НЕМНОГО О МОРСКОЙ СТИХИИ

Автор: Руденко – спец. корр. «Советской культуры»

(газета «Советская культура», 31 января, 1970г.)

 

ЭТОТ ставший традиционным конкурс телефильмов выде­ляется заметным своеобрази­ем. Его девиз «Человек и море» бу­дит воображение и действует неот­разимо даже на сугубо сухопутные души.

У конкурса, впрочем, вполне де­ловые задачи, выявить, поощрить наиболее талантливые телевизион­ные фильмы, рассказывающие о труде рыбаков и моряков. Устрои­тели — Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Минист­ров СССР, союзные министерства морского флота и рыбного хозяйст­ва, Союз журналистов. Активное участие двух министерств в организации смотра весьма симптома­тично. Само собой, существуют и ведомственные   соображения, по главное здесь видится в том,  что хозяйственники ищут в телевидении, телевизионном  кино реального помощника в повседневной деятель­ности.  А в общем, если отвлечься от «морской» специфики творческих соревнований, мы имеем дело с направленным показом фильмов, по­священных современному человеку труда.  Подтвердив эго, проходивший в Клайпеде IV всесоюзный конкурс «Человек и море» не мог не отразить многих насущных про­блем сегодняшнего телевизионного кинематографа

СТАЛО хорошим тоном гово­рить о профессиональном ро­сте телекино. Эти высказыва­ния вполне мирно уживаются с дру­гими — о том, что телевизионный фильм все еще робко проникает в глубины современной жизни, в глу­бины социального бытия человека наших дней. Разговоры и первого, и второго толка вошли в привычный дискуссионный ассортимент. Чтобы убедиться в этом, достаточно побы­вать на любом обсуждении телекинопродукции.

От разговоров о беспроблемности телефильма в равной степени уста­ли и критикующие, и критикуемые. Тем не менее, рассуждения на этот счет выслушиваются представителя­ми ТВ с вежливым и доброжела­тельным вниманием. А почему бы и нет, если разного рода обсуждения никого ни к чему не обязывают?

Поэтому не станем повторять ар­гументы в пользу проблемного те­лефильма. Посмотрим на программу клайпедского смотра.

Мне  уже приходилось писать в «Советской культуре о фильме эстонского телевидения «Моё я», где авторы, анализируя факты будничной жизни рыболовецкого колхоза, заставляют и нас задуматься отношением человека к своему гражданскому долгу, общественным делам. Эта картина была показана вне конкурса. А в конкурсной про­грамме только фильм «Море людей» (Бакинская студия) сделал попытку привлечь внимание зрителей к ост­рому, актуальному вопросу. Речь идет о Каспии, об оскудении его рыбных богатств. Легко заметить профессиональные просчеты филь­ма: публицистичное и научно-попу­лярное начала существуют в нем порознь, подчас, мешая друг другу. И все же отдадим должное телеви­зионным кинематографистам Азер­байджана. Они касаются взаимоот­ношений человека и природы, одной из насущных проблем нашего века.

А КАК ЖЕ остальные работы, показанные во Дворце куль­туры Клайпедского торгового порта?

Что ж, лучшая их часть вполне подтверждает   профессиональный рост телевизионного кинематогра­фа. И с удовольствием отмечаешь, что фильмы проникнуты подлинным уважением к людям моря, их труд­ной и необходимой работе. И раду­ешься творческим «изюминкам», - какое оживление вызвал (опять-та­ки   показанный   вне конкурса) фильм рижан «Кросс», в котором отношения человек — море показа­ны с изобретательным и щедрым юмором.  Картина, подчеркиваем, документальная.

Ну, а что касается фильмов ана­литических, исследовательских, их, кроме уже упомянутых, не было.

Главный приз получила картина Владивостокского телевидения «Полтора часа до объятий».  Она была действительно лучшей в конкурсной программе. Вы видите го­род, готовящийся к встрече китобойной флотилии, видите китобоев, рвущихся к родному берегу после девятимесячного плавания, присут­ствуете при свидании людей, разлу­ченных морем. Здесь не боятся от­крытого выражения своих чувств. О людях у кинокамеры можно сказать то же самое

Сценарист Ю Леонов, режиссеры О. Канищев и С. Рябко, операторы сделали многое в рамках очерченной для себя творческой задачи. Так, может, самое время говорить об этих самых рамках? И не только отмечать крепнущую от фильма к, фильму режиссуру того же Олега Канищева, но и задуматься над тем, как   используется телевизионным кино, обретаемое профессиональное мастерство?

