ЧАЙКИ В ГАВАНИ

Заметки с интервизионного фестиваля «Человек и море»

Автор – А.Руденко

(газета «Советская культура», 24 декабря, 1968г.)

 

КОГДА обсуждались итоги III фестиваля стран — участниц Интервидения под девизом «Человек и море», режиссер Латвий­ского ТВ М. Пярн сказал: «В филь­мах коллег из Остравы мы видели, как исследователи-подводники до­стают древние амфоры со дна Эгей­ского моря. Если бы в античные времена существовало телевидение, рядом с амфорами лежали бы ко­робки с пленкой. И наверняка эти ленты засвидетельствовали бы, что в эпоху Гомера проходил фестиваль «Человек и море»…

В самом деле, морские профессии принадлежат к числу древнейших, быт, уклад жизни, характеры людей, посвятивших себя морю, - благодатный материал для кино и телевидения. И можно надеяться, что девиз интервизионного фестиваля всегда будет привлекать интересные работы.

Только после шутливого экспромта М.Пярна подумалось, что экскурс в античность был полезен и по такой причине: в телекино попадаются еще ленты с гомеровской обстоятельностью показывающие все, что попало в зрение камеры.  (Сюда бы еще и гомеровскую вдохновенность...). Этот видеогекзаметр был представлен и на фести­вале. Но, к счастью, большинство фильмов говорят и о серьезности ав­торских намерении, и о профессио­нальном умении материализовать эти намерения,

Итак, «Человек и море», Рига, 1968.

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ фестиваля «Янтарный лосось» и диплом первой степени вручены филь­му «Финское океанское рыболовст­во». В том, что Финский фильм — лучший, были единодушны и члены жюри, возглавляемого председате­лем рыболовецкого, колхоза «Бривайс вилнис» А. Шлиссером, и все участники фестивальной встречи.

Об этом нужно сказать не для того только, чтобы подчеркнуть дру­жественный характер интервизионного фестиваля. Речь о точке зрения на современный телефильм, «мор­ской» ли тематика он касается или какой-то другой.

«Море» и «романтика» — поня­тия неотделимые. Не случайно мо­лодежные клубы гордо именуются «Бригантинами» и «Каравеллами» даже в сухопутных населенных пунктах.

Здесь не место вступать в полемику по поводу романтики и ро­мантиков — слова эти, как уже за­мечено, могут подразумевать и воз­вышенность душевных устремлений, и, если они взяты напрокат, — ко­кетничанье этой возвышенностью. В данном же случае (вспомним де­виз фестиваля!) упоминание о «ро­мантической» стороне дела необхо­димо для понимания сути — худож­нического преодоления жизненного материала.

Чайки, волны, морские просторы, закаты, восходы, красавцы-корабли — все это великий искус для чело­века у кинокамеры. Что ни говори­те, а море замораживало самых рав­нодушных... Но, чем привлекатель­нее и ярче одна сторона предмета, тем труднее рассмотреть другие. И романтика моря может незаметно заслонить само море.

Поэтому и привлек всеобщие симпатии финский фильм, отмеченный строгой, аскетичной манерой повест­вования. В кадре — труд рыбака, изматывающий и монотонный. Ритмы картины кажутся замедленными — потом вы понимаете, что они идут от существа изображаемого. А каков дикторский текст, можно представить по таким словам: Вот капитан. Капитана обычно пред­ставляют на мостике в белом ки­теле. А ему не нужен китель. Когда идет рыба, он работает, как все...» И так же спокойно сообщается, что иногда финские рыбаки, добравшись до разведанного косяка, застают за интенсивной работой исландцев — у тех более быстроходные суда, а ра­диограммы перехватываются. Зем­ные законы конкуренции побеждают законы морского содружества...

Это честный фильм, и не потому только, что романтический морской антураж остался просто за кадром, отступив перед точно увиденными буднями. Авторы фильма - не пытаются поразить нас прозой рыбацкого труда, высказывая и подлинное уважение к людям, о ко­торых говорит экран, и стремление исследовать их жизнь.  Картина «Финское океанское рыболовство» выдержана в убеждающем стиле объективного социологического документа.

Черты такой же документальности несет и польский фильм «Семейный портрет» (диплом второй степени) Женщина-рыбачка, Вера Абрамчик, человек с нелегкой и сложной судьбой (она русская, была угнана в Германию, после войны стала женой польского рыбака), рассказывает о своей жизни, а экран показывает эту жизнь, и два, как принято говорить, ряда — словесный и зрительный, — нигде «не стыкуясь» впрямую, не иллюстрируя друг друга, образуют впечатляющее единст­во. В фильме умело использован стоп-кадр, лицо рыбачки выхватывается из суеты, беспрерывного движения, бесконечных хлопот, когда нет и секунды на углубленное само­созерцание, Ей все дается непросто — и рыба, и заработок, и споры с приемщиками улова о сорте рыбы, и надо послать непременную тыся­чу злотых дочери-студентке... Но эта женщина в грубом свитере и с манерами далеко не светскими ор­ганично и естественно ощущает прочность своей жизни, своего заработка, своего завтрашнего дня. Ее труд важен, он дарит достойное место в обществе. В конечном счете, жизнь в море — продолжение жиз­ни на берегу.

И здесь преодоление поверхност­ной киноэтюдности дало возможность заглянуть в социальное бытие человека.

И в фильме Южно-Сахалинской студии   телевидения  «Скумбрия» (диплом третьей степени) заметно стремление добраться до «сути вещей», показать рыбацкий труд в его будничной напряженности. Конечно, перед нами скорее репортаж, чем исследование, но камера присматри­вается к людям с ненаигранным интересом, и взаимоотношения человека с морем предстают большей частью без привычной экзотики. Люди заняты делом, в полезности кото­рого не сомневаются, они работают споро, уверенно, масштабно.

МОЖНО ТОЛЬКО  пожалеть, что Владивостокская студия, зарекомендовавшая себя масштабными, серьезными заботами на «морскую» тему (вспомним хотя бы отличный фильм- репортаж «Дорога легла за экватор»), на этом фестивале выступила только с киноэтюдом «Когда начинается путина». Налицо и метко подмеченные штри­хи человеческих характеров, и атмосфера надвигающегося события, но этюд есть этюд, и его видимая поэ­тичность не так уж много прибав­ляет к нашим знаниям о море  людях, посвятивших себя морю...

Впрочем, в пределах своего жан­ра этот фильм не вызовет серьезных претензий. Гораздо огорчительнее, да и поучительнее неудача, постиг­шая авторов латвийского телефиль­ма «На том же берегу».

Мы привыкли к тому, что работы мастеров рижского телекино отли­чаются и серьезностью темы, и убе­дительностью исполнения (кстати, недавний их просмотр в Централь­ном доме кино подтвердил это ощу­щение, хотя без основательных замечаний на обсуждении не обошлось). Фильм «На том берегу» тоже делает заявку  на тему, дале­ко не второстепенную. Сравнивает­ся жизнь рыбацкого поселка Роя тридцать лет назад и теперь. От­правная точка авторских рассужде­ний найдена удачно: три десятиле­тия назад буржуазный писатель Внлис Велдре побывал в этом по­селке и написал о беспросветной жизни рыбаков, наполненной забо­той о хлебе насущном. И сегодня­шние достижения рыболовецкой артели показаны, вполне достоверно, объективно и убедительно. Но  по мере просмотра фильма все чаще задаешься вопросом: неужто ныне­шние рыбаки находятся в таком ди­стиллированном мире, неужто ре­шены все проблемы их бытия?

Утеряна драгоценнейшая публи­цистическая возможность — пока­зать, как люди в преодолении повсе­дневных трудностей, решении жи­тейских конфликтов утверждают но­вые начала своих отношений, своего отношения к действительности.

Дело, как видите, не в «рыбац­кой» теме. Дело в подходе к жиз­ненным явлениям. Анализирующий, размышляющий, спорящий, взыва­ющий к нашему раздумью телеэк­ран... Как он необходим сегодня!

Можно найти интереснейшие фак­ты,   интереснейшую кинохронику прошлых лет, интереснейших людей. Но можно совсем не по-хозяйски распорядиться и этими фактами, и этой   хроникой,   и   бесценными свидетельствами участников истори­ческих событий. Именно так и про­изошло, увы, в фильме Одесской те­лестудии  «В залах — океан». Авто­ры фильма решили рассказать буквально всю историю революционной Одессы – от 1905 года до наших дней. Замелькали  хроникальные кадры, фото, имена, даты, интер­вью. Оказалось, жив и здравствует автор знаменитой песни «Раскину­лось море широко» Федор Предтеча. Вы только начинаете радоваться этому неожиданному знакомству, а экран торопится дальше, к новым людям и сведениям...

Стоит ли в каждом случае тво­рить экранный эпос? Еще А. П. Довженко говорил, что нельзя де­лать фильм так, будто это послед­ний фильм при Советской власти.

А материал, повторяю, был бога­тейший. Только разговор с телеэк­рана об истории должен стать осмы­слением истории, сознательным ос­воением исторического опыта. Наши сегодняшние достижения, наши се­годняшние   проблемы не всегда предстают в их подлинном смысле, если мы не вглядываемся в особенности, трудности и преодоления пройденного пути. Истина из чи­сла очевидных.

КАКОЙ БЫ ни была тематика фестиваля, все равно просмот­ренные   работы позволяют выйти за его рамки.

Фильмы Остравского телевидения «Один на один с Нептуном» и            «К утесам смерти» знакомят нас с че­хословацкими исследователями-подводниками, бросившими вызов Ад­риатике и Эгейскому морю. Мы становимся   свидетелями подлинной драмы — когда во время шторма гибнет подводный «дом» и рушатся надежды исследователей на тща­тельно и долго готовившееся погру­жение. Видим их и в момент триум­фа — завершается путешествие за древнегреческими амфорами на мор­ское дно. Эти фильмы, отлично сня­тые оператором Иржи Врожиной (его работа заслуженно отмечена жюри), еще раз убеждают нас в не­исчерпаемости человеческого упорства, человеческого терпения, человеческой жажды познания.

Болгарские мастера телекино с помощью фильма «Палитра Сазополя» уверили нас в неповторимом старинном колорите и особой поэти­ческой атмосфере древнего примор­ского городка. Картины, представ­ленные телевидением ГДР, Румынии и Венгрии, не только ввели нас в быт людей моря, но и стремились оттенить, сделать отчетливыми при­меты нового в этом быту.

Конечно, не все фильмы порадова­ли яркостью решений. Но лучшие работы — всегда пример для подра­жания, всегда школа. А друже­ские дискуссии в среде телеработ­ников — прямая необходимость, ибо пути ТВ, пути телефильма, в ко­нечном счете, далеко не безразличны для нас, зрителей.

В этой связи вряд ли нужно дока­зывать полезность интервизионного фестиваля «Человек и море».

А. РУДЕНКО, спец. корр. «Советской культуры».

РИГА.

 

Hosted by uCoz