РИГА - ВЛАДИВОСТОК
Автор – В.Ваняев
(журнал «Советское радио и телевидение № 12, декабрь
1967г.)
Когда в календаре фестиваля
был оторван последний листок, отзвучали в просмотровом зале аплодисменты,
когда в плане оргкомитета был не зачеркнут лишь последний пункт — «организация
массового разъезда участников», — один из руководителей «Дальрыбы» (Главного
управления рыбной промышленности Дальневосточного бассейна), человек, по роду
своей деятельности весьма далекий от телевидения, доверительно спросил: «Ну,
как? Все ли довольны фестивалем? Нет ли каких претензий? Как все вообще прошло—на
высшем уровне?» В голосе его звучала искренняя заинтересованность. Этот
мимолетный эпизод, при всей его незначительности, по-своему характерен. Каждый из участников фестиваля не мог не
почувствовать постоянной заботы и беспокойства хозяев о том, чтобы «все прошло
на высшем уровне».
Для Владивостока конкурс фильмов,
рассказывающих о жизни, труде и быте рыбаков, — был событием большого значения
и находился как бы в фокусе общественного внимания. (Факт тем более приятный,
что телевидение — особенно периферийное — еще не успело привыкнуть к
постоянному вниманию и уважению хозяйственных и иных организаций). Естественно,
не «единой рыбой» жив Дальний Восток. Но все, что связано с рыбаками, с морем,
здесь на первом плане. И стоит ли говорить, что рыбацкая тематика занимает
соответствующее ее значимости место в фильмах Владивостокского телевидения. Но
об этом позже.
|
Главный приз «Золотой краб» присужден фильму «Край
рыбацкий» Владивостокской студии телевидения |
Сейчас все позади: встречи и совместные просмотры
фильмов с промысловиками Владивостока и Находки, надежды и прогнозы, последнее
заседание жюри. Главный приз — «Золотой краб» — присужден фильму Владивостокского
телевидения «Край рыбацкий». Не будет преувеличением сказать, что «Край
рыбацкий» (несмотря на некоторые просчеты в сценарии, режиссуре и дикторском
тексте) достойно увенчал фестиваль, посвященный 50-летию Великого Октября.
Все чаще обращаются сегодня
кинодокументалисты к материалам, освещающим историю Советского государства.
Этот взгляд в прошлое помогает лучше понять и оценить наши достижения. И можно
только приветствовать, что в активе телевидения появился фильм о полувековом
пути обширного рыбацкого края — Дальнего Востока. Работа — и в этом ее ценность
— выходит по существу за рамки сугубо местной приморской тематики. Фильм
показывает, и показывает убедительно, с чего начиналась рыбная промышленность
страны, выросшая ныне в одну из важнейших отраслей пищевой индустрии.
Перед нами — этап за этапом
— процесс ее становления. Вчера и сегодня! Контраст разительный и
впечатляющий. Сейчас в промысловом флоте Дальнего Востока — шесть тысяч судов,
а когда-то...
Мы видим первый завод по
обработке рыбы, первый ящик советских консервов, флагмана первой китобойной
флотилии «Алеут», первого кита, добытого советскими промысловиками. Все первое,
все впервые. И впервые снимались люди, приехавшие на Дальний Восток со всех
концов страны, чтобы через десятилетия сделать его индустриальным краем.
Вглядываясь в лица первостроителей, проникаешься чувством глубокого
восхищения свершенным. Поистине рыбацкая «летопись полувека»!
Приз Комитета по
радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР присужден художественному
полнометражному фильму Минского телевидения «Запруда» (знаменательно: в
призовой «тройке» фестиваля — художественная кинолента). Этот серьезный,
большой фильм поставлен основательно и добротно, что случается пока нечасто в
кинематографе телевизионном. В «Запруде» снимались многие артисты «большого»
кино, один из которых, А. Крылов, удостоен диплома фестиваля за лучшее
исполнение мужской роли. К сожалению, в некоторых эпизодах теряется ощущение
«правды жизни», достоверности происходящего; образ одного из героев —
административного лица районного масштаба, некоего Чучукало, несколько
шаржирован и почти «выпадает» из фильма.
И, тем не менее, фильм
подкупает. В нем утверждается необходимость осмысленного осмотрительного
ведения рыбного промысла, заботы о завтрашнем дне. Но не только этим ценен
фильм. Мы как бы проникаемся атмосферой жизни небольшой рыбацкой деревушки.
Спокойная, размеренная жизнь нарушается вдруг приездом пресловутого Чучукало.
Разгораются споры: строить или не строить плотину, которая преградит путь рыбе,
идущей на нерест. Намечаются контуры проблемы отношения человека к природе, ее
законам целесообразности всего существующего. На этой проблеме проверяются
люди, проявляются их характеры, очерченные сочно и ярко. Рождается — эпизод за
эпизодом — собирательный образ Рыбака» Человека, который органически не может
совершить что-либо противоестественное, враждебное природе. Сама жизнь научила
его быть мудрым хозяином. И в столкновении с ним терпят поражение люди,
исповедующие принцип: «После нас — хоть потоп».
В историю телевидения годы
наши войдут, очевидно, как годы острой полемики о специфике телефильма.
По-видимому, работа Рижской студии «Царникавская минога», завоевавшая приз
Союза журналистов СССР, подольет масла в огонь. На экране — убеленные сединами
рыбаки. Их благородная простая внешность, свободная, неторопливая манера
говорить располагает, вызывает доверие к тому, о чем они рассказывают. А речь
о миноге, о том, как ее добывают, как приготавливают, рассказ обстоятельный,
неторопливый, порой с доброй усмешкой. Конечно, все, что узнаем мы о миноге, о
не совсем обычном методе ее лова, о хитростях кулинарного искусства,—
интересно. Но значительнее другое — перед нами раскрывается человек, богатства
его души. Фильм «Царникавская минога» можно назвать поэмой в миниатюре, поэмой
о людях, близких к природе, отдавших своему делу не один десяток лет и
изучивших его до тонкостей.
Какова судьба других наград
фестиваля?
Приз города-устроителя
Владивостока достался фильму «Доброе утро, Дунай» (Одесса). Приз «Дальрыбы» —
телеочерку Калининградской студии телевидения «308-й средний». Приз
Министерства рыбного хозяйства СССР присужден программе, представленной на
фестиваль Приморским комитетом по радиовещанию и телевидению и включившей
почти треть фестивальных фильмов: документальные — «Край рыбацкий», «В море
Охотском», «Когда зажигаются звезды»;
научно-популярные — «Разведчики» и «Минтай»; художественный
фильм «Алька и старый капитан» и фильм-концерт «Тихий поет океан». Программе,
богатой по тематике и главное — многожанровой. И стоит ли удивляться, что во
Владивостоке осталась значительная часть конкурсных наград. К призам,
перечисленным нужно прибавить еще специальные дипломы за лучшую операторскую
работу («Когда зажигаются звезды») и за творческий поиск («Алька и старый
капитан»).
Хозяева, как видите,
выступили на фестивале успешно, и в этом нет ничего случайного. Здесь-то вот и
хочется поговорить о месте рыбацкой тематики в фильмах Владивостокского
телевидения.
Две цифры: в 1966 и первом
полугодии 1967 года во Всесоюзный обменный фонд принято 19 телефильмов о
жизни, труде и быте советских рыбаков. На шести из них марка:
«Сделано во Владивостоке». Но дело не в количестве.
Фильмы эти — следствие содружества двух «производств»: рыбацкого и
телевизионного. Вот неполный перечень организаций, с которыми Владивостокская
студия поддерживает плодотворную, поистине творческую связь: управление
«Дальрыба», «Дальморепродукт»,
«Востокрыбхолодфлот»,
управления китобойных флотилий, Крабофлота, Активного морского рыболовства.
