РИГА  - ВЛАДИВОСТОК

Автор – В.Ваняев

(журнал «Советское радио и телевидение № 12, декабрь 1967г.)

 

Когда в календаре фестиваля был оторван последний ли­сток, отзвучали в просмотровом зале аплодисменты, когда в плане оргкомитета был не зачеркнут лишь по­следний пункт — «организация массового разъезда участни­ков», — один из руководителей «Дальрыбы» (Главного управ­ления рыбной промышленности Дальневосточного бассейна), человек, по роду своей деятельности весьма далекий от теле­видения, доверительно спросил: «Ну, как? Все ли довольны фестивалем? Нет ли каких претензий? Как все вообще про­шло—на высшем уровне?» В голосе его звучала искренняя заинтересованность. Этот мимолетный эпизод, при всей его незначительности, по-своему характерен.  Каждый из участни­ков фестиваля не мог не почувствовать постоянной заботы и беспокойства хозяев о том, чтобы «все прошло на высшем уровне».

Для Владивостока конкурс фильмов, рассказывающих о жизни, труде и быте рыбаков, — был событием большого значения и находился как бы в фокусе общественного внима­ния. (Факт тем более приятный, что телевидение — особенно периферийное — еще не успело привыкнуть к постоянному вниманию и уважению хозяйственных и иных организаций). Естественно, не «единой рыбой» жив Дальний Восток. Но все, что связано с рыбаками, с морем, здесь на первом плане. И стоит ли говорить, что рыбацкая тематика занимает соответ­ствующее ее значимости место в фильмах Владивостокского телевидения. Но об этом позже.

Главный приз «Золотой краб»

присужден фильму «Край рыбацкий»

Владивостокской студии

телевидения

Сейчас все позади: встречи и совместные просмотры филь­мов с промысловиками Владивостока и Находки, надежды и прогнозы, последнее заседание жюри. Главный приз — «Зо­лотой краб» — присужден фильму Владивостокского телеви­дения «Край рыбацкий». Не будет преувеличением сказать, что «Край рыбацкий» (несмотря на некоторые просчеты в сце­нарии, режиссуре и дикторском тексте) достойно увенчал фе­стиваль, посвященный 50-летию Великого Октября.

Все чаще обращаются сегодня кинодокументалисты к ма­териалам, освещающим историю Советского государства. Этот взгляд в прошлое помогает лучше понять и оценить наши достижения. И можно только приветствовать, что в активе те­левидения появился фильм о полувековом пути обширного рыбацкого края — Дальнего Востока. Работа — и в этом ее ценность — выходит по существу за рамки сугубо местной приморской тематики. Фильм показывает, и показывает убеди­тельно, с чего начиналась рыбная промышленность страны, выросшая ныне в одну из важнейших отраслей пищевой ин­дустрии.

Перед нами — этап за этапом — процесс ее становления. Вчера и сегодня! Контраст разительный и впечатляющий. Сей­час в промысловом флоте Дальнего Востока — шесть тысяч судов, а когда-то...

Мы видим первый завод по обработке рыбы, первый ящик советских консервов, флагмана первой китобойной флотилии «Алеут», первого кита, добытого советскими промысловиками. Все первое, все впервые. И впервые снимались люди, при­ехавшие на Дальний Восток со всех концов страны, чтобы че­рез десятилетия сделать его индустриальным краем. Вгляды­ваясь в лица первостроителей, проникаешься чувством глу­бокого восхищения свершенным. Поистине рыбацкая «летопись полувека»!

Приз Комитета по радиовещанию и телевидению при Сове­те Министров СССР присужден художественному полнометражному фильму Минского телевидения «Запруда» (знамена­тельно: в призовой «тройке» фестиваля — художественная кинолента). Этот серьезный, большой фильм поставлен осно­вательно и добротно, что случается пока нечасто в кинемато­графе телевизионном. В «Запруде» снимались многие артисты «большого» кино, один из которых, А. Крылов, удостоен дип­лома фестиваля за лучшее исполнение мужской роли. К со­жалению, в некоторых эпизодах теряется ощущение «правды жизни», достоверности происходящего; образ одного из геро­ев — административного лица районного масштаба, некоего Чучукало, несколько шаржирован и почти «выпадает» из фильма.

