«ЧЕЛОВЕК И МОРЕ»
Раздумья после телефестиваля.
Автор: М.Пярн, заслуженный артист Латвийской ССР,
Главный режиссер Рижского телевидения
(газета «Советская культура», 9 января, 1971г.)
КАК УЖЕ известно читателям «Советской культуры», пятый фестиваль телевизионных
фильмов Интервидения «Человек и море»
прошел представительно и успешно.
Всякое общение — благо.
Несомненен положительный эффект и данного фестиваля. Я не только потому, что на нем разгорелось творческое состязание, увенчавшееся прекрасными наградами: призы «Янтарная
волна» и «Трезубец Нептуна», созданные латышским мастером. Инарой Гулбе и исполненные в мужественном материале
— кованое железо и янтарь, представляют
собой большую самостоятельную художественную ценность. Но дело не только в призах и поощрениях. И не только в безупречной
организации фестиваля, в его отлично продуманной внешней, «парадной» стороне. Дело в тех «зернах» опыта, которыми
мы поделились друг с другом, дело в выявившихся заботах и проблемах, которые настоятельно
требуют раздумий и решений,
Почти в каждом из двадцати фильмов, допущенных к конкурсу, были и такие «зерна», и такие
заботы.
Девиз фестиваля «Человек и море»
вполне правомочен, хотя и не
исключителен. С не меньшим правом мы
могли бы посвящать свои совместные усилия и таким темам, как «Человек и
недра», или «Человек и небо», или «Человек
и стройка» и т. п. Словом, нас интересует человек. Его взаимоотношения
со средой. Его конфликт со стихией. Его приоритет в этом конфликте. И анализ
того нового, что вносят в отношения человека с миром, в его деятельность как покорителя стихии новые
законы жизни нового общества.
Профессия труженика моря дает благодатнейшие
возможности для такого
художественного анализа.
Можно отметить, что с каждым годом, с
каждым фестивалем в демонстрируемых лентах все более выпукло вырисовывается
ведущая роль Человека в его дуэте с морем. Раздвигаются и тематические рамки
самого фестиваля. Если поначалу в фокус телеобъектива попадал только рыбак, то
теперь героем фестивальных фильмов стал и моряк, и речник, и подводник, и
пограничник.
Кроме документального жанра, в
пределах которого, как показал
фестиваль, идет поиск, пора
подключаться к другим жанрам телевизионного искусства. Нужен
художественный телефильм, помогающий
решить тему. К сожалению, не
только для «малого», но и
для «большого» экрана таких лет
в последние годы выпускается
мало.
Хотя
труд «скитальцев морей», испытания, выпадающие на их долю и на долю их близких,
дают богатейший материал для глубоких художественных исследований. Особенно
важно и интересно прослеживать становление новой психологии и нравственности,
рождение нового характера, этического
склада моряка в новых социальных условиях.
НА ФЕСТИВАЛЕ были продемонстрированы фильмы,
очерки, научно- популярные .
ленты, эмоциональные зарисовки,
фильмы с заявками на социально-психологические
обобщения. Был и фильм портрет, и фильм
шутка, и фильм поэма. Как видите,
жанровое разнообразие налицо.
Однако иной раз «заявки»
авторов так и оставались нереализованными или даже реализация их шла вразрез с
замыслом. При этом количество
прямой информации, содержащейся в
документальном фильме, вовсе не всегда
оказывалось прямо пропорциональным
силе его эмоционального заряда.
Так, например, фильм призер «Полтора часа до объятий», созданный во Владивостоке, по сумме заложенной в нем информации весьма скромен. Но острым
глазом подмеченные психологические детали, умело снятые кадры, точно и эмоционально смонтированные
затем режиссером в соединении с очень
«телевизионной» музыкой, дали отличный результат.
Близкие, любимые встречают корабль, возвращающийся из долгого
плавания. Волнения ожидания и, наконец, сама встреча…Такие сюжеты мы вроде
видывали уже не раз. Но дальневосточным товарищам удалось на этом нехитром сюжете
показать удивительную экспрессию чувств.
Действие
развивается в двух центростремительных
планах: преодолевая океанский шторм и усталость команды, рвется к дому корабль; к пристани бежит девушка с
букетом цветов. Ее порыв стремительно нарастает и захватывает как бы весь
город. Вот он уже весь словно мчится к
причалу, где через полтора часа сомкнутся объятия…
Кадры монтируются короткими планами. Возникают
два образа, разных и единых — стремления, верности, любви. Два заряда эмоционального
электричества. И вот они сталкиваются. Взрыв чувств! Встреча! Тут, даже вовсе не
сентиментальные люди потянулись за носовыми платками.
Еще пример. В литовском фильме «Капитан» мы с захватывающим интересом слушали рассказ старого «морского волка»,
человека необычайной, героической
судьбы, патриарха литовского советского мореплавания, капитана Оя Расскаэ его покорял нас
искренностью, простотой. Но как только
старого капитана перебивал закадровый дикторский голос, мы испытывали чувство
досады, интерес к фильму падал, атмосфера
интимного взаимного расположения между героем экрана и зрителем
улетучивались.
Вообще,
дикторский комментарий — зыбкая, «тонкая» материя. И если в фильмах
«Рейс» (Польша) и «Разведчики» (Владивосток)
закадровые голоса дикторов все-таки убедили нас своей простотой, юмором, то
выспренние, заумные «поэзы» в фильме «Надо мной океан» (Симферополь) вызвали всеобщее недоумение и
напрочь испортили впечатление
от ленты.
Этот спор старый: что в телевидении главнее — слово или изображение? По-моему, последнее, разумеется, с учетом и
размера экрана и его разрешающих способностей
Перед нами
фильмы «Тишина» (Чехословакия),
«Йурмо» (Финляндия) «Машопи» (Польша) Во всех трех отображена жизнь рыбаков на маленьких, заброшенных островах.
В
«Йурмо» показана безысходность участи людей, промышляющих салаку на северном
островке Финляндии. Природа сурова и жестока, жизнь безрадостна и
трудна. Молодежь уходит в города. Никому нет дела до горсточки рыбаков, ведущих извечный спор
со стихией. Горсточка людей,
выброшенных за борт большой жизни. Страшный образ одиночества «Тишина» по теме
почти повторяет финскую ленту. Но по
силе эмоционального воздействия чехословацкий фильм значительнее, сильнее.
Умелой, талантливой рукой
режиссера все художественные средства
направлены к реализации
доминирующей мысли: показать отверженность, замкнутость, безысходность
жизненного круговорота, разобщенность людей в капиталистическом мире. Эта мысль обретает образ, обобщенно символизируется
в клочке земли, в нагромождении бесплодных камней, отрезанных от Большой земли морем.
Здесь гибнут надежды, еще не родившись. И, как горький вопль отчаяния, повисает в воздухе фраза: «Без
соседей жить нельзя».
Поляки
использовали иную тональность. Да, и на польском рыбацком островке жизнь нелегка, он тоже
отрезан от суши, от цивилизации от мира.
Но чувствуется, что где- то
рядом бьются сердца. Можно
встретиться друг с другом, поспорить за кружкой пива, можно чуть
прихвастнуть, но в лихую минуту можно
на кого- то опереться. Здесь есть
элементы человеческой солидарности.
Эти фильмы (но особенно «Тишина») убеждают,
какое огромное значение имеет эстетика
телевизионного кадра, котором мы
так часто пренебрегаем. Строжайше
точный отбор материала, попадающего в
кадр во время съемки и на экран, при
монтаже, — как это важно. Композиционная рыхлость
изображения не только не
воспитывает глаз зрителя, но утомляет
его унылым однообразием, серостью, мешает реализации замысла, какой бы
актуальный текст ни сопровождал ленту.
Важно найти, увидеть интересный, точный факт. Но не менее важно найти
средства его художественной подачи. Это прописная истина. Но, к сожалению, о ней приходилось
вспоминать снова и снова, сидя в фестивальном просмотровом зале. Потоком шла по экрану хладнокровная
информация, бесстрастная регистрация жизни. И лишь изредка
пробивалась активная творческая воля
автора, регламентирующая отбор жизненных фактов, ищущая главный, единственно
возможный кадр, защищая его от засорения второстепенным, отвлекающим, наносным
«Человек
и море». Я говорил уже, как важно привлечь внимание мастеров художественного
телефильма к этой богатой и благородной теме.
Но не менее важно, право,
научиться художественному отношению к факту, к документу, не подавляя
зрителей обилием информации, а достигая
максимальной эмоциональной отдачи
творческим проникновением в суть строго отобранного факта, анализом, осмыслением
его.
М. ПЯРН,
заслуженный артист Латвийской ССР.
РИГА.