ОСТРОВОК РУССКОГО КИНО

Дата публикации: 17 января 2003 года 

полный вариант иллюстрации

Игорь Соловьев. Фото Д.Кучмы

Владивосток пока ещё, конечно, не Голливуд, но свои мастера важнейшего из искусств у нас есть

Светлана Филиппова

У нас что, есть в городе кинорежиссеры? Удивляются обычно нормальные люди, далекие от имиджевых проблем и прочего малопонятного творчества. А кинорежиссеры у нас и раньше были, и сейчас есть. Вполне действующие. И, между прочим, не только те, кто снимает рекламные видеоролики или клипы для телевидения. Так вот, чтобы у наших любимых читателей не возникало сомнений по этому поводу, мы пригласили в редакцию сразу двух кинематографистов, по-настоящему преданных искусству, которое еще Ленин признал "для нас важнейшим".

Знакомьтесь: создатели и единственные на данный момент штатные сотрудники владивостокской кинокомпании "Русский остров" - Константин Сальников и Игорь Соловьев.

Для справки. Соловьев Игорь Эдуардович, после окончания ДВВИМУ не захотел становиться электромехаником дальнего плавания. Продолжил обучение на Высших курсах сценаристов и режиссеров при Госкино СССР, мастерская народного артиста СССР Григория Чухрая. Сальников Константин всю информацию о себе считает секретной, кроме одного многозначительного факта: день его рождения в календаре совпадает с днем, когда братья Люмьер запатентовали первый кинопроектор.

- Извините, конечно, господа, но как вы себя позиционируете на рынке киноуслуг?

И.С.: - На рынке, знаете ли, почти не бываю, потому что все деньги уходят на кинопроизводство. А кроме шуток, я считаю, что у нас на весь город рынок киноуслуг - это полтора кинотеатра, которые еще принадлежат государству, и в которых еще иногда появляется хорошее кино. Хотя и это чаще всего связано с какими-нибудь акциями... А в основном что мы смотрим? "Гарри Поттер" - это еще не самое страшное. Чаще - "Где моя тачка, чувак?" Вот, скажем, "Жестяной барабан" - великолепный фильм Шлендорфа. Где у нас в городе можно его найти?

К.С.: - Есть такое место! Юрий Стройков - человек, у которого всегда есть хорошее кино! А мы-то как раз хотим открыть в городе филиал Музея кино, в котором будем показывать фильмы, являющие собой несомненную культурную и художественную ценность. В данный момент мы ведем по этому поводу с Москвой переговоры. В наших планах - открытие небольшого кинозала, где можно будет показывать хорошие фильмы, собрать весь дальтелефильмовский фонд. Там есть очень хорошие работы.

- Это же вы фонд убитого капитализмом "Дальтелефильма" спасли от гибели на горностаевской свалке?

И.С.: - Не весь. Часть архива, которую мы успели вывезти. Что-то осталось еще на полках в ПТР.

К.С.: - Там есть превосходные фильмы Шепшелевича, Канищева...

- Но это же не игровое кино. Вы считаете, что сегодня реально заинтересовать народ кинохроникой советских времен?

К.С.: - Я считаю, что стоит это показывать народу время от времени.

И.С.: - Прежде всего потому, что в этих фильмах история нашего города. Например, "Праздники моего города" того же Шепшелевича, снятые к 125-летию Владивостока. Думаю, многим было бы приятно до слез вспомнить: площадь, поэты со сцены вечером стихи читают, флот весь в огнях... Мало того, среди этих фильмов много победителей и лауреатов всесоюзных и международных кинофестивалей. "Дальтелефильм" - это имя гремело!

- А вы сейчас занимаетесь кинодокументалистикой?

К.С.: - Разве что фильм о "Мексиканских пчелках-убийцах". Придуманных эпизодов с ними снять невозможно, потому как они люди непредсказуемые, так что получилось вполне документально.

И.С.: - Мы даже, как тебе известно, снимаем игровое кино! Несмотря на полное отсутствие финансирования. Банки же не дают денег на кинопроизводство. Даже если взять некоторую сумму под залог всей нашей движимости и недвижимости, ее ни на что не хватит. И дадут на неделю, под бешеный процент. А малобюджетным сегодня считается полнометражный игровой фильм, укладывающийся по смете в 200 тысяч долларов. "Ведьма из Блэр" - это не пример. Это мыльный пузырь. Да и снималась не у нас.

- Как дела с вашим многострадальным "Чудом"? Готово?

И.С.: - Да, и мы уже планируем в ближайшее время премьеру. Наше "Чудо" - это короткометражный игровой фильм. Снимались все наши, владивостокские, актеры...

К.С.: - Как бы только воткнуться между "Гарри Поттером" и "Властелином колец"...

И.С.: - Естественно, мы будем вести переговоры с нашими телеканалами. Проблема в том, что у нас, скорее всего, за демонстрацию потребуют денег, как за рекламу, что на самом деле странно.

К.С.:- Тем более что "Чудо" - это совершенно некоммерческий проект.

- Не понимаю, что такое "некоммерческий". Мне все время кажется, что это означает фигню, которую невозможно продать, потому что она никому не нужна.

К.С.: - Под "некоммерческим" в данном случае понимается проект, на котором не заработать очень много денег быстро. Великий Кшиштоф Занусси, который читал у нас лекции на Высших курсах, говорил: если фильм идет в кинотеатре и на сеанс покупают билеты десять человек, значит, он окупится, пусть не сразу. Так же, как сегодня фильмы Тарковского или Сокурова, которые не собирают много денег единовременно, но будут продаваться еще десятилетия. Задачи разные.

И.С.: - Мы, кстати, планируем в будущем году начать съемки пятисерийного телевизионного фильма. Не сериала, прошу заметить! Это будет фильм для подростков, потому что всех электроников затерли до дыр, а ничего нового давно не снимают. И это будет чисто коммерческий проект. У нас есть хорошая сценарная заявка. И, конечно, мы будем привлекать к работе людей. Первым делом кого-то из молодых драматургов. И, скорее всего, это будет Александр Вялых. Потому что это человек, который может рождать истории.

- Что-то вроде "Ералаша"?

И.С.: - С "Ералашем", кстати, история еще интересней. Ты знаешь, что сценарии для него пишут студенты ВГИК или Высших режиссерских курсов? Их предлагают редакции - Грачеву то есть. И если сценарий принимается, то на это дело выделяют какие-то совершенно небольшие денежки, зато ребята, которые учатся, за счет этого могут, например, защитить курсовую работу.

- У вас есть шикарный проект Фестиваля студенческого фильма. В какой стадии сейчас он пребывает?

К.С.: - Мы с этой идеей не расстались. Хотя в последний раз фестиваль мы так и не провели, как ни старались... Надеемся, что у нас получится убедить власти в том, что Приморью нужен свой международный кинофестиваль. Подобранные материалы - очень достойные, кстати, - мы постараемся в ближайшее время донести до зрителя хотя бы в телевизионном формате. А на следующий год, я думаю, настоящий кинофестиваль у нас в городе будет. И в дальнейшем он обязательно станет международным и конкурсным.

И.С.: - А я напомню слова моего учителя Григория Чухрая: "Режиссер должен снимать". И поэтому мы будем продолжать работу над фильмами, как бы трудно нам ни было. Мы сделаем и кинофестиваль, и с талантливыми детьми заниматься будем. Потому что мы - кусочек русского кино на самом Дальнем Востоке нашей Родины!

- Эх, хорошо быть оптимистом... Удачи вам!

 

 

Hosted by uCoz