ЧАЙКИ В ГАВАНИ
Заметки с
интервизионного фестиваля «Человек и море»
Автор – А.Руденко
(газета «Советская культура», 24 декабря, 1968г.)
КОГДА обсуждались итоги III фестиваля стран — участниц Интервидения под
девизом «Человек и море», режиссер Латвийского ТВ М. Пярн сказал: «В фильмах
коллег из Остравы мы видели, как исследователи-подводники достают
древние амфоры со дна Эгейского моря. Если бы в античные времена существовало
телевидение, рядом с амфорами лежали бы коробки с пленкой. И наверняка эти
ленты засвидетельствовали бы, что в эпоху Гомера проходил фестиваль «Человек и
море»…
В самом деле, морские профессии принадлежат к числу древнейших, быт,
уклад жизни, характеры людей, посвятивших себя морю, - благодатный материал для
кино и телевидения. И можно надеяться, что девиз интервизионного фестиваля
всегда будет привлекать интересные работы.
Только после шутливого экспромта М.Пярна подумалось, что экскурс в
античность был полезен и по такой причине: в телекино попадаются еще ленты с
гомеровской обстоятельностью показывающие все, что попало в зрение камеры. (Сюда бы еще и гомеровскую
вдохновенность...). Этот видеогекзаметр был представлен и на фестивале. Но, к
счастью, большинство фильмов говорят и о серьезности авторских намерении, и о
профессиональном умении материализовать эти намерения,
Итак, «Человек и море», Рига, 1968.
ГЛАВНЫЙ
ПРИЗ фестиваля «Янтарный лосось» и диплом первой степени вручены фильму
«Финское океанское рыболовство». В том, что Финский фильм — лучший, были единодушны и члены жюри,
возглавляемого председателем рыболовецкого, колхоза «Бривайс вилнис» А.
Шлиссером, и все участники фестивальной встречи.
Об этом нужно сказать не для того только, чтобы подчеркнуть дружественный
характер интервизионного фестиваля. Речь о точке зрения на современный
телефильм, «морской» ли тематика он касается или какой-то другой.
«Море»
и «романтика» — понятия неотделимые. Не случайно молодежные клубы гордо
именуются «Бригантинами» и «Каравеллами» даже в сухопутных населенных пунктах.
Здесь
не место вступать в полемику по поводу романтики и романтиков — слова эти, как
уже замечено, могут подразумевать и возвышенность душевных устремлений, и, если
они взяты напрокат, — кокетничанье этой возвышенностью. В данном же случае
(вспомним девиз фестиваля!) упоминание о «романтической» стороне дела необходимо
для понимания сути — художнического преодоления жизненного материала.
Чайки,
волны, морские просторы, закаты, восходы, красавцы-корабли — все это великий
искус для человека у кинокамеры. Что ни говорите, а море замораживало самых
равнодушных... Но, чем привлекательнее и ярче одна сторона предмета, тем
труднее рассмотреть другие. И романтика моря может незаметно заслонить само
море.
Поэтому
и привлек всеобщие симпатии финский фильм, отмеченный строгой, аскетичной
манерой повествования. В кадре — труд рыбака, изматывающий и монотонный. Ритмы
картины кажутся замедленными — потом вы понимаете, что они идут от существа
изображаемого. А каков дикторский текст, можно представить по таким словам: Вот
капитан. Капитана обычно представляют на мостике в белом кителе. А ему не
нужен китель. Когда идет рыба, он работает, как все...» И так же спокойно сообщается,
что иногда финские рыбаки, добравшись до разведанного косяка, застают за
интенсивной работой исландцев — у тех
более быстроходные суда, а радиограммы перехватываются. Земные законы
конкуренции побеждают законы морского содружества...
Это
честный фильм, и не потому только, что романтический морской антураж остался
просто за кадром, отступив перед точно увиденными буднями. Авторы фильма - не
пытаются поразить нас прозой рыбацкого труда, высказывая и подлинное уважение к
людям, о которых говорит экран, и стремление исследовать их жизнь. Картина «Финское океанское рыболовство»
выдержана в убеждающем стиле объективного социологического документа.
Черты такой же документальности несет и польский фильм «Семейный
портрет» (диплом второй степени) Женщина-рыбачка, Вера Абрамчик, человек с
нелегкой и сложной судьбой (она русская, была угнана в Германию, после войны
стала женой польского рыбака), рассказывает о своей жизни, а экран показывает
эту жизнь, и два, как принято говорить, ряда — словесный и зрительный, — нигде «не стыкуясь»
впрямую, не иллюстрируя друг друга, образуют впечатляющее единство. В фильме
умело использован стоп-кадр, лицо рыбачки выхватывается из суеты, беспрерывного движения, бесконечных
хлопот, когда нет и секунды на углубленное самосозерцание, Ей все дается
непросто — и рыба, и заработок, и споры с приемщиками улова о сорте рыбы, и
надо послать непременную тысячу злотых дочери-студентке... Но эта женщина в
грубом свитере и с манерами далеко не светскими органично и естественно ощущает
прочность своей жизни, своего заработка, своего завтрашнего дня. Ее труд важен,
он дарит достойное место в обществе. В конечном счете, жизнь в море —
продолжение жизни на берегу.
И здесь преодоление поверхностной киноэтюдности дало возможность заглянуть
в социальное бытие человека.
