«Высоцкого в ДКМ снимал я»
интервью с
оператором П. Якимовым провел С. Кожин
(еженедельник
«Телевизор»,№ 30, среда, 26 июля 2006г)
Осенью 1959
года к главному режиссеру студии "Дальтелефильм" Альберту
Масленникову пришел молодой человек и без тени смущения заявил:
• Возьмите
меня на работу. Я хочу снимать кино.
В качестве
рекомендательного письма он предъявил свой любительский фильм о визите во
Владивосток первого лица Советского Союза Никиты Хрущева, снятый 16-миллиметровой
камерой. Масленникову "самоделка" понравилась, и он взял парня под
свою опеку. Этим "наглецом" был ныне знаменитый кинооператор Петр
Якимов, проживающий во Владивостоке.
|
Якимов с подарком от Владивостокского завода |
За 20 лет работы на студии
"Даль-телефильм" Петр Кириллович снял 33 документальные ленты. Семь
из них в разное время получили престижные награды на всесоюзных
кинофестивалях. Помимо того, он - автор почти пяти тысяч сюжетов для
"Автографа дня". Была когда-то такая программа на Приморском
телевидении.
Но, прежде чем стать
кинооператором экстра-класса, Петр Якимов, бывший краснофлотец, пару лет
отдал газете "Боевая вахта". Если поднять ее подшивку за 1958-1959
годы, то в каждом номере можно найти по 4-5 его фотоснимков. Когда его как
"перспективного и талантливого" отрекомендовали в "большое
кино", телевидение только делало первые шаги, а студии "Дальтелефильм"
вообще не было, была лишь киногруппа, с которой и началась его карьера.
- На
"Дальтелефильме" у нас сколотилась творческая бригада: я, звукооператор
Елена Федорец и режиссер Олег Канищев. Он окончил Ленинградский институт
кинематографии. И все фильмы, что мы делали, - о морской пехоте, о большом
противолодочном корабле, и китобоях в Антарктике, о биологе Израиле Брехмане -
получали призы на всевозможных конкурсах и фестивалях, - вспоминает Якимов.
...В 1964 году крайком КПСС
принимает решение снять документальный фильм о доблестных китобоях, обслуживающих
плавбазу "Советская Россия". В те годы запрета на добычу китов еще не
существовало. Тогда слово "китобой" звучало гордо! Задание партии
руководство "Дальтелефильма" доверило молодому кинооператору Петру
Якимову, отправив его в китобойную экспедицию на восемь месяцев.
Перед дальним походом
Якимов на полном серьезе попрощался с коллегами. Мало ли что может случиться
за такой срок. Работа у китобоев опасная, каждый рейс не обходился без
трупов. Нашему кинооператору повезло, он вернулся живым и здоровым, а на
"Советской России" в тот рейс было четыре покойника. Их, по
согласию родственников, похоронили среди айсбергов.
- Это такая церемония! Надо
видеть! Китобойцы идут по бокам базы и стреляют из пушек. Тело, зашитое в
саван, бросают за борт вместе с флагом СССР. Чтобы труп утонул, в саван
зашивали два гарпуна по 76 килограммов каждый. Если родственники не давали
разрешения на похороны, покойника клали в цинковый гроб, а затем в
холодильник, чтобы сохранить до Владивостока. Цинковые гробы брали с собой.
Как-то на плавбазе "Советская Украина" за один рейс умерли 16
человек! Это, конечно, не рекламировалось, - рассказывает Петр Кириллович.
Китобои, люди мужественной
профессии, в основном умирали от сердечных болезней. В Антарктике очень мало
кислорода и, если долгое время делать резкие движения, то сердечная мышца
такие нагрузки не выдерживала. Как следствие, инфаркт.
Кадры, снятые Якимовым в Антарктике,
благодаря монтажу Олега Канищева, превратились в знаменитый фильм "Дорога
легла за экватор".
Фильм получил первые премии
на Международном кинофестивале в Риге и на Всесоюзном кинофестивале в Киеве.
Собственно, с этой ленты и началась слава "Дальтелефильма", в свое
время ее крутили во всех кинотеатрах Владивостока.
В 1966 году судьба свела
Якимова с Анной Щетининой, первой женщиной-капитаном дальнего плавания. На
теплоходе "Охотск" он прошел с ней от Владивостока до Одессы, через
Индийский океан, Африку и Суэцкий канал. Идея похода возникла после того, как
Щетинину представили к званию Герой Социалистического Труда. На тот момент
Анна Ивановна преподавала в ДВВИМУ и, как вспоминает Петр Кириллович, ее долго
уговаривали, чтобы она вновь заступила на капитанский мостик. Итогом перехода
стал фильм "Анна Ивановна", получивший первую премию на Международном
кинофестивале "Человек и море" и еще массу наград на других кинофестивалях.
- После этих наград нашу
киногруппу на студии стали вроде бы любить и одновременно тихо ненавидеть.
Дошло до того, что руководство студии пошло против меня со страшной силой.
Когда я получил первую премию за фильм о китобоях, они насильно заставили
вступить меня в партию. Начальник киногруппы, бывший начальник фотохроники
ТАСС на Украине, Иван Колесник тогда ко мне пристал: "Давай, Петро! Ты у
нас лучший работник, надо, чтобы ты вступил в ряды КПСС. Я первый дам тебе
рекомендацию". Главный редактор Валентин Ткачев тоже дал мне рекомендацию.