И, тем не менее, фильм подкупает. В нем утверждается необходимость осмысленного осмотрительного ведения рыб­ного промысла, заботы о завтрашнем дне. Но не только этим ценен фильм. Мы как бы проникаемся атмосферой жизни не­большой рыбацкой деревушки. Спокойная, размеренная жизнь нарушается вдруг приездом пресловутого Чучукало. Разгораются споры: строить или не строить плотину, которая преградит путь рыбе, идущей на нерест. Намечаются конту­ры проблемы отношения человека к природе, ее законам це­лесообразности всего существующего. На этой проблеме про­веряются люди, проявляются их характеры, очерченные сочно и ярко. Рождается — эпизод за эпизодом — собирательный образ Рыбака» Человека, который органически не может со­вершить что-либо противоестественное, враждебное природе. Сама жизнь научила его быть мудрым хозяином. И в столк­новении с ним терпят поражение люди, исповедующие прин­цип: «После нас — хоть потоп».

В историю телевидения годы наши войдут, очевидно, как годы острой полемики о специфике телефильма. По-видимо­му, работа Рижской студии «Царникавская минога», завоевав­шая приз Союза журналистов СССР, подольет масла в огонь. На экране — убеленные сединами рыбаки. Их благородная простая внешность, свободная, неторопливая манера говорить располагает, вызывает доверие к тому, о чем они расска­зывают. А речь о миноге, о том, как ее добывают, как приго­тавливают, рассказ обстоятельный, неторопливый, порой с доброй усмешкой. Конечно, все, что узнаем мы о миноге, о не совсем обычном методе ее лова, о хитростях кули­нарного искусства,— интересно. Но значительнее другое — перед нами раскрывается человек, богатства его души. Фильм «Царникавская минога» можно назвать поэмой в миниатюре, поэмой о людях, близких к природе, отдавших своему делу не один десяток лет и изучивших его до тонкостей.

Какова судьба других наград фестиваля?

Приз города-устроителя Владивостока достался фильму «Доброе утро, Дунай» (Одесса). Приз «Дальрыбы» — теле­очерку Калининградской студии телевидения «308-й средний». Приз Министерства рыбного хозяйства СССР присужден про­грамме, представленной на фестиваль Приморским комите­том по радиовещанию и телевидению и включившей почти треть фестивальных фильмов: документальные — «Край ры­бацкий», «В море Охотском», «Когда зажигаются звезды»;

научно-популярные — «Разведчики» и «Минтай»; художест­венный фильм «Алька и старый капитан» и фильм-концерт «Тихий поет океан». Программе, богатой по тематике и глав­ное — многожанровой. И стоит ли удивляться, что во Влади­востоке осталась значительная часть конкурсных наград. К призам, перечисленным нужно прибавить еще специальные дипломы за лучшую операторскую работу («Когда зажигаются звезды») и за творческий поиск («Алька и старый капитан»).

Хозяева, как видите, выступили на фестивале успешно, и в этом нет ничего случайного. Здесь-то вот и хочется погово­рить о месте рыбацкой тематики в фильмах Владивостокского телевидения.

Две цифры: в 1966 и первом полугодии 1967 года во Все­союзный обменный фонд принято 19 телефильмов о жизни, труде и быте советских рыбаков. На шести из них марка:

«Сделано во Владивостоке». Но дело не в количестве. Филь­мы эти — следствие содружества двух «производств»: рыбац­кого и телевизионного. Вот неполный перечень организаций, с которыми Владивостокская студия поддерживает плодотвор­ную, поистине творческую связь: управление «Дальрыба», «Дальморепродукт»,   «Востокрыбхолодфлот»,   управления китобойных флотилий, Крабофлота, Активного морского ры­боловства. Естественно, всесторонняя поддержка этих солидных фирм снимает многие организационные и финансовые труд­ности, возникающие при работе над кинолентами о рыбаках. Сотрудничеству этому постепенно придается плановое на­чало: в последние годы студия телевидения и Центральное,   бюро технической информации «Дальрыбы» составляют совместные планы выпуска фильмов, сообща разрабатывают тематику, в роли авторов и консультантов нередко выступают хозяйственники и специалисты.

