БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО ЭКРАНА
Автор
– В.Ткачев
(Владивостокская газета
«Красное знамя», август 1965г.)
В известной книге В. Саппака «Телевидение и мы» есть такие слова: «.. любой телевизионный
фильм, снятый за несколько репетиционных точек», заведомо имеет аудиторию, вшестеро превосходящую ту,
которую— в случае высшего успеха — может завоевать кинофильм такого класса,
как, скажем, «Похитители велосипедов» или «Летят журавли».
Телевизионные фильмы имеют ряд преимуществ перед обычным кино. Репортаж, сюжет или киноочерк, снятый утром, вечером становится достоянием зрителей не одного кинотеатра, вмещающего в среднем 600—800 зрителей, а многотысячной телевизионной аудитории. Сроки производства кинолент на телевидении по сравнению с кинематографом сократились в 2—3 раза.
Но теперь все чаще и чаще на телевидении говорят о качестве. Пожалуй, этот показатель был главным на прошедшем в Хабаровске первом смотре хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, телевизионных фильмов и киножурналов кино- и телестудии Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Смотр явился своеобразным творческим отчетом кинодокументалистов, в котором наряду со студиями кинохроники Свердловска, Новосибирска, Иркутска, Хабаровска приняли участие студии телевидения Омска, Иркутска, Новосибирска, Томска, Магадана, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Комсомольска-на-Амуре и Владивостока.
В работах смотра приняли участие ведущие работники кино и телевидения нашей страны: заместитель председателя Государственного комитета по кинематографии Совета Министров РСФСР Г. Нифонтов, директор Центральной студии документальных фильмов А. Семин, кинорежиссер этой студии Р. Григорьев, кинодраматург А. Леонтьев, кинооператор Центрального телевидения Б. Киладзе и другие.
Всего на смотр было представлено около 80 кинолент студий документального кино и телевидения. За три дня перед участниками смотра прошла вся многогранная жизнь нашей страны от Урала до Дальнего Востока и Чукотки.
Владивосток был представлен четырьмя фильмами производства Владивостокской студии телевидения: «Всегда дружить», «Там, где сходятся меридианы», «Тайна чертова куста» и «Мы из Спасска».
Трехчастевая кинолента «Всегда дружить» сделана по заказу Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странами и посвящена дружбе двух городов — советского порта Находки и японского города Майдзуру. Фильм «Там, где сходятся меридианы», рассказывает о покорителях Арктики.
...Стройной колонной идут в арктических льдах суда. Первый весенний караван поднимается в порт Певек, ведомый ледоколом «Москва». Форштевень ледокола врезается в ледяную броню и отступает, оставляя на ней глубокий след. И тогда человек вступает в единоборство со стихией. Есть в фильме «Там, где сходятся меридианы» кадр-символ: капитан «Москвы» сам становится за штурвал. Начинается поединок корабля и его экипажа с Арктикой: прыгает ручка машинного телеграфа, стрелка оборотов машины колотит об ограничитель шкалы. Глухим эхом будит белые просторы взрыв. Ледяной панцирь взорван, и «Москва» медленно, но неуклонно идет вперед, пробивая дорогу каравану судов.
Вот она, Арктика! И вот он, Человек!
Владивостокские кинодокументалисты показали и телевизионный научно-популярный киноочерк «Тайна чертова куста». Это рассказ об актуальнейшей проблеме, решаемой в Дальневосточном институте биологически активных веществ: изучении свойств элеутерококка, родственника легендарного женьшеня.
Известно, что в странах юго-восточной Азии женьшень изучали давно, но там пользовались лишь народным опытом. Мы в своем фильме хотели подчеркнуть, что советские ученые за короткое время не только проверили данные народной медицины, но и открыли новые свойства семейства аралиевых.
Оригинальна и другая работа — фильм-концерт «Мы из Спасска». Жизнерадостные и талантливые мальчишки и девчонки из Спасского Дома пионеров показывают на экране свое мастерство. Этот фильм уже обошел все телевизионные экраны нашей страны. Владивостокская студия телевидения получает множество писем и от зарубежных телезрителей. В них строчки благодарности юным артистам из легендарного дальневосточного города Спасска.
Порадовали своими работами наши соседи — сахалинцы. Фильмы Южно-Сахалинской студии телевидения «Чайки не спят ночью» и «Сейнеры уходят за горизонт» рассказывают о рыбаках, их нелегком труде.
