ПОЭМА О КИТОБОЯХ
(газета «Красное знамя», 13 февраля 1966г.,
Владивосток)
Снова фильм о море, о моряках, штормах. Кажется, всё это было. Но
когда смотришь фильм «Дорога легла за экватор», выпущенный Владивостокской
студией телевидения, то видишь, как авторы его во многом по-новому
подошли к решению проблемы,
Режиссер Олег Канищев и оператор Петр Якимов как бы предложили зрителям яркий кусок самой жизни. В путину 1965 года на
китобойной флотилии «Советская Россия» ушел в Антарктику кинооператор студии
П. Якимов. Там, в далеких южных широтах, начал создаваться этот фильм. Кинооператор
использовал все свое мастерство, умение
подглядеть увиденное и заставил людей на экране вести себя естественно,
непринужденно.
Вот идет в океане китобоец «Комсомолец Украины», зарываясь носом в
волну. Она окатывает с ног до
головы гарпунера и оператора. Со стометровой высоты мы любуемся исполином айсбергом.
Видим, как гарпун с хвостом- линем вонзается в тушу финвала, Или динамика
корабельных конструкций, рвущиеся ввысь антенны мачты. Наконец, безбрежные,
гладкие, как стекло, океанские дали, с негреющим солнцем-диском.
|
Кадр из
фильма «Дорога
легла за экватор» |
В этих кадрах, снятых операторам П. Якимовым, снятых любовно,
вдохновенно, — дыхание подлинной жизни, очарование высокой поэзии, В них большая
правда, в них настоящее искусство, глубина и тонкость его художественного
восприятия, героика тесно
переплетается с лирикой, поэзией.
И потому здесь не возможна никакая случайность. Мне кажется, вот с таких
позиций подходил режиссер О. Канищев,
приступая к своей новой работе «Дорога легла экватор». На протяжении 30
минут документальные кадры нам не только показывают, дополненные отлично
подобранной музыкой, синхронностью фраз самих китобоев, капитанов, штурманов
летчиков - фильм рассказывает,
повествует, приковывает, внимание,
заставляет смотреть и слушать.
«Советская
Россия», окруженная китобойцами входит в бухту Золотой Рог. С нарастанием
звучит музыка, Моряк-китобой, стоящий на палубе и всматривающийся в очертание
родных берегов, рукой смахивает с мужественного лица слезу. И вот долгожданная
встреча. Старая мать, лицо которой испещрено глубокими морщинами, держит в
объятиях своего сына, А на экране вновь далекая Антарктика, ураган треплет китобойное
судно, грозит встречей с коварными айсбергами, но никакие каверзы природы не
могли помешать встрече с матерью, женой, семьей, любимой. И все это показано
на экране выразительно, ярко.
|
Режиссер О. Канищев |
Во всем фильме
и в отдельных эпизодах есть ключ к пониманию специфики этой необычной ленты,
сотканной из одних документов, фильма, где нет ни одного игрового кадра и где
все «играет», живет по законам произведения искусства, в котором все продумано,
тщательно отрежиссировано и в то же время естественно. Пожалуй, это и есть одна
из примечательных особенностей сегодняшнего документального кино: умение найти
естественное соединение как бы двух режиссеров — создателя-творца и самой
жизни. Хочется высказать удовлетворение огромной работой по отбору кинокадров,
порадоваться искусству монтажа, меткостью и лаконизмом, вспомнить особенно
впечатляющие кадры. Они приобщают нас к той реальности, которая заставляет
зрителя пережить «эффект присутствия», ощутить себя как бы участником
происходящего, думать, переживать.
Три фильма сделал О. Канищев. Они говорят о его
манере проникновения в самую суть произведения, о его пристрастии к
реалистическому портрету. Подчинить все элементы изобразительного решения
одной задаче — выявлению человеческого
xapaктера, раскрытию психологической
сути фильма – эти качества режиссера всюду остаются неизменными. Не
случайно и Олег Канищев начинает свою
работу над фильмом обычно с участия в создание литературного и режиссерского
сценария. Хочется пожелать ему, оператору Петру Якимову, новых творческих удач.
Г. ПЕТРЕНКО.