Многие возможности и «каналы» используются и в пропа­ганде фильмов. Показ лучших работ студии и зрительские конференции в этом году организованы, например, в рыбных портах Владивостока и Находки. Просматриваются телефиль­мы на различных собраниях и конференциях работников рыб­ной промышленности края. Фильмы эти во всевозможных лек­циях и беседах использует ЦБТИ «Дальрыбы».

И, наконец, самое радостное: кинопродукция Владивосток­ского телевидения начинает прокладывать себе дорогу в районы промысла. Фильм «Дорога легла за экватор» (завое­вавший, кстати, главный приз на 1 Всесоюзном фестивале ры­бацких телефильмов и приз на 1 Киевском Всесоюзном фес­тивале) переведен на 16-миллиметровую пленку, тиражиро­ван и разослан на китобойные флотилии. Попытки максималь­но приблизить «потребителя» телевизионной продукции к ее «производителю» говорят об активном,   воинствующем, организующем начале в работе дальневосточного телеви­дения.

Несколько строк в заключение. Много нового сулит теле­визионному кинематографу Владивостока год 1968. С завер­шением реконструкции и расширением кинокомплекса улуч­шится его техническая оснащенность. На студии растут хоро­шие кадры организаторов производства, редакторов, режиссеров, операторов (К. Шацков, А. Масленников, Ю. Шепшелевич, О. Канищев, Л. Сафрошин, П. Якимов, Б. Колобов). Что же касается реализации капитала «техника плюс люди», то и здесь ожидаются качественные изменения: с 1 января бу­дущего года создается «Дальтелефильм», призванный коор­динировать кинопроизводство всех дальневосточных студий оказывать им творческую и техническую помощь.

Можно надеяться, что с образованием «Дальтелефильма» на голубых экранах будут чаще появляться телевизионные филь­мы, рассказывающие о Дальнем Востоке, его людях. В том числе и о рыбаках.

    Пройдет год, и в кругах, близких к телевизионному кино­производству, все чаще будут звучать слова: «Третий Все­союзный фестиваль рыбацких телефильмов». На сей раз в роли гостеприимных хозяев должны выступить одесситы. Ав­тору этих строк, несколько месяцев носившему громкий ти­тул члена оргкомитета, хотелось бы высказать некоторые со­ображения, которые, возможно, заинтересуют организаторов очередного конкурса. Вероятно, приглашения к участию в фестивале стоит все-таки рассылать на все фильмопроизводящие студии страны, не разделяя их искусственно на «примор­ские» и «сухопутные». Рыбацкая тематика, как показывает практика, актуальна и для мест, весьма удаленных от моря. Курьезным выглядит сейчас то обстоятельство, что на одну из студий, не имеющую «выхода к морю» и, тем не менее, за­воевавшую во Владивостоке призовое место, первоначально приглашение послано не было.

И второе. Фестивалю, ставшему традиционным, пора бы иметь четко сформулированный и постоянный девиз. Не привлечь ли, например, слова, ставшие лозунгом международ­ного конкурса Интервидения — «Человек и море»? К сожа­лению, не все фильмы, представленные во Владивостоке, от­вечали, строго говоря, формуле «фестиваль телефильмов о жизни и труде рыбаков». Конкретный пример: в одном из конкурсных фильмов, заслуженно завоевавшем режиссеру диплом, каждый план словно бы пропитан соленым запахом моря и рыбы. В центре фильма — фигура старого капитана и мальчишки, мечтающего об океане (отец юного героя по­гиб на промысле). А вот, поди ж ты, ясно выраженной ры­бацкой «привязки» в фильме нет. Стоит ли, в таком случае, сужать фестивальную формулу, втискивая ее в строго очер­ченные рамки рыбацкой тематики?

В. ВАНЯЕВ,

старший редактор главной редакции

 обмена программами Центрального телевидения

 

 

Hosted by uCoz