«ДАЛЬТЕЛЕФИЛЬМ»: ЖИЗНЬ
ПОСЛЕ СМЕРТИ
Возродит ли
международный кинофестиваль интерес к приморскому кино?
Автор – Евгений Опарин
(еженедельник
«Владивосток» № 102, пятница, 11 июля 2003г.)
Во Владивостоке небывалыми темпами готовятся к открытию международного кинофестиваля «Расific Мегidian». По замыслу организаторов, форум будет регулярным. Обозначена и благородная миссия - развитие кинематографа в регионе и, разумеется, в Приморском крае. Вполне возможно, что участник фестиваля не раз вспомнят подзабытые славные вехи документального кинематографа. А вспомнить действительно есть что. Наша студия «Дальтелефнльм» была одной из самых известных в стране, приморские картины имели шумный успех на советских и международных кинофестивалях. А что же осталось?
В 1995 году на «Дальтелефильме» вышла
последняя работа - документальное кино Олега Канищева «В тот день закончилась
война». С тех пор Приморье живет без киностудии, а в ее бывшем здании сейчас
строится сауна для работников телекомпании РВК. Снятые картины никуда не
делись, они - как документы той ушедшей эпохи - продолжают жить своей жизнью.
Киностудия «Дальтелефильм» просуществовала в Приморье 35 лет, и за это
короткое, но богатое на события время его режиссеры сняли 387 документальных и
художественных фильмов. Почти всегда их готовили для показа на центральном
телевидении и транслировали на весь бывший
СССР.
А
начиналось все в 1957 году, когда шесть приморских энтузиастов образовали
первую на Дальнем Востоке студию по производству кинофильмов, а в 1969-м ее
официально назвали «Дальтелефильмом». Как позже признали в Москве, по
профессионализму «Дальтелефильм» был в одном ряду с такими известными
студиями, как «Лентелефильм» и «Укртелефильм». В среднем владивостокцы снимали
по 12-14 короткометражных фильмов в год.
- Конечно, говорить - ах, какая у нас была студия, лучшая в стране - я
бы не стал, - вспоминает Владимир Патрушев, снявший на «Дальтелефильме» 49
картин. - Но славились наши фильмы тем, что их делали великолепные
звукорежиссеры. Ведь можно как фильм сделать: наклеить кадров, потом наложить
какую попало музыку, начитать дикторский текст - вроде как кино и готово. А
мы делали фильмы, пытаясь создать звукозрительный образ: музыка, изображение и
текст должны гармонично сочетаться. И про нашу звукорежиссерскую школу могу
сказать - она была одной из лучших в стране. Эту стезю в разное время занимали
Олег Канищев, Владимир Кириллов, Валентин Лихачев, ныне покойный, Наталья
Тимофеева, Юрий Шепшелевич, его тоже нет уже в живых. Многие из них
впоследствии стали сами снимать фильмы.
Сейчас Владимир Григорьевич по-прежнему не расстается с кино. Преподает
в ДВГУ на факультете журналистики, а также возглавляет там же учебную
лабораторию «U-1аЬ» - одну из немногих приморских студий, которая
продолжает по мере сил снимать фильмы. Их недавняя лента «ТИНРО на пороге
нового тысячелетия» получила приз на всероссийском фестивале «Живая вода».
Владимир Патрушев часто вспоминает свою дипломную работу 1972 года
«Пахари» - она получила один из призов на кинофестивале в Ташкенте. Сюжет
тоже достаточно простой: у отца с матерью было четыре сына, и все они пахари.
На соревнования на семейном совете решили отправить среднего сына Славку. А он
не победил.
-
Тогда даже это было необычно, все снимали фильмы о победителях соревнований, а
я - о простой семье и простом парне. Дед, от лица которого ведется рассказ, в
войну был танкистом, а после победы сразу на трактор пересел. Он такую фразу
говорит: «Восемь танков я пережил, а на девятом так в мирную жизнь и въехал».
И сын его старший после армии тоже пахарем пошел. А как тогда иначе? У меня был
случай, когда мы снимали в «Пахарях» ребят, а оператору, что поделать, не
понравились эти пацаны:
какие-то, говорит, плюгавые. А снимали мы этот
фильм в три этапа, и каждый раз приезжали в это село снова. В конце концов, он
их полюбил, они ему понравились. А камера все это чувствует. Там, где он их не
любил, ребята на кадрах плюгавые и получились. А там, где он их уже оценил, -
все красивые. И «нелюбимые» кадры пришлось выбросить.
