«Это неприбыльное производство»
Автор – Ольга Куцая
(газета «Конкурент», №35 7.09.04, www.konkurent.ru)
Владимир Патрушев, член Союза
кинематографистов РФ, автор 49 лент на пленке для Центрального телевидения,
работающий документалист. Он рассуждает, возможно ли возрождение документального кино в крае.
Дальтелефильм был крупной студией в
системе Гостелерадио СССР: после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска мы
занимали четвертое место по производству фильмов, делали пять часов
документальных фильмов в год. Свой последний фильм на Дальтелефильме «Весна
света Лидии Ковяховой» я сделал в 1994 году, а в 1995-м, уже на развалинах Дальтелефильма, Олег
Канищев снял последний фильм, на этом студия прекратила свое существование. Во
времена перестройки были разрушены
многие производства, и
фильмопроизводство в том числе.
Между тем фильмопроизводство — это не просто работа одного
человека, но работа целого коллектива. На производстве документального фильма
задействовано не менее 40 человек, а
если включить базу обработки пленки, например как была у нас в Москве или Риге,
то к этой цифре
можно добавить еще человек 60. Для того чтобы сейчас возродить документальное кино на Дальнем Востоке, нужно главным образом желание властей.
Вообще, документальное кино всегда и везде спонсируется, этим и
живет. Были, конечно, случаи, что
такое кино приносило немалую прибыль, но они редко встречаются. Во всем мире
кинодокументалистика не является средством
получения прибыли. Возьмем «Птицы», один из последних фильмов французов.
Они вложили в него 22 миллиона долларов. Красивое кино, просто сказка, но
— бестолковое. Они «Микрокосмос» сделали, великолепный фильм с драматургией. А здесь съемки изумительные,
но кино — бессмысленное. Я думаю, он не смог окупиться. Был такой режиссер Якопетти, сделавший
скандальный фильм «Собачий мир». У него работали 40 операторов во всех странах мира. Он
снимал скандальные кадры и имел бешеный
успех у зрителя. Из советских фильмов популярным было творение Михаила
Ромма «Обыкновенный фашизм». Поэтому, во-первых, документальное кино должно
дотироваться, чтобы существовать, а во-вторых, такие студии, как Дальтелефильм
— это не только техника, оборудование,
но и сплоченный коллектив специалистов. К примеру, чтобы монтажер достиг пика
совершенства, ему
нужно трудиться лет десять. Это все, что касается фильмов на пленке, потому что имеется в виду
сложный технологический процесс.
Сегодня, с переходом на видеозапись, коллектив может быть
поменьше, и такие одиночки у нас во
Владивостоке существуют, но их по пальцам перечесть. Небольшая фильмопроизводящая
студия из трех человек есть сейчас у нас, в
ДВГУ на кафедре телевидения и радиовещания, также есть «Зов тайги» — это
Геннадий Шаликов, Василий Солкин и Олег Кабалик. Работают такие талантливые
люди, профессионалы в своем деле, как
Глеб Телешев, Наталья Тимофеева, Анатолий Петров. Пожалуй, это все, кого я могу назвать. А в существующих сейчас многочисленных
продюсерских центрах, на мой взгляд, работают не профи, а кинолюбители. Но
все-таки я оптимист и какие-то намечающиеся сдвиги вижу, потихоньку все начинает
строиться. Чтобы преодолеть тот развал, который
достался президенту Путину, нужно много времени. Сразу все сделать невозможно.
Так же, как создать студию с нуля, — для
этого нужны годы.
Записала Ольга КУЦАЯ.