ЧЕЛОВЕК И МОРЕ. Мнение рецензента.

итоги 4-го Всесоюзного фестиваля «Человек и море» в Клайпеде)

Автор – И.Воронин

(газета «Социалистическая индустрия», 3марта, 1970г,)

 

 

Телевизионный «формат» изображения оставляет каж­дого зрителя как бы один на один с героями, событиями, явлениями. Усиливается ощу­щение личной причастности зрителя к тому, что происхо­дит на экране. Документаль­ная лента о человеке-труже­нике может покорить аудито­рию лишь зоркостью поиска, большой жизненной правдой, масштабом затрагиваемых ху­дожником проблем и сме­лостью их публицистического разрешения.

Большинство работ недав­него IV Клайпедского кон­курса телефильмов, прохо­дившего под девизом «Чело­век и море», свидетельствует о том, что их создатели руко­водствуются именно этими принципами кинодокумента­листики.

С наибольшей полнотой эти принципы воплощены в двух фильмах — работе владивостокской студии «Полто­ра часа до объятий» (сценарий Ю. Леонова, режиссеры О. Канищев, Е.Рябко), удостоенной Главного  приза фестиваля, и картине бакинских тележурналистов Э. Агаева, Н. Таривердиева, Н. Рзаева «Море людей», побудившей жюри конкурса учредить специальный дип­лом «За успешное разреше­ние публицистической тема­тики».

Кадр из фильма

 «Полтора часа до объятий»

режиссеров О.Канищева и Е.Рябко

В фильме «Полтора часа до объятий» «играет» все. Четкий репортажный сцена­рий, тактичная и умная рабо­та скрытых камер, лаконизм текста, выразительные стоп-кадры. И когда напряжение зрителей достигает предела, когда кажется, к сценам этой изобразительной   симфонии нечего «ни убавить, ни прибавить», на черном фоне экрана вспыхивают строчки га­зетного сообщения: «Владивосток. (ТАСС), Вчера из де­вятимесячного плавания возвратилась в порт китобойная флотилия «Советская Рос­сия». Эта концовка — едва ли не самое впечатляющее из авторских решений.  «Для этих людей все, что вы виде­ли,— лишь окончание оче­редной рабочей смены»,— напоминает она зрителям. Луч­ше о людях, работающих в море, пожалуй, не скажешь.

Работа   азербайджанской студии «Море людей» — это фильм-размышление о судь­бах сегодняшнего Каспия, о человеке, природе и промыш­ленности, фильм смелый и глубоко принципиальный. Со­держание картины ее авторы раскрывают методами теле­публицистики.

В кадрах — старая рыбач­ка, вспоминающая о некогда богатых, а ныне опустевших тонях, ученый, исследующий  состояние биологических ре­сурсов уникального моря, ми­нистр, рассказывающий о строительстве очистных со­оружений на предприятиях нефтяной промышленности.

Точность авторского «при­цела» в выборе темы получи­ла красноречивое подтверж­дение: недавно принято по­становление Совета Минист­ров СССР «О мерах по уси­лению охраны рыбных запа­сов в водоемах СССР».

Картины природы, места­ми погибающей из-за не­разумного   хозяйствования, показ того, что приходится делать для предотвращения вреда, который может быть причинен, заставляют каждо­го ощутить личную ответ­ственность за все, что проис­ходит на нашей планете.

Надо сказать, что не только в этой работе умелое ис­пользование чисто телевизи­онных приемов — включение в фильм интервью на рабо­чих местах, сопровождение кинокамерой репортера-ком­ментатора — послужило ос­новой успеха.

Печатью подлинной доку­ментальности отмечены и «Капитан» литовской студии, и «Свидание на краю света» магаданской, и «Твое я» — таллинской. И в этой общно­сти почерка работников разных творческих коллективов просматривается  очевидная закономерность.

Специфика телевидения, в том числе и стремительное увеличение его аудитории, предопределили поиски но­вых путей в кинодокументалистике. Один из них уже на­метился. В основе дальней­шего развития этого жанра может и должно лежать серь­езное, глубокое, вдумчивое проникновение в духовный мир работающего человека.

Фильмы IV Клайпедского конкурса показали, что путь этот очень плодотворен. Ус­пех лучших из них обуслов­лен отнюдь не «морской» те­матической направленностью. Романтика моря, сама по се­бе и яркая, и впечатляющая, все же отступает по силе эмоционального воздействия перед красотой отношений людей, связанных с океаном. Думается, что искать подоб­ных героев нужно не только на морских дорогах.

Летопись индустрии океа­на уже, создается. Циклы до­кументальных кинорассказов о людях разных профессий могут  стать  действенным средством воспитания челове­ка нового общества.

И. ВОРОНИН.

 

Hosted by uCoz