НЕМНОГО
О МОРСКОЙ СТИХИИ
Автор: Руденко – спец. корр. «Советской культуры»
(газета «Советская культура», 31 января, 1970г.)
ЭТОТ
ставший традиционным конкурс телефильмов выделяется заметным своеобразием.
Его девиз «Человек и море» будит воображение и действует неотразимо даже на
сугубо сухопутные души.
У конкурса, впрочем, вполне деловые задачи, выявить, поощрить наиболее
талантливые телевизионные фильмы, рассказывающие о труде рыбаков и моряков.
Устроители — Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР,
союзные министерства морского флота и рыбного хозяйства, Союз журналистов.
Активное участие двух министерств в организации смотра весьма симптоматично.
Само собой, существуют и ведомственные
соображения, по главное здесь видится в том, что хозяйственники ищут в телевидении, телевизионном кино реального помощника в повседневной
деятельности. А в общем, если
отвлечься от «морской» специфики творческих соревнований, мы имеем дело с
направленным показом фильмов, посвященных современному человеку труда. Подтвердив эго, проходивший в Клайпеде IV
всесоюзный конкурс «Человек и море» не мог не отразить многих насущных проблем
сегодняшнего телевизионного кинематографа
СТАЛО
хорошим тоном говорить о профессиональном росте телекино. Эти высказывания
вполне мирно уживаются с другими — о том, что телевизионный фильм все еще
робко проникает в глубины современной жизни, в глубины социального бытия
человека наших дней. Разговоры и первого, и второго толка вошли в привычный
дискуссионный ассортимент. Чтобы убедиться в этом, достаточно побывать на
любом обсуждении телекинопродукции.
От разговоров о беспроблемности телефильма в равной степени устали и
критикующие, и критикуемые. Тем не менее, рассуждения на этот счет
выслушиваются представителями ТВ с вежливым и доброжелательным вниманием. А
почему бы и нет, если разного рода обсуждения никого ни к чему не обязывают?
Поэтому не станем повторять аргументы в пользу проблемного телефильма.
Посмотрим на программу клайпедского смотра.
Мне уже
приходилось писать в «Советской культуре о фильме эстонского телевидения «Моё
я», где авторы, анализируя факты будничной жизни рыболовецкого колхоза,
заставляют и нас задуматься отношением человека к своему гражданскому долгу,
общественным делам. Эта картина была показана вне конкурса. А в конкурсной программе
только фильм «Море людей» (Бакинская студия) сделал попытку привлечь внимание
зрителей к острому, актуальному вопросу. Речь идет о Каспии, об оскудении его
рыбных богатств. Легко заметить профессиональные просчеты фильма:
публицистичное и научно-популярное начала существуют в нем порознь, подчас,
мешая друг другу. И все же отдадим должное телевизионным кинематографистам
Азербайджана. Они касаются взаимоотношений человека и природы, одной из
насущных проблем нашего века.
А КАК ЖЕ остальные работы, показанные во Дворце культуры Клайпедского
торгового порта?
Что ж, лучшая их часть вполне подтверждает профессиональный рост телевизионного кинематографа. И с
удовольствием отмечаешь, что фильмы проникнуты подлинным уважением к людям
моря, их трудной и необходимой работе. И радуешься творческим «изюминкам», -
какое оживление вызвал (опять-таки
показанный вне конкурса) фильм
рижан «Кросс», в котором отношения человек — море показаны с изобретательным и
щедрым юмором. Картина, подчеркиваем,
документальная.
Ну, а что касается фильмов аналитических, исследовательских, их, кроме
уже упомянутых, не было.
Главный приз получила картина Владивостокского телевидения «Полтора часа
до объятий». Она была действительно
лучшей в конкурсной программе. Вы видите город, готовящийся к встрече
китобойной флотилии, видите китобоев, рвущихся к родному берегу после
девятимесячного плавания, присутствуете при свидании людей, разлученных
морем. Здесь не боятся открытого выражения своих чувств. О людях у кинокамеры
можно сказать то же самое
Сценарист
Ю Леонов, режиссеры О. Канищев и С. Рябко, операторы сделали многое в рамках
очерченной для себя творческой задачи. Так, может, самое время говорить об этих
самых рамках? И не только отмечать крепнущую от фильма к, фильму режиссуру того
же Олега Канищева, но и задуматься над тем, как используется телевизионным кино, обретаемое профессиональное
мастерство?