Естественно, всесторонняя поддержка этих солидных фирм снимает многие
организационные и финансовые трудности, возникающие при работе над кинолентами
о рыбаках. Сотрудничеству этому постепенно придается плановое начало: в
последние годы студия телевидения и Центральное, бюро технической информации «Дальрыбы» составляют совместные
планы выпуска фильмов, сообща разрабатывают тематику, в роли авторов и
консультантов нередко выступают хозяйственники и специалисты.
Многие возможности и
«каналы» используются и в пропаганде фильмов. Показ лучших работ студии и
зрительские конференции в этом году организованы, например, в рыбных портах
Владивостока и Находки. Просматриваются телефильмы на различных собраниях и конференциях
работников рыбной промышленности края. Фильмы эти во всевозможных лекциях и
беседах использует ЦБТИ «Дальрыбы».
И, наконец, самое радостное:
кинопродукция Владивостокского телевидения начинает прокладывать себе дорогу в
районы промысла. Фильм «Дорога легла за экватор» (завоевавший, кстати, главный
приз на 1 Всесоюзном фестивале рыбацких телефильмов и приз на 1 Киевском
Всесоюзном фестивале) переведен на 16-миллиметровую пленку, тиражирован и
разослан на китобойные флотилии. Попытки максимально приблизить «потребителя»
телевизионной продукции к ее «производителю» говорят об активном, воинствующем, организующем начале в работе
дальневосточного телевидения.
Несколько
строк в заключение. Много нового сулит телевизионному кинематографу Владивостока
год 1968. С завершением реконструкции и расширением кинокомплекса улучшится
его техническая оснащенность. На студии растут хорошие кадры организаторов
производства, редакторов, режиссеров, операторов (К. Шацков, А. Масленников, Ю.
Шепшелевич, О. Канищев, Л. Сафрошин, П. Якимов, Б. Колобов). Что же касается
реализации капитала «техника плюс люди», то и здесь ожидаются качественные
изменения: с 1 января будущего года создается «Дальтелефильм», призванный координировать
кинопроизводство всех дальневосточных студий оказывать им творческую и
техническую помощь.
Можно
надеяться, что с образованием «Дальтелефильма» на голубых экранах будут чаще
появляться телевизионные фильмы, рассказывающие о Дальнем Востоке, его людях.
В том числе и о рыбаках.
Пройдет год, и в кругах, близких к телевизионному кинопроизводству,
все чаще будут звучать слова: «Третий Всесоюзный фестиваль рыбацких
телефильмов». На сей раз в роли гостеприимных хозяев должны выступить одесситы.
Автору этих строк, несколько месяцев носившему громкий титул члена
оргкомитета, хотелось бы высказать некоторые соображения, которые, возможно,
заинтересуют организаторов очередного конкурса. Вероятно, приглашения к участию
в фестивале стоит все-таки рассылать на все фильмопроизводящие студии страны,
не разделяя их искусственно на «приморские» и «сухопутные». Рыбацкая тематика,
как показывает практика, актуальна и для мест, весьма удаленных от моря.
Курьезным выглядит сейчас то обстоятельство, что на одну из студий, не имеющую
«выхода к морю» и, тем не менее, завоевавшую во Владивостоке призовое место,
первоначально приглашение послано не было.
И второе.
Фестивалю, ставшему традиционным, пора бы иметь четко сформулированный и
постоянный девиз. Не привлечь ли, например, слова, ставшие лозунгом международного
конкурса Интервидения — «Человек и море»? К сожалению, не все фильмы,
представленные во Владивостоке, отвечали, строго говоря, формуле «фестиваль
телефильмов о жизни и труде рыбаков». Конкретный пример: в одном из конкурсных
фильмов, заслуженно завоевавшем режиссеру диплом, каждый план словно бы
пропитан соленым запахом моря и рыбы. В центре фильма — фигура старого капитана
и мальчишки, мечтающего об океане (отец юного героя погиб на промысле). А вот,
поди ж ты, ясно выраженной рыбацкой «привязки» в фильме нет. Стоит ли, в таком
случае, сужать фестивальную формулу, втискивая ее в строго очерченные рамки
рыбацкой тематики?
В. ВАНЯЕВ,
старший
редактор главной редакции
обмена программами Центрального телевидения