КИНОЛЕТОПИСЬ ЭПОХИ

Авторы – В.Ткачев, О.Канищев

(газета «Красное знамя», 6 июня 1966 года, Владивосток)

 

Недавно в Иркутске по инициативе Союза работников кинемато­графии СССР проходил второй смотр-конкурс   хроникально-доку­ментальных и научно - популярных телевизионных фильмов и кино­журналов студий Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Смотр   явился   своеобразным творческим отчетом кинодокумен­талистов, в котором, наряду со студиями кинохроники Свердлов­ска, Иркутска, Новосибирска и Ха­баровска, приняли участие студии телевидения Свердловска, Томска, Перми,   Омска,    Новосибирска, Красноярска, Норильска, Иркут­ска. Улан-Удэ, Хабаровска. Мага­дана. Южно-Сахалинска Комсомольска-на-Амуре и Владивостока.

В работе смотра приняли уча­стие ведущие работники кино и те­левидения нашей страны.  Всего на смотр было представ­лено свыше 50 кинолент студий документального кино и телевиде­ния.

Каким же надо обладать талан­том и мастерством, чтобы ярко отобразить ту жизнь, которой жи­вут наши земляки? Эта мысль бы­ла главной, определяющей на смот­ре.

Актуальность, хроникерская свежесть темы — вот черты, кото­рые были присущи почти всем те­лефильмам смотра. Фильм Влади­востокской студии телевидения «Дорога легла за экватор» (режиссер Олег Канищев, оператор Петр Якимов), решением жюри получил высшую оцен­ку — Диплом 1 степени «За лучший короткометражный телефильм».

Кадр из фильма

«Дорога легла за экватор».

Капитан китобойца «Великодушный» Виктор Гусев

Чем, прежде всего, отличается этот фильм? Правдой, умением проникнуть во внутренний мир Че­ловека. Авторы органично сочетают зрительные и звуковые образы — это дает возможность показать человека крупным планом, вспомните хотя бы эпизоды: «Охота в шторм» и «Возвращение китобоев домой». Мы видим на экране не только человека, но за ним — пе­реживание этого человека, рожде­ние у него мысли. Это главней признак телевизионности фильма, И отрадно отметить, что владивос­токские  теледокументалисты - на верном пути.

В большинстве своем кинопродукция телевидения копирует ки­нематограф в тот самый момент, когда кинематографисты берут на вооружение «телевизионные прие­мы» и снимают свои фильмы по принципу «прямого телевидения, добиваясь полной достоверности в кадре.

В связи с этим на смотре зашел спор об очень интересной работе Новосибирской студии кинохрони­ки — фильме «Мальчишке 14 лет».  Этот фильм так же, как «Доро­га легла за экваторы, только по разделу кинофильмов   получил высший диплом.

Фильм рассказывает о мальчиш­ке, который попал под влияние улицы. Как его спасти, сохранить для общества? Вот вопрос, который ставит фильм. Оператор и режиссер «скрытой камерой» отсняли мальчика на улице в компании хулиганов, проследили, где он бы­вает. На экране звучат голоса, и мы видим тех, кто ответствен за воспитание подростков: учительни­цу, мать, бабушку, соседку, биб­лиотекаря.

Как точно подмечено! Экран те­левизора — это сама жизнь, пока­занная в момент ее свершения. А кино — это то, что снято заранее, смонтировано режиссером и пока­зано через некоторое время после свершения событий. Но если с этих позиций расценивать жизнь «Маль­чишке 14 лет», то это самый те­левизионный фильм смотра.

Второй раз на зональном смотре режиссер О.Канищев награжден дипломами за лучший фильм и выразительное звуковое решение киноленты.

В телевидении, может быть, бо­лее чем в каком-либо из искусств, о мастерстве и таланте художника можно судить по умению себя ог­раничивать. С этой точки зрения репортаж «Мотай» подает позыв­ные» (Хабаровское телевидение) заслужил высокую оценку — диплом за лучший синхронный репортаж и режиссерское решение. За десять минут авторы показали нам жизнь далекой таежной метеостан­ции.

Следует отметить, что телефиль­мы сейчас документальны лишь на­половину. Они документальны в изображении и произвольны в звуке. По существу их можно на­звать немыми фильмами, озвученными по сложившейся традиции кино, музыкой и дикторским текстам. Сегодня в общей «продук­ции» телевидения они выглядят анахронизмом. И не случайно жюри смотра впервые учредило специально диплом «за лучшее звуковое решения телефильма», придавая проблеме звука первостепенное значение. Этот диплом был присужден звукооператору и музыкальному оформителю Олегу Канищеву за фильмы «Дорога легла за экватор» и «Песня Эльхиванкыт».

Мы не случайно обратили вни­мание читателя на творческие про­блемы, связанные с решением те­лефильмов. Все творческие про­счеты, обнаруженные на смотре, в основном сводятся к одному: сла­бой технической базе кинопроиз­водства на телевидении, отсутст­вию профессиональных кадров.

Сегодня фильмы снимают все  Дальневосточные студии, более того, строится кинокомплекс в Южно-Сахалинске, планируется его создание в Магадане и Хабаровске, а рядом во Владивостоке уже второй год работает главная редакция производства фильмов, соединяющая в себе и творческую, и техническую сторону производства фильмов.

Итак, смотр-конкурс показал возросшее мастерство операторов, режиссеров, сценаристов. Но жизнь  требует непрерывного совершенствования не только мастерства, но  и самого кинопроизводства.

В. ТКАЧЕВ,

член жюри смотра,

Главный редактор

Владивостокской студии телевидения

О.Канищев

кинорежиссер

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz