|
"Звездная дорожка" с
морским уклоном
|
С 3 по 8 сентября во Владивостоке прошел II
Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона
"Меридианы Тихого" ("Pasific Meridian"). Возник он, скорее,
по нестандартной для нас схеме, то есть непосредственно на месте, а не
был завезен из Москвы. Этим обстоятельством во Владивостоке очень
гордятся. Первый фестиваль и вовсе был сделан исключительно на
собственные деньги, а во второй свою лепту внесло и Министерство
культуры, поддержав финансово. В своих выступлениях и Михаил Швыдкой, и
Александр Голутва не раз говорили о том, что кинофестивали в
Благовещенске, Владивостоке и Калининграде государство будет поддерживать
в обязательном порядке, понимая их стратегическую важность как форпостов
культуры на рубежах страны.
От Владивостока до Москвы далеко, слишком далеко -
девять непростых часов лету, зато до Кореи, Японии и Китая - рукой
подать. Хотя поговоришь с горожанами - мало кто из них бывал у ближайших
соседей, разве что в Пекине. Местная гостиница переполнена китайскими
туристами. Выходишь из нее, а вся площадь буквально заполнена выходцами
из Поднебесной, словно ты не во Владивостоке, а где-нибудь в Пекине.
Такова специфика территории. Москва представляется тут не только далекой,
но и местом, где вечно что-то нехорошее происходит. Недаром же один
ребенок у входа в кинотеатр "Океан", где проходили конкурсные
показы, завидев московских гостей, сказал: "Приехали из страшной
Москвы". Это где-нибудь в Баку за вами будут ходить люди и
рассказывать о том, как они скучают по Москве, или в Кирове, где тоже
ориентированы на российскую столицу. Владивосток - сам себе голова. А его
жители говорят им, что Европа, что Москва - одинаково далеки.
Фестиваль проходил в страшные дни, сразу же после
взрывов в самолетах и на "Рижской" в Москве, захвата школы в
Беслане. Отсюда из Приморья все это кажется в самом деле невозможной
историей ужаса. Так, наверное, и мы из своего далека воспринимаем беды
Приморья с его тайфунами, борьбой за власть и прочими не всегда
позитивными обстоятельствами, которые сделали Владивосток знаменитым на
всю страну.
Местными силами была сформирована фестивальная
программа, причем довольно оригинальная и качественная. Если в будущем
устроителям хватит сил и ума, то "Меридианы Тихого" могут стать
наиважнейшим международным фестивалем страны в силу необычности своего
географического положения и курса на кино очень перспективное,
пользующееся особым интересом в мире. Это Китай и Корея прежде всего.
Для Сергея Юрского, возглавлявшего международное по
составу жюри, все было внове, о чем он не раз говорил, как и для
некоторых других членов жюри, не особенно погруженных в проблемы и
особенности азиатского по большей части кино. Много нового открылось и
зрителям. А они, надо сказать, во Владивостоке довольно интересные.
Ходили на все сеансы, даже в будние дни и по утрам. Отдавали предпочтение
прежде всего китайскому, новозеландскому, корейскому и прочему
экзотическому кино, рассуждая так, что его-то они уж точно нигде больше,
как на фестивале, не увидят, а свое, российское, все же есть некоторый
шанс посмотреть. В прокате корейского кино, хоть и соседи, не дождешься.
Интересное суждение удалось обнаружить в одной из местных газет о том,
что японское и корейское кино еще год назад сумело пробиться "через
заслоны российского провинциального снобизма". Но им, как говорится,
виднее. Для критиков, более или менее следящих за процессом, фестивальная
картина выглядела отчасти проблематично. Победил в конкурсном показе Ким
Ки-Дук с его картиной "Весна, лето, осень, зима .... и снова
весна". Было бы странным иное решение. Ким Ки-Дук - словно
гигантская вершина возвышался над равниной, несмотря на то что в конкурсе
имелось несколько очень любопытных и качественных картин. Просто заведомо
включать "Весну..." в конкурс было спорно, тем самым связывая
жюри по рукам и ногам. Картина Ким Ки-Дука, притом что она - абсолютный
шедевр, давно уже идет в прокате, пусть и не массовом, а скорее
элитарном. Но это, как выяснилось, в Москве, а во Владивостоке ее иначе,
как на "Меридианах Тихого", нигде не увидишь. Такова специфика.
