ПОЭМА О КИТОБОЯХ

(газета «Красное знамя», 13 февраля 1966г., Владивосток)

 

Снова фильм о море, о моряках, штормах. Ка­жется, всё это было. Но когда смотришь фильм «Дорога легла за экватор», выпущенный Владивостокской студией телевидения, то видишь, как авторы его во многом по-новому подошли к ре­шению проблемы,

Режиссер Олег Канищев и оператор Петр Якимов как бы предложили зрителям яркий кусок самой жизни. В путину 1965 года на китобойной флотилии «Советская Россия» ушел в Антаркти­ку кинооператор студии П. Якимов. Там, в далеких южных широтах, начал создаваться этот фильм. Кинооператор использовал все свое мас­терство, умение  подглядеть увиденное и заставил людей на экране вести себя естественно, непринужденно.

Вот идет в океане китобоец «Комсомолец Украины», зарываясь носом в волну. Она окатыва­ет с ног до головы гарпунера и оператора. Со стометровой высоты мы любуемся исполином ай­сбергом. Видим, как гарпун с хвостом- линем вон­зается в тушу финвала, Или динамика корабель­ных конструкций, рвущиеся ввысь антенны мачты. Наконец, безбрежные, гладкие, как стекло, океанские дали, с негреющим солнцем-диском.

Кадр из фильма

«Дорога легла за экватор»

В этих кадрах, снятых операторам П. Якимовым, снятых любовно, вдохновенно, — дыхание подлинной жизни, очарование высокой поэзии, В них большая правда, в них настоящее искусство, глубина и тонкость его художественного восприя­тия, героика тесно   переплетается   с лирикой,   поэзией.   И потому здесь не возможна никакая случайность. Мне кажется, вот с таких позиций подходил режиссер О. Канищев,   приступая к своей новой работе «Дорога легла экватор». На протяжении 30 минут документальные кадры нам не только показывают, дополненные отлично подобранной музыкой, синхронностью фраз самих китобоев, капитанов, штурманов летчиков -    фильм рассказывает, повествует,  приковывает, внимание, заставляет смотреть   и слушать.

 «Советская Россия», окруженная китобойцами входит в бухту Золотой Рог. С нарастанием звучит музыка, Моряк-китобой, стоящий на па­лубе и всматривающийся в очертание родных бе­регов, рукой смахивает с мужественного лица слезу. И вот долгожданная встреча. Старая мать, лицо которой испещрено глубокими морщинами, держит в объятиях своего сына, А на экране вновь далекая Антарктика, ураган треплет кито­бойное судно, грозит встречей с коварными ай­сбергами, но никакие каверзы природы не могли помешать встрече с матерью, женой, семьей, лю­бимой. И все это показано на экране вырази­тельно, ярко.

Режиссер О. Канищев

 

 Во всем фильме и в отдельных эпизодах есть ключ к пониманию специфики этой необычной ленты, сотканной из одних документов, фильма, где нет ни одного игрового кадра и где все «играет», живет по законам произведения искусства, в котором все продумано, тщательно отрежиссировано и в то же время естественно. Пожалуй, это и есть одна из примечательных особеннос­тей сегодняшнего документального кино: умение найти естественное соединение как бы двух режиссеров — создателя-творца и самой жизни. Хочется высказать удовлетворение огромной ра­ботой по отбору кинокадров, порадоваться искус­ству монтажа, меткостью и лаконизмом, вспомнить особенно впечатляющие кадры. Они приоб­щают нас к той реальности, которая заставляет зрителя пережить «эффект присутствия», ощу­тить себя как бы участником происходящего, думать, переживать.

Три фильма сделал О. Канищев. Они говорят о его манере проникновения в самую суть произведения, о его пристрастии к реалистическому портрету. Подчинить все элементы изобрази­тельного решения одной задаче — выявлению человеческого  xapaктера, раскрытию психологической  сути фильма – эти качества режиссера всюду остаются неизменными. Не случайно и Олег Канищев  начинает свою работу над фильмом обычно с участия в создание литературного и режиссерского сценария. Хочется пожелать ему, оператору Петру Якимову, новых творческих удач.

Г. ПЕТРЕНКО.

 

 

 

 

Hosted by uCoz