«Высоцкого в ДКМ снимал я»

интервью с оператором П. Якимовым провел С. Кожин

(еженедельник «Телевизор»,№ 30, среда, 26 июля 2006г)

 

Осенью 1959 года к главному ре­жиссеру студии "Дальтелефильм" Альберту Масленникову пришел мо­лодой человек и без тени смущения заявил:

• Возьмите меня на работу. Я хочу снимать кино.

В качестве рекомендательного письма он предъявил свой любитель­ский фильм о визите во Владивосток первого лица Советского Союза Никиты Хрущева, снятый 16-милли­метровой камерой. Масленникову "самоделка" понравилась, и он взял парня под свою опеку. Этим "нагле­цом" был ныне знаменитый киноопе­ратор Петр Якимов, проживающий во Владивостоке.

 

ЦИНКОВЫЕ ГРОБЫ БРАЛИ С СОБОЙ

   

Якимов с подарком от Владивостокского завода

За 20 лет работы на студии "Даль-телефильм" Петр Кириллович снял 33 документальные ленты. Семь из них в разное время получили престижные на­грады на всесоюзных кинофестивалях. Помимо того, он - автор почти пяти ты­сяч сюжетов для "Автографа дня". Была когда-то такая программа на Примор­ском телевидении.

Но, прежде чем стать кинооперато­ром экстра-класса, Петр Якимов, быв­ший краснофлотец, пару лет отдал га­зете "Боевая вахта". Если поднять ее подшивку за 1958-1959 годы, то в каж­дом номере можно найти по 4-5 его фо­тоснимков. Когда его как "перспектив­ного и талантливого" отрекомендовали в "большое кино", телевидение только делало первые шаги, а студии "Дальте­лефильм" вообще не было, была лишь киногруппа, с которой и началась его карьера.

- На "Дальтелефильме" у нас сколо­тилась творческая бригада: я, звукоопе­ратор Елена Федорец и режиссер Олег Канищев. Он окончил Ленинградский институт кинематографии. И все филь­мы, что мы делали, - о морской пехоте, о большом противолодочном корабле, и китобоях в Антарктике, о биологе Из­раиле Брехмане - получали призы на всевозможных конкурсах и фестивалях, - вспоминает Якимов.

...В 1964 году крайком КПСС прини­мает решение снять документальный фильм о доблестных китобоях, обслужи­вающих плавбазу "Советская Россия". В те годы запрета на добычу китов еще не существовало. Тогда слово "китобой" звучало гордо! Задание партии руковод­ство "Дальтелефильма" доверило мо­лодому кинооператору Петру Якимову, отправив его в китобойную экспедицию на восемь ме­сяцев.

Перед дальним по­ходом Якимов на полном серьезе попро­щался с кол­легами. Мало ли что может случиться за такой срок. Работа у кито­боев опасная, каждый рейс не обходил­ся без трупов. Нашему кино­оператору по­везло, он вер­нулся живым и здоровым, а на "Совет­ской России" в тот рейс бы­ло четыре по­койника. Их, по согласию родственни­ков, похоронили среди айсбергов.

- Это такая церемония! Надо видеть! Китобойцы идут по бокам базы и стре­ляют из пушек. Тело, зашитое в саван, бросают за борт вместе с флагом СССР. Чтобы труп утонул, в саван зашивали два гарпуна по 76 килограммов каждый. Ес­ли родственники не давали разрешения на похороны, покойника клали в цинко­вый гроб, а затем в холодильник, чтобы сохранить до Владивостока. Цинковые гробы брали с собой. Как-то на плав­базе "Советская Украина" за один рейс умерли 16 человек! Это, конечно, не рекламировалось, - рассказывает Петр Кириллович.

Китобои, люди мужественной про­фессии, в основном умирали от сердеч­ных болезней. В Антарктике очень мало кислорода и, если долгое время делать резкие движения, то сердечная мыш­ца такие нагрузки не выдерживала. Как следствие, инфаркт.

Кадры, снятые Якимовым в Ан­тарктике, благодаря монтажу Олега Канищева, превратились в знамени­тый фильм "Дорога легла за экватор".

Фильм получил первые премии на Между­народном кинофестивале в Риге и на Все­союзном кинофестивале в Киеве. Соб­ственно, с этой ленты и началась слава "Дальтелефильма", в свое время ее кру­тили во всех кинотеатрах Владивостока.

 

НАС ЛЮБИЛИ И НЕНАВИДЕЛИ

В 1966 году судьба свела Якимова с Анной Щетининой, первой женщиной-ка­питаном дальнего плавания. На теплоходе "Охотск" он прошел с ней от Владивостока до Одессы, через Индийский океан, Афри­ку и Суэцкий канал. Идея похода возник­ла после того, как Щетинину представили к званию Герой Социалистического Тру­да. На тот момент Анна Ивановна препо­давала в ДВВИМУ и, как вспоминает Петр Кириллович, ее долго уговаривали, чтобы она вновь заступила на капитанский мо­стик. Итогом перехода стал фильм "Анна Ивановна", получивший первую премию на Международном кинофестивале "Человек и море" и еще массу наград на других ки­нофестивалях.

- После этих наград нашу киногруппу на студии стали вроде бы любить и одно­временно тихо ненавидеть. Дошло до то­го, что руководство студии пошло против меня со страшной силой. Когда я получил первую премию за фильм о китобоях, они насильно заставили вступить меня в пар­тию. Начальник киногруппы, бывший на­чальник фотохроники ТАСС на Украине, Иван Колесник тогда ко мне пристал: "Да­вай, Петро! Ты у нас лучший работник, на­до, чтобы ты вступил в ряды КПСС. Я пер­вый дам тебе рекомендацию". Главный редактор Валентин Ткачев тоже дал мне рекомендацию. А через некоторое время они начали меня съедать, а потом и вовсе решили исключить из партии "за недове­рие товарищей". Вот такую формулиров­ку они придумали! Мои награды мешали им спокойно спать. Тогда как раз пришел главным редактором Павел Шварц, - рас­сказывает Петр Кириллович.

На партийном собрании, когда обсуж­далась "персоналка" Якимова, за опально­го кинооператора вступились его друзья - звукооператор Елена Федорец, режис­серы Иннокентий Чулков и Олег Канищев. Они пошли хлопотать за него к председа­телю телерадиокомитета Владимиру Юрченко и в Ленинский райком партии. Потом было еще несколько партийных и профсо­юзных собраний с гневными выступлени­ями "обличителей". Ораторы несли бес­смысленную околесицу, безо всякой мо­тивации, за что они пытаются его "съесть". К примеру, ему в вину ставилось опозда­ние на работу на пять минут! Или один из членов его киногруппы, будучи в команди­ровке, случайно разбил хрустальную ва­зу в гостинице. Ущерб тут же был покрыт, но и этот грех повесили на Якимова. Мол, ты был старший, значит, ты недосмотрел уничтожение социалистического имущества!  Фамилии этих говорунов из­вестны, но мы не станем их называть, многие из них здравствуют и поныне. К тому же Петр Кириллович, добрейшей души человек, обиды на них не держит. Он понимает, что его хотели "скушать" за неординарность. В стране Советов талантливых людей, индивидуалистов, выдвинувшихся без разрешения КПСС, мягко говоря, не любили.

 

ФАРФОРОВОМУ ЗАВОДУ БЫТЬ

В июле 1971 года во Владивостоке Якимов познакомился с Владимиром Высоцким и даже сделал серию фото­графий популярного актера на сцене бывшего ДКМ, ныне Пушкинский театр. Высоцкий пел в ДКМ три дня, в 19 часов и в 21 час. Петр Кириллович снимал его на втором концерте, так как на первом снимать не разрешили. С одной точки он делал по 3-4 кадра. Отщелкав почти всю пленку, Якимов побежал ее прояв­лять. Для съемки в полутемном зале он использовал высокочувствительную ки­нопленку, поэтому снимки получились отменными. В те годы в свободной про­даже такой пленки не было. Находчивый кинооператор отматывал "дефицит" прямо из банки, в которой хранилась лента. Обычно на фотокассету наматы­валось около 40 кадров.

После окончания концерта Якимов подарил артисту около 30 фотографий. Высоцкому снимки понравились, две фотографии он даже подписал. Сегод­ня они - реликвия семьи Якимовых. И подтверждение это рассказа. Впослед­ствии, "исторические" негативы наш ге­рой раздал своим друзьям, коллегам и студентам.

...За годы работы на "Дальтелефильме" Якимову довелось снимать не только рядовых тружеников моря или полей, но и первых лиц государства. Например, "дорогого" Леонида Ильича Брежнева и Алексея Косыгина, Предсе­дателя Совета Министров СССР.

Косыгина он снимал, когда главе правительства показывали продукцию Артемовского фарфорового завода, приказавшего долго жить. Надо ска­зать, что Косыгин специально приле­тел в Приморье, чтобы решить на месте - быть во Владивостоке фарфоровому заводу или нет. На тот момент недале­ко от Раздольного нашли огромные за­лежи белой глины, столь необходимой для производства высококачественного фарфора. Поэтому, первый секретарь Приморского крайкома КПСС Виктор Ломакин, присутствовавший на "дегу­стации", был заинтересован в положи­тельном решении вопроса.

Ознакомившись с артемовским фарфором и похвалив работников за­вода за качество, Алексей Николаевич неожиданно для всех обратился не к партийному вождю края, а к... Петру Якимову, который стоял рядом с кино­камерой.

- Как вы считаете, товарищ репор­тер, надо строить во Владивостоке еще один фарфоровый завод или нет? - с улыбкой спросил он, поигрывая та­релкой.

В выставочном зале наступила гро­бовая тишина, Ломакин и сопровожда­ющие его лица окаменели, как статуи острова Пасхи. Они смотрели в рот Яки­мову. Потому что от ответа обыкновен­ного кинооператора зависело будущее экономики Приморья.

-                 Конечно, надо строить, - сказал Петр Кириллович, и судьба Владиво­стокского фарфорового завода была решена положительно.

   

ПРОШЛИ ГОДЫ

... Вот уже 10 лет, как кинооператор Якимов трудится под крышей Тихоо­кеанского института биоорганической химии ДВО РАН. Петру Кирилловичу 72 года, но, несмотря на возраст, мастер по-прежнему востребован. За эти го­ды он создал фильмы "Наука на Даль­нем Востоке", "Поездка на Командор­ские острова" и другие, воспевающие отечественную науку.

Грамоты, кубки и призы, завоеван­ные фильмами Петра Якимова во вре­мена Советского Союза, украшают "предбанник" Приморского телерадиокомитета, но почему-то без каких-либо пояснительных надписей. А сами филь­мы, переписанные на видеокассеты, ле­жат у него в домашнем архиве.

- Очень много фильмов, не толь­ко моих, снятых на 35-миллиметровой пленке, гибнет на Приморском телеви­дении. Их все надо перевести на DVD! - с горечью в сердце говорит Петр Ки­риллович.

Он мечтает запустить свои филь­мы в народ, чтобы приморцы вспомни­ли историю края и Дальнего Востока. Но у Якимова на это нет средств, а ны­нешние "хозяева жизни" предпочитают вкладывать деньги в... более престиж­ные киномероприятия. К сожалению.

Сергей Кожин

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz