(газета «Говорит Москва»,
декабрь 1970 года)
«Человек и море...» — таков был девиз фестиваля телевизионных фильмов стран — членов Интервидения, проходившего
в Риге с 1 по 4 декабря 1970 года.
Море — кормилец, море — друг, море — стихия, бунтующая и
разрушающая... Человек на утлом суденышке, затерявшийся в морских просторах;
человек, вооруженный могучей современной техникой, покоряющий стихию, добывающий
дары моря. Человек — рачительный
хозяин, не только берущий от моря, но разумно заботящийся о том, чтобы никогда
не иссякали богатства морских глубин. Но главное: человек — труженик, для которого труд — опасный,
самоотверженный, нелегкий, в какой-то мере (особенно со стороны) романтичный
— жизненная необходимость,
призвание, долг. Именно такой
труд позволяет художникам наиболее
полно раскрыть внутренний мир человека, передать самые яркие черты его характера,
показать образ моряка — человека социалистического общества.
Словом, решений этой философской, научной, социальной, морально-этической и даже бытовой темы — бесконечное множество. И каждое правомерно, хотя на первый взгляд может показаться односторонним: в короткой документальной ленте всего не передашь. Но показать одну грань, найти в ней самое существенное в жизни тружеников моря — задача посильная.
23 телефильма, отобранные на V интервизионный
фестиваль, показали, что теледокументалисты
находятся в плодотворном поиске.
11
телевизионных организаций — Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии,
Финляндии и от Советского Союза студии телевидения Баку, Вильнюса, Риги,
Симферополя, Владивостока и Горького— принимали участие в конкурсах фестиваля. Международное
жюри возглавлял по традиции представитель рыбаков Латвии Алвар Гринбергс.
— Какие средства выражения темы «Человек и море»
наиболее целесообразны?
— Какой фильм является лучшим на фестивале?
Эти вопросы
мы задали некоторым участникам фестиваля еще до решения международного жюри.
Н. Рзаев — режиссер Бакинской студии телевидения, постановщик фильма
«Человек спасает Каспий»:
— Любой
труд в нашей стране уважаем. Но труд человека в море — это подвиг. Я видел
нефтяников Каспия. Какую надо иметь волю, чтобы противостоять стихии и
выполнить свой долг! О людях морской профессии надо говорить языком строгого
документа. Героизм и фальшь несовместимы. И еще одно. Мы, журналисты, обязаны
помогать людям моря и в своих работах ставить острые проблемы.
Кадр из фильма «Полтора часа до объятий» режиссеров О.Канищева и Е.Рябко |
Лучшим телефильмом фестиваля, на мой взгляд, является работа Владивостока «Полтора часа до объятий». В ней ощущается пульс человеческого контакта в момент долгожданной встречи флотилии.
Юровский А. Я.— кинодраматург, кинокритик:
-— Я не согласен с противопоставлением художественности и публицистичности. В
документальном телекино оба эти качества вместе должны служить созданию
документального образа. Я против обилия информационности — это задача живого
телевидения. А телефильмы должны рождать в недрах образа типизацию,
ценность которой не угасает со временем.
Информационность фильма «Полтора часа до объятий» равна нулю. Однако
нас волнует образ человеческого счастья, созданный в картине средствами документальной съемки и монтажа.
Бытка Влад — режиссер
Румынского телевидения:
— Некоторые телефильмы фестиваля — бесстрастная фотография объекта. Телекино
призвано авторской активностью
превращать жизнь в образ. Постановкой острой проблемы обращает на себя
внимание работа «Человек спасает Каспий». Но это еще не фильм. Для решения темы
авторы не используют многочисленные
средства кинематографической
выразительности. Я думаю примером тому, как можно решать тему, должен
служить фильм Владивостока «Полтора часа до объятий». Авторы обнаружили
профессиональное умение выразить свою
эмоциональность средствами монтажа.
...Корабль бросает якорь, волны разбиваются о камни берега. Навстречу
кораблю бежит женщина, вся — порыв, вся — ожидание счастья. Символика монтажа
рождает столкновение двух зарядов чувств, волнует зрителя художественной правдой
событий и свидетельствует о кинематографической зрелости авторов.
Пластичным кинематографическим решением отмечен и фильм телевидения
Чехословакии «Тишина».
Вуоренсола Кауко—режиссер финского телевидения:
— Я бывал на многих международных фестивалях, и мне интересно впервые
присутствовать на фестивале «Человек и море» в Советском Союзе. Труд человека
на море — это очень важная, объединяющая страны проблема
Можно спорить о путях решения этой проблемы, но я не теоретик. Однако считаю, что просто документальная фиксация события не интересна. Необходимо авторское, гуманное и поэтическое выражение идеи. Примером тому может служить фильм Владивостока «Полтора часа до объятий».
Ваняев Н. А.— минист-рыбного хозяйства РСФСЛ
— Будь я в составе жюри международного
фестиваля, главный приз присудил
бы телевизионному фильму
Владивостока «Полтора часа до объятий». В искусстве важно сочетание жгучей проблемы
и эффективных средств ее выражения. С этой точки зрения документ приобретает
силу обобщения лишь в том случае, когда автор увидит его своим особым
взглядом. Фильм поднимает тему очень важную для жизни портового
города — возвращение после девяти месяцев отсутствия китобойной флотилии. В
эмоциональном показе того, как единым дыханием живет в это утро город,
звучит апофеоз труду героев Антарктики.
Как видите, все единодушно отметили фильм «Полтора часа до объятий»
Приморского комитета по телевидению и радиовещанию. Именно он и получил Главный
приз — «Янтарную волну» — и Диплом 1-й степени.
Диплом 2-й степени и приз «Трезубец Нептуна» присужден телефильму
Румынского телевидения «Времена года и дельта».
Диплом 3-й степени и приз «Трезубец Нептуна» - телефильму Чехословацкого
телевидения «Тишина».
Диплом жюри и «Трезубец Нептуна» за удачное творческое решение важной
проблемы средствами телевизионной публицистики вручен Азербайджанскому
госкомитету по телевидению и радиовещанию за телефильм «Человек спасает
Каспий».
Кроме того, диплом и приз Союза
кинематографистов СССР присужден
Венгерскому телевидению за телефильм «Виденная рыба». Приз Союза кинематографистов
Латвии присужден Польскому телевидению за телефильм «Рейс».
Г.. ГРЕШИЛОВА,
Ю. ИВАЩЕНКО,
спец. корреспонденты