ЧЕЛОВЕК И МОРЕ. Мнение
рецензента.
итоги 4-го Всесоюзного фестиваля «Человек
и море» в Клайпеде)
Автор – И.Воронин
(газета «Социалистическая индустрия»,
3марта, 1970г,)
Телевизионный «формат» изображения оставляет каждого зрителя
как бы один на один с героями, событиями, явлениями. Усиливается ощущение
личной причастности зрителя к тому, что происходит на экране. Документальная
лента о человеке-труженике может покорить аудиторию лишь зоркостью поиска,
большой жизненной правдой, масштабом затрагиваемых художником проблем и смелостью
их публицистического разрешения.
Большинство работ недавнего IV Клайпедского конкурса телефильмов,
проходившего под девизом «Человек и море», свидетельствует о том, что их
создатели руководствуются именно этими принципами кинодокументалистики.
С наибольшей полнотой
эти принципы воплощены в двух фильмах — работе владивостокской студии «Полтора
часа до объятий» (сценарий Ю. Леонова, режиссеры О. Канищев, Е.Рябко),
удостоенной Главного приза фестиваля, и
картине бакинских тележурналистов Э. Агаева, Н. Таривердиева, Н. Рзаева «Море
людей», побудившей жюри конкурса учредить специальный диплом «За успешное
разрешение публицистической тематики».
|
Кадр из
фильма «Полтора часа до объятий» режиссеров
О.Канищева и Е.Рябко |
В
фильме «Полтора часа до объятий» «играет» все. Четкий репортажный сценарий,
тактичная и умная работа скрытых камер, лаконизм текста, выразительные
стоп-кадры. И когда напряжение зрителей достигает предела, когда кажется, к
сценам этой изобразительной симфонии
нечего «ни убавить, ни прибавить», на черном фоне экрана вспыхивают строчки газетного
сообщения: «Владивосток. (ТАСС), Вчера из девятимесячного плавания
возвратилась в порт китобойная флотилия «Советская Россия». Эта концовка — едва
ли не самое впечатляющее из авторских решений.
«Для этих людей все, что вы видели,— лишь окончание очередной рабочей
смены»,— напоминает она зрителям. Лучше о людях, работающих в море, пожалуй,
не скажешь.
Работа азербайджанской студии «Море людей» — это
фильм-размышление о судьбах сегодняшнего Каспия, о человеке, природе и промышленности,
фильм смелый и глубоко принципиальный. Содержание картины ее авторы раскрывают
методами телепублицистики.
В кадрах — старая рыбачка,
вспоминающая о некогда богатых, а ныне опустевших тонях, ученый,
исследующий состояние биологических ресурсов
уникального моря, министр, рассказывающий о строительстве очистных сооружений
на предприятиях нефтяной промышленности.
Точность авторского
«прицела» в выборе темы получила красноречивое подтверждение: недавно
принято постановление Совета Министров СССР «О мерах по усилению охраны
рыбных запасов в водоемах СССР».
Картины природы, местами
погибающей из-за неразумного
хозяйствования, показ того, что приходится делать для предотвращения
вреда, который может быть причинен, заставляют каждого ощутить личную ответственность
за все, что происходит на нашей планете.
Надо сказать, что не
только в этой работе умелое использование чисто телевизионных приемов —
включение в фильм интервью на рабочих местах, сопровождение кинокамерой
репортера-комментатора — послужило основой успеха.
Печатью подлинной документальности отмечены и «Капитан» литовской
студии, и «Свидание на краю света» магаданской, и «Твое я» — таллинской. И в
этой общности почерка работников разных творческих коллективов
просматривается очевидная
закономерность.
Специфика
телевидения, в том числе и стремительное увеличение его аудитории,
предопределили поиски новых путей в кинодокументалистике. Один из них уже наметился.
В основе дальнейшего развития этого жанра может и должно лежать серьезное,
глубокое, вдумчивое проникновение в духовный мир работающего человека.
Фильмы IV
Клайпедского конкурса показали, что путь этот очень плодотворен. Успех лучших
из них обусловлен отнюдь не «морской» тематической направленностью. Романтика
моря, сама по себе и яркая, и впечатляющая, все же отступает по силе
эмоционального воздействия перед красотой отношений людей, связанных с океаном.
Думается, что искать подобных героев нужно не только на морских дорогах.
Летопись индустрии
океана уже, создается. Циклы документальных кинорассказов о людях разных
профессий могут стать действенным средством воспитания человека
нового общества.
И.
ВОРОНИН.