Были, конечно, на «Дальтелефильме» посредственные картины, снятые по
«плану», соцзаказу, а то и просто непрофессиональные. Сейчас их смотреть
скучно, да и незачем. Увы, среди таких кинолент были и художественные фильмы.
С ними как раз дела у «Дальтелефильма» не заладились. После нескольких
неудачных попыток надежда, что кому-то еще из приморских режиссеров
Гостелерадио СССР доверит снимать дорогостоящее игровое кино, умерла
окончательно.
Ставку сделали на документалистику, которая получалась у наших земляков
несравненно лучше. В отличие от нынешних телепередач, где «картинка» как бы
иллюстрирует текст, в дальтелефильмовских лентах упор всегда делался на
изображение, и некоторые фильмы были настоящими шедеврами изобразительного
искусства, как, например, «Легенда Уссурийской тайги» Константина
Шацкова. В них было немного текста, порой фильмы были совсем бессловесные, как,
например, картина Василия Соломина «О диких оленях и пастухе Кармазине»
1968 года.
История
приморского документального - кино началась с Олега Канищева: когда в 1960
году режиссер Альберт Масленников снял
фильм «Дальзаводцы», звуком в дебютном приморском фильме занимался
именно Олег Александрович. Сейчас он хранит 10 кинокопий своих лучших фильмов,
собравших в свое время столько наград, что их перечисление заняло бы целую
страницу. Среди них эпопея о китобойной флотилии «Дорога легла за экватор»
и фильм о первой в мире женщине-капитане Щетининой «Анна Ивановна».
И, конечно, «Здравствуй, мама!» - пронзительный фильм,
посвященный 10-летию событий на острове Даманском.
-
Я работал в архиве КГБ, нашел все возможные документы, фотографии,
кинохронику, а за основу взял судьбу погибшего пограничника Николая Петрова. Мы
поехали к его матери в Улан-Удэ и показали этого парня таким, каким она его
помнила. Взяли его солдатские письма к матери, каждое из которых он начинал
словами: «Здравствуй, мама!». Мама
читала и плакала. Потом мы с ней, уже после выхода фильма, какое-то время
переписывались.
Но самый большой успех «Дальтелефильму» принесла еще одна кинолента
Олега Канищева - «Полтора часа до объятий» - о встрече китобойной
флотилии во Владивостоке. Лента получила больше всего наград, а ее монтажный
строй до сих пор изучают студенты ВГИКа и журфака ДВГУ. Сюжет незамысловат:
китобойная флотилия возвращается во Владивосток после 9-месячного рейса. В день
ее прихода весь город оживает. И если сначала видны лишь одинокие фигуры, то
затем все больше и больше людей с цветами движутся к пристани. Суда уже стоят в
порту, видны лица моряков - они машут близким. Но пройдет долгих полтора часа
швартовки и таможенного досмотра, прежде чем обнимутся вновь соединенные
семьи.
Олег Александрович несколько раз подавал заявку на съемки этого
документального шедевра, но прежде чем дать согласие, начальство долго
отказывало: «Кому нужна эта слезливая лирика?». В то время фильмы в основном
делали о разных передовиках, соцсоревнованиях. «Полтора часа до объятий» строилась
на человеческих эмоциях, чувствах, переживаниях. Этим и прославилась.
Картины «Дальтелефильма» - действительно документы былой эпохи, на
которых запечатлена вся жизнь Приморья 60-80-х годов. Изучая их, я особо
остановился на картине Юрия Шепшелевича «Праздники моего города» 1986
года (за год до этого режиссер снял один из лучших фильмов киностудии «Не
расставайтесь с детством»). Среди прочих праздников в нем речь идет о Дне
Победы, который отмечался тогда во Владивостоке на стадионе «Динамо».
Оператору, видимо, понравилось грустное конопатое лицо одного из солдат, и он
надолго задержал на нем камеру. Режиссер взял этот длинный кадр в фильм,
который показывался по центральным каналам. Секунд пять солдат в каске
задумчиво смотрел вдаль. И каково же было мое удивление, когда в этом
конопатом парне узнал своего дядю, он как раз 16 лет назад служил в армии. Так
его лицо запечатлела история посредством работников «Дальтелефильма».
...Первый фестиваль - новый шаг, новый этап для тех, чье сердце
принадлежит кино. Таких в Приморье немало... Среди них - мэтры
«Дальтелефильма», чью интуицию, творческий опыт и мастерство можно взять в фестивальный
«багаж».
Евгении ОПАРИН,
специально для «В»