ВОСХОЖДЕНИЕ МАЭСТРО КИНО ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Автор – И.Гусев
(газета «Утро России», №
9-10, 22 января 2004г.)
Он творит кино профессионально, самозабвенно, отчаянно уже 45 лет. За
20 лет своей работы сначала в качестве кинооператора, а с 1973-го и режиссера
он снял почти 40 телевизионных фильмов и около 5 тысяч информационных сюжетов
для "Автографа дня" Приморской студии телевидения. Семи его фильмам
присвоены премии и дипломы на всесоюзных кинофестивалях, другие отмечены поощрениями,
благодарностями администрации.
Для некоторых людей он не совсем удобный человек, ибо отстаивает свою
точку зрения, собственное мнение и личную независимость в довольно резкой
форме, которой чаще всего оппонент не ожидает.
По характеру он репортер-непоседа, бунтарь-одиночка. В деле до самоотречения дотошен. Его мысли постоянно в пути, поисках оптимальных решений, кипучей деятельности - даже если он отдыхает.
Он рано почувствовал и понял, что может делать хорошее, качественное
кино (и делал!), писать нешаблонные сценарии к фильмам (и писал!), быть
вдумчивым, незаурядным режиссером (и он им был!). Рассуждая о себе так, он
никогда не опускается до бахвальства. Он на самом деле обожает работу, если не
сказать более - жаден до нее. Как человек он не обделен природной смекалкой,
быстротой реакции, чувственным отношением к природе, животным. Все эти
качества характера, доставшиеся от рождения или приобретенные в юности и в
годы нелегкой службы на Тихоокеанском флоте, придавали ему всегда смелость и
свободу в суждениях, укрепляли веру только в собственные силы. Поэтому, когда
в 80-м году у него возник производственный конфликт (у кого его не
случалось?), в который на защиту пропартийной администрации вмешался партком,
он, отчаявшись прошибить лбом стену, без сожаления, в одночасье расстался с
партбилетом (и это за десять лет до массового исхода!) и с большой горечью с
любимой работой. В один день он стал живой легендой для большей части
приморских журналистов, не инфицированных партметастазами.
Мой рассказ о творчестве Петра Кирилловича Якимова, которому на днях
исполняется 70, касается в основном первых 20 лет его профессиональной
деятельности на студии "Дальтелефильм", с того памятного дня, как
демобилизованный матрос Тихоокеанского флота, радиомеханик матросского клуба,
захватив с собой первый любительский фильм о визите во Владивосток главы
советского государства Н.С. Хрущева (кстати, снятый без санкции командования,
и в этом весь Якимов), пришел к главному режиссеру "Дальтелефильма",
мудрому Альберту Масленникову, и сказал:
-
Хочу делать
кино. Стояла поздняя осень 59-го.
Обыкновенный год в жизни советского народа. Как и в любой другой год,
со страниц центральных и краевых газет не сходили призывы партии и
правительства к советским людям быть еще активнее, включаться в соревнования,
следовать почину Гагановой и Мамая.
Газета "Красное знамя" в тот год сообщила читателям, что
состоялась встреча журналистов и писателей Владивостока с поэтом и редактором
журнала "Новый мир" Александром Твардовским, рассказала об ударной
стройке Владивостока - новой телевизионной станции и студии
"Даль-телефильм". Действительно, строительство шло ускоренными
темпами - днем и ночью. На студии, которая входила в систему телецентра,
монтировалась проявочная техника, формировались отделы, снабженцы свозили со
всех кино-телестудий страны бэушную технику - в основном киносъемочные
камеры, новую невозможно было достать ни в отечестве, ни за рубежом.
Ремонтники вовсю старались вдохнуть в них жизнь, но чаще безуспешно. В
свободное от съемок время кинооператоры колдовали над своими
"кормильцами" - отлаживали, вели мелкий ремонт, реконструировали:
беда была общая... Особенно тревожило всех отсутствие узкопленочной синхронной
кинокамеры, довольно мобильной и универсальной для оперативной работы. Все эти
издержки в снабжении сдерживали развитие телевизионного вещания в крае, делали
его неповоротливым, неоперативным, неэффективным.
