Интеллектуальная тусовка
Исполнительный директор кинофестиваля Pacific Meridian Александр Долуда:

 

                Бизнес приходит следом за культурой

                          Беседовала Ирина ДРОБЫШЕВА,  20мая 2004 года

В сентябре столица Приморья вновь окунется в праздничную атмосферу Международного кинофестиваля стран АТР Pacific Meridian. За любым праздником

стоит огромная организационная работа: деловая переписка, составление программы, решение всевозможных технических и бытовых вопросов: где поселить "звезд", как лучше накормить и развлечь, как вписаться в скромный бюджет и провести праздник "на уровне"? Где найти спонсоров, ведь кинофестивали - удовольствие дорогое. О том, что остается "за кадром" праздника, решил узнать корреспондент "ЗР". Наш собеседник - исполнительный директор Pacific Meridian Александр ДОЛУДА.

- Александр, начнем наш разговор "с плохого". Основной вопрос-упрек со стороны скептиков: зачем нужно проводить кинофестиваль? Тем более тратить на него бюджетные деньги, которых не хватает на более насущные нужды? Можно ли сделать его прибыльным бизнесом?

- Во-первых, я и мои коллеги к скептикам себя не относят. Иначе бы у нас ничего не получалось. Я был в Италии, Франции, других странах, изучая опыт кинофестивалей. И могу сказать, что ни в одной стране мира ни один фестиваль напрямую прибыльным не бывает. Любой кинофестиваль - это некоммерческий проект.

Даже если организовать кинорынок - это сложная структура с огромными первичными затратами. Все это не просто, но мы поступательно будем к этому идти, потому что без этого все равно не обойтись. А для начала нужно заработать репутацию, доказать, что наши намерения серьезны и обоснованны. Чтобы к нам поехали зарубежные специалисты, они должны быть уверены, что увидят здесь хорошее русское кино. Кино в России возрождается, и его начинают покупать за рубежом, хотя пока и немного. В раскрутку и рекламу нужно вкладывать деньги, а у нас пока мало внимания уделяется этому. Не так много профессионалов в этой области, а тут нужен особый менеджмент.

На первом кинофестивале мы увидели интерес к нам, но, чтобы его закрепить, нужно приглашать известных продюсеров, актеров, режиссеров, кинокритиков, профессиональную прессу. Мы знаем заинтересованность в сотрудничестве с нами специалистов, которые проводят Московский кинорынок. Но это дело будущего, надеюсь, недалекого.

Мы стремимся стать звеном, которое продвигало бы русское кино в Азию, а кино стран АТР - в Россию. Но, повторюсь, даже если весь механизм кинофестиваля, включая кинорынок, заработает, сам по себе он прибыли никогда не принесет.

- Но прибыль может быть косвенная...

- Да, как раз об этом я и хотел сказать. Прибыль получают город и весь регион, где фестиваль проходит: гостиницы, туристические компании, производители сувенирной продукции, рестораны, кинотеатры...

Возьмем в качестве примера Пусанский кинофестиваль. Фестиваль могли бы сделать и в столице Республики Корея, но выбрали город Пусан как перспективный город-порт. Сегодня это ведущий фестиваль региона! Его называют Азиатской Венецией. В прошлом году на него приехало около 4,5 тыс. специалистов кино из 60 стран мира. Пусанская киностудия - самая большая в Азии. Здесь снимают кино, и не только корейские кинематографисты, а раньше этого не было. И все это за 6 лет! То есть огромное желание людей и вложенные деньги сейчас начинают окупаться. Город привлекает массу туристов, там развивается городская инфраструктура...

Или Каннский кинофестиваль во Франции. Он большей частью финансируется государством и спонсорами и не приносит прямых дивидендов. Но сколько туристов приезжает туда, чтобы увидеть своих кумиров! Раньше это был маленький городок, о котором никто и не знал, пока кинофестиваль не дал ему второе рождение. Ведь за культурой следом приходит бизнес.

- Что для этого нужно сделать?

- При подготовке фестиваля "Меридианы Тихого" невозможно обойтись без помощи власти, государства, спонсоров. Очень важна поддержка горожан. Фестиваль нужен Владивостоку, тем более что у нас есть ряд существенных преимуществ перед другими российскими городами.

