3.200 МИЛЬ

Автор – Г.Петренко

(газета «Красное знамя», 10 сентября 1965г., Владивосток)

Владивостокская  студия телевидения выпустила не­мало фильмов о людях су­ровой и мужественной про­фессии — моряках и рыбаках. Сюда входят такие ки­ноленты, как «Люди всегда в пути», «Рыбацкие будни», «Хозяйка гавани», «Сигнал бедствия принял», «Рыбац­кий флагман» и другие. Казалось, что морская те­матика исчерпана, а появле­ние кадров моря, шторма, чаек - все это приобретало оттенок штампа. И когда творческая группа студии телевидения в составе авто­ра сценария Константина Шацкова, режиссера Олега Канищева и оператора Бориса Колобова сделала заявку на создание фильма о моряках,  художественный совет студии опасался, что будущий фильм вряд ли внесет новое в морскую те­матику.

Но опасения были напрас­ны. Авторы фильма «Там, где сходятся меридианы» избрали путь репортажной синхронной съемки. В тече­ние двух месяцев плавания вместе с экипажем ледоко­ла «Москва» они вели кинонаблюдение за проводкой каравана судов от порта Провидения до Певека. С появлением первых ки­нокадров авторы вводят нас в атмосферу   подготовки  экипажа к большому и длительно­му рейсу. Мы не только видим, но и слышим шум ог­ромного порта,  переклич­ку    гудков    пароходов, лязг якорных цепей — вся эта гамма портовой жизни создает правдивость и до­стоверность происходящего на экране.

Ледокол «Москва» прокладывает  дорогу каравану судов

От Владивостока до Певека—три тысячи двести мор­ских миль... Три климатиче­ских зоны, пять морей. Путь дальний, и пока ледокол «Москва» до Провидения идет «пассажирским рейсом», мы знакомимся   со   сложным оборудованием ко­рабля, с членами экипажа. Они разные, эти люди. Старший матрос Геннадий Долгих. Вместе с неболь­шим чемоданчиком вещей и связкой книг он принес на «Москву» репутацию «чуда­ка», променявшего южные рейсы на суровые плавания в северных широтах.

Валентин Родченко. Тре­тий штурман. Для него, вы­пускника Херсонского море­ходного училища, Арктика — неведомая страна, которую он откроет в этом рейсе.

Центральный пост управ­ления. Здесь поражает ра­зумное сочетание автомати­ки и тишины, телемеханики и уюта. Вахту несут Нико­лай Шилов - старший электрик, Петр Рагозников  электромеханик.

Сегодняшнюю   Арктику невозможно представить без авиации, и когда «Москва» поведет караван, пилот Вя­чеслав Соловьев и авиаме­ханик Юрий Фролов забу­дут про сон и покой.

Кинокадры   запечатлели прибытие ледокола в порт Провидения, который в на­ши дни является своеоб­разной диспетчерской вос­точного сектора Арктики, На борту флагмана — заме­ститель начальника Дальне­восточного пароходства Бо­рис Константинович Конев собрал капитанов, ученых, полярных летчиков.   Они должны определить сроки выхода первого каравана в море.   Идет обмен мне­ниями, но решающее слово за капитаном   «Москвы» Леонидом   Федоровичем Ляшко.

  Мое мнение—начинать двигать,— говорит он.— Каж­дый день дорог, а лучшей погоды здесь не бывает.

Это его тридцать первая навигация в северных широ­тах. И вот караван уже в пути. Берингов пролив. На­чало великой водной арте­рии. Она питает советский Север горючим, продуктами, техникой,   оборудованием.

Приходится восхищаться операторским  мастерством Бориса Колобова, засняв­шего великолепные кадры северных широт: растерзан­ные рефракцией горы и мы­сы с певучими названиями Сердце-Камень,    Рыпыльгин, Идлядля. Но вот ветер переменился, и мы видим, как из-за горизонта появляются белые поля льдов. Для моряков они неизбежность, через которою надо пройти. Для ученых Арктического и Антарктического института льды — предмет присталь­ного внимания и изучения.

Караван прошел три ты­сячи сто пятьдесят семь миль. До Певека осталось сорок три. Каждая из них определяется не только ме­рой длины, но и мерой ог­ромной силы льдов, мерой человеческой выдержки и умения. Никакая карта или справочник не   поведают, чего стоят иногда последние метры пути.

Авторы фильма «Там, где сходятся меридианы» на­шли точное решение темы. Они ярко и сочно показали главное — человека в тру­де, не сведя фильм к простой иллюстрации  кадров. Все возникающие ситуации в хо­де борьбы человека с при­родой режиссер, звукооператор и музыкальный оформитель Олег Канищев раскрывает неожидан­но замедленной ритмической организацией фильма. На прошедшем    недавно   в Хабаровске зональном смот­ре фильм кино-телестудий Урала, Сибири Дальнего Востока фильм «Там, где сходятся меридианы» удостоен диплома первой степени «За лучший короткометражный документальный телефильм» и диплома Союза кинематографистов СССР «За лучшее звуковое решение звукооператору О. Канищеву».

В чем же секрет успеха фильма? А в том, что создатели любят своих героев,    и эта любовь открыла им спо­собы не просто запечатлеть славные деяния людей, но и воспеть их.

Г. ПЕТРЕНКО,   

диктор Владивостокской   студии телевидения.

-

 

 

 

 

Hosted by uCoz