежиссеры. Ведь можно как фильм сделать: наклеить кадров, потом наложить какую попало музыку, начи­тать дикторский текст - вроде как кино и гото­во. А мы делали фильмы, пытаясь создать звукозрительный образ: музыка, изображение и текст должны гармонично сочетаться. И про нашу звукорежиссерскую школу могу сказать - она была одной из лучших в стране. Эту стезю в разное время занимали Олег Канищев, Вла­димир Кириллов, Валентин Лихачев, ныне покойный, Наталья Тимофеева, Юрий Шепшелевич, его тоже нет уже в живых. Многие из них впоследствии стали сами снимать фильмы.

Сейчас Владимир Григорьевич по-прежне­му не расстается с кино. Преподает в ДВГУ на факультете журналистики, а также возглавля­ет там же учебную лабораторию «U-1аЬ» - одну из немногих приморских студий, которая про­должает по мере сил снимать фильмы. Их не­давняя лента «ТИНРО на пороге нового ты­сячелетия» получила приз на всероссийском фестивале «Живая вода».

Владимир Патрушев часто вспоминает свою дипломную работу 1972 года «Пахари» - она получила один из призов на кинофестивале в Ташкенте. Сюжет тоже достаточно простой: у отца с матерью было четыре сына, и все они пахари. На соревнования на семейном совете решили отправить среднего сына Славку. А он не победил.

- Тогда даже это было необычно, все снима­ли фильмы о победителях соревнований, а я - о простой семье и простом парне. Дед, от лица которого ведется рассказ, в войну был танкис­том, а после победы сразу на трактор пересел. Он такую фразу говорит: «Восемь танков я пе­режил, а на девятом так в мирную жизнь и въехал». И сын его старший после армии тоже пахарем пошел. А как тогда иначе? У меня был случай, когда мы снимали в «Пахарях» ребят, а оператору, что поделать, не понравились эти пацаны: какие-то, говорит,  плюгавые. А сни­мали мы этот фильм в три этапа, и каждый раз приезжали в это село снова. В конце концов, он их полюбил, они ему понравились. А камера все это чувствует. Там, где он их не любил, ребята на кадрах плюгавые и получились. А там, где он их уже оценил, - все красивые. И «нелюбимые» кадры пришлось выбросить.

Были, конечно, на «Дальтелефильме» по­средственные картины, снятые по «плану», соцзаказу, а то и просто непрофессиональные. Сейчас их смотреть скучно, да и незачем. Увы, среди таких кинолент были и художествен­ные фильмы. С ними как раз дела у «Дальтелефильма» не заладились. После нескольких неудачных попыток надежда, что кому-то еще из приморских режиссеров Гостелерадио СССР доверит снимать дорогостоящее игровое кино, умерла окончательно.

Ставку сделали на документалистику, кото­рая получалась у наших земляков несравнен­но лучше. В отличие от нынешних телепере­дач, где «картинка» как бы иллюстрирует текст, в дальтелефильмовских лентах упор всегда делался на изображение, и некоторые фильмы были настоящими шедеврами изобразитель­ного искусства, как, например, «Легенда Ус­сурийской тайги» Константина Шацкова. В них было немного текста, порой фильмы были совсем бессловесные, как, например, картина Василия Соломина «О диких оленях и пас­тухе Кармазине» 1968 года.

История приморского документального - кино началась с Олега Канищева: когда в 1960 году  режиссер Альберт Масленников снял фильм «Дальзаводцы», звуком в дебютном при­морском фильме занимался именно Олег Алек­сандрович. Сейчас он хранит 10 кинокопий своих лучших фильмов, собравших в свое время столько наград, что их перечисление заняло бы целую страницу. Среди них эпопея о китобойной флотилии «Дорога легла за экватор» и фильм о первой в мире женщине-капитане Щетининой «Анна Ивановна».

И, конечно, «Здравствуй, мама!» - прон­зительный фильм, посвященный 10-летию со­бытий на острове Даманском.

- Я работал в архиве КГБ, нашел все возмож­ные документы, фотографии, кинохронику, а за основу взял судьбу погибшего пограничника Николая Петрова. Мы поехали к его матери в Улан-Удэ и показали этого парня таким, каким она его помнила. Взяли его солдатские письма к матери, каждое из которых он начинал словами:  «Здравствуй, мама!». Мама читала и плака­ла. Потом мы с ней, уже после выхода фильма, какое-то время переписывались.

Но самый большой успех «Дальтелефильму» принесла еще одна кинолента Олега Канищева - «Полтора часа до объятий» - о встрече китобойной флотилии во Владивосто­ке. Лента получила больше всего наград, а ее монтажный строй до сих пор изучают студен­ты ВГИКа и журфака ДВГУ. Сюжет незамыс­ловат: китобойная флотилия возвращается во Владивосток после 9-месячного рейса. В день ее прихода весь город оживает. И если сначала видны лишь одинокие фигуры, то затем все больше и больше людей с цветами движутся к пристани. Суда уже стоят в порту, видны лица моряков - они машут близким. Но пройдет долгих полтора часа швартовки и таможенно­го досмотра, прежде чем обнимутся вновь со­единенные семьи.

Олег Александрович несколько раз подавал заявку на съемки этого документального ше­девра, но прежде чем дать согласие, началь­ство долго отказывало: «Кому нужна эта слез­ливая лирика?». В то время фильмы в основном делали о разных передовиках, соцсорев­нованиях. «Полтора часа до объятий» строи­лась на человеческих эмоциях, чувствах, пе­реживаниях. Этим и прославилась.

Картины «Дальтелефильма» - действитель­но документы былой эпохи, на которых запе­чатлена вся жизнь Приморья 60-80-х годов. Изучая их, я особо остановился на картине Юрия Шепшелевича «Праздники моего го­рода» 1986 года (за год до этого режиссер снял один из лучших фильмов киностудии «Не рас­ставайтесь с детством»). Среди прочих праздников в нем речь идет о Дне Победы, который отмечался тогда во Владивостоке на стадионе «Динамо». Оператору, видимо, по­нравилось грустное конопатое лицо одного из солдат, и он надолго задержал на нем камеру. Режиссер взял этот длинный кадр в фильм, который показывался по центральным кана­лам. Секунд пять солдат в каске задумчиво смотрел вдаль. И каково же было мое удивле­ние, когда в этом конопатом парне узнал сво­его дядю, он как раз 16 лет назад служил в армии. Так его лицо запечатлела история по­средством работников «Дальтелефильма».

...Первый фестиваль - новый шаг, новый этап для тех, чье сердце принадлежит кино. Таких в Приморье немало... Среди них - мэт­ры «Дальтелефильма», чью интуицию, твор­ческий опыт и мастерство можно взять в фес­тивальный «багаж».

Евгении ОПАРИН,

специально для «В»

 

 

 

 

Hosted by uCoz