ПРЕДСЕДАТЕЛЯМ КОМИТЕТОВ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ

И  РАДИОВЕЩАНИЮ

ЗАМЕСТИТЕЛЯМ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ

ТВОРЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ФИЛЬМОПРОИЗВОДСТВА

 

Направляем для сведения и использования в практической работе обзор телефильмов, представленных на У-ом Международном фестивале телевизионных фильмов «Человек и море» (Рига XII, 1970г.).

Автор обзора - кандидат искусствоведческих наук, доцент МГУ, кинодраматург  Юровский А.Я.

 

 

  

 

  Заместитель начальника                             

Главного управления местного

телевидения и радиовещания

          В.НАЗАРОВ

 

 

 

У-ый Международный фестиваль телевизионных фильмов «Человек и море» проходил в Риге с 1 по 4 декабря 1970 года. В его конкурсе приняли участие телевизионные организации: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии и Финляндии. Ими было представлено 23 телевизионных фильмов,  из которых 20 принимали участие.

Главный приз «Янтарная волна» и диплом первой степени Приморскому комитету по телевидению и радиовещанию за фильм «Полтора часа до объятий».

Диплом второй степени и приз «Трезубец Нептуна» присужден Ру­мынскому телевидению за фильм «Времена года и дельта».

Диплом третьей степени и приз «Трезубец Нептуна» присужден Чехословацкому  телевидению за фильм «Тишина».

Жюри также присудило:

Госкомитету Совета Министров Азербайджанской ССР по телевидению и радиовещанию – Диплом и «Трезубец Нептуна» за удачное творческое решение важной проблемы средствами публицистики в фильме «Человек спасает  Каспий».

Газете «Советская культура» - диплом и приз «Трезубец Нептуна» за активную пропаганду фестиваля «Человек и море».

Кроме того:

диплом и приз Союза кинематографистов СССР присужден Венгерскому телевидению за фильм «Виденная рыба»;

приз Союза кинематографистов Латвии присужден Польскому телевидению за фильм «Рейс».

Оргкомитет принял решение о проведении фестиваля «Человек и море» один раз в два года.

 

ОБЗОР

телевизионных фильмов, предоставленных на У-ом Международном фестивале «Человек в море».

 

Человек и море. Тема вечная, но в тоже время  всегда новая. В чем же ее привлекательность, почему именно к ней так часто  обращаются писатели и поэты, деятели изобразительного искусства, кино и театра?                                     

Вероятно, потому, что противоборство или содружество человека и моря позволяют, а часто и требует раскрыть такие стороны души человека, такие высоты его духа, какие не могут не привлечь внима­ние художника.

Предмет искусства - человек, его страсти и надежды, радости и горести, его свершения, победа и неудачи, его сила и слабость, - то есть весь богатейший мир его дуги. Человек и море - тема, позво­ляющая показать человека в момент высшего напряжения сил, духовных и физических.                        

Именно этой теме и был посвящен У Международный фестиваль         «Че­ловек и море», проходивши в декабре 1970 года в Риге.

Но, к сожалению, справедливости ради надо заметить, что на фе­стивальном экране было много моря и мало человека. Речь в данном случае идет не об увлечении пейзажными съемками в ущерб портрету, а о поверхностном показе людей.

Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров.

Вот, например, фильм Крымского комитета по телевидению и радиовещанию  «Надо мной океан» (режиссер В.Демин, оператор В.Кузьменко) В титрах фильма значатся: "Сценарий и стихи капитана I ранга С. Ор­лова". Авторы задались целью на материале будничных эпизодов плавания подводной лодки рассказать, как сказано в аннотации к фильму, "о людях самой, пожалуй, суровой морской профессии - о моряках-подводниках". Беру на себя смелость утверждать, что о людях-то фильм  почти ничего и не сообщает. Мы видим на экране матросов и офицеров, видим приборы и аппараты, видим волны, закаты, буруну. Но кто они - эти матросы я офицеры? Что они за люди? Что думают, что чувствуют? Каково человеку жить и работать в таких условиях, под многометровой толщей воды? Сказать " трудно" – значит, ничего не сказать, так как мы понимали это и до того, как увидели фильм. Однако " понимать" не то же самое, что "чувствовать". Глядя на экран, мы получили какую-то сумму информации (невысокой ценности, так как в ней нет новизны), но фильм не взволновал нас, не пробудил наших чувств, ибо внутренний мер подводников остался нераскрытым, об их думах и заботах мы, почти ничего не узнали.

Я говорю "почти" потому, что в фильме есть текст (местами стихотворный), с помощью которого автор пытается решить поставленную за­дачу. Он, вероятно, и решил бы ее, если бы текст был теснее связан с изображением. В фильме изображение носит чисто информационный, иллю­стративный характер. А между тем наша операторская школа, идущая от Головни, Тиссэ, Кармена, Микоши, особенно хорошо умеет создавать вы­разительные портреты людей.

Главная функция кадра в этом фильме - иллюстрировать текст. Но текст слишком прямо, а точнее примитивно, связан с изображением, в результате чего сам часто становится иллюстративным, хотя в нем есть строки, которые как-то приподнимаются над уровнем иллюстративности, свойственной фильму. Беда фильма еще и в том, что он вопреки намерению авторов не поэтичен, пусть в нем есть стихи, не лиричен, пусть в нем есть закаты и волны.

Самое интересное в фильме - это, на мой взгляд, цитированный выше титр: "Стихи капитана I ранга Ю.Орлова". Очень хотелось бы познако­миться с офицером, командиром подлодки, который пишет стихи, и непло­хие! Уверен, что каперанг Орлов достоин стать героем фильма, притом – неожиданного,  интересного, отнюдь не простого. Жаль, что знакомство с этим человеком не состоялось.

Снятый на той же телестудии автором-оператором Э.Дмитриевым фильм   "Подруги" тоже, к сожалению, не может быть отнесен к числу достиже­ний телевизионного кинематографа. Речь в этой ленте идет о двух кораблях-рыбзаводах, носящих имя Героев Советского Союза Н.Ковшовой и М.Поликарповой, погибших в Великой Отечественной войне. Автор фильма стре­мится выразить на экране мысль о преемственности поколений, о связи ратного подвига, совершенного во имя Родины, с подвигом трудовым.

Вс. Пудовкин писал об асинхронности как о принципе звукового кино. Мы слишком редко вспоминаем эту мысль Пудовкина, фильмы наши, фигурально выражаясь, слишком синхронны. Связи между словом и изображением, между текстом и монтажом тогда плодотворны, когда их функции не совпадают.

Контрапункт слова и изображения, а не унисон - вот путь, идя по кото­рому легче и быстрее всего можно придти к созданию образа. Об этой не­хитрой истине забыл и автор " Подруг".

В фильме немало хорошего - прежде всего, это портреты девушек-матро­сов, работниц рыбзавода. Они прекрасно сняты, в них есть художественная  выразительность, индивидуальная характеристика. Вообще качество съемки 'в фильме свидетельствует о том» что Э.Дмитриев - оператор сильнее, чем Э.Дмитриев – режиссере, а тем паче, чем Э.Дмитриев - сценарист. В дикторском тексте нет ничего ошибочного, но нет и ничего яркого, сильного, необычного.

В фильм дважды "врывается" голос капитана, который желает счастли­вого пути кораблю, возвращающемуся в порт. И сразу оживает кадр: столь­ко настоящей, трепещущей жизни в этом голосе, столько волнения, страсти. Заметим, в этот момент в кадре нет лица говорящего, а есть море, корабль, волны, но срывающийся, захлебывающиеся, торопящийся голос сплетается - в контрапункте - со скромным, без претензий, изображением, и этот кадр волнует, будет эмоции. Думается, что недостатки фильма " Подруги" пред­определены сценарием, недостаточно глубоко выражающим мысль, определяющим монтаж, направляющим развитие действия.

Следует признать, что современному документальному телефильму прису­ще преобладание информационности над образностью. В подавляющем большинстве представленных на фестивале фильмов авторы даже и не стремятся к созданию образа, ограничиваясь информированием зрителя о фактах и яв­лениях. Справедливость требует отметить, что упрек этот в полной мере относятся и к большинству фильмов, представленных на конкурс телевидением Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии.

Спора нет, информационная функция телевидения - одна из важнейших.  Но правомерно ли выполнить эту функцию средствами телефильма? Ведь телефильм дает широкие возможности для отбора, монтажа, идейно-художественного осмысления материала, для создания художественно-документального, т.е. публицистического образа. Фестиваль со всей убедительностью показал, что именно на этом пути телефильм одерживает победы. Лучший тому пример - фильм Владивостока "Полтора часа до объятий", получивший Главный приз фестиваля - "Янтарную волну".

В чем секрет успеха этой короткой, пятнадцатиминутной картины?

Ответ на этот вопрос прост - она рассказывает о Человеке. Снятая в репортажной манере (а репортаж для телевидения вообще - это не только жанр, но один из главных методов отражения действительности), картина обладает сравнительно незначительной информационной ценностью. Хотя она и сообщает какой-то минимум информации (место и время действия, срок разлуки моряков с близкими), сведения эти не имеют существенного значения для восприятия фильма. Ценность его заклю­чается в художественном, образном осмыслении материала. И съемки, и монтаж в фильме таковы, что едва ли не за каждым портретом, за каждой монтажной фразой зритель ощущает такой накал эмоций, такое бушевание страстей, что не может остаться равнодушным, мы улавливаем тончайшие нюансы переживаний, мы видим (и понимаем!) живых, реальных людей в момент переживания сильного и острого чувства, счастья от встречи с близкими. Снайперски точный монтаж, прекрасно отработанная фонограмма (и речь, и музыка, и шумы), введение в событие, протекающее сейчас, ретроспективных кадров океанского похода, - все это и создает обобщенно-типизированный, и вместе с тем, конкретный, реальный образ, говорящий зрителю о человеке и море больше, чем многие метры унылоповествовательных, описательных кадров.

          Далее

 

 

Hosted by uCoz