КИНОЛЕТОПИСЬ ЭПОХИ
Авторы –
В.Ткачев, О.Канищев
(газета
«Красное знамя», 6 июня 1966 года, Владивосток)
Недавно в Иркутске по инициативе Союза работников кинематографии
СССР проходил второй смотр-конкурс
хроникально-документальных и научно - популярных телевизионных фильмов
и киножурналов студий Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Смотр явился своеобразным творческим отчетом кинодокументалистов, в котором, наряду со студиями кинохроники Свердловска, Иркутска, Новосибирска и Хабаровска, приняли участие студии телевидения Свердловска, Томска, Перми, Омска, Новосибирска, Красноярска, Норильска, Иркутска. Улан-Удэ, Хабаровска. Магадана. Южно-Сахалинска Комсомольска-на-Амуре и Владивостока.
В работе смотра приняли участие ведущие работники
кино и телевидения нашей страны. Всего на
смотр было представлено свыше 50 кинолент студий документального кино и
телевидения.
Каким же надо обладать талантом и мастерством, чтобы
ярко отобразить ту жизнь, которой живут наши земляки? Эта мысль была главной,
определяющей на смотре.
Актуальность, хроникерская свежесть темы — вот черты,
которые были присущи почти всем телефильмам смотра. Фильм Владивостокской
студии телевидения «Дорога легла за экватор» (режиссер Олег Канищев, оператор
Петр Якимов), решением жюри получил высшую оценку — Диплом 1 степени «За
лучший короткометражный телефильм».
|
Кадр из фильма «Дорога легла за экватор». Капитан китобойца «Великодушный» Виктор Гусев |
Чем, прежде всего, отличается этот фильм? Правдой,
умением проникнуть во внутренний мир Человека. Авторы органично сочетают
зрительные и звуковые образы — это дает возможность показать человека крупным
планом, вспомните хотя бы эпизоды: «Охота в шторм» и «Возвращение китобоев
домой». Мы видим на экране не только человека, но за ним — переживание этого
человека, рождение у него мысли. Это главней признак телевизионности фильма, И
отрадно отметить, что владивостокские
теледокументалисты - на верном пути.
В большинстве своем кинопродукция телевидения копирует кинематограф в тот самый момент, когда кинематографисты берут на вооружение «телевизионные приемы» и снимают свои фильмы по принципу «прямого телевидения, добиваясь полной достоверности в кадре.
В связи с этим на смотре зашел спор об очень
интересной работе Новосибирской студии кинохроники — фильме «Мальчишке 14
лет». Этот фильм так же, как «Дорога легла
за экваторы, только по разделу кинофильмов
получил высший диплом.
Фильм рассказывает о мальчишке,
который попал под влияние улицы. Как его спасти, сохранить для общества? Вот
вопрос, который ставит фильм. Оператор и режиссер «скрытой камерой» отсняли
мальчика на улице в компании хулиганов, проследили, где он бывает. На экране
звучат голоса, и мы видим тех, кто ответствен за воспитание подростков:
учительницу, мать, бабушку, соседку, библиотекаря.
Как точно подмечено! Экран телевизора — это сама
жизнь, показанная в момент ее свершения. А кино — это то, что снято заранее,
смонтировано режиссером и показано через некоторое время после свершения
событий. Но если с этих позиций расценивать жизнь «Мальчишке 14 лет», то это
самый телевизионный фильм смотра.
|
Второй раз на зональном смотре режиссер О.Канищев награжден дипломами
за лучший фильм и выразительное звуковое решение киноленты. |
В телевидении, может быть, более чем в каком-либо из
искусств, о мастерстве и таланте художника можно судить по умению себя ограничивать.
С этой точки зрения репортаж «Мотай» подает позывные» (Хабаровское
телевидение) заслужил высокую оценку — диплом за лучший синхронный репортаж и
режиссерское решение. За десять минут авторы показали нам жизнь далекой таежной
метеостанции.
Следует отметить, что телефильмы
сейчас документальны лишь наполовину. Они документальны в изображении и
произвольны в звуке. По существу их можно назвать немыми фильмами, озвученными
по сложившейся традиции кино, музыкой и дикторским текстам. Сегодня в общей
«продукции» телевидения они выглядят анахронизмом. И не случайно жюри смотра
впервые учредило специально диплом «за лучшее звуковое решения телефильма»,
придавая проблеме звука первостепенное значение. Этот диплом был присужден
звукооператору и музыкальному оформителю Олегу Канищеву за фильмы «Дорога легла
за экватор» и «Песня Эльхиванкыт».
Мы не случайно обратили внимание читателя на
творческие проблемы, связанные с решением телефильмов. Все творческие просчеты,
обнаруженные на смотре, в основном сводятся к одному: слабой технической базе
кинопроизводства на телевидении, отсутствию профессиональных кадров.
Сегодня фильмы снимают все Дальневосточные студии, более того, строится кинокомплекс в
Южно-Сахалинске, планируется его создание в Магадане и Хабаровске, а рядом во
Владивостоке уже второй год работает главная редакция производства фильмов,
соединяющая в себе и творческую, и техническую сторону производства фильмов.
Итак, смотр-конкурс показал возросшее мастерство
операторов, режиссеров, сценаристов. Но жизнь
требует непрерывного совершенствования не только мастерства, но и самого кинопроизводства.
В. ТКАЧЕВ,
член жюри смотра,
Владивостокской студии телевидения
О.Канищев
кинорежиссер