3.200 МИЛЬ
(газета «Красное знамя», 10 сентября 1965г., Владивосток)
Владивостокская студия
телевидения выпустила немало фильмов о людях суровой и мужественной профессии
— моряках и рыбаках. Сюда входят такие киноленты, как «Люди всегда в пути»,
«Рыбацкие будни», «Хозяйка гавани», «Сигнал бедствия принял», «Рыбацкий
флагман» и другие. Казалось, что морская тематика исчерпана, а появление
кадров моря, шторма, чаек - все это приобретало оттенок штампа. И когда
творческая группа студии телевидения в составе автора сценария Константина
Шацкова, режиссера Олега Канищева и оператора Бориса Колобова сделала заявку на
создание фильма о моряках,
художественный совет студии опасался, что будущий фильм вряд ли внесет
новое в морскую тематику.
Но опасения были напрасны. Авторы фильма
«Там, где сходятся меридианы» избрали путь репортажной синхронной съемки. В
течение двух месяцев плавания вместе с экипажем ледокола «Москва» они вели
кинонаблюдение за проводкой каравана судов от порта Провидения до Певека. С появлением первых кинокадров авторы вводят нас в
атмосферу подготовки экипажа к большому и длительному рейсу. Мы
не только видим, но и слышим шум огромного порта, перекличку гудков пароходов, лязг якорных цепей — вся эта
гамма портовой жизни создает правдивость и достоверность происходящего на
экране.
|
Ледокол «Москва» прокладывает дорогу каравану судов |
От Владивостока до Певека—три тысячи двести морских миль...
Три климатических зоны, пять морей. Путь дальний, и пока ледокол «Москва» до
Провидения идет «пассажирским рейсом», мы знакомимся со сложным
оборудованием корабля, с членами экипажа. Они разные, эти люди. Старший матрос
Геннадий Долгих. Вместе с небольшим чемоданчиком вещей и связкой книг он
принес на «Москву» репутацию «чудака», променявшего южные рейсы на суровые
плавания в северных широтах.
Валентин Родченко. Третий штурман. Для него, выпускника Херсонского
мореходного училища, Арктика — неведомая страна, которую он откроет в этом
рейсе.
Центральный пост управления. Здесь поражает разумное сочетание
автоматики и тишины, телемеханики и уюта. Вахту несут Николай Шилов - старший
электрик, Петр Рагозников электромеханик.
Сегодняшнюю Арктику
невозможно представить без авиации, и когда «Москва» поведет караван, пилот Вячеслав
Соловьев и авиамеханик Юрий Фролов забудут про сон и покой.
Кинокадры
запечатлели прибытие ледокола в порт Провидения, который в наши дни
является своеобразной диспетчерской восточного сектора Арктики, На борту
флагмана — заместитель начальника Дальневосточного пароходства Борис
Константинович Конев собрал капитанов, ученых, полярных летчиков. Они должны определить сроки выхода первого
каравана в море. Идет обмен мнениями,
но решающее слово за капитаном
«Москвы» Леонидом Федоровичем
Ляшко.
— Мое мнение—начинать двигать,—
говорит он.— Каждый день дорог, а лучшей погоды здесь не бывает.
Это его тридцать первая навигация в северных широтах.
И вот караван уже в пути. Берингов пролив. Начало великой водной артерии. Она
питает советский Север горючим, продуктами, техникой, оборудованием.
Приходится восхищаться операторским мастерством Бориса Колобова, заснявшего
великолепные кадры северных широт: растерзанные рефракцией горы и мысы с
певучими названиями Сердце-Камень,
Рыпыльгин, Идлядля. Но вот ветер переменился, и мы видим, как из-за
горизонта появляются белые поля льдов. Для моряков они неизбежность, через
которою надо пройти. Для ученых Арктического и Антарктического института льды —
предмет пристального внимания и изучения.
|
Караван
прошел три тысячи сто пятьдесят семь миль. До Певека осталось сорок три.
Каждая из них определяется не только мерой длины, но и мерой огромной силы
льдов, мерой человеческой выдержки и умения. Никакая карта или справочник
не поведают, чего стоят иногда
последние метры пути.
Авторы
фильма «Там, где сходятся меридианы» нашли точное решение темы. Они ярко и
сочно показали главное — человека в труде, не сведя фильм к простой
иллюстрации кадров. Все возникающие
ситуации в ходе борьбы человека с природой режиссер, звукооператор и
музыкальный оформитель Олег Канищев раскрывает неожиданно замедленной
ритмической организацией фильма. На прошедшем недавно в Хабаровске
зональном смотре фильм кино-телестудий Урала, Сибири Дальнего Востока фильм «Там,
где сходятся меридианы» удостоен диплома первой степени «За лучший
короткометражный документальный телефильм» и диплома Союза кинематографистов
СССР «За лучшее звуковое решение звукооператору О. Канищеву».
В
чем же секрет успеха фильма? А в том, что создатели любят своих героев, и эта любовь открыла им способы не просто
запечатлеть славные деяния людей, но и воспеть их.
Г. ПЕТРЕНКО,
диктор Владивостокской студии телевидения.
-