ВЕСНА - ОСЕНЬ, ОСЕНЬ И ВЕСНА

размышления на телефестивале

Автор - Скоморовская

(газета «Советская культура», 2 июля 1966г.)

 

ВРУЧЕНЫ призы и награды. Снят транспарант, что украшал вход Калининградского дома культуры рыбаков: Первый Всесоюзный фестиваль телевизионных филь­мов, посвященных жизни и труду ры­баков. Пришла пора подвести итоги фестиваля.

Тот, кто присутствовал на просмот­рах, мог заметить интересную трансформацию, происшедшую со зрителя­ми. К концу четвертого дня, просмат­ривая очередной фильм, каждый с места подсказывал, что будет дальше: «Так... Порт. Прощание. Празд­ник Нептуна. Шторм. Полный трал. Пельмени, которые лепит вся команда. Победное возвращение в порт». В зале вспыхивал свет.

От фильма к фильму повторялись знакомые картины, и нельзя уже бы­ло отличить, показывает ли Сахалин или Мурманск, Севастополь или Магадан. Демонстрировались пленки-братья, пленки-близнецы. Нет, операторы не были выпускниками одного курса ВГИКа, не были учениками одного мастера; они просто шли по  самому легкому пути — снимай, что  видишь.

Посмотрев такой фильм, юноша,  право же, не разберется, «жизнь делать с кого». Героев в фильме нет. Рассказ обо всем и ни о ком в частности. Бесконфликтный штиль. Эда­кое безоблачное дело рыбацкое, раз­ве что шторм, а не будь его — все тишь да гладь... К сожалению, почти все фильмы фестиваля, даже отмечен­ные премиями, показывают почти од­но и то же: идет много рыбы, ее бы­стро обрабатывают, план выполнен. Когда в фильме Центрального телевидения (Москва) «Кочевники моря» сверкнул эпизод о соленом, нелегком труде рыбака, он и врезался в па­мять, а остальное, как утюгом, сгладило...

Почти на каждой редакционной те­левизионной планерке (я имею в виду те студии, что расположены у моря) стоит вопрос о том, как лучше пока­зать труд рыбака. Обратите внима­ние: труд, жизнь — как бы само со­бой разумеющееся дело — приложит­ся. Считается, что в море может вый­ти любой оператор — без редактора и даже без режиссера: море подска­жет, рейс поможет. Результаты такой философии» («не первый день рабо­тает, знает, что к чему!») налицо.

В одном из фильмов найден удач­ный прием — события сопровождаются естественной речью рыбаков. Хорошо. Но, вот этот прием подхва­тывают почти все. И что же? Оказы­вается, рыбаки — очень скучный на­род. На фоне шума моря, грохота ма­шины они докладывают об успехе и выслушивают поздравления. Не уме­ют они, оказывается, шутить, спорить, по дому тосковать, обмениваться впечатлениями: они на работе, пусть и докладывают...               

А когда в очередном фильме звучала очередная рыбацкая песня, по  залу шелестел веселый смех: песен о рыбаках не так уж много, и в разных условиях, при разных обстоятельствах, к месту и не к месту мы то и дело «встречались» со старой знакомой.                              

Тексты к фильмам, как правило, весьма будничные. Они повторяют то,| что мы и сами видим на экране. Утомляют своим многословием и все-таки не раскрывают главного!  Авторы  словно черпают штампы из одного и  того же источника. «Но курс один—на серебряные потоки рыбы» («Раз­ведчики серебряных рек», Магадан);  «И потечет рыба золотом, у истоков которого стоял человек»  («Золото океана», Южно-сахалинская студия телевидения) и т. д., и т. п.

И тут мне хочется обратиться к коллегам с полемическим вопросом: нужны ли такие фильмы рыбакам? Ведь ушли в прошлое передачи «Для  работников   сельского  хозяйства»,  «Для работников железнодорожного  транспорта» и другие, которые рас­сказывали о том, что и так хорошо известно людям сельского труда или работникам железнодорожного транс­порта. Теперь во главу угла стал сам человек — его труд и отдых, его культура, его внутреннее богатство. Права же, можно только улыбнуть­ся, просмотрев фильм, который, шаг за шагом  (выплеснув, разумеется, трудности и, изображая только ра­дужные стороны рыбацкого труда) наивно показывает промысел. Ниче­му не научит, ни о чем не заставит задуматься такой фильм! Но тогда зачем же он?

Впереди — встреча в Риге. С чем же придут на новый фестиваль сту­дии? Каким опытом воспользуются?

И здесь мне хочется поделиться своими раздумьями о тех удачах, ко­торые, конечно же, были на прошед­шем фестивале.

