С КИНОКАМЕРОЙ НА ДРЕЙФУЮЩЕЙ ЛЬДИНЕ.

Интервью с Виктором Гребенюком

(газета «Восход», суббота, 5 октября, 1974г. , г. Арсеньев)

 

 С февраля текущего года по вашему городу, по Анучинскому Яковлевскому и Чугуевскому районам работает собкором Владивостокской студии телевидения Виктор Иванович Гребенюк. Он сумел сделать для телевидения несколько впечатляющих кинолент, горячо одобренных телезрителями Приморья и получивших широ­кое признание членов жюри Всесоюзных и Международных смот­ров-конкурсов телевизионных фильмов.

Наш корреспондент беседовал с В. И. Гребенюком о его твор­ческом пути в качестве оператора студии «Дальтелефильм».

Что, по вашему мнению, за последнее время явилось наибо­лее впечатляющим в вашей твор­ческой деятельности в студии "Дальтелефильм»?         

 

В, И, Гребенюк. Военную служ­бу я проходил на Тихоокеанском флоте Вероятно, поэтому морская тематике мне близка и по­нятна.

Ранняя увлеченность «тайнами» телевидения привела на студию "Дальтелефильм». Сразу же ув­лекся обширным и разнообраз­ным миром нашей богатой, по­вседневной действительности.

На студии вначале работал ас­систентом оператора. Принимал участие в съемках фильмов на военную тематику из цикла теле­визионных лент «Человек и море». Первая из них — «Богатыри океа­на». Увлекательный документаль­ный рассказ снят с моим участи­ем в группе нашей студии о ге­роической   женщине, капитане дальнего плавания Анне Ивановне Щетининой, Был ассистентом опе­ратора при съемках художествен­ного телефильма «Хлеб».

Какие из телевизионных лент для вас особенно дороги, во вре­мя работы над которыми вам уда­лось проявить свою творческую индивидуальность?

В. И. Гребенюк.  Это, прежде всего, телефильм «Морская пехо­та», Режиссером этой ленты был Олег Канищев, оператором вмес­те со мной (при начальных съем­ках) — Петр Якимов.

«Морская пехота» снималась долго, хотя и по запланированно­му съемочному периоду. В этом телефильме рассказывается о жиз­ни, боевой учебе военных моря­ков береговой обороны, тактичес­ких занятиях ракетчиков. Несмот­ря на короткометражность этой документальной ленты, она охва­тила все важные стороны кипучей и многогранной деятельности вер­ного стража восточных рубежей Отчизны — морских пехотинцев.

Из газет и радиопередач приморцы узнали об успешном шест­вии по голубым экранам теле­фильма «Дрейфующий остров». Расскажите, пожалуйста, о работе над этой лентой.

В. И. Гребенюк, Это была труд­ная, захватывающая, интересная работа. После командировки в Севастополь на сборы к выезду в Заполярье нам было отведено всего два дня. Вылетели в Певек, где на ледоколе «Владивосток» и грузовом судне «Капитан Конд­ратьев» к тому времени уже раз­местились со всем своим обору­дованием участники полярной на­учной экспедиции станции «Се­верный полюс-22».

На этот раз высадка экспеди­ции на дрейфующую льдину-«остров» осуществлялась не с са­молетов, как это было раньше, а с ледоколов. Мне, кинооперато­ру, пришлось первым ступить на льдину, чтобы во всех подробно­стях запечатлеть на кинопленку сложный процесс высадки людей на льдину и начальное ее освоение. Это было осенью прошлого года.

Снимать фильм приш­лось   без сценарного текста, он писался одно­временно со съемками редактором   студии «Дальтелефильм» Бори­сом Лившицем.

В киноленте проведе­на параллель между вы­садкой на Северный по­люс экспедиции  И. Д. Папанина и нынешней.  Были использованы до­кументальные кадры из фильма папанинской эпопеи. Высадка из са­молетов     экспедиции Папанина проходила без тех мощ­ных технических средств, какие применялись во время освоения «острова» участниками экспедиции станции   «Северный полюс-22». Научным работникам, экипажам судов понадобилось всего трое суток для того, чтобы выгрузить на дрейфующий ледяной   ост­ров различное   оборудование, научную аппаратуру, тракторы, сборные помещения, продоволь­ствие и т. д.

Снимать фильм приходилось в пасмурную, со снегопадами, пого­ду, при однотонности красок не­ба и льдины. Это, разумеется, за­трудняло работу.

Интересными, не мой взгляд, получились кадры, в которых запечатлено прощание экипажей отходящих судов с научными ра­ботниками станции. Девять чело­век остаются среди белого без­молвия. Усиливается пелена густопадающего снега,  постепенно скрывая от наших глаз горстку храбрецов на льдине.

Телефильм «Дрейфующий ост­ров» можно сказать,  рождался за монтажным столом. Помимо основных моих съемок использо­вались кадры из работ операто­ров Виктора Жлобы и Леопольда Борисенко, отснятых ими во вре­мя трудных проводок судов по ледяным полям, в частности  из более раннего фильма «Арктика не кончается».

 В нашей стране регулярно про­водятся фестивали телевизионных фильмов. Какова степень участия в этих смотрах документально-хроникальных лент студии «Дальтелефильм»?

В. И. Гребенюк. Наши работы неоднократно представлялись на всесоюзные и международные фестивали телефильмов. Нужно сказать, что большинство лент производства студии «Дальтелефильм» получали высшие призы. В этом году в латвийском городе Юрмале проходил международ­ный фестиваль хроникально-доку­ментальных фильмов под девизом «Человек и море». В нем участво­вали теледокументалисты СССР, Польши, Венгрии, Чехосло­вакии, Финляндии и других стран Европы.

Получасовой кинодокумент Вла­дивостокской телестудии «Дрей­фующий остров» членами жюри, устроителями конкурса удостоен приза города-устроителя фестиваля - Юрмалы. Он был признан в числе четырех лучших из тридцати лент