СОСТЯЗАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ
Автор – М.Ульянова
(журнал «Советское радио и телевидение», №8, август,
1966г.)
В Иркутске состоялся зональный смотр
документальных, научно-популярных и телевизионных фильмов, организованный Союзом
кинематографистов СССР. В нем приняли участие телестудии — Новосибирская,
Красноярская, Свердловская, Владивостокская, Иркутская, Хабаровская,
Магаданская, Пермская, Омская, Томская, Южно-Сахалинская, Улан-Удэнская.
Норильская и Комсомольская-на-Амуре, представившие на смотр более сорока
телефильмов.
Смотр сразу стал своеобразным состязанием в
любви — в любви к белым просторам Чукотки и цветущим берегам Амура, к
полноводной Каме и своенравной Чусовой, к дальневосточным китобоям, рыбакам и
охотникам, к сибирским лесорубам и неутомимым геологам, к золотоискателям,
горнякам, метеорологам, строителям дорог и электростанций. При всех своих
недостатках телефильмы покоряют влюбленностью их авторов в родной край, в
неповторимую красоту его природы, в людей, которые здесь живут и трудятся.
В
наиболее интересных работах — таких, как «Дорога легла за экватор»
Владивостокской телестудии, «Песня
Эльхиванкыт» Магаданской студии телевидения, «Матай дает позывные» Хабаровской
телестудии и некоторых других, актуальность тематики сочетается с попыткой
раскрыть духовный мир героев телевизионными средствами выразительности.
|
Кадр из
фильма-призера «Дорога
легла за экватор» |
Трехчастевый фильм «Дорога легла за экватор»
(авторы сценария М. Избенко, О. Канищев, П. Якимов, режиссер О. Канищев,
оператор П. Якимов, звукооператор и музыкальный оформитель О.Канищев) рассказывает
о трудовых буднях дальневосточной китобойной флотилии «Советская Россия»,
завоевавшей голубую ленту первенства. Фильм начинается с интригующих и
веселых кадров — на корабле ритуальный праздник Нептуна. Но весь этот
суматошный импровизированный карнавал — не просто фон для титров, но и образное
предупреждение: настоящая романтика китобойного промысла не здесь, не в этом.
И сразу вслед за пышными заклинаниями Нептуна звучит негромкий и озабоченный
голос радиста: «База, база... докладываю обстановку...». Казалось бы, камера спокойно и добросовестно
фиксирует жизнь на корабле: люди выполняют свои обязанности, в свободное время
учатся, отдыхают. Сами по себе эти кадры интересны, ибо лишены какой бы то ни
было искусственности, назидательности. Но фильм не был бы «лучшим», если бы
ограничивался только этим, если бы не было в нем какой-то особой внутренней
взволнованности. Авторы фильма правильно определили главный драматургический
стержень повествования — сам процесс охоты на китов, именно то, что
составляет смысл труда китобоев, ради чего они на долгое время оторваны от
дома, семьи, от родных берегов.
Охота на китов снята обстоятельно, подробно, с острым напряжением. Каждый
направленный в цель гарпун воспринимается, как результат усилий всего
коллектива китобоев. Охота на экране предстает как нелегкий труд и одновременно
как творчество, что и является определяющим моментом в раскрытии характеров
героев.
|
Диплом Союза
кинематографистов СССР «За лучшее
звуковое решение телефильма» присужден
звукооператору О.Канищеву за телефильмы «Дорога легла за экватор» и «Песня
Эльхиванкыт» |
Отказавшись от дикторского текста, режиссер О. Канищев создал своеобразную
звуковую атмосферу, построенную целиком на документальных записях.
Взволнованные голоса радистов, короткие слова приказов, различные шумы (крик
чаек, скрип лебедок, звуки разделываемой китовой туши) придают рассказу о
китобоях особую достоверность.
Удачное звуковое решение во многом способствовало успеху телефильма. Он
выгодно отличается от иных многословных телеочерков, где нередко выразительные
операторские съемки бывают убиты приторно-елейным или парадно-казенным
дикторским текстом.
Эта работа, а также фильм «Песня Эльхиванкыт» (звукооператор и
музыкальный оформитель О. Канищев) отмечены дипломом за лучшее звуковое
решение.
В «Песне Эльхиванкыт» звуковой монтаж с первых же кадров задает
особый, неторопливый, вдумчивый, а потому очень телевизионный ритм всему повествованию.
Гортанные звуки нескончаемой песни погонщика, величественная красота снежных
просторов Чукотской земли словно бы продиктовали авторам фильма (сценаристы Л.
Микова и Е. Евреинов, режиссер Л. Микова, оператор Е. Евреинов) эту спокойную
раздумчивость, без которой рассказ о народных талантах Чукотки не был бы столь
поэтичным и проникновенным.
Гармоничны и простодушно обаятельны герои фильма — мастера-косторезы,
художники, исполнители народных песен и танцев, чье искусство стало частью их
великого умения жить, ибо с равным мастерством они борются с суровой стихией,
охотятся, создают песни и прекрасные изделия из кости. Обаяние этого светлого
оптимистичного искусства, впитавшего в себя поэтические образы
чукотско-эскимосских преданий, наложило определенный отпечаток на особенности
изобразительного, звукового и ритмического построения фильма. Несмотря на
разнообразие материала (наряду с документальными картинами природы и быта
здесь есть вставные художественные номера, и даже игровые сцены), фильм
получился очень цельным, органичным.
Именно так и должен телевизионный экран рассказывать об искусстве, ибо
равнодушно и бесстрастно говорить о нем нельзя.
Надо сказать, что стремление к пропаганде изобразительного искусства, очень характерное для нашего
телевидения, нашло свое отражение и в других
работах, представленных на смотр.
Иркутяне, например, показали киноочерк «Вдохновение» — об
иркутском художнике Лебединском, красноярцы — фильм о своем земляке — художнике Кобытеве.
Студия Комсомольска-на-Амуре порадовала энергичным и выразительно снятым
телефильмом о художнике-мозаичисте Долбилкине — «Песня моя тебе, Комсомольск»,
за который режиссер В. Самойличенко был удостоен диплома. Телефильм Свердловской
телестудии «Скульптор Друзин» принес оператору Е. Цигелю специальный приз жюри
за операторское мастерство.
Все эти работы сделаны с
разной долей выразительности и таланта, и не все в них, разумеется, бесспорно.
Каждый из телефильмов в какой-то мере проигрывает из-за нарочитого, а зачастую
и очень шаблонного текста. Приятное исключение составляет лишь фильм
красноярцев «Листы скорби и гнева» (автор сценария и режиссер А. Гомон, оператор
В. Кирьянов), в котором найден верный, сдержанный тон повествования, соответствующий
мужественному искусству художника, прошедшего через все ужасы фашистского
концлагеря и не потерявшего веру в жизнь, в людей.
Хорошо, что наши студии
проявляют настойчивый интерес к изобразительному искусству. Может быть, в связи
с этим следует подумать о специальных дипломах за лучшие телефильмы по искусству,
чтобы глубже учитывать специфику таких работ, больше стимулировать их авторов
на творческие поиски.
Диплом первой степени за
лучший научно-популярный телефильм был присужден фильму Иркутской телестудии
«Про ондатру», в котором познавательность удачно сочетается с поэтической
формой повествования. Он тонко и ненавязчиво учит понимать гармонию и красоту
окружающей природы, учит любить и беречь ее. Воспитательное значение таких
работ, несомненно. Авторы фильма (сценарий Н. Петровой, режиссер Н. Коваль,
оператор Ю. Костомаров) обладают драгоценным качеством — чувством природы.
Но фестиваль принес и
огорчения: два очень важных диплома — за лучший сценарий и за лучший комментарий
— так и не нашли себе достойных претендентов. Со сценариями документальных
телефильмов дело обстоит действительно очень неважно. Недостаток сценарного
мастерства сказывается и в жанровом однообразии представленных работ и в
беспомощности драматургического построения, особенно дающей себя знать в более сложных и интересных по
замыслу работах. Например, в фильме Пермской студии телевидения «Кама меняет
берега».
Отправившись с кинокамерой по местам, где в
1928 году путешествовала группа московских операторов, пермяки задались целью
показать, как изменилась за годы советской власти жизнь на берегах Камы.
Использованные в фильме кинодокументы тех далеких лет, несомненно,
представляют большой интерес. Удачны и некоторые режиссерские приемы, например,
эпизод, когда прохожим предлагается по старой фотографии определить
местонахождение одной из улиц города. Здесь есть непосредственность ситуации,
в которой в какой-то степени раскрываются характеры случайно оказавшихся в
объективе камеры людей. И, тем не менее, этот интересный в целом замысел не был
с достаточным мастерством воплощен на экране. Авторы буквально утонули в
обилии изобразительного материала, не сумели выделить главные моменты и
определить основную жанровую линию. В результате фильм кажется рыхлым,
затянутым и однообразным.
