«ТОЛЬКО ЗАЯВКА…»
Авторы – Е.Головкин, П.Ивачев
(газета
«Советская культура», 3 августа 1965г)
В ХАБАРОВСКЕ состоялся первый зональный смотр документальных
фильмов кино и телевидения, в котором приняли участие студии Урала, Сибири и Дальнего
Востока.
Просмотр был разделен по
жанрам кино и телевидения. Честно
говоря, в процессе конкурсных дней нам не раз казалось, что такое деление
относительно: поиски собственного пути в телевизионной документалистике
настолько робки, что большинство из
этих фильмов можно было бы смело показывать на конкурсе кинохроники.
|
К/ф. «Там,
где сходятся меридианы». Капитан ледокола «Москва» - Л.Ф. Ляшко |
Диплома первой степени за
телевизионный фильм была удостоена работа владивостокцев «Там, где
сходятся меридианы». Создатели фильма -
автор сценария Константин Шацков, режиссер 0лег Канищев, оператор Борис Колобов
- отправились в арктический рейс вместе с моряками ледокола «Москва».
Могучий корабль ведет за собой караван
в далекий порт Певек. Найден сильный
конфликт: поединок Человека с Природой. Поединок исстари драматический. И
наблюдали за ним не бесстрастные люди. Фильм отличается высоким
профессионализмом, если хотите, интеллигентностью операторской работы, монтажа, музыкального оформления. Удачно введены синхронные
записи. Недаром жюри отметило и работу звукооператора и музыкального оформителя
Олега Канищева дипломом Союза кинематографистов СССР «За лучшее звуковое
решение фильма».
Наши
товарищи по студии А. Тафеенко и 0. Иванов, создавшие фильм «Сейнер
вышел в море», получили диплом за режиссерскую работу.
Жюри смотра не сочло возможным присвоить диплом за лучший литературный
сценарий.
Синхронные записи в телефильмах стали явлением повседневным. В фильмах «Тайна чертова куста» (Владивосток),
«Продолжение следует» (Хабаровск) стали органичной, неотъемленной частью
целого.
И все-таки о героях нам чаще
всего рассказывает диктор. Создатели фильма «Всегда дружить» (Владивосток)
доверили ему вести рассказ от имени героя – капитана порта Находки. Случилось
так, что в тот же день в другом фильме мы снова услышали знакомый голос. А если бы тому же
диктору поручили читать от имени еще одного героя?
Над дикторским текстом фильмов, по-видимому, работают очень небрежно.
Иначе мы не услышали бы такого: «Куда ни посмотришь, всюду стучат
топоры» или: «Диспетчерская — это штаб автотранспортников» (вот уж поистине
открытие!).
Многие
фильмы страдают многословием. Впрочем, этого упрека не заслуживает омский этюд
«Осень». В нем всего две фразы. Мы услышали обращение Ермака «Спите, друга
мои» в тот момент, когда на экране показывалась афиша спектакля «Ермак»... А
потом возникла другая афиша, извещающая о фильме «Гамлет», и прозвучала
знаменитая альтернатива: «Быть или не
быть». Как говорится, комментарии
излишни.
Невысокого
качества и звуковое оформление фильмов. Вы можете, например, увидеть, как под «Лунную сонату» кран переносит кирпичи,
как под «Грезы» Шумана сейнер разгружает рыбу. У зрителя, мало-мальски
знакомого с музыкой, эти произведения вызывают другие ассоциации. Однажды на
приемке документального фильма о стройке кто-то из членов художественного
совета выразил недоумение, почему с самого начала до конца звучат помпезные
марши. Звукооформитель моментально отпарировал: «Существует стандарт: раз труд — значит марш».
Нам пришлось
наблюдать, как работала над документальным фильмом о Хабаровске съемочная
группа Парижского телевидения. Рядом с режиссером и кинооператором не покладая
рук трудился звукооператор. Он записывал все, что можно: шумы, голоса, свистки,
скрип снега, треск льда, равномерное постукивание махового колеса. Все это
можно было найти и в фонотеке. Но звукооператор считал, что шумы должны быть
так же достоверны, как изображение. «Еще неизвестно, — добавил он, — что
создает больше эффект присутствия, звук или изображение».
СМОТР ЗАКОНЧИЛСЯ. Он подвел итоги работы сравнительно
молодых телестудий. Лишь некоторые из них успели отметить свое десятилетие.
Поэтому не стоит удивляться, в общем-то, не очень высокому качеству
телевизионной кинопродукции. Пока это только заявки.
Хочется верить, что появятся новые телефильмы, в которых
жизнь Сибири и Дальнего Востока, полная подлинно героических событий, будет
отражена во всем многообразии ее красок.
Е.
ГОЛОВКИН,
главный редактор Хабаровской студии телевидения
П. ИВАЧЕВ,
старший редактор