Телевидение: день за днем
ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Автор – Вл.Свиридов
(газета «Красное знамя», 7 августа, 1971г.)
В нынешнем году владивостокскому «Дальтелефильму» исполняется 10 лет. Десять лет назад
был создан первый фильм на собственной базе «Город на Тихом океане». А в одном
только 1970 году снято тринадцать фильмов.
0динадцагь лет студии отмечены призами и дипломами и вышли на
международный экран. Наша газета рассказывала о некоторых работах приморцев.
Предлагаем короткий репортаж из Владивостока — о фильмах последних месяцев, о
творческих тенденциях и дальнейших планах «Дальтелефильма».
Молодой коллектив приморских сценаристов, операторов, режиссеров уже
усвоил ту истину, что так называемая «дальневосточная экзотика» есть не только
в величавых видах тайги и штормах Тихого океана, но и в не меньшей степени в
человеческих характерах… И, пожалуй, интересной и перспективной чертой
продукцией «Дальтелефильма» я назвал бы
не раздвоение этих двух начал, а поиск их соприкосновения, пластического
слияния.
Это исходит из самой сущности жизни в бурно развивающемся крае, где
недавно был создан мощный Дальневосточный научный центр Академии наук СССР, и в ближайшее время
возникнут новые научно-исследовательские институты на его основе. Да, здесь
много и экзотики, и много необычных, колоритных, целеустремленных и беспокойных
людей.
Оба указанных начала удачно сплавились в волнующий образ суровых и
по-своему щедрых к дальневосточникам будней Приморье в фильмах «Дорога легла за
экватор» (режиссер О.Канищев, оператор П.Якимов), «Полтора часа до объятий»
(режиссеры О.Канищев, Е.Рябко, операторы Б.Колобов, И.Мирный, Ю.Михлик,
М.Рыжов, П.Якимов), «От Пулкоского до 132» (Режиссер К.Шацков, оператор
В.Рещук), «О диких оленях и пастухе Кармазине» (режиссер-оператор В.Соломин),
«Дальневосточники» (операторы И.Мирный, Ю.Михлик). В каждой работе ощущаешь
поиски своей манеры. Это отрадно. Ведь с таких поисков начинается художник.
Так для оператора П.Якимова характерна в последних лентах репортажная
интонация. Даже в очерковом материале он стремится как бы «врасплох» выискать в
происходящем событии характерную
динамичную деталь. Таким поиском отмечен его новый фильм «Уходят на флот
лейтенанты» (режиссер Э.Тополага).
Или скажем, сделанная в той же манере репортажного наблюдения лента
«Море у пирса» режиссера Сафрошина и оператора В.Рещука окрашена характерными
для авторов поэтическими тонами. Например, в стыке кадров: матрос вытирает
капельки пота со лба после нелегкой операции маленького буксира во льдах – и
светятся капельки воды на тросах. Словно сам буксир «вспотел» - скромный
труженик бухты Золотой рог, выводящий и встречающий гигантские суда в любое
время года, в любую непогоду.
Кстати, репортажный стиль свойствен многим работам студии. Он
присутствует даже в разработке в композиции отдельных кадров, как бы настраивая
зрителей подчас на физическое ощущение ситуации, обостряя их восприятие.
Например, в картине «Разведчики», показывающей, как нелегко разыскать косяки
рыбы в безбрежном море и океане, острый нос корабля стремительно разрезает
воды, уводя и зрителей вперед, к горизонту. Движение в кадре, помноженное на
движение камеры, обретает здесь особую
выразительную силу.
В фильме «тайга рассказывает» (о древнем мастерстве удэгейцев, их
обычаях и новой жизни в Красном Яру на Бикине) режиссер К.Шацков и оператор
В.Соломин уже начальным титром вовлекают зрителей в эпическую атмосферу тайги и
настраивают на соучастие. Старик – охотник из вековечной липы долбит лодку,
чтобы плыть к соседу на праздник. Мы рассматриваем кору старого дерева, слышим
голоса зверей и птиц, сливающиеся с песней старика о том, что он хочет дать
дереву новую жизнь - жизнь большой
лодки.
Развивает традиции дальневосточных этнографических лент мозаичный фильм «Таежные новеллы». Он тоже
снят в несколько репортажной манере путешествия.
Колоритны новеллы «За соболем, «Спящая красавица» (об открытии
спелеологами диковинного горельефа). И особенно выделяется среди них рассказ
«По тропе тигра» - об отважных наследниках таежного искусства тигроловов
Богдановых и Трофимовых. Авторы сняли
отлов тигров бригадой Средне-Иманского зверосовхоза. Сняли в отличие от многих
западных к4оммерческих лент, в которых людей принаряжают, без приукрашивания. И
от этого принципа «киноправды» еще большим уважением проникаются зрители к
мужественным таежникам, одетым в простецкие ватники, обросшим в нелегким
далеких переходах…
Сейчас у «Дальтелефильма»
знаменательный период – начинается и у него «цветовая эра»: режиссеры и
операторы готовятся снимать первые цветные фильмы. Среди них «Ханка» (режиссер
Л. Сафрошин, оператор В.Рещук, сценарист П.Марченко). Это будет кинорассказ об
истории уникального озера. Здесь гнездятся около 35 видов птиц, живет около 50
видов рыб. Акклиматизировалась ондатра. Возник рыборазводный завод. Фильм
ставит своей целью не только отразить экзотическую красоту места, но и то, как
человек бережет озеро где вечером под шелест ветел «глаза отдыхают от
увиденного днем»…
Цветной фильм «Легенда уссурийской тайги» (режиссер К.Шацков, оператор
Б.Колобов) делается в необычной документально-сказочной форме, он станет
своеобразным репортажем из первозданных мест Уссурии, повествованием о буднях
собирателей корня жизни женьшеня.
Каждый фильм – экзамен не только на профессиональное мастерство, но и …
на физическую выносливость: здесь привыкли к тому, что не только количество
снятых кадров, но и количество сотен километров, тысяч миль переходят в
качество продукции!
Для дальтелефильмовцев камера – оружие. Они снова уходят в горы, в уссурийские джунгли, в морские просторы: уходят с учеными, матросами, тигроловами, геологами, лесниками… По сути своей профессии они остаются первопроходцами.
Владивосток