ПАРАДОКС?

Автор – А.Донатов

(газета «Советская культура», 18 июня 1966г.)

 

«КОГДА У ВЗРОСЛЫХ мечта сбывается, они почему-то грустят...» Наверное, потому что по­зади путь: бои, поиски, потери, расставания, годы. Итоги скреплены с воспоминаниями. У телевизионщиков, собравшихся в Иркутске на смотр документальных  фильмов студий Урала, Сибири, Дальнего Востока, состоя­ния  грусти не было.

Было пять на­сыщенных дней, более сорока телефильмов четырнадцати студий, были просмотры, споры, обсуждения. «Си­нюю   птицу»    телефильма   на этом смотре поймать не уда­лось.   Но все мы   видели ее полет, видели, как мелькала она, неоднократно вскакивали с мест, взволнованно глядели вслед, но... Может быть, именно поэтому со­стояние участников было и оста­лось решительным, боевым, энер­гичным, рабочим. Грустить еще ра­но. Дорогу осилит идущий.

Поэтому итоги смотра можно назвать промежуточными. Итоги: это и взаимное обогащение — ре­зультаты просмотров и обсужде­ний, это и почетные дипломы Союза    кинематографистов    СССР лучшим.

 Дипломов было 15. Жюри смотрело фильмы, стараясь отме­тить каждый росток интересного творческого поиска. Но жюри ока­залось бессильным при рассмотре­нии вопросов о дипломах за луч­ший сценарий, за лучший диктор­ский текст. Думается, это характер­ное явление. Литературно-сценар­ная основа телефильмов, как и в прошлые годы, говоря деликатно, оставляет желать лучшего. Много­словие и сладкословие — две кра­ски, в большой мере определяю­щие литературный материал. Зри­теля бомбардируют массирован­ным залпом слов, не всегда орга­нично связанных с изображением, с пластическим решением филь­мов. Сладость лилась с экрана гу­стым потоком, А в нем, между прочим, вязли, теряя подлинную жизненную яркость и достовер­ность, кадры, повествующие о лю­дях и событиях.  

Творческие победы одержали те, кто доверился правде жизни и, не приукрашивая ее, постарался выя­вить характеры людей в жизни, в повседневном труде, в порой не­обычных ситуациях. В телефиль­мах «Дорога легла за экватор» (Владивосток), «Песня Эльхиванкыт» (Магадан), «Матай дает позывные» (Хабаровск), «Талнах— холодная планета» (Норильск) привлекло их сдержанное сценарное решение, стремление подчинить единому замыслу все компоненты фильма, желание показать людей, не оценивая тут же выспренне их жизнь, труд и характеры, а дове­ряя зрителям.

Хорошо снимают операторы те­лестудий. В. Пупышев и Е. Еврейнов из Магадана, В. Привезенцев из Южно-Сахалинска, Ю. Ковтун из Норильска, Б. Снежко из Томска, Е. Цигель из Свердловска, В. Маев, В. Мамонтов, В. Иванов, Г. Распевин из Новосибирска, П. Якимов из Владивостока и другие — боль­шая группа настоящих мастеров и художников своего дела. В их работах — оптимистическое, жизнера­достное восприятие окружающего мира, стремление к проникновению во внутренней мир людей.

И тем не менее, как уже сказано, для создателей телефильмов характерна привычная эстетическая ре­акция. Пока что подход к документальному филь­му   у   телевизионщиков  обычно    такой же, как у кинематографистов. Лишь один фильм показался   нам из общей массы, отмеченным  пе­чатью  поиска, художественными приемами, столь характерными для телевидения.   Это   двухчастный фильм «Мальчишке 14 лет». Фильм был представлен Новосибирской студией кинохроники по разделу документальных   короткометраж­ных фильмов. Парадокс?

Четырнадцать телестудий показа­ли более сорока работ, в ряде ко­торых отмечены привлекательные попытки интересного поиска, но только попытки. Киностудия же представляет поистине телевизионную ленту, фильм-интервью, социологическое исследование, беседу, пристальное наблюдение. Думает­ся, нет, не парадокс. Автор фильма М. Голлер связан с телевидением, он и предложил свою идею Ново­сибирской телестудии. Отказались. Побоялись остроты в постановке важнейшей актуальной темы воспи­тания подростка? А киностудия сог­ласилась и сделала интереснейшую работу. Автор-режиссер, несомнен­но, чутко уловивший особенности драматургической и пластической выразительности телевидения и пе­редавший эстафету кинематографи­стам, — частное проявление типи­ческого явления наших дней. В свое время телевидение смело воору­жилось грамотой кинематографа. Ныне кино, схватив выдвинутые те­левидением  особенности  языка, специфику   драматургии,   смело пользуется ими.

Кто-то обиделся, услышав, что работа киностудии рассматривает­ся как телефильм. Напрасно! Это телевизионникам   должно   быть обидно, что пока еще телевидение чаще одерживает победы на «чу­жих полях»; на киноэкране, на сце­не. Телестудиям недостает ком­плексной аппаратуры для проведе­ния синхронных съемок, недоста­ет денег для вовлечения в более активную работу интересных авто­ров, сценаристов... Это так. Но, на­до признаться, недостает теле­студиям порой и инициативы, сме­лости, творческого упорства.

«Когда у взрослых мечта сбыва­ется, они почему-то грустят...» — так говорится в телефильме ирку­тян «Два маленьких бумажных ко­раблика». Надо думать, что уроки обширной практики телевизионников не останутся без анализа и вы­водов. Надо думать, что теперь уже  скоро появится возможность с грустью вспоминать о нелегком, но плодотворном опыте.                 

А. ДОНАТОВ.

 

 

 

Hosted by uCoz