А через некоторое время они начали меня съедать, а потом и вовсе решили
исключить из партии "за недоверие товарищей". Вот такую формулировку
они придумали! Мои награды мешали им спокойно спать. Тогда как раз пришел
главным редактором Павел Шварц, - рассказывает Петр Кириллович.
На партийном собрании, когда обсуждалась "персоналка" Якимова, за опального кинооператора вступились его друзья - звукооператор Елена Федорец, режиссеры Иннокентий Чулков и Олег Канищев. Они пошли хлопотать за него к председателю телерадиокомитета Владимиру Юрченко и в Ленинский райком партии. Потом было еще несколько партийных и профсоюзных собраний с гневными выступлениями "обличителей". Ораторы несли бессмысленную околесицу, безо всякой мотивации, за что они пытаются его "съесть". К примеру, ему в вину ставилось опоздание на работу на пять минут! Или один из членов его киногруппы, будучи в командировке, случайно разбил хрустальную вазу в гостинице. Ущерб тут же был покрыт, но и этот грех повесили на Якимова. Мол, ты был старший, значит, ты недосмотрел уничтожение социалистического имущества! Фамилии этих говорунов известны, но мы не станем их называть, многие из них здравствуют и поныне. К тому же Петр Кириллович, добрейшей души человек, обиды на них не держит. Он понимает, что его хотели "скушать" за неординарность. В стране Советов талантливых людей, индивидуалистов, выдвинувшихся без разрешения КПСС, мягко говоря, не любили.
ФАРФОРОВОМУ
ЗАВОДУ БЫТЬ
В июле 1971 года во
Владивостоке Якимов познакомился с Владимиром Высоцким и даже сделал серию фотографий
популярного актера на сцене бывшего ДКМ, ныне Пушкинский театр. Высоцкий пел в
ДКМ три дня, в 19 часов и в 21 час. Петр Кириллович снимал его на втором
концерте, так как на первом снимать не разрешили. С одной точки он делал по 3-4
кадра. Отщелкав почти всю пленку, Якимов побежал ее проявлять. Для съемки в
полутемном зале он использовал высокочувствительную кинопленку, поэтому снимки
получились отменными. В те годы в свободной продаже такой пленки не было.
Находчивый кинооператор отматывал "дефицит" прямо из банки, в которой
хранилась лента. Обычно на фотокассету наматывалось около 40 кадров.
После окончания концерта
Якимов подарил артисту около 30 фотографий. Высоцкому снимки понравились, две
фотографии он даже подписал. Сегодня они - реликвия семьи Якимовых. И
подтверждение это рассказа. Впоследствии, "исторические" негативы
наш герой раздал своим друзьям, коллегам и студентам.
...За годы работы на
"Дальтелефильме" Якимову довелось снимать не только рядовых
тружеников моря или полей, но и первых лиц государства. Например,
"дорогого" Леонида Ильича Брежнева и Алексея Косыгина, Председателя
Совета Министров СССР.
Косыгина он снимал, когда
главе правительства показывали продукцию Артемовского фарфорового завода,
приказавшего долго жить. Надо сказать, что Косыгин специально прилетел в
Приморье, чтобы решить на месте - быть во Владивостоке фарфоровому заводу или
нет. На тот момент недалеко от Раздольного нашли огромные залежи белой глины,
столь необходимой для производства высококачественного фарфора. Поэтому, первый
секретарь Приморского крайкома КПСС Виктор Ломакин, присутствовавший на
"дегустации", был заинтересован в положительном решении вопроса.
Ознакомившись с артемовским
фарфором и похвалив работников завода за качество, Алексей Николаевич
неожиданно для всех обратился не к партийному вождю края, а к... Петру Якимову,
который стоял рядом с кинокамерой.
- Как вы считаете, товарищ
репортер, надо строить во Владивостоке еще один фарфоровый завод или нет? - с
улыбкой спросил он, поигрывая тарелкой.
В выставочном зале наступила
гробовая тишина, Ломакин и сопровождающие его лица окаменели, как статуи
острова Пасхи. Они смотрели в рот Якимову. Потому что от ответа обыкновенного
кинооператора зависело будущее экономики Приморья.
-
Конечно, надо строить, - сказал Петр Кириллович, и судьба
Владивостокского фарфорового завода была решена положительно.
... Вот уже
10 лет, как кинооператор Якимов трудится под крышей Тихоокеанского института
биоорганической химии ДВО РАН. Петру Кирилловичу 72 года, но, несмотря на
возраст, мастер по-прежнему востребован. За эти годы он создал фильмы
"Наука на Дальнем Востоке", "Поездка на Командорские острова"
и другие, воспевающие отечественную науку.
Грамоты,
кубки и призы, завоеванные фильмами Петра Якимова во времена Советского
Союза, украшают "предбанник" Приморского телерадиокомитета, но
почему-то без каких-либо пояснительных надписей. А сами фильмы, переписанные
на видеокассеты, лежат у него в домашнем архиве.
- Очень
много фильмов, не только моих, снятых на 35-миллиметровой пленке, гибнет на
Приморском телевидении. Их все надо перевести на DVD! - с горечью в сердце говорит Петр Кириллович.
Он мечтает
запустить свои фильмы в народ, чтобы приморцы вспомнили историю края и
Дальнего Востока. Но у Якимова на это нет средств, а нынешние "хозяева
жизни" предпочитают вкладывать деньги в... более престижные киномероприятия.
К сожалению.
Сергей
Кожин