СОРЕВНУЮТСЯ ТЕЛЕФИЛЬМЫ
Автор
– В.Азарин
(журнал
«Советский экран» №4, апрель 1967г.)
Разрезана ленточка, которую на сей раз изображала
кинопленка. В Октябрьском Дворце культуры Киева открылся Первый Всесоюзный фестиваль
телевизионных фильмов.
...Вспомните, давно ли нам казалось, чуть ли не чудом
появление в нашей комнате движущейся и говорящей картинки? Тогда не очень-то мы
обращали внимание на ее качество, нам было не так уж важно, что и как
показывают, важен был сам факт существования «домашнего кино». Но прошли годы,
удивление уступило место привычке, наша требовательность возросла. А сегодня...
Г. Иванов, заместитель председателя Комитета по радиовещанию и
телевидению при Совете Министров СССР, председатель оргкомитета фестиваля:
— На телевизионных студиях страны создается до 600
фильмов в год. На фестиваль представлено 29 художественных и 58 документальных
фильмов. Обсудить их, отобрать лучшие было нелегко. И вот председатель жюри Н.
Карцов объявляет:
— Главный приз фестиваля присуждается многосерийному
телевизионному фильму «Вызываем огонь на себя» производства киностудии «Мосфильм».
Первое
интервью, естественно, с лауреатом. С. Колосов, режиссер-постановщик фильма
«Вызываем огонь на себя»:
— Очень приятно, что труд нашего творческого коллектива
оценен столь высоко на этом фестивале. Это тем более радостно, что, как ни
говорите, он все-таки первый... Успех картины наряду с советскими
кинематографистами могут по праву разделить наши польские, немецкие и чешские
друзья. Ведь фильм был интернациональным! Хочется еще раз выразить большую
благодарность помощникам съемочной
группы — брянским, и в частности клетнянским, партизанам.
Мне как председателю Всесоюзной комиссии телевидения Союза
кинематографистов СССР хочется
отметить еще одно обстоятельство.
Думается, что фестиваль—это рубеж, за которым на новом уровне будет
развиваться работа нашей телевизионной кинематографии во всей стране...
Из протокола жюри:
«Присудить приз народному артисту СССР Н.
Крючкову за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Гнезда».
Отметить исполнение роли адвоката Андерсона в фильме-спектакле
Волгоградской студии телевидения «Процесс Ричарда Ваверли» народным артистом
РСФСР В. Акимовым».
Вот как прокомментировали этот пункт решения члены жюри.
Режиссер С. Алексеев, народный
артист РСФСР:
— Я считаю, что удачи Крючкова и Акимова не просто
очередное достижение великолепных артистов. Их успех носит, если хотите,
принципиальный характер. Ведь то, что годится в театре и даже в кинематографе,
не всегда приемлемо для телевидения.
Л. Шагалова, заслуженная артистка РСФСР, лауреат
Государственной премии: — Это верно. Успех Крючкова и Акимова тем более ценен,
что в целом, мне кажется, актерская проблема на телевидении стоит еще острее,
чем в кино. Так, работы наших известных мастеров Л. Касаткиной и Л. Смирновой,
которые я увидела на этом фестивале, кажутся мне добротными, но не более того.
Думается, что нам, актерам, еще нужно учиться играть на телевидении, а
режиссерам нужно учиться снимать для него. Малый экран не терпит ни малейшей
фальши, ни грана наигрыша. В этом смысле работы телевизионных документалистов,
представленные на фестиваль, были значительно выше.
С. Алексеев согласен с этой оценкой:
— Да, они настолько впечатляющи, что возникает
желание попробовать свои силы в документалистике.
Ведь в лучших произведениях этого жанра человек на экране раскрывается
во всем многообразии своего внутреннего мира, размышлений о жизни, отношения к
окружающим, к труду.
Вот как оценивает Л. Шагалова одну из картин:
— Я считаю, что «Солдаты Отчизны» — интереснейшая
лента... Эта картина Ленинградской студии телевидения отмечена призом фестиваля
за лучший полнометражный документальный
фильм.