Всего на смотре было показано 28 телевизионных кинолент.
Первое
серьёзное испытание на творческую зрелость дальневосточные студии
телевидения выдержали. Из тринадцати призовых мест — десять заняли студии
телевидения Владивостока, Хабаровска,
Южно-Сахалинска, Магадана.
Три из четырех владивостокских телефильмов получили высокую
оценку жюри. Диплом первой степени за лучшую телевизионную хроникально-документальную
работу присужден фильму «Там, где сходятся меридианы» (сценарий К.
Шацкова, режиссер О. Канищев,
оператор Б. Колобов). Этот фильм был
показан на заключительном просмотре
среди лучших кинофильмов студий документального кино.
Почетными грамотами Союза работников кинематографии СССР награждены два других фильма Владивостокской студии телевидения: «Тайна чертова куста» и «Мы из Спасска».
Прошедший смотр явился началом нового этапа в развитии кинодела на
телевидении. Показателем профессионального роста телевизионного кино, его возрастающего
влияния на телевизионные программы свидетельствует, в частности, создание
главной редакции производства и обмена телефильмами Владивостокской студии
телевидения.
Это своеобразная киностудия на телестудии, пока единственная в стране. Она должна выпускать в год 15—16 фильмов. И не только
выпускать собственные, но и тиражировать фильмы, сделанные телестудиями Дальнего Востока и Сибири. В
год мы должны оттиражировать миллион сто тысяч метров кинопленки. Это примерно
столько, сколько производит сейчас Дальневосточная студия кинохроники.
Во Владивостоке, таким образом, создаются все предпосылки для организации
своеобразной межзональной студии «Дальтелефильм», которая может сосредоточить в своих руках все дело
кинопроизводства на студиях телевидения Дальневосточной зоны.
Для этого есть главное — техническая база: копировальный и проявочный
цехи, группа мультипликации, цех озвучивания фильмов, мастерская по ремонту
кино- и фототехники. К сожалению,
копировальный цех оснащен пока что недостаточно.
Главной редакции производства и обмена телефильмами передан цех видеозаписи. Это новое и
перспективное дело. Уже в этом году мы должны записать на видеомагнитофонную
ленту передач в общей сложности более чем на 250 часов. Спутник связи «Молния-1»
сократил тысячекилометровые расстояния и позволял уверенно принимать Москву на
голубых экранах Владивостока.
Развитие космического телевидения, радиорелейных линий заставляет нас
серьезно задуматься над проблемой использования видеомагнитофонной
аппаратуры. Наступило время, когда
записанную из Москвы передачу мы смотрим
во Владивостоке. На наш взгляд, целесообразно совместно с краевым
управлением кинофикации провести во
Владивостоке фестиваль телевизионных фильмов.
За последний год студией отснято более 10 фильмов, посвященных созидательному
труду приморцев. На большом экране их бы с удовольствием просмотрели тысячи
зрителей. Творческие встречи со зрителем взаимно обогащают, помогают найти
пути к дальнейшему росту
профессионального мастерства.
Кинопроизводство во Владивостоке испытывает сейчас
большие трудности из-за нехватки производственных площадей. Все цехи ютятся в
неприспособленных помещениях. Это
снижает техническое качество фильмов. Проектным организациям, занятым
капитальной реконструкцией старого радиодома под кинокомплекс студии
телевидения, следует обратить серьезное внимание на выполнение всех работ в
срок.
В крае с каждым годом все шире развивается кинолюбительство. Это
показал и недавний смотр работ кинолюбителей Приморья. К нам обращаются сотни
кинолюбителей с просьбой оказать профессиональную помощь.
Укрепление технической базы производства фильмов, подбор квалифицированных
кадров киноработников помогли бы
сделать главную редакцию производства фильмов хорошей базой и для развития
кинолюбительства в Приморье.
Кино на телевидении обретает
творческую самостоятельность. И если говорить о «специфике», то главное в ней –
рост мастерства.
Приток молодых кадров, рост технической базы кинопроизводства на
телевидении и объединение ее в едином центре помогут решить эту важную
задачу.
В.ТКАЧЕВ,
главный редактор главной редакции
производства и обмена телефильмами
Владивостокской студии телевидения.