ВРЕМЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ.
итоги 3-го зонального конкурса кино-телестудий
Урала, Сибири и Дальнего Востока
Автор – Л.Смонарь
(газета «Красное Знамя», 1 июля, 1967г., Владивосток)
В Хабаровске закончился
зональный смотр документальных и телевизионных фильмов студии Урала, Сибири и
Дальнего Востока. Он явился
своеобразным отчетом работников кино и телевидения о своей творческой деятельности перед юбилеем
Советской власти.
В конкурсном просмотре участвовало более трех десятков фильмов. Вполне естественно, что рассказать обо всех в кратном обзоре невозможно.
По условиям просмотра
могли быть представлены фильмы,
производство которых завершено в 1966 году.
Поэтому в конкурсе участвовали
некоторые работы, показанные в прошлом
году и даже отмеченные призами на первом Всесоюзном фестивале телефильмов в
Киеве. Это обстоятельство придало остроту, но отнюдь не снизило результатов,
так как эти фильмы были своеобразным эталоном для оценки лент, впервые
показанных в Хабаровске.
Мы увидели много новых и интересных фильмов. Несмотря на
отдельные неровности операторского и режиссерского решения, их можно отнести к разряду творческих удач. К сожалению,
среди фильмов—участников смотра не нашлось ни одного, который полностью
соответствовал бы тем высоким требованиям,
которые жизнь предъявляет к произведениям искусства. Жюри не сочло возможным присудить диплом первой степени ни одному фильму. Диплом второй
степени вручен Иркутской студии телевидения за фильм «Алюминий» и Свердловской
студии за киноленту «Живые, пойте о нас».
«Алюминий» — это динамичный,
интересно сделанный рассказ о рабочих алюминиевого комбината, о людях
трудной профессии. Казалось бы, что
нового можно сказать о трудовом подвиге? Но авторы фильма не шли проторенными
путями, а искали новые выразительные средства для показа человека,
охваченного творчеством созидательного труда. И это покоряет в фильме.
Фильм свердловчан «Живые,
пойте о нас» повествует совсем о другом времени и иных события. Он
воскрешает события Великой Отечественной
войны. И эта тема не нова в телевидении. Однако фильм сделан настолько
эмоционально, что никого не оставляет равнодушным к событиям, происходящим на
экране. Рассказ о героизме простого советского человека, пережившего пытки и
оставшегося непобежденным, вызывает чувство гордости за страну, породившую и
воспитавшую подобных людей.
Дипломом за лучший репортаж
отмечен фильм Томской студии
телевидения «Продолжение следует». Он воспроизводит трудовые будни студентов, которые в свой
«третий семестр» осваивают и
разрабатывают богатства тайги, строят новые
города и поселки. Фильм подкупает
своей простотой, отсутствием ложного пафоса, показного героизма.
Молодые строители изображены в труде и буднях. И видно, что в тайге работают
они не только из-за романтики, главное — это осознание необходимости своего
участия в большом, нужном стране деле.
В фильме Омской студии
телевидения «Электроцентраль» речь также идет об участии молодежи в строительстве.
Но очень эффектно снятые кадры остались иллюстрацией, не показан главный герой
развивающихся событий — человек. Оператор этого фильма Л. Сушенцов
награжден дипломом за лучший дебют. Фильм Новосибирской студии
телевидения «Судьба портрета» (автор Ю.Малашин) удостоен диплома за лучший
сценарий. Это интересное и своеобразное исследование истории создания, утери
и находки, дальнейшей реставрации
портрета известного русского поэта Державина.
За лучшую режиссуру дипломом награжден свердловский режиссер В. Ротенберг, автор фильма
«Нурула Базетов». Этот впечатляющий телефильм известен в нашей стране и за её
пределами. О нем уже достаточно писали, и думается, что нет необходимо еще раз
говорить о его достоинствах.
Лучшей операторской работой
признаны фильмы магаданского оператора В. Пупышева.
Режиссеру-оператору В. Привезенцеву (Южно-Сахалинск) присужден диплом за выразительное
пластическое воплощение темы в фильме
«Южный—город вьюжный». Лучшим научно-популярным фильмом признана работа
новосибирцев — «Сибиряки работают по-новому».
Владивостокская студия телевидения была представлена на
смотре фильмами:
«Город поднятых парусов», «Здесь закончился поход»,
«Служат парни на «Варяге» и «Реттиховский угольный».
Надо сказать, что фильмы
приморцев вызвали интерес. Очень хорошее впечатление оставил фильм о
Владивостоке — «Город поднятых парусов». Город и его жителей авторы фильма В. Рещук,
К. Шацков. П. Якимов сняли и показали свежо и ярко, нашли оригинальные приемы изображения, верно передали неповторимый колорит улиц, скверов и площадей. В их
работе было отмечено удачное использование приема «скрытой камеры»,
Фильм «Город поднятых парусов» награжден дипломом как лучший прямой репортаж
На смотре много говорилось о
музыкальном оформлении телефильмов и отмечалось, что большинство из показанных
страдают недостатком – серая и невыразительная музыка в лучшем случае служит
фоном событий, а не активным,
эмоциональным и выразительным средством воплощения мысли на экране. Именно
поэтому отрадно для нас, что работы Олега Канищева, режиссера Владивостокской
студии телевидения были отмечены единодушно
решением жюри – дипломом за лучшее музыкальное оформление фильмов. И
действительно, звукорежиссерский почерк О.Канищева во многом выгодно отличается от всех работ, которые нам пришлось
увидеть и услышать.
Решением жюри отмечен наш
фильм «Здесь закончился поход» — за воплощение историко-революционной темы. Фильм этот построен на интересном подборе и использовании архивных киноматериалов.
После официального закрытия
зонального смотра состоялась
творческая встреча работников студий телевидения Урала, Сибири и
Дальнего Востока. Шел интересный
разговор о проблемах телевизионного кино.
Л. СМОНАРЬ.
член жюри
зонального смотра телефильмов.