Владивосток сочетает в себе все сразу - экзотику, удобное месторасположение и многое другое... Не случайно же мы, рассчитывая в первый раз привлечь внимание хотя бы 5-6 стран, получили 12! В этом году уже 17 стран заявили о намерениях выставить картины на конкурс.

- У фестиваля уже есть спонсоры?

- Если посмотреть каталог любого кинофестиваля, там десятки и сотни спонсоров. И они гордятся своей причастностью. У фестивалей есть свои компании перевозчиков, свои отели. У нас пока с этим сложнее. Первые наши спонсоры - компании МТС и "Дальсвязь", которые предоставили услуги сотовой и международной связи, за что мы очень благодарны, ведь нам сейчас приходится очень много общаться и вести переговоры.

С гостиницами договориться, хотя бы о скидках, пока не получается: им сейчас выгоднее работать с китайскими туристами. А ведь именно они первыми получают дивиденды от таких мероприятий. У нас ведь нет инфраструктуры для культурного отдыха. Казино интересует определенную категорию, а интеллектуалам нужно другое. И во Владивостоке, и его окрестностях есть "изюминки", которые могут быть привлекательны для туристов.

Когда я недавно показал Алексею БАЛАБАНОВУ, режиссеру фильмов "Брат", "Война", "Про уродов и людей", Владивостокскую крепость, он загорелся идеей снять здесь один из эпизодов своего нового фильма. Это совсем свежий проект, даже сценарий еще в процессе написания. Это будет фильм о судьбах людей, связанных с автобизнесом. Накануне майских праздников мы с Балабановым и сценаристом вернулись из Японии, где осматривали Киото и Тояму - места, где будет развиваться действие фильма. Съемки, возможно, будут проходить во Владивостоке, а также на Русском острове.

- В советские времена у нас редко снимали кино. На моей памяти только "Владивосток. Год 1918" и, лет 13-15 назад, - фильм о судьбе рыбачки с плавбазы. Забыла его название... Там снялась Лариса ГУЗЕЕВА. А в прошлом году у нас снимали кино японские и корейские кинематографисты. Не пора ли создавать киностудию? Или хотя бы возродить "Дальтелефильм"?

- Я глубоко убежден, что у Владивостока может и должна быть своя кинокомпания, своя кинобаза. Интерес к съемкам кино во Владивостоке необходимо вернуть, и он уже есть, особенно после кинофестиваля.

А в сентябре во Владивостоке начнутся съемки большого фильма. Это будет блокбастер "Тайфун" с очень интересным сюжетом. Режиссер - известный южнокорейский кинематографист господин Taek Kwak, звезда мировой величины. Съемки фильма пройдут в Таиланде, Китае - Шанхае или Гонконге, в Пусане и во Владивостоке.

- Кто из наших актеров будет там играть?

- Актеры театра имени Горького и Уссурийского драматического театра, театра КТОФ и молодежного театра прошли кастинг. В фильме есть роли для 18 русских актеров. Мы сделаем все для того, чтобы этот фильм появился в прокате в России.

- Каким вам видится будущее кинофестиваля во Владивостоке?

- Если ежегодный кинофестиваль станет традицией, он будет развиваться. У нас в программе нет пока документального кино, а интерес к нему во всем мире возрастает. Документальное кино и мультипликация пользуются огромной популярностью. Эти направления мы планируем развивать. Но чтобы этим заниматься, нужно поставить кинофестиваль на постоянные рельсы, закрепить его...

Мы будем продолжать показы лучших фильмов, снятых выпускниками ВГИКа, но будем нанизывать сюда и киношколы мира - Китая, Южной Кореи, США и других. По итогам показов пройдет семинар. Конечно, он в большей мере рассчитан на специалистов кино, но это важно для будущего.

Нам бы хотелось, чтобы кинофестиваль во Владивостоке со временем превратился в большую интеллектуальную тусовку в самом хорошем смысле этого слова. Мы с оптимизмом смотрим в будущее нашего кинофестиваля и будем стараться сделать все, чтобы создать для зрителя и участников атмосферу творчества и праздника.

 

Hosted by uCoz