Тогда, обложившись схемами и старыми деталями и запчастями, взялся за
дело бывший флотский радиомеханик Якимов и вместе с группой механиков и
токарей из ДВГУ и Дальзавода стал мудрить, считать, пробовать. И она через
несколько месяцев родилась и заработала, сняв в коллективе напряжение от
чувства безысходности. Это была первая в стране отечественная узкопленочная
синхронная камера, которая временно закрыла брешь. Сегодня она хранится в музее
им. Арсеньева.
Через пару лет опять же Якимов из венного списанного оборудования
рассчитает и соберет уникальный длиннофокусный телеобъектив, снимет поразительной
красоты сюжеты к своим фильмам "Пахари" (сценарий В.Патрушева) и
"Норман-2 вызывает" и на несколько лет позабудет о нем.
Да, такой ученик практически не требовал к себе особого внимания, и
Масленников, принявший с первого дня появления на студии Якимова самое
активное участие в его судьбе, сложил с себя шефство и отпустил его в свободное
плавание раньше срока.
Новичок был неистощим. Он добивается у руководства содействия в
приобретении акваланга и гидрокостюма, осваивает профессию подводного пловца,
строит бокс для "Конваса" и спускается на острове Попова под воду. И
это было на "Дальтелефильме" также впервые. На студию обращаются
военные моряки со спецзаказами на подводные съемки -он не отказывает. Едут с
других студий Союза за помощью и советом
- он идет навстречу. Под водой рождается фильм о ловцах трепанга. Его не единожды
спрашивали:
- Кто вы, Петр Кириллович, изобретатель неистовый или неистовый
кинооператор?
Он отвечал:
- Я все: и то и другое.
Первый фильм, который Петр Кириллович снимал в соавторстве с
режиссером Александром Шинкаренко, был о легендарном дальневосточном ученом,
биологе И. И. Брехмане ("Тайна чертою куста"), который на Московском
всесоюзном фестивале в 1964 году получил поощрительную премию, а
кинооператор - первую награду на поприще кинодокументалистики. В том же году
он снимает 30-минутный фильм "По трассе кругосветного путешествия" о
бесстрашных чехословацких инженерах-путешественниках Мирославе Зикмунде и Иржи
Ганзелке, проехавших на "Татрах" -вездеходах полмира. С ними кинооператор
Якимов впервые от души поколесил по Приморью и Хабаровскому краю, делил все
невзгоды, повстречавшиеся за время пробега по Уссурийской тайге, крепко
сдружился с ними и довольно длительное время переписывался, вызывая раздражение
у власть предержащих. Однако к осени 1964 года Петра Кирилловича все же командировали
с китобойной флотилией "Советская Россия в четвертый антарктический
рейс. Итогом восьмимесячной экспедиции к Антарктиде, где велась добыча морских
исполинов, стал знаменитый фильм "Дорога легла за экватор", который
дважды удостаивался на кинофестивалях в Киеве и Риге главных призов и почетных
дипломов. В дальнейшем эту ленту Центральное и Приморское телевидение крутило
вплоть до середины 70-х годов, пока русским разрешалось вести добычу китов.
Оператор совершил более 20 вылетов на вертолете "Ми-1" (пилот Виктор
Грегуль), побывал на многих китобойцах, на непуганых пингвинных колониях, снял
уникальные кадры охоты на китов, разбойные набеги касаток на побережье,
воздушную охоту гигантских альбатросов, дрейф айсбергов. Фотография панорамы
добытых и пришвартованных к борту "Советской России" китов (кадр из
фильма) в те годы воспринималась как итог почти героических усилий советских
китобоев. Сегодня без содрогания на это смотреть невозможно. Фотографии и
фильм "Дорога легла за экватор" сегодня звучат как обвинение
канувшей в Лету системе.
Профессиональному операторскому мастерству Якимова и сегодня завидуют
не только отечественные кинохроникеры, но и канадцы, японцы, новозеландцы
Киносъемки возвращения "Советской России" в родной Владивосток,
сделанные Петром Кирилловичем, легли в основу еще одной широкоизвестной
коллективной работы дальтелефильмовцев 1969 года под названием "Полтора
часа до объятий". Этот шедевр дальневосточной публицистики заслужил
похвалу на многих отечественных и международных просмотрах, удостоен первой
премии в Риге на кинофестивале "Человек и море" и диплома первой
степени Союза кинематографистов СССР.
Мне знакомы не только лучшие ленты приморских кинодокументалистов
60-70-х годов, но и так называемые проходные - не получившие высоких призов и
широкого общественного признания. В большинстве своем и те и другие грамотно
сделаны режиссерами, сняты профессиональными мастерами. И все же они разнятся
по чувственности, по объему вложенного в них тепла и эмоций. Петру Якимову,
как большому художнику, свойственно мастерство, которое в завершенном
состоянии представляет неразрывное единство правдивого показа объективного
мира и ясно выраженной авторской мысли.
Я всматриваюсь в финальные кадры о тигроловах (трилогия "Таежные
новеллы"), и меня ни на минуту не покидает чувство беспокойства за оператора,
вооруженного только кинокамерой. Сколько здесь шагов до трагедии? Один, два,
полшага? Вот она, правда жизни - на пленке (см. фото). Загнанный тигр в
ярости. Силы покидают его. Соль и пот застилают глаза. Но каково людям? Сил
хватает только на удержание спусковой кнопки на кинокамере, ватные ноги,
прерывистое дыхание, но финальная сцена снята!.. Апофеоз свободной жизни
тигра - вечный плен. Безысходный взгляд, неестественная поза... Это конец.
Сильная и трагическая работа.
Кому не знакомо имя легендарного капитана дальнего плавания
Дальневосточного морского пароходства Щетининой Анны Ивановны? Какой из
репортеров не мечтал запечатлеть ее в рулевой рубке на фоне штурвала? Не всем
улыбнулась фортуна - Анна Ивановна была строга, требовательна и душевна. Она
не любила пустую газетную трескотню и часто была недоступна для репортеров.
Однако Якимову повезло больше, чем сотне других. Правдами и неправдами в
1967 году через высокие инстанции Петр Кириллович добился своего участия в
рейсе "Охотска", которым в середине 60-х командовала Щетинина, и его
взяли на судовую роль.
Ознакомившись со сценарием, Щетинина дала на съемки добро, но
резюмировала:
- Только не мешайте лишний раз экипажу в работе. И мне тоже.
И Петр Кириллович исполнил ее просьбу - стал почти невидим, используя
свой старый телеобъектив. Капитана на мостике снял также объективом с
удлиненным фокусным расстоянием, и сделал это очень профессионально. Снимок
тогда попал в большую прессу и понравился Анне Ивановне. Петр Кириллович
получил почти круглосуточный допуск в святая святых "Охотска" - на
капитанский мостик.
Однако на обратном пути домой, очарованный сказочной утренней панорамой
Стамбула, он по собственной инициативе забрался на самый верх большой мачты и,
обхватив ее левой рукой за последнюю ступеньку, рискуя каждую секунду
сорваться с огромной высоты, стал снимать чарующий восход над древним городом.
О выходке кинооператора тотчас было доложено капитану. Она довольно строго
сделала внушение кинооператору об обязательном соблюдении техники
безопасности, аргументируя:
- Мальчишка, вы можете не закончить ваш знаменитый фильм обо мне,
побойтесь бога..
Надтреснутое доверие и дружба были восстановлены. Во Владивосток
вернулись без приключений. Через год знаменитой ленте "Анна
Ивановна" были присуждены главный приз и диплом Всесоюзного фестиваля в
Риге.
Много лет назад мастер сменил видавший виды старенький
"Конвас-автомат" на профессиональную видеокамеру, но ни на минуту не
изменял однажды избранной профессии кинодокументалиста. Сегодня он работает в
Тихоокеанском институте биоорганической
химии ДВО РАН.
Профессиональный кинооператор, телережиссер, инженер лаборатории
Тихоокеанского института (ТИБОХ) ДВО РАН Петр Кириллович Якимов создает фильмы
об исследованиях ученых, способствуя привлечению в науку выпускников вузов,
сотрудничает с японскими телекомпаниями, много ездит по Дальнему Востоку. Недавно
из накопленного видеоматериала он и тележурналист Олег Паденко создали полнометражный
документальный фильм "Наука на Дальнем Востоке". Восхождение маэстро
кино продолжается.
Игорь ГУСЕВ,
фотохудожник.
-