Вне конкурса показывали куда более свежую работу культового корейца -
"Самаритянка", принесшую наконец-то Ким Ки-Дуку официальное признание
на последнем Берлинском кинофестивале в виде "Серебряного
Медведя" за режиссуру. Вне конкурса шел и фильм "Отель
"Венера", взявший на последнем ММКФ главный приз в новом
конкурсе "Перспектива", о чем мы подробно писали. Фильм не бог
весть какой, но вот пересмотреть его во Владивостоке имело смысл, и
горожане на него стремились. Снимался он во время первых "Меридианов
Тихого" во Владивостоке, который, по мнению японского режиссера
Хидета Такахата, как никакой другой город, отвечает понятиям
"нигде" и "никогда". Эдакий неизвестный город в
неизвестной стране. Изучив Владивосток на месте, можно было за компанию с
коренным населением узнавать его уголки и улицы в японской картине: улицу
Пограничную, Светланскую, знакомый поворот... Нет-нет да и мелькнут
русские названия. Интересно, что в августе во Владивостоке снимался
китайский фильм "История Шанхая", и эпизоды, происходящие в
Гамбурге, снимали опять-таки во Владивостоке, а роли фашистов и их жертв
(фильм о Второй мировой войне) исполнили актеры местного драмтеатра.
В победителях в коротком метре оказался Артем Антонов
со своей дипломной работой "Столичный скорый", уже имеющей ряд
наград студенческих смотров, "Кинотавра", участвовавшей в
Каннском фестивале этого года, номинант студенческого "Оскара".
Антонов обогнал А.Рогожкина с его картиной "Sapiens" по
трехстишию Басё. Предвкушение картины было куда более ярким, чем она
сама. Размышления режиссера о тростинках и мотыльках, становившихся
символом жизни на Земле, равным тому, что сумел донести до нас Ким Ки-Дук
в своей "Весне...", вылилось у Рогожкина всего лишь в
природоохранную агитку. Очень жаль. Но С.Юрский назвал
"Sapiens" шедевром, боролся за его победу в одиночестве, никто
из членов жюри не поддержал его выбор. Третья конкурсная картина от
России "Игры мотыльков" Анд.Прошкина удовлетворилась призом
зрительских симпатий.
Лучшей актрисой назвали Рейчел Блейк из Новой Зеландии
в странной и почти фантастической картине "Совсем чужие" Гайлин
Престон. Иной раз кажется, ну сейчас все скатится в банальщину, но всякий
раз события развиваются непредсказуемым образом, так что только
удивляешься находчивости режиссера. Актриса побывала на фестивале и,
получая приз босиком, плакала от произнесенных Владимиром Стекловым
поэтических строк о женщинах и актрисах. Приехала во Владивосток и другая
хорошая актриса из Канады - Дебора Кара Уингер, получившая актерское
образование в Австралии, снявшаяся в конкурсном фильме "Эмиль"
(Канада). Канадское кино уж точно у нас очень плохо знают. Так что
фестиваль предоставил почти эксклюзивное право знакомства с ним. Приза за
лучшую мужскую роль удостоен японский актер Сатоши Тсумабуки в картине
"Жозе, тигр, рыба" Инудо Ишина. Спецприз достался китайской
картине "Все вечеринки завтра" режиссера Ю Лик Вая. Лучшим
режиссером назван таец Пен-ек Ратанаруанг ("Последняя жизнь во
Вселенной"). Надо признать, что чутье С.Юрского не подвело, и жюри
оптимально точно распределило призы, так что стыдно не было. Гильдия
киноведов и кинокритиков вручила своего традиционного слона картине из
Бутана "Странники и волшебники". А вот губернатор Приморского
края удивил, наградив своим призом "Ночной дозор", никакого
отношения к "Меридианам Тихого" не имевшего (но, как известно,
хозяин - барин), со словами, что день должен побеждать ночь. И таким образом
15 тысяч долларов, полагавшиеся К.Эрнсту, как продюсеру проекта, будут
перечислены в школу Беслана.
Представленное кино, причем лучшее в программе, в
основном - копродукция. Китайская картина "Все вечеринки
завтра" сделана при участии Роттердамского фестиваля, в титрах -
упоминания Франции, Швейцарии, Японии. Картина, безусловно, любопытная,
но все это - арт-вариации на китайские темы с их утопией рая на земле,
лагерем процветания. Смесь идей китайского коммунизма с восточной и
индустриальной экзотикой, что, собственно, и составляет для туриста
прелесть Китая - императорский дворец и рядом огромный портрет Мао. И
кино - примерно в этом роде, причем очень эстетское. Оно хорошо отвечает
представлениям европейцев об Азии, такое кино обожают в Венеции и Канне.
В Европе продается много компакт-дисков с так называемой этнической
музыкой - турецкой и прочей, но все это сплошные адаптации, то, что хочет
слышать европейское ухо, каким себе представляет ту или иную культуру.
Эта тенденция, кстати, свойственна и кинематографистам наших бывших
республик. Казахские и киргизские режиссеры на-гора выдают такого рода
адаптации, очень культурные, далеко не исконные, хорошо потребляемые
Европой.
Местные СМИ описывали с немалым удовольствием светские
мероприятия. Как водится, поругивали московских и питерских артистов за
то, что те выпивали чрезмерно и забирались на столы. Такого не наблюдала,
но видела другое. Пригласили, допустим, на корабль ближе к ночи, продали
билеты публике, чтобы она за столами вкушала и смотрела на заезжих
гостей. Публика сидит, потребляет морепродукты, а Игорь Скляр, к примеру,
своего места не имеет, и вынужден слоняться между столиками. Это-то разве
нормально? Бесконечно говорили о том, что, несмотря на траур в стране,
многие увеселительные мероприятия фестиваля не отменили, как и спектакли.
Нина Усатова, участница одного из них, объясняла это тем, что летели
издалека, да и спектакль посвящен нашим родителям, он добрый и светлый.
Это каждый сам для себя должен решать, что должно и можно в дни скорби.
Знаю, что вопрос этот долго обсуждался у губернатора, но решено было от
мероприятий не отказываться, а скорректировать их проведение согласно
моменту. Губернатор С.Дарькин говорил о силе кино, которое является
действенным оружием в борьбе за мир и стабильность. Да, собственно, кинопоказ
и не вызывал вопросов, потому как получился серьезным и рабочим, тут уж
ничего не скажешь. Обсуждался и вопрос самого существования фестиваля и
его бюджета. Последний определяется цифрой в 1 млн. долларов. Как
водится, в таких случаях на местах говорят о проблемах края, о том, на
что еще можно было бы пустить эту серьезную сумму. Кроме того, во
Владивостоке поговаривают, что фестиваль жив, пока на посту Дарькин, а
рядом с ним жена-актриса, что, несомненно, является серьезным стимулом,
что судьба фестиваля, зависящая от воли одного человека, недолговечна и
"Меридианы Тихого" через некоторое время могут стать миражом.
Местные же кинематографисты, а это - документалисты, влачат жалкое
существование, "Дальтелефильм" приказал долго жить. А
представители туристических фирм заверяют, что тот же "Отель
"Венера" способствовал некоторому интересу к Владивостоку со
стороны японских туристов, ведь в нем снялась мегазвезда Страны
восходящего солнца Цуеси Кусанаги. Так что все это непросто, и ситуация в
городе непростая, значит, неизбежны вопросы на тему: на что и как тратить
деньги? Но городские власти намерены статус города укреплять на всех
рубежах, в том числе и на культурных. Уже к следующему фесту обещают
открыть новый кинотеатр "Уссури", в который вложены немалые
средства, чтобы сохранить это историческое здание, а не разрушить. Хотя
проще было бы его снести и возвести новый кинозал.
|