Женщина с девочкой идут по пирсу, сгибаясь под струями дождя, а в море,
разрезая штормовую волну, упорно стремится к берегу корабль, в фильме немало
монтажных сопоставлений, активно работающих на авторскую мысль и заданное
настроение. Придя в толпу встречающих,
кинокамеры точно схватывают оттенки человеческой психологии, рисуя
беглые, но выразительные портреты. Вот
с такой бы профессиональной вооруженностью двинутся на открытие новых
жизненных пластов, изучение
повседневности людей, которые в порту поднимают за встречу бокалы с шампанским.
Именно изучение.
Оператор Крымского телевидения
Сыщук провел немало дней на борту тунцеловного бота, стал своим
человеком в команде крохотного суденышка.
Его фильм «Рыбаки» привлекает как раз заинтересованным личным
отношением к людям, вышедшим в море работать. Выборка яруса снята почти с
подлинно рыбацким азартом, вы успеваете почувствовать и характер труда
тунцеловов, и особенности их открывающихся в труде характеров. Но за этой яркой
репортажностью вы так и не сможете разглядеть жизнь человеческого коллектива —
не в видимом и зафиксированном ее проявлении, а в реальном многообразии. Узнав, как люди работают, вы хотите узнать,
о чем и как они думают, каков круг их стремлений, что привело их в море,
насколько они удовлетворены тем, чего достигли.
Чтобы ответить на все эти вопросы, одного обращения к будням мало. А
«Рыбаки» — один из лучших фильмов клайпедского смотра.
БУШУЮТ волны, ветер свищет, люди и суда борются со стихией, идет лов
рыбы, летят чайки, солнце на небе, небо в тучах...
В каком фильме это снято?
«Встретимся в Атлантике» (Петрозаводск)? «У северных дальних широт»
(Петропавловск-Камчатский)? «Я слышу голос твой» (Донецк)? «Наши координаты»
(Владивосток)?
Экзотика соблазнительна, и из фильма в фильм кочуют неразличимые
«морские» кадры.
Трудно отделаться от впечатления, что многие конкурсные работы сняты с
гигантского расстояния от объекта съемки, когда в кадр попадают только шаткая
палуба, да рыболовецкая снасть, да человеческие фигуры без признаков
индивидуальности. И получается невеселый
парадокс: на экране — люди моря, диктор без конца говорит о людях моря и
трудном их счастье, а вы никак не можете попасть в сообщество
этих людей, понять их взаимоотношения и проблемы.
Нет искусства специально для моряков или лесорубов. Но каждый человек
живет в своей профессиональной среде, определяющей не только манеру его
поведения, а и характер, и зачастую восприятие жизни. Не считаться с этим
нельзя. В серьезном искусстве особенно, в документальное кино — это все-таки
серьезное искусство
Можно только повторить: показанные в Клайпеде фильмы сделаны с
уважением к труженикам моря и внушают это уважение зрителю. Картина литовского
телевидения «Капитан» знакомит с Альфредасом Ойя, ветераном, ученики которого
провожают в море своих учеников. Калининградцы привезли динамичный
фильм-репортаж «На вахте балтийцы», который вводит в будни «морских саперов»,
команды тральщика. Немало острых кинонаблюдений в фильме Сахалинской студии
«На Рыбновском побережье», показавшем жизнь рыбаков-нивхов. Но было, к
сожалению, слишком много работ, где добрые намерения авторов не подкреплялись
ни знанием кинематографических профессий, ни ярким журналистским поиском. Энтузиазм
всегда привлекает, только бывают случаи, когда одного энтузиазма мало.
И главное - завоеванный телевизионным кинематографом и трудно
давшийся ему профессиональный опыт
должен получить наиболее достойное применение. Это вполне реально, если на
студиях сложится атмосфера поощряющего практического внимания к работам телекино,
поднимающим насущные проблемы дня. От этого выиграют и телевидение, и
зритель, выиграют и критики, которым не придется утомлять читателей и
практиков ТВ сакраментальными
разговорами о пользе проблемного
телефильма.
КЛАЙПЕДА — МОСКВА