Это произведение вызвало много споров на творческих
дискуссиях фестиваля. Ведь мы видели немало созданных на документальном материале
картин, в которых показан подвиг советского народа в Великой Отечественной
войне. Но сценарист Э. Калунтис, режиссер А. Штаден, редактор И. Каракоз не
просто отобрали из тысяч метров пленки кадры, посвященные обороне города-героя
Ленинграда. Они смонтировали их по тщательно разработанному сценарному плану,
создав своеобразную драматургию повествования, и озвучили немые кадры голосами
актеров.
Правомерен ли такой прием в документальном кино? Этот вопрос на
дискуссиях нашел столь же горячих сторонников, сколь и яростных противников. К
единому мнению не пришли. Но все признавали огромное эмоциональное воздействие,
картины.
Какие же еще фильмы отмечены на фестивале?
Вот некоторые пункты решения жюри:
«Присудить призы...
за новаторское решение темы фильму «Я сам» Тбилисской
студии телевидения...
за лучший фильм-репортаж фильму «Дорога легла
за экватор» Владивостокской студии телевидения...
за отличную авторскую-операторскую работу
тележурналисту В. Привезенцеву (фильм «Южный—город вьюжный») Южно-Сахалинской
студии телевидения...
за лучший короткометражный документальный фильм
картине «Нурулла Базетов» Свердловской студии телевидения...
«Нурулла Базетов» — короткая лента, всего лишь восемнадцать минут. И пожилой
человек на экране вроде бы ничего и не делает. Он просто сидит в студии,
смотрит на экран телевизора, где демонстрируются кадры кинохроники, запечатлевшие
его молодые годы.
Впрочем, предоставим слово постановщику фильма,
молодому режиссеру Свердловской студии телевидения В. Ротенбергу:
— На первом этапе работы был у нас, как полагается,
«настоящий», традиционный сценарий. Еще бы, ведь в центре будущего фильма — фигура
весьма привлекательная: знатный сталевар, герой труда. Тут и оператору раздолье:
мартен, стихия огня и прочее. Да вдобавок в нашем распоряжении — старые
хроникальные кадры.
Но вот встретился я с Нуруллой Хасановичем,
побеседовал с ним. И все первоначальные красивые замыслы полетели в тартарары.
Я понял: ничего не надо прибавлять, ничего не надо приукрашивать. Пусть так
же, как мне, рассказывает он о своей жизни зрителю.
Так во второй раз родился замысел, а впоследствии и
фильм.
В очерке о Нурулле Базетове сочетается опыт
кинематографа с приемами прямого телевизионного репортажа, утверждают
некоторые. Возможно, что и так. А может быть, это утверждение следует принять
с известными оговорками. Одно несомненно: ничто по-настоящему ценное не возникает
без труда, без поисков. Особенно в искусстве.
Не следует думать, однако, что все показанное в
Киеве—сплошная цепь находок и открытий. Увы, и среди фестивальной продукции
было немало шаблонных, стандартных лент! Можно было бы высказать и некоторые
пожелания по части организации подобного рода творческих форумов. Так,
представляется, что отборочная комиссия должна была предъявить более строгие
требования к «кандидатам», потому что сам факт показа произведения на
фестивальном экране— уже признание известных его заслуг. А это не всегда
оправдывалось.
Наверное, и темы дискуссий должны быть более продуманными и острыми, и
участвовать в них могли бы наиболее квалифицированные творческие работники —
члены жюри фестиваля. Ведь дело, в конце концов, не в том, чтобы окружить их
работу величайшей тайной распределения призовых мест, а в том, чтобы обменяться
опытом по самым актуальным вопросам телевизионного творчества.
Но ведь в каждом живом деле даже ошибки — в известном
смысле достижения. Во всяком случае,
хочется думать, что Первый Всесоюзный фестиваль станет
значительным этапом в деле развития телевизионной кинематографии.
Владимир
Азарин,
режиссер Центрального телевидения
СССР