ВРЕМЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ.

итоги 3-го зонального конкурса кино-телестудий

Урала, Сибири и Дальнего Востока

                                                                                                  Автор – Л.Смонарь

(газета «Красное Знамя», 1 июля, 1967г., Владивосток)

 

 

В Хабаровске закончился зональный смотр докумен­тальных и телевизионных фильмов студии Урала, Си­бири и Дальнего  Востока. Он явился своеобразным отчетом работников  кино и телевидения о  своей творческой деятельности перед юбилеем Советской власти.

В конкурсном  просмотре участвовало более трех десятков фильмов. Вполне естественно,  что рассказать обо всех в кратном обзоре невозможно.

 По условиям просмотра  могли  быть пред­ставлены фильмы, производство которых  завершено в  1966 году.  Поэтому   в конкурсе участвовали некоторые работы,  показанные в прошлом году и даже отмеченные призами на первом Всесоюзном фестивале телефильмов в Киеве. Это обстоятельство придало остроту, но отнюдь не снизило результатов, так как эти фильмы были своеобразным эталоном для оценки лент, впервые показанных в Хабаровске.

 Мы увидели много новых и интересных фильмов. Не­смотря на отдельные неровности операторского и режиссерского  решения,  их можно  отнести к разряду творческих удач. К сожале­нию, среди фильмов—участников смотра не нашлось ни одного, который полностью соответствовал бы тем высоким требованиям,   которые жизнь предъявляет к произведениям   искусства. Жюри не сочло возможным присудить диплом первой  степени ни одному фильму. Диплом второй степени вручен Иркутской студии те­левидения за фильм «Алюминий» и Свердловской студии за киноленту «Живые, пойте о нас».

«Алюминий» — это дина­мичный, интересно сделан­ный рассказ о рабочих алюминиевого   комбината,  о людях трудной профессии. Казалось бы, что  нового можно сказать о трудовом подвиге? Но авторы фильма не шли проторенными пу­тями, а искали новые выра­зительные средства для по­каза человека, охваченного творчеством созидательного труда. И это покоряет   в фильме.

Фильм свердловчан «Живые, пойте о нас» повествует совсем о другом времени и иных события. Он воскрешает события Великой Отечественной  войны. И эта тема не нова в теле­видении. Однако фильм сде­лан настолько эмоциональ­но, что никого не оставляет равнодушным к событиям, происходящим на экране. Рассказ о героизме просто­го советского человека, пе­режившего пытки и остав­шегося непобежденным, вы­зывает чувство гордости за страну, породившую и вос­питавшую подобных людей.

Дипломом за лучший ре­портаж отмечен фильм Том­ской  студии телевидения «Продолжение следует». Он воспроизводит     трудовые будни студентов, которые в свой «третий семестр» ос­ваивают  и разрабатывают богатства тайги, строят но­вые   города и  поселки. Фильм   подкупает  своей простотой, отсутствием лож­ного пафоса, показного героизма. Молодые строители изображены в труде и буд­нях. И видно, что в тайге работают они не только из-за романтики, главное — это осознание необходимос­ти своего участия в боль­шом, нужном стране деле.

В фильме Омской студии телевидения «Электроцентраль» речь также идет об участии молодежи в строи­тельстве. Но очень эффектно снятые кадры остались иллюстрацией, не показан главный  герой  развиваю­щихся событий — человек. Оператор этого фильма Л. Сушенцов награжден   дипломом  за лучший дебют. Фильм Новосибирской студии телевидения «Судьба портрета» (автор Ю.Малашин) удостоен диплома за лучший сценарий. Это интересное и своеобразное исследование истории создания, утери и  находки, дальнейшей реставрации портрета известного русского поэта Державина.

За лучшую   режиссуру дипломом награжден свердловский режиссер В. Ротенберг, автор фильма «Нурула Базетов». Этот впечатляющий телефильм известен в нашей стране и за её пределами. О нем уже достаточно писали, и думается, что нет необходимо еще раз говорить о его достоин­ствах.  Лучшей  оператор­ской   работой   признаны фильмы магаданского опера­тора В. Пупышева.

Режиссеру-оператору  В. Привезенцеву   (Южно-Са­халинск) присужден диплом за выразительное пластическое воплощение темы в фильме    «Южный—город вьюжный». Лучшим научно-популярным фильмом при­знана работа новосибирцев — «Сибиряки работают по-новому».

Владивостокская  студия телевидения была представлена на смотре фильмами:

«Город поднятых парусов», «Здесь закончился поход», «Служат парни на «Варя­ге» и «Реттиховский уголь­ный».                   

Надо сказать, что филь­мы приморцев вызвали ин­терес. Очень хорошее впе­чатление оставил фильм о Владивостоке    «Город поднятых парусов».  Город и его жителей авторы филь­ма В. Рещук, К. Шацков. П. Якимов сняли и показа­ли свежо и ярко,  нашли оригинальные приемы изо­бражения, верно  передали неповторимый    колорит улиц, скверов и площадей. В их работе было отмечено удачное использование при­ема   «скрытой   камеры», Фильм  «Город  поднятых парусов» награжден дипло­мом как лучший прямой репортаж

На смотре много говорилось о музыкальном оформлении телефильмов и отмечалось, что большинство из показанных страдают недостатком – серая и невыразительная музыка в лучшем случае служит фоном событий, а  не активным, эмоциональным и выразительным средством воплощения мысли на экране. Именно поэтому отрадно для нас, что работы Олега Канищева, режиссера Владивостокской студии телевидения были отмечены единодушно  решением жюри – дипломом за лучшее музыкальное оформление фильмов. И действительно, звукорежиссерский почерк О.Канищева  во многом выгодно отличается от всех работ, которые нам пришлось увидеть и услышать.

Решением жюри отмечен наш фильм «Здесь закончился поход» — за воплощение историко-революционной    темы. Фильм этот построен  на интересном  подборе и ис­пользовании архивных  ки­номатериалов.

После официального за­крытия зонального смотра состоялась   творческая встреча работников студий телевидения Урала, Сибири и Дальнего Востока.  Шел интересный разговор о проблемах телевизионного ки­но.

Л. СМОНАРЬ.

член жюри зонального смотра телефильмов.

 

 

 

Hosted by uCoz