«Пять счастливых людей» Красноярской
телестудии — это еще один неосуществленный замысел. Авторы ставят в начале
фильма вопрос о счастье, — какое оно! — и рассказом о судьбах конкретных
людей пытаются на него ответить. Герои выбраны интересные — молодой
талантливый физик, передовой рабочий Красноярского шинного завода, заслуженный
машинист страны, лучший экипаж Красноярского аэропорта... И диктор не скупится
на слова о вдохновенном труде, о беспокойных душах, о счастье добиваться
поставленной цели... А на экране мелькают невыразительные кадры, скованные
лица так и не раскрывшихся героев, так и не убедивших нас в том, что они
действительно счастливы.
Иллюстративность, поверхностность погубили и другие, интересно задуманные фильмы:
«Человек идет в гору» (Владивостокская телестудия), «Коммунисты Заполярного
прииска» (Магаданская телестудия), «42 градуса ниже нуля» (Омская
телестудия).
Судя по некоторым работам, создается
впечатление, что не фильмы снимались по сценарию, а сценаристы пытались
оживлять текстом отснятые без сценария кадры. Не отсюда ли такое обилие общих
пышных фраз и елейности, которые убивают даже удачно отснятые кадры! Но
подобные попытки не венчаются успехом даже при хороших текстах, как,
например, в фильме омичей «42 градуса ниже нуля». В дикторском тексте есть
элементы хорошей публицистики, стремление как-то углубить изображение на
экране, опоэтизировать его, Но беда в том, что изображение по содержанию и
пластическому решению резко разошлось с
текстом.
Именинниками смотра поистине были операторы.
Обрадовал своим светлым, оптимистическим
искусством магаданский оператор В. Пупышев, отлично снимающий в чрезвычайно
сложных порой условиях. Фильмы «Магадан, июнь» и «Пенжина» идет на Север»
удостоены диплома за лучшую операторскую работу.
И еще примечательный факт: операторы все
чаще выступают не только с удачными съемками, но и как самостоятельные авторы
фильмов. Например, оператор
Южно-Сахалинской телестудии В. Привезенцев показал интересную и актуальную по
теме работу «Флаги вьются рядом» ~ о пребывании на Сахалине японской
молодежной делегации (фильм получил диплом первой степени как лучший
телефильм-репортаж).
Настоящим сюрпризом оказалась для участников
смотра фильм Норильской телестудии «Талнах — холодная планета», удостоенный
специального приза жюри за творческий поиск. Ю. Ковтун — автор этого
поэтичного и очень пластично снятого фильма о строителях заполярной трассы —
тоже оператор. Тема покорения природы, борьбы с трудностями раскрывается
здесь просто и честно, через выразительные кадры. Фильм состоит из трех
коротеньких новелл — «Дорога к звездам», «Воспоминание» и «Письмо в Одессу»,
объединенных общей темой и общим настроением. Здесь все неожиданно и свежо: и
молодые бородатые строители, вспоминающие под звуки танго о первых шагах
покорения своей «холодной планеты», и первые, чуть заметные проблески июньской
весны, особенно радостные для тех, кто так долго ее ждал. И весь этот фильм
пронизан молодостью, светом, удивительным жизнелюбием.
Диплом за лучшую режиссерскую работу был
присужден опять-таки оператору — хабаровчанину В. Кашковскому, автору фильма
«Матай дает позывные». Кстати, эта одночастевка завоевала на смотре еще один
приз — диплом за лучший синхронный репортаж. В чем же причина такого успеха!
Матай — это крохотная метеорологическая
станция, затерявшаяся в горах Сихотэ-Алиня. Здесь живут и трудятся пятеро
хороших людей, о существовании которых и не подозревают те, кто ежедневно
пользуется плодами их труда. И вот приехал к ним оператор, узнал и полюбил
этих скромных метеорологов и рассказал о них так, что, увидев фильм, не
полюбить их уже нельзя. В снятых скрытой камерой незатейливых сценах - вот все
герои собираются на обед, вот один из них делает девушке мальчишечью прическу,
и у нее при этом очень озабоченное и сконфуженное лицо: как получится? Вот они
в мороз проверяют показания приборов, а после работы весело катаются с горы и
т. д. - передана та атмосфера дружбы, человечности, взаимной поддержки, в
которой живут эти пятеро. Как тут не вспомнить пятерых неудачных «счастливцев»
из Красноярского фильма! Словом, «Матай» стал на смотре примером того, как
нужно и как можно рассказывать о наших современниках.
Остановиться на каждой работе, а их было
более сорока, — невозможно, да в этом и нет необходимости. Важно, что смотр
явился хорошей школой для его участников. Они увезли с собой не только
дипломы, но и новые впечатления, мысли, оценки, а может быть, и новые
творческие замыслы.
М. УЛЬЯНОВА