Женщина с девочкой идут по пирсу, сгибаясь под струями дождя, а в море, разрезая штормовую вол­ну, упорно стремится к берегу ко­рабль, в фильме немало монтаж­ных сопоставлений, активно рабо­тающих на авторскую мысль и за­данное настроение. Придя в толпу встречающих,   кинокамеры точно схватывают оттенки человеческой психологии, рисуя беглые, но выра­зительные портреты.  Вот с такой бы профессиональной вооруженно­стью двинутся на открытие новых жизненных пластов, изучение повседневности людей, которые в порту поднимают за встречу бокалы с шампанским.

Именно изучение.

Оператор Крымского телевидения  Сыщук провел немало дней на борту тунцеловного бота, стал сво­им человеком в команде крохотного суденышка.  Его фильм «Рыбаки» привлекает как раз заинтересован­ным личным отношением к людям, вышедшим в море работать. Выбор­ка яруса снята почти с подлинно рыбацким азартом, вы успеваете почувствовать и характер труда тунцеловов, и особенности их открывающихся в труде характеров. Но за этой яркой репортажностью вы так и не сможете разглядеть жизнь че­ловеческого коллектива — не в ви­димом и зафиксированном ее про­явлении, а в реальном многообра­зии.  Узнав, как люди работают, вы хотите узнать, о чем и как они ду­мают, каков круг их стремлений, что привело их в море, насколько они удовлетворены тем, чего достиг­ли.

Чтобы ответить на все эти вопро­сы, одного обращения к будням ма­ло. А «Рыбаки» — один из лучших фильмов клайпедского смотра.

БУШУЮТ волны, ветер свищет, люди и суда борются со сти­хией, идет лов рыбы, летят чайки, солнце на небе, небо в ту­чах...

В каком   фильме это снято? «Встретимся в Атлантике» (Петро­заводск)? «У северных дальних ши­рот» (Петропавловск-Камчатский)? «Я слышу голос твой» (Донецк)? «Наши координаты» (Владивосток)?

Экзотика соблазнительна, и из фильма в фильм кочуют неразличимые «морские» кадры.

Трудно отделаться от впечатле­ния, что многие конкурсные работы сняты с гигантского расстояния от объекта съемки, когда в кадр попа­дают только шаткая палуба, да ры­боловецкая снасть, да человеческие фигуры без признаков индивидуаль­ности.  И получается невеселый па­радокс: на экране — люди моря, диктор без конца говорит о людях моря и трудном их счастье, а вы никак не можете попасть в сообще­ство этих людей, понять их взаимо­отношения и проблемы.

Нет искусства специально для мо­ряков или лесорубов. Но каждый человек живет в своей профессио­нальной среде, определяющей не только манеру его поведения, а и характер, и зачастую восприятие жизни. Не считаться с этим нельзя. В серьезном искусстве особенно, в документальное кино — это все-таки серьезное искусство

Можно только повторить: пока­занные в Клайпеде фильмы сдела­ны с уважением к труженикам моря и внушают это уважение зрителю. Картина литовского телевидения «Капитан» знакомит с Альфредасом Ойя, ветераном, ученики которого провожают в море своих учеников. Калининградцы привезли динамич­ный фильм-репортаж «На вахте балтийцы», который вводит в будни «морских саперов», команды траль­щика. Немало острых кинонаблюде­ний в фильме Сахалинской студии «На Рыбновском побережье», пока­завшем жизнь рыбаков-нивхов. Но было, к сожалению, слишком много работ, где добрые намерения авто­ров не подкреплялись ни знанием кинематографических профессий, ни ярким журналистским поиском. Эн­тузиазм всегда привлекает, только бывают случаи, когда одного энту­зиазма мало.

И главное - завоеванный телевизионным кинематографом и трудно давшийся  ему профессиональный опыт должен получить наиболее достойное применение. Это вполне ре­ально, если на студиях сложится атмосфера поощряющего практиче­ского внимания к работам телеки­но, поднимающим насущные пробле­мы дня. От этого выиграют и теле­видение, и зритель, выиграют и критики, которым не придется утом­лять читателей и практиков ТВ са­краментальными   разговорами  о пользе проблемного телефильма.

КЛАЙПЕДА — МОСКВА

 

 

 

 

Hosted by uCoz