ПАРАДОКС?
(газета «Советская культура»,
18 июня 1966г.)
«КОГДА У ВЗРОСЛЫХ мечта
сбывается, они почему-то грустят...» Наверное, потому что позади путь: бои,
поиски, потери, расставания, годы. Итоги скреплены с воспоминаниями. У
телевизионщиков, собравшихся в Иркутске на смотр документальных фильмов студий Урала, Сибири, Дальнего
Востока, состояния грусти не было.
Было пять насыщенных дней, более сорока
телефильмов четырнадцати студий, были просмотры, споры, обсуждения. «Синюю птицу»
телефильма на этом смотре
поймать не удалось. Но все мы видели ее полет, видели, как
мелькала она, неоднократно вскакивали с мест, взволнованно глядели вслед, но...
Может быть, именно поэтому состояние участников было и осталось решительным,
боевым, энергичным, рабочим. Грустить еще рано. Дорогу осилит идущий.
Поэтому итоги смотра можно назвать
промежуточными. Итоги: это и взаимное обогащение — результаты просмотров и обсуждений, это и
почетные дипломы Союза
кинематографистов СССР лучшим.
Дипломов было 15. Жюри смотрело фильмы, стараясь отметить каждый
росток интересного творческого поиска. Но жюри оказалось бессильным при
рассмотрении вопросов о дипломах за лучший сценарий, за лучший дикторский
текст. Думается, это характерное явление. Литературно-сценарная основа
телефильмов, как и в прошлые годы, говоря деликатно, оставляет желать лучшего.
Многословие и сладкословие — две краски, в большой мере определяющие
литературный материал. Зрителя бомбардируют массированным залпом слов, не
всегда органично связанных с изображением, с пластическим решением фильмов.
Сладость лилась с экрана густым потоком, А в нем, между прочим, вязли, теряя
подлинную жизненную яркость и достоверность, кадры, повествующие о людях и
событиях.
Творческие победы одержали
те, кто доверился правде жизни и, не приукрашивая ее, постарался
выявить характеры людей в жизни, в повседневном труде, в порой необычных ситуациях.
В телефильмах «Дорога легла за экватор» (Владивосток), «Песня Эльхиванкыт»
(Магадан), «Матай дает позывные» (Хабаровск), «Талнах— холодная планета»
(Норильск) привлекло их сдержанное сценарное решение, стремление подчинить
единому замыслу все компоненты фильма, желание показать людей, не
оценивая тут же выспренне их жизнь, труд и характеры, а доверяя зрителям.
Хорошо снимают операторы телестудий.
В. Пупышев и Е. Еврейнов из Магадана, В. Привезенцев из Южно-Сахалинска, Ю.
Ковтун из Норильска, Б. Снежко из Томска, Е. Цигель из Свердловска, В.
Маев, В. Мамонтов, В. Иванов, Г. Распевин из Новосибирска, П. Якимов из
Владивостока и другие — большая группа настоящих мастеров и художников своего
дела. В их работах — оптимистическое, жизнерадостное восприятие окружающего
мира, стремление к проникновению во внутренней мир людей.
И тем не менее, как уже
сказано, для создателей телефильмов характерна привычная эстетическая реакция.
Пока что подход к документальному фильму
у телевизионщиков обычно
такой же, как у кинематографистов. Лишь один фильм показался нам из общей массы, отмеченным печатью
поиска, художественными приемами, столь характерными для
телевидения. Это двухчастный фильм «Мальчишке 14 лет». Фильм
был представлен Новосибирской студией кинохроники по разделу
документальных короткометражных
фильмов. Парадокс?
Четырнадцать телестудий
показали более сорока работ, в ряде которых отмечены привлекательные попытки
интересного поиска, но только попытки. Киностудия же представляет
поистине телевизионную ленту, фильм-интервью, социологическое исследование,
беседу, пристальное наблюдение. Думается, нет, не парадокс. Автор фильма М.
Голлер связан с телевидением, он и предложил свою идею Новосибирской
телестудии. Отказались. Побоялись остроты в постановке важнейшей актуальной
темы воспитания подростка? А киностудия согласилась и сделала интереснейшую
работу. Автор-режиссер, несомненно, чутко уловивший особенности
драматургической и пластической выразительности телевидения и передавший
эстафету кинематографистам, — частное проявление типического явления наших
дней. В свое время телевидение смело вооружилось грамотой кинематографа. Ныне
кино, схватив выдвинутые телевидением
особенности языка,
специфику драматургии, смело пользуется ими.
Кто-то
обиделся, услышав, что работа киностудии рассматривается как телефильм.
Напрасно! Это телевизионникам
должно быть обидно, что пока
еще телевидение чаще одерживает победы на «чужих полях»; на киноэкране, на сцене.
Телестудиям недостает комплексной аппаратуры для проведения синхронных
съемок, недостает денег для вовлечения в более активную работу интересных авторов,
сценаристов... Это так. Но, надо признаться, недостает телестудиям порой и
инициативы, смелости, творческого упорства.
«Когда у взрослых мечта
сбывается, они почему-то грустят...» — так говорится в телефильме иркутян
«Два маленьких бумажных кораблика». Надо думать, что уроки обширной практики
телевизионников не останутся без анализа и выводов. Надо думать, что теперь
уже скоро появится возможность с
грустью вспоминать о нелегком, но плодотворном опыте.
А. ДОНАТОВ.