«Это неприбыльное производство»

Автор – Ольга Куцая

(газета «Конкурент», №35 7.09.04, www.konkurent.ru)

 

Владимир Патрушев, член Союза кинематографистов РФ, автор 49 лент на пленке для Центрального телевидения, работающий документалист. Он рассуждает, возможно ли         возрождение документального кино в крае.

Дальтелефильм был крупной студией в системе Гостелерадио СССР: после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска мы занимали четвертое место по производству фильмов, делали пять часов документальных фильмов в год. Свой последний фильм на Дальтелефильме «Весна света Лидии Ковяховой» я сделал в 1994 году, а в 1995-м, уже на развалинах                         Дальтелефильма, Олег Канищев снял последний фильм, на этом студия прекратила свое существование. Во времена  перестройки были разрушены многие производства, и                         фильмопроизводство в том числе.

 Между тем фильмопроизводство — это не просто работа одного человека, но работа целого коллектива. На производстве документального фильма задействовано не  менее 40 человек, а если включить базу обработки пленки, например как была у нас в Москве или Риге, то к этой                         цифре можно добавить еще человек 60. Для того чтобы      сейчас возродить документальное кино на Дальнем Востоке,  нужно главным образом желание властей.

 Вообще, документальное кино всегда и везде спонсируется, этим и живет. Были,      конечно, случаи, что такое кино приносило немалую прибыль, но они редко встречаются. Во всем мире кинодокументалистика не является средством   получения прибыли. Возьмем «Птицы», один из последних фильмов французов. Они вложили в него 22 миллиона                         долларов. Красивое кино, просто сказка, но — бестолковое. Они «Микрокосмос» сделали, великолепный  фильм с драматургией. А здесь съемки изумительные, но кино — бессмысленное. Я думаю, он не смог окупиться. Был  такой режиссер Якопетти, сделавший скандальный фильм «Собачий мир». У него работали 40 операторов во всех                         странах мира. Он снимал скандальные кадры и имел бешеный  успех у зрителя. Из советских фильмов популярным было творение Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Поэтому, во-первых, документальное кино должно дотироваться, чтобы существовать, а во-вторых, такие студии, как Дальтелефильм — это не только техника,  оборудование, но и сплоченный коллектив специалистов. К примеру, чтобы монтажер достиг пика совершенства, ему                         нужно трудиться лет десять. Это все, что касается  фильмов на пленке, потому что имеется в виду сложный  технологический процесс.

 Сегодня, с переходом на видеозапись, коллектив может быть поменьше, и такие     одиночки у нас во Владивостоке существуют, но их по пальцам перечесть. Небольшая фильмопроизводящая студия из трех человек есть сейчас у нас, в    ДВГУ на кафедре телевидения и радиовещания, также есть «Зов тайги» — это Геннадий Шаликов, Василий Солкин и Олег Кабалик. Работают такие талантливые люди,  профессионалы в своем деле, как Глеб Телешев, Наталья Тимофеева, Анатолий Петров. Пожалуй, это все, кого я                         могу назвать. А в существующих сейчас многочисленных продюсерских центрах, на мой взгляд, работают не профи, а кинолюбители. Но все-таки я оптимист и какие-то намечающиеся сдвиги вижу, потихоньку все начинает строиться. Чтобы                         преодолеть тот развал, который достался президенту Путину, нужно много времени. Сразу все сделать невозможно. Так же, как создать студию с нуля, — для  этого нужны годы.

                        Записала Ольга КУЦАЯ.

 

Hosted by uCoz