Первый главный приз фестиваля «Янтарный napуc-l» получил фильм Владивостокской студии телевидения «Дорога легла за экватор» (режис­сер О. Канищев) Эта картина - наблюдение за буднями советских китобоев — по праву признана самой удачной. В фильме радует точный монтаж, впрочем, самому материалу можно было бы пожелать большей глубины. Думается, картина могла бы стать еще интереснее, пораздумай над ней авторы побольше.

Была на фестивале работа, коренным образом отличающаяся от всех остальных, недаром же режиссеру ее вручен специальный диплом жюри. Это фильм Рижской студии телеви­дения «Соленый хлеб», получивший, второю премию фестиваля  «Янтар­ный парус-2».

Наверное, многие помнят книги Вилиса Лациса, в которых рассказывается о каторжной жизни рыбаков  старой Латвии. Что нового мож­но поведать о людях, посвятивших себя морю в наши годы? И вот мы вместе с авторами направляемся в рыбачий поселок Скулте и встречаем на берегу старого рыбака Янковича, которому пошла уже 75-я осень. Он стоит у камней, покрытых солью, вда­ли от прощающихся и уходящих в море рыбаков. Вот кинокадр резко монтируется с фотографией: расста­вание — весенняя встреча… Одна фо­тография, другая, третья... Разные люди, разные характеры, по-разному встречаются и расстаются. А старого Янковича уже никто не встречает, он сам всех встречает и всех провожает. Снова фотография, она  позволяет подробно разглядеть мудрое, спокой­ное лицо старика

Прием кино-фотомонтажа трудно назвать истинно телевизионным, и все же за ним — поиск своей формы, что не так-то часто встречается в других телефильмах.

Мудрое лицо старика, глядящего вдаль. Стоп! Здесь не последовал традиционный наплыв и через затемнение рассказ о прошлом. Нет, худож­ники решили показать тех, кто остал­ся с Янковичем на берегу, рядом с ним. Вместе со стариком, мы видим первый   осенний школьный день. Старшие — в море, будущие моряки — тоже в плавание: в школу. Режиссер фильма Герц Франк и оператор Висвальд Фриярс долго жили в по­селке. К ним настолько привыкли, что уже не обращали на них внимания. Скрытой камеры не понадобилось, чтобы подглядеть прелестные по сво­ей естественности сценки. Старый ры­бак помогает маленькой девчурке подвязать фартук. Малыш опоздал в первый день в школу. «Поторопись, сын рыбака, твой корабль тоже сегодня уходит в море». Дети решают первую в жизни задачу. Как начи­нается урок в первом классе латыш­ской школы? Детям показывают бук­ву «йот», которая так напоминает рыбу; с нее же и начинается латыш­ское слово «юра» — «море», с кото­рым прочно связана жизнь в рыбачь­ем поселке.

Не все представленные на фести­валь фильмы могут похвастать инте­ресным монтажом. В этой работе монтажных находок несколько. Прямо на классную доску, на немудреную рыбку, нарисованную из буквы йот, монтируется маленький кусок рыбацкой  хроники, показывающий, чем заняты родители малышей в это время.

Весна и осень. Встречи и расста­вания. Смена поколений. Что ж, у старого Янковича все в прошлом? Нет, не забыты в поселке старые ры­баки. И вот рождается новый празд­ник — чествование стариков за вер­ность морю. Глубоко символично, что совпадает он с человеческим празд­ником для самых маленьких — праздником детства. Поистине великолепные кадры выхватил здесь режиссер!

Весна — осень, осень и весна. Буд­ни рыбацкого поселка. Одна фотогра­фия следует за другой. Как контраст­ны они фотографиям из старого аль­бома Янковича! Там — прошлое, трудное, канувшее в вечность. Здесь — друзья, локоть которых надежен. Новая жизнь наступила в старом ры­бацком поселке, где соль времени на камнях, у маленькой колхозной при­стани и на руках старого Янковича, потомственного рыбака, главы боль­шой рыбацкой династии.

Соленый хлеб. А как же? Пресный-то он невкусный. Соленый, аромат­ный, свежий хлеб времени.

Я недаром так подробно останови­лась на последнем фильме. Нужно, рассказывая о рыбаках, касаться всех сторон их яркой, красивой жизни. Пора дневников и зарисовок прошла - осмысление и осмысление. Новые жанры, новые поиски — вот чего хо­телось бы пожелать новому фести­валю, чтобы не оставалась после него досада, вызванная однообразием и «похожестью» противопоказанны­ми настоящему искусству.

Н. СКОМОРОВСКАЯ,

редактор Калининградской студии телевидения,

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz