ВЕСНА - ОСЕНЬ, ОСЕНЬ И ВЕСНА
размышления на телефестивале
Автор - Скоморовская
(газета «Советская культура», 2 июля 1966г.)
ВРУЧЕНЫ призы и награды. Снят транспарант, что украшал вход
Калининградского дома культуры рыбаков: Первый Всесоюзный фестиваль телевизионных
фильмов, посвященных жизни и труду рыбаков. Пришла пора подвести итоги
фестиваля.
Тот, кто присутствовал на просмотрах, мог заметить интересную
трансформацию, происшедшую со зрителями. К концу четвертого дня, просматривая
очередной фильм, каждый с места подсказывал, что будет дальше: «Так... Порт.
Прощание. Праздник Нептуна. Шторм. Полный трал. Пельмени, которые лепит вся
команда. Победное возвращение в порт». В зале вспыхивал свет.
От фильма к фильму повторялись знакомые картины, и нельзя уже было
отличить, показывает ли Сахалин или Мурманск, Севастополь или Магадан.
Демонстрировались пленки-братья, пленки-близнецы. Нет, операторы не были
выпускниками одного курса ВГИКа, не были учениками одного мастера; они просто
шли по самому легкому пути — снимай,
что видишь.
Посмотрев
такой фильм, юноша, право же, не
разберется, «жизнь делать с кого». Героев в фильме нет. Рассказ обо всем и ни о
ком в частности. Бесконфликтный штиль. Эдакое безоблачное дело рыбацкое, разве
что шторм, а не будь его — все тишь да гладь... К сожалению, почти все фильмы
фестиваля, даже отмеченные премиями, показывают почти одно и то же: идет
много рыбы, ее быстро обрабатывают, план выполнен. Когда в фильме Центрального
телевидения (Москва) «Кочевники моря» сверкнул эпизод о соленом, нелегком труде
рыбака, он и врезался в память, а остальное, как утюгом, сгладило...
Почти на каждой редакционной телевизионной планерке (я имею в виду те
студии, что расположены у моря) стоит вопрос о том, как лучше показать труд
рыбака. Обратите внимание: труд, жизнь — как бы само собой
разумеющееся дело — приложится. Считается, что в море может выйти любой
оператор — без редактора и даже без режиссера: море подскажет, рейс поможет.
Результаты такой философии» («не первый день работает, знает, что к чему!»)
налицо.
В одном из фильмов найден удачный прием — события сопровождаются
естественной речью рыбаков. Хорошо. Но, вот этот прием подхватывают почти все.
И что же? Оказывается, рыбаки — очень скучный народ. На фоне шума моря,
грохота машины они докладывают об успехе и выслушивают поздравления. Не умеют
они, оказывается, шутить, спорить, по дому тосковать, обмениваться
впечатлениями: они на работе, пусть и докладывают...
А когда в очередном фильме звучала очередная рыбацкая песня, по залу шелестел веселый смех: песен о рыбаках
не так уж много, и в разных условиях, при разных обстоятельствах, к месту и не
к месту мы то и дело «встречались» со старой знакомой.
Тексты к фильмам, как
правило, весьма будничные. Они повторяют то,| что мы и сами видим на экране.
Утомляют своим многословием и все-таки не раскрывают главного! Авторы
словно черпают штампы из одного и
того же источника. «Но курс один—на серебряные потоки рыбы» («Разведчики
серебряных рек», Магадан); «И потечет
рыба золотом, у истоков которого стоял человек» («Золото океана», Южно-сахалинская студия телевидения) и т. д., и
т. п.
И
тут мне хочется обратиться к коллегам с полемическим вопросом: нужны ли такие
фильмы рыбакам? Ведь ушли в прошлое передачи «Для работников
сельского хозяйства», «Для работников железнодорожного транспорта» и другие, которые рассказывали
о том, что и так хорошо известно людям сельского труда или работникам
железнодорожного транспорта. Теперь во главу угла стал сам человек — его труд
и отдых, его культура, его внутреннее богатство. Права же, можно только
улыбнуться, просмотрев фильм, который, шаг за шагом (выплеснув, разумеется, трудности и, изображая только радужные
стороны рыбацкого труда) наивно показывает промысел. Ничему не научит, ни о
чем не заставит задуматься такой фильм! Но тогда зачем же он?
Впереди — встреча в Риге. С чем же придут на новый фестиваль студии?
Каким опытом воспользуются?
И здесь мне хочется поделиться своими раздумьями о тех удачах, которые,
конечно же, были на прошедшем фестивале.
Первый главный приз фестиваля «Янтарный napуc-l» получил
фильм Владивостокской студии телевидения «Дорога легла за экватор» (режиссер
О. Канищев) Эта картина - наблюдение за буднями советских китобоев — по праву
признана самой удачной. В фильме радует точный монтаж, впрочем, самому
материалу можно было бы пожелать большей глубины. Думается, картина могла бы
стать еще интереснее, пораздумай над ней авторы побольше.
Была на фестивале работа, коренным образом отличающаяся от всех
остальных, недаром же режиссеру ее вручен специальный диплом жюри. Это фильм
Рижской студии телевидения «Соленый хлеб», получивший, второю премию
фестиваля «Янтарный парус-2».
Наверное, многие помнят книги Вилиса Лациса,
в которых рассказывается о каторжной жизни рыбаков старой Латвии. Что нового можно поведать о людях, посвятивших
себя морю в наши годы? И вот мы вместе с авторами направляемся в рыбачий
поселок Скулте и встречаем на берегу старого рыбака Янковича, которому пошла
уже 75-я осень. Он стоит у камней, покрытых солью, вдали от прощающихся и
уходящих в море рыбаков. Вот кинокадр резко монтируется
с фотографией: расставание — весенняя встреча… Одна фотография,
другая, третья... Разные люди, разные характеры, по-разному встречаются и
расстаются. А старого Янковича уже никто не встречает, он сам всех встречает и
всех провожает. Снова фотография, она
позволяет подробно разглядеть мудрое, спокойное лицо старика
Прием кино-фотомонтажа трудно назвать истинно телевизионным, и все же
за ним — поиск своей формы, что не так-то часто встречается в других
телефильмах.
Мудрое лицо старика, глядящего вдаль. Стоп! Здесь не последовал
традиционный наплыв и через затемнение рассказ о прошлом. Нет, художники решили
показать тех, кто остался с Янковичем на берегу, рядом с ним. Вместе со
стариком, мы видим первый осенний
школьный день. Старшие — в море, будущие моряки — тоже в плавание: в школу.
Режиссер фильма Герц Франк и оператор Висвальд Фриярс долго жили в поселке. К
ним настолько привыкли, что уже не обращали на них внимания. Скрытой камеры не
понадобилось, чтобы подглядеть прелестные по своей естественности сценки.
Старый рыбак помогает маленькой девчурке подвязать фартук. Малыш
опоздал в первый день в школу. «Поторопись, сын рыбака, твой корабль тоже
сегодня уходит в море». Дети решают первую в жизни задачу. Как начинается урок
в первом классе латышской школы? Детям показывают букву «йот», которая так
напоминает рыбу; с нее же и начинается латышское слово «юра» — «море», с которым
прочно связана жизнь в рыбачьем поселке.
Не все представленные на фестиваль фильмы могут похвастать интересным
монтажом. В этой работе монтажных находок несколько. Прямо на классную доску,
на немудреную рыбку, нарисованную из буквы йот, монтируется маленький кусок
рыбацкой хроники, показывающий, чем
заняты родители малышей в это время.
Весна
и осень. Встречи и расставания. Смена поколений. Что ж, у старого Янковича все
в прошлом? Нет, не забыты в поселке старые рыбаки. И вот рождается новый праздник
— чествование стариков за верность морю. Глубоко символично, что совпадает он
с человеческим праздником для самых маленьких — праздником детства. Поистине
великолепные кадры выхватил здесь режиссер!
Весна — осень, осень и весна. Будни рыбацкого поселка. Одна фотография
следует за другой. Как контрастны они фотографиям из старого альбома
Янковича! Там — прошлое, трудное, канувшее в вечность. Здесь — друзья, локоть
которых надежен. Новая жизнь наступила в старом рыбацком поселке, где соль
времени на камнях, у маленькой колхозной пристани и на руках старого Янковича,
потомственного рыбака, главы большой рыбацкой династии.
Соленый хлеб. А как же? Пресный-то он невкусный. Соленый, ароматный,
свежий хлеб времени.
Я недаром так подробно остановилась на последнем фильме. Нужно,
рассказывая о рыбаках, касаться всех сторон их яркой, красивой жизни. Пора
дневников и зарисовок прошла - осмысление и осмысление. Новые жанры, новые
поиски — вот чего хотелось бы пожелать новому фестивалю, чтобы не оставалась
после него досада, вызванная однообразием и «похожестью» противопоказанными
настоящему искусству.
Н. СКОМОРОВСКАЯ,
редактор Калининградской студии телевидения,