И
в фильме Южно-Сахалинской студии
телевидения «Скумбрия» (диплом
третьей степени) заметно стремление добраться до «сути вещей», показать
рыбацкий труд в его будничной напряженности. Конечно, перед нами скорее репортаж,
чем исследование, но камера присматривается к людям с ненаигранным интересом,
и взаимоотношения человека с морем предстают большей частью без привычной
экзотики. Люди заняты делом, в полезности которого не сомневаются, они
работают споро, уверенно, масштабно.
МОЖНО
ТОЛЬКО пожалеть, что Владивостокская
студия, зарекомендовавшая себя масштабными, серьезными заботами на «морскую»
тему (вспомним хотя бы отличный фильм- репортаж «Дорога легла за экватор»), на
этом фестивале выступила только с киноэтюдом «Когда начинается путина». Налицо
и метко подмеченные штрихи человеческих характеров, и атмосфера надвигающегося
события, но этюд есть этюд, и его видимая поэтичность не так уж много прибавляет
к нашим знаниям о море людях,
посвятивших себя морю...
Впрочем, в пределах своего жанра этот фильм не вызовет серьезных
претензий. Гораздо огорчительнее, да и поучительнее неудача, постигшая авторов
латвийского телефильма «На том же берегу».
Мы привыкли к тому, что работы мастеров рижского телекино отличаются и серьезностью темы, и убедительностью исполнения (кстати, недавний их просмотр в Центральном доме кино подтвердил это ощущение, хотя без основательных замечаний на обсуждении не обошлось). Фильм «На том берегу» тоже делает заявку на тему, далеко не второстепенную. Сравнивается жизнь рыбацкого поселка Роя тридцать лет назад и теперь. Отправная точка авторских рассуждений найдена удачно: три десятилетия назад буржуазный писатель Внлис Велдре побывал в этом поселке и написал о беспросветной жизни рыбаков, наполненной заботой о хлебе насущном. И сегодняшние достижения рыболовецкой артели показаны, вполне достоверно, объективно и убедительно. Но по мере просмотра фильма все чаще задаешься вопросом: неужто нынешние рыбаки находятся в таком дистиллированном мире, неужто решены все проблемы их бытия?
Утеряна драгоценнейшая публицистическая возможность — показать, как
люди в преодолении повседневных трудностей, решении житейских конфликтов
утверждают новые начала своих отношений, своего отношения к действительности.
Дело, как видите, не в «рыбацкой» теме. Дело в подходе к жизненным
явлениям. Анализирующий, размышляющий, спорящий, взывающий к нашему раздумью
телеэкран... Как он необходим сегодня!
Можно
найти интереснейшие факты, интереснейшую
кинохронику прошлых лет, интереснейших людей. Но можно совсем не по-хозяйски
распорядиться и этими фактами, и этой
хроникой, и бесценными свидетельствами участников
исторических событий. Именно так и произошло, увы, в фильме Одесской телестудии «В залах — океан». Авторы фильма решили
рассказать буквально всю историю революционной Одессы – от 1905 года до наших
дней. Замелькали хроникальные кадры,
фото, имена, даты, интервью. Оказалось, жив и здравствует автор знаменитой
песни «Раскинулось море широко» Федор Предтеча. Вы только начинаете радоваться
этому неожиданному знакомству, а экран торопится дальше, к новым людям и
сведениям...
Стоит
ли в каждом случае творить экранный эпос? Еще А. П. Довженко говорил, что
нельзя делать фильм так, будто это последний фильм при Советской власти.
А материал, повторяю,
был богатейший. Только разговор с телеэкрана об истории должен стать осмыслением
истории, сознательным освоением исторического опыта. Наши сегодняшние
достижения, наши сегодняшние проблемы
не всегда предстают в их подлинном смысле, если мы не вглядываемся в
особенности, трудности и преодоления пройденного пути. Истина из числа
очевидных.
КАКОЙ БЫ ни была тематика фестиваля, все равно просмотренные работы позволяют выйти за его рамки.
Фильмы Остравского телевидения «Один на один с
Нептуном» и «К утесам смерти»
знакомят нас с чехословацкими исследователями-подводниками, бросившими вызов
Адриатике и Эгейскому морю. Мы становимся
свидетелями подлинной драмы — когда во время шторма гибнет подводный
«дом» и рушатся надежды исследователей на тщательно и долго готовившееся погружение.
Видим их и в момент триумфа — завершается путешествие за древнегреческими
амфорами на морское дно. Эти фильмы, отлично снятые оператором Иржи Врожиной
(его работа заслуженно отмечена жюри), еще раз убеждают нас в неисчерпаемости
человеческого упорства, человеческого терпения, человеческой жажды познания.
Болгарские мастера телекино с помощью фильма «Палитра Сазополя» уверили
нас в неповторимом старинном колорите и особой поэтической атмосфере древнего
приморского городка. Картины, представленные телевидением ГДР, Румынии и
Венгрии, не только ввели нас в быт людей моря, но и стремились оттенить,
сделать отчетливыми приметы нового в этом быту.
Конечно, не все фильмы порадовали яркостью решений. Но лучшие работы —
всегда пример для подражания, всегда школа. А дружеские дискуссии в среде
телеработников — прямая необходимость, ибо пути ТВ, пути телефильма, в конечном
счете, далеко не безразличны для нас, зрителей.
В этой связи вряд ли
нужно доказывать полезность интервизионного фестиваля «Человек и море».
А.
РУДЕНКО, спец. корр. «Советской культуры».
РИГА.