«ТОЛЬКО ЗАЯВКА…»

Авторы – Е.Головкин, П.Ивачев

(газета «Советская культура», 3 августа 1965г)

 

В ХАБАРОВСКЕ состоялся первый зональный смотр докумен­тальных фильмов кино и телевидения, в котором приняли участие студии Урала, Сибири и Дальнего Востока.

   Просмотр был разделен по жанрам кино и телевидения.  Честно говоря, в процессе конкурсных дней нам не раз казалось, что такое деление относительно: поиски собственного пути в телевизионной документалистике настолько  робки, что большинство из этих фильмов можно было бы смело показывать на конкурсе кинохроники.

К/ф. «Там, где сходятся меридианы». Капитан ледокола «Москва» -

Л.Ф. Ляшко

 Диплома первой степени за теле­визионный фильм была удостоена работа владивостокцев «Там, где сходятся меридианы».  Создатели фильма - автор сценария Константин Шацков, режиссер 0лег Канищев, оператор Борис Колобов - отправились в арктиче­ский рейс вместе с моряками ледо­кола «Москва». Могучий  корабль ведет за собой караван в далекий порт Певек.  Найден сильный кон­фликт: поединок Человека с При­родой. Поединок исстари драмати­ческий. И наблюдали за ним не бес­страстные люди. Фильм отличается высоким профессионализмом, если хотите, интеллигентностью  опера­торской работы, монтажа, музыкального  оформления. Удачно вве­дены синхронные записи. Недаром жюри отметило и работу звукооператора и музыкального оформителя Олега Канищева дипломом Союза кинематографистов СССР «За лучшее звуковое решение фильма».

Наши товарищи по студии А. Тафеенко и 0. Иванов, создавшие фильм «Сейнер вышел в море», по­лучили диплом за режиссерскую ра­боту.       

            Жюри смотра не сочло возмож­ным  присвоить диплом за лучший литературный сценарий.

Синхронные записи в теле­фильмах  стали явлением повседневным. В фильмах  «Тайна чертова куста» (Владивосток), «Продолжение следует» (Хабаровск) стали органичной, неотъемленной частью целого.

 И все-таки о героях нам чаще всего рассказывает диктор. Создатели фильма «Всегда дружить» (Владивосток) доверили ему вести рассказ от имени героя – капитана порта Находки. Случилось так, что в тот же день в другом фильме мы снова услышали знакомый голос. А если бы тому же диктору поручили читать от имени еще одного героя?

Над дикторским текстом фильмов, по-видимому, работают очень небрежно. Иначе мы не услышали бы такого: «Куда ни посмотришь, всю­ду стучат топоры» или: «Диспет­черская — это штаб автотранспортников» (вот уж поистине откры­тие!).

Многие фильмы страдают много­словием. Впрочем, этого упрека не заслуживает омский этюд «Осень». В нем всего две фразы. Мы услы­шали обращение Ермака «Спите, друга мои» в тот момент, когда на экране показывалась афиша спек­такля «Ермак»... А потом возникла другая афиша, извещающая о филь­ме «Гамлет», и прозвучала знамени­тая альтернатива: «Быть или не  быть». Как говорится, комментарии  излишни.

Невысокого качества и звуковое оформление фильмов. Вы можете,  например, увидеть, как под «Лунную сонату» кран переносит кирпи­чи, как под «Грезы» Шумана сейнер разгружает рыбу. У зрителя, мало-мальски знакомого с музыкой, эти произведения вызывают другие ассоциации. Однажды на приемке документального фильма о стройке кто-то из членов художественного совета выразил недоумение, почему с самого начала до конца звучат помпезные марши.  Звукооформитель   моментально  отпарировал: «Существует стандарт: раз труд — значит марш».

Нам пришлось наблюдать, как работала над документальным фильмом о Хабаровске съемочная группа Парижского телевидения. Рядом с режиссером и кинооператором не покладая рук трудился звукооператор. Он записывал все, что можно: шумы, голоса, свистки, скрип сне­га, треск льда, равномерное посту­кивание махового колеса. Все это можно было найти и в фонотеке. Но звукооператор считал, что шумы должны быть так же достоверны, как изображение. «Еще неизвестно, — добавил он, — что создает боль­ше эффект присутствия, звук или изображение».

СМОТР ЗАКОНЧИЛСЯ. Он под­вел итоги работы сравнительно молодых телестудий. Лишь некото­рые из них успели отметить свое десятилетие. Поэтому не стоит удив­ляться, в общем-то, не очень высо­кому качеству телевизионной кино­продукции. Пока это только заявки.

Хочется верить, что появятся но­вые телефильмы, в которых жизнь Сибири и Дальнего Востока, пол­ная подлинно героических событий, будет отражена во всем многообра­зии ее красок.

          Е. ГОЛОВКИН,

главный редактор Хабаровской студии телевидения

                                                                                                           П. ИВАЧЕВ,

старший редактор

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz