ПЯТЬ ИНТЕРВЬЮ У ФЕСТИВАЛЯ НА ПРИЗ «ЯНТАРНАЯ ВОЛНА»

Автор: Г.Грешилова, Ю.Иващенко

(газета «Говорит Москва», декабрь 1970 года)

 

 

«Человек и море...» — таков был девиз фестиваля телевизионных    фильмов стран — членов Интервиде­ния, проходившего в Риге с 1 по 4 декабря 1970 года.

Море — кормилец, море — друг, море — стихия, бун­тующая и разрушающая... Человек на утлом суденыш­ке, затерявшийся в морских просторах; человек, воору­женный могучей современ­ной техникой, покоряющий стихию, добывающий дары моря.   Человек — рачитель­ный хозяин, не только беру­щий от моря, но разумно за­ботящийся о том, чтобы ни­когда не иссякали богатст­ва морских глубин. Но глав­ное:   человек — труженик, для которого труд — опас­ный, самоотверженный, не­легкий, в какой-то мере (осо­бенно со стороны) романтич­ный — жизненная необходи­мость,   призвание,   долг. Именно такой труд позволя­ет  художникам наиболее полно раскрыть внутренний мир человека, передать са­мые яркие черты его харак­тера, показать образ моря­ка — человека социалисти­ческого общества.

Словом, решений этой фи­лософской, научной, соци­альной, морально-этической и даже бытовой темы — бес­конечное множество. И каж­дое правомерно, хотя на первый взгляд может пока­заться односторонним: в ко­роткой документальной лен­те всего не передашь. Но по­казать одну грань, найти в ней самое существенное в жизни тружеников моря — задача посильная.

23 телефильма, отобран­ные на V интервизионный фестиваль, показали, что теледокументалисты   нахо­дятся в плодотворном поис­ке.

11 телевизионных органи­заций — Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Че­хословакии, Финляндии и от Советского Союза студии те­левидения Баку, Вильнюса, Риги, Симферополя, Владивостока и Горького— принимали участие в конкурсах фестиваля. Международное жюри возглавлял по тради­ции представитель рыбаков Латвии Алвар Гринбергс.

— Какие средства выра­жения темы «Человек и мо­ре» наиболее целесообразны?

— Какой фильм является лучшим на фестивале?

Эти вопросы мы задали некоторым участникам фе­стиваля еще до решения международного жюри.

Н. Рзаев — режиссер Ба­кинской студии телевиде­ния, постановщик фильма «Человек спасает Каспий»:

Любой труд в нашей стране уважаем. Но труд че­ловека в море — это подвиг. Я видел нефтяников Каспия. Какую надо иметь волю, что­бы противостоять стихии и выполнить свой долг! О лю­дях морской профессии надо говорить языком строгого до­кумента. Героизм и фальшь несовместимы. И еще одно. Мы, журналисты, обязаны помогать людям моря и в своих работах ставить ост­рые проблемы.     

Кадр из фильма

«Полтора часа до объятий»

режиссеров О.Канищева и Е.Рябко

Лучшим телефильмом фе­стиваля, на мой взгляд, яв­ляется работа Владивостока «Полтора часа до объятий». В ней ощущается пульс че­ловеческого контакта в мо­мент долгожданной встречи флотилии.

Юровский А. Я.— кинодра­матург, кинокритик:

-— Я не согласен с проти­вопоставлением   художест­венности и публицистично­сти. В документальном те­лекино оба эти качества вместе должны служить соз­данию документального об­раза. Я против обилия ин­формационности — это зада­ча   живого   телевидения. А   телефильмы   должны рождать в недрах обра­за типизацию, ценность ко­торой не угасает со време­нем.     Информационность фильма «Полтора часа до объятий» равна нулю. Одна­ко нас волнует образ чело­веческого счастья, создан­ный в картине средствами  документальной съемки и монтажа.

Бытка   Влад — режиссер Румынского телевидения:

— Некоторые телефильмы фестиваля — бесстрастная фотография объекта. Теле­кино призвано авторской активностью    превращать жизнь в образ. Постановкой острой проблемы обращает на себя внимание работа «Человек спасает Каспий». Но это еще не фильм. Для решения темы авторы не используют   многочисленные средства кинематографиче­ской  выразительности. Я думаю примером тому, как можно решать тему, должен служить фильм Владивостока «Полтора часа до объ­ятий». Авторы обнаружили профессиональное   умение выразить свою эмоциональ­ность средствами монтажа.

...Корабль бросает якорь, волны разбиваются о камни берега. Навстречу кораблю бежит женщина, вся — по­рыв, вся — ожидание сча­стья. Символика монтажа рождает столкновение двух зарядов чувств, волнует зрителя художественной прав­дой событий и свидетельст­вует о кинематографической  зрелости авторов.

Пластичным кинематографическим решением отме­чен и фильм телевидения Чехословакии    «Тишина».

Вуоренсола Кауко—режиссер финского телевидения:

— Я бывал на многих международных фестивалях, и мне интересно впервые присутствовать на фестивале «Человек и море» в Со­ветском Союзе. Труд челове­ка на море — это очень важ­ная, объединяющая страны проблема

Можно спорить о путях решения этой проблемы, но я не теоретик. Однако счи­таю, что просто докумен­тальная  фиксация   собы­тия не интересна. Необхо­димо авторское, гуманное и поэтическое     выражение идеи. Примером тому может служить фильм Владивосто­ка «Полтора часа до объятий».

Ваняев Н. А.— минист-рыбного хозяйства РСФСЛ

— Будь я в составе жюри международного   фестиваля, главный приз присудил   бы   телевизионному фильму Владивостока «Полтора часа до объятий». В искусстве важно сочетание жгучей проблемы и эффективных средств ее выражения. С этой точки зрения документ приобретает силу обобщения лишь в том случае, когда автор увидит его своим   особым   взглядом. Фильм   поднимает   тему очень важную для жизни портового города — возвра­щение после девяти месяцев отсутствия китобойной фло­тилии. В эмоциональном по­казе того, как единым дыха­нием живет в это утро го­род, звучит апофеоз труду героев Антарктики.

Как видите, все единодуш­но отметили фильм «Полто­ра часа до объятий» Приморского комитета по телевидению и радиовещанию. Именно он и получил Главный приз — «Янтарную волну» — и Диплом 1-й степени.

Диплом 2-й степени и приз «Трезубец Нептуна»  присужден телефильму  Румынского телевидения «Времена года и дельта».    

Диплом 3-й степени и приз «Трезубец Нептуна» - телефильму Чехословацкого телевидения «Тишина».  

Диплом жюри и «Трезубец Нептуна» за удачное творческое решение важной проб­лемы средствами телевизи­онной публицистики вручен Азербайджанскому госкоми­тету по телевидению и ра­диовещанию за телефильм «Человек спасает Каспий».

Кроме того,  диплом и приз Союза кинематографи­стов СССР  присужден Венгерскому телевидению за те­лефильм «Виденная рыба». Приз Союза кинематогра­фистов Латвии присужден Польскому телевидению за телефильм «Рейс».

Г.. ГРЕШИЛОВА,

Ю. ИВАЩЕНКО,

спец. корреспонденты

 

 

 

 

Hosted by uCoz