ВОСХОЖДЕНИЕ МАЭСТРО КИНО ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Автор –  И.Гусев

(газета «Утро России», № 9-10, 22 января 2004г.)

 

Он творит кино профессионально, самозаб­венно, отчаянно уже 45 лет. За 20 лет своей работы сначала в качестве кинооператора, а с 1973-го и режиссера он снял почти 40 телеви­зионных фильмов и около 5 тысяч информа­ционных сюжетов для "Автографа дня" При­морской студии телевидения. Семи его филь­мам присвоены премии и дипломы на всесо­юзных кинофестивалях, другие отмечены по­ощрениями, благодарностями администрации.

Для некоторых людей он не совсем удоб­ный человек, ибо отстаивает свою точку зре­ния, собственное мнение и личную независи­мость в довольно резкой форме, которой чаще всего оппонент не ожидает.

По характеру он репортер-непоседа, бун­тарь-одиночка. В деле до самоотречения до­тошен. Его мысли постоянно в пути, поисках оптимальных решений, кипучей деятельности - даже если он отдыхает.

Он рано почувствовал и понял, что может делать хорошее, качественное кино (и делал!), писать нешаблонные сценарии к фильмам (и писал!), быть вдумчивым, незаурядным режис­сером (и он им был!). Рассуждая о себе так, он никогда не опускается до бахвальства. Он на самом деле обожает работу, если не ска­зать более - жаден до нее. Как человек он не обделен природной смекалкой, быстротой ре­акции, чувственным отношением к природе, животным. Все эти качества характера, дос­тавшиеся от рождения или приобретенные в юности и в годы нелегкой службы на Тихооке­анском флоте, придавали ему всегда смелость и свободу в суждениях, укрепляли веру толь­ко в собственные силы. Поэтому, когда в 80-м году у него возник производственный конф­ликт (у кого его не случалось?), в который на защиту пропартийной администрации вмешал­ся партком, он, отчаявшись прошибить лбом стену, без сожаления, в одночасье расстался с партбилетом (и это за десять лет до массо­вого исхода!) и с большой горечью с любимой работой. В один день он стал живой легендой для большей части приморских журналистов, не инфицированных партметастазами.

Мой рассказ о творчестве Петра Кирилло­вича Якимова, которому на днях исполняется 70, касается в основном первых 20 лет его профессиональной деятельности на студии "Дальтелефильм", с того памятного дня, как демобилизованный матрос Тихоокеанского флота, радиомеханик матросского клуба, зах­ватив с собой первый любительский фильм о визите во Владивосток главы советского госу­дарства Н.С. Хрущева (кстати, снятый без сан­кции командования, и в этом весь Якимов), при­шел к главному режиссеру "Дальтелефильма", мудрому Альберту Масленникову, и сказал:

-         Хочу делать кино.   Стояла поздняя осень 59-го.

Обыкновенный год в жизни советского народа. Как и в лю­бой другой год, со страниц цен­тральных и краевых газет не сходили призывы партии и правительства к советским лю­дям быть еще активнее, вклю­чаться в соревнования, следо­вать почину Гагановой и Ма­мая.

Газета "Красное знамя" в тот год сообщила читателям, что состоялась встреча журна­листов и писателей Владивос­тока с поэтом и редактором журнала "Новый мир" Алек­сандром Твардовским, расска­зала об ударной стройке Вла­дивостока - новой телевизион­ной станции и студии "Даль-телефильм". Действительно, строительство шло ускоренны­ми темпами - днем и ночью. На студии, которая входила в си­стему телецентра, монтирова­лась проявочная техника, фор­мировались отделы, снабжен­цы свозили со всех кино-телес­тудий страны бэушную техни­ку - в основном киносъемоч­ные камеры, новую невозмож­но было достать ни в отечестве, ни за рубежом. Ремонтники вов­сю старались вдохнуть в них жизнь, но чаще безуспешно. В свободное от съемок время ки­нооператоры колдовали над сво­ими "кормильцами" - отлажи­вали, вели мелкий ремонт, ре­конструировали: беда была об­щая... Особенно тревожило всех отсутствие узкопленочной син­хронной кинокамеры, доволь­но мобильной и универсальной для оперативной работы. Все эти издержки в снабжении сдержи­вали развитие телевизионного вещания в крае, делали его не­поворотливым, неоператив­ным, неэффективным.

Тогда, обложившись схема­ми и старыми деталями и зап­частями, взялся за дело быв­ший флотский радиомеханик Якимов и вместе с группой механиков и токарей из ДВГУ и Дальзавода стал мудрить, считать, пробовать. И она че­рез несколько месяцев родилась и заработала, сняв в коллекти­ве напряжение от чувства бе­зысходности. Это была первая в стране отечественная узкопле­ночная синхронная камера, которая временно закрыла брешь. Сегодня она хранится в музее им. Арсеньева.

Через пару лет опять же Якимов из венного списанно­го оборудования рассчитает и соберет уникальный длиннофо­кусный телеобъектив, снимет поразительной красоты сюже­ты к своим фильмам "Пахари" (сценарий В.Патрушева) и "Норман-2 вызывает" и на не­сколько лет позабудет о нем.

Да, такой ученик практи­чески не требовал к себе особо­го внимания, и Масленников, принявший с первого дня по­явления на студии Якимова самое активное участие в его судьбе, сложил с себя шефство и отпустил его в свободное пла­вание раньше срока.

Новичок был неистощим. Он добивается у руководства содействия в приобретении акваланга и гидрокостюма, осва­ивает профессию подводного пловца, строит бокс для "Конваса" и спускается на острове Попова под воду. И это было на "Дальтелефильме" также впервые. На студию обращаются военные моряки со спецзаказами на подводные съемки -он не отказывает. Едут с других  студий Союза за помощью и советом - он идет навстречу. Под водой рождается фильм о ловцах трепанга. Его не единож­ды спрашивали:

- Кто вы, Петр Кирилло­вич, изобретатель неистовый или неистовый кинооператор?

Он отвечал:

- Я все: и то и другое.

Первый фильм, кото­рый Петр Кирилло­вич снимал в соав­торстве с режиссером Алексан­дром Шинкаренко, был о ле­гендарном дальневосточном ученом, биологе И. И. Брехмане ("Тайна чертою куста"), ко­торый на Московском всесоюз­ном фестивале в 1964 году по­лучил поощрительную пре­мию, а кинооператор - первую награду на поприще кинодоку­менталистики. В том же году он снимает 30-минутный фильм "По трассе кругосветного пу­тешествия" о бесстрашных че­хословацких инженерах-путешественниках Мирославе Зикмунде и Иржи Ганзелке, про­ехавших на "Татрах" -вездеходах полмира. С ними киноопе­ратор Якимов впервые от души поколесил по Приморью и Ха­баровскому краю, делил все невзгоды, повстречавшиеся за время пробега по Уссурийской тайге, крепко сдружился с ними и довольно длительное время переписывался, вызывая раз­дражение у власть предержащих. Однако к осени 1964 года Пет­ра Кирилловича все же коман­дировали с китобойной флоти­лией "Советская Россия в чет­вертый антарктический рейс. Итогом восьмимесячной экспе­диции к Антарктиде, где велась добыча морских исполинов, стал знаменитый фильм "До­рога легла за экватор", кото­рый дважды удостаивался на ки­нофестивалях в Киеве и Риге главных призов и почетных дипломов. В дальнейшем эту ленту Центральное и Примор­ское телевидение крутило вплоть до середины 70-х годов, пока русским разрешалось вес­ти добычу китов. Оператор со­вершил более 20 вылетов на вертолете "Ми-1" (пилот Вик­тор Грегуль), побывал на мно­гих китобойцах, на непуганых пингвинных колониях, снял уникальные кадры охоты на китов, разбойные набеги каса­ток на побережье, воздушную охоту гигантских альбатросов, дрейф айсбергов. Фотография панорамы добытых и пришвар­тованных к борту "Советской России" китов (кадр из филь­ма) в те годы воспринималась как итог почти героических уси­лий советских китобоев. Сегод­ня без содрогания на это смот­реть невозможно. Фотографии и фильм "Дорога легла за эква­тор" сегодня звучат как обви­нение канувшей в Лету систе­ме.

Профессиональному операторскому мас­терству Якимова и сегодня завидуют не только оте­чественные кинохроникеры, но и канадцы, японцы, новозе­ландцы Киносъемки возвраще­ния "Советской России" в род­ной Владивосток, сделанные Петром Кирилловичем, легли в основу еще одной широко­известной коллективной рабо­ты дальтелефильмовцев 1969 года под названием "Полтора часа до объятий". Этот шедевр дальневосточной публицисти­ки заслужил похвалу на мно­гих отечественных и междуна­родных просмотрах, удостоен первой премии в Риге на ки­нофестивале "Человек и море" и диплома первой степени Со­юза кинематографистов СССР.

Мне знакомы не только луч­шие ленты приморских кино­документалистов 60-70-х годов, но и так называемые проход­ные - не получившие высоких призов и широкого обществен­ного признания. В большинстве своем и те и другие грамотно сделаны режиссерами, сняты профессиональными мастерами. И все же они разнятся по чув­ственности, по объему вложен­ного в них тепла и эмоций. Петру Якимову, как большо­му художнику, свойственно мастерство, которое в завер­шенном состоянии представля­ет неразрывное единство прав­дивого показа объективного мира и ясно выраженной автор­ской мысли.

Я всматриваюсь в финаль­ные кадры о тигроловах (три­логия "Таежные новеллы"), и меня ни на минуту не покида­ет чувство беспокойства за опе­ратора, вооруженного только кинокамерой. Сколько здесь шагов до трагедии? Один, два, полшага? Вот она, правда жиз­ни - на пленке (см. фото). Заг­нанный тигр в ярости. Силы покидают его. Соль и пот зас­тилают глаза. Но каково людям? Сил хватает только на удержа­ние спусковой кнопки на ки­нокамере, ватные ноги, преры­вистое дыхание, но финальная сцена снята!.. Апофеоз свобод­ной жизни тигра - вечный плен. Безысходный взгляд, неесте­ственная поза... Это конец. Сильная и трагическая работа.

Кому не знакомо имя легендарного капитана дальнего плавания Дальневосточного морского па­роходства Щетининой Анны Ивановны? Какой из репорте­ров не мечтал запечатлеть ее в рулевой рубке на фоне штур­вала? Не всем улыбнулась фор­туна - Анна Ивановна была строга, требовательна и душев­на. Она не любила пустую га­зетную трескотню и часто была недоступна для репортеров.

Однако Якимову повезло больше, чем сотне других. Правдами и неправдами в 1967 году через высокие инстанции Петр Кириллович добился сво­его участия в рейсе "Охотска", которым в середине 60-х коман­довала Щетинина, и его взяли на судовую роль.

Ознакомившись со сцена­рием, Щетинина дала на съем­ки добро, но резюмировала:

- Только не мешайте лиш­ний раз экипажу в работе. И мне тоже.

И Петр Кириллович испол­нил ее просьбу - стал почти не­видим, используя свой старый телеобъектив. Капитана на мос­тике снял также объективом с удлиненным фокусным рассто­янием, и сделал это очень про­фессионально. Снимок тогда попал в большую прессу и по­нравился Анне Ивановне. Петр Кириллович получил почти круглосуточный допуск в свя­тая святых "Охотска" - на ка­питанский мостик.

Однако на обратном пути домой, очарованный сказочной утренней панорамой Стамбула, он по собственной инициативе забрался на самый верх боль­шой мачты и, обхватив ее ле­вой рукой за последнюю сту­пеньку, рискуя каждую секун­ду сорваться с огромной высо­ты, стал снимать чарующий восход над древним городом. О выходке кинооператора тотчас было доложено капитану. Она довольно строго сделала внуше­ние кинооператору об обяза­тельном соблюдении техники безопасности, аргументируя:

- Мальчишка, вы можете не закончить ваш знаменитый фильм обо мне, побойтесь бога..

Надтреснутое доверие и дружба были восстановлены. Во Владивосток вернулись без при­ключений. Через год знамени­той ленте "Анна Ивановна" были присуждены главный приз и диплом Всесоюзного фести­валя в Риге.

Много лет назад мас­тер сменил видавший виды старень­кий "Конвас-автомат" на про­фессиональную видеокамеру, но ни на минуту не изменял однажды избранной профессии кинодокументалиста. Сегодня он работает в Тихоокеанском  институте биоорганической химии  ДВО РАН.

Профессиональный кино­оператор, телережиссер, инже­нер лаборатории Тихоокеанско­го института (ТИБОХ) ДВО РАН Петр Кириллович Якимов создает фильмы об исследова­ниях ученых, способствуя при­влечению в науку выпускников вузов, сотрудничает с японс­кими телекомпаниями, много ездит по Дальнему Востоку. Не­давно из накопленного видео­материала он и тележурналист Олег Паденко создали полно­метражный документальный фильм "Наука на Дальнем Во­стоке". Восхождение маэстро кино продолжается.

Игорь ГУСЕВ, фотохудожник.

 

 

-

 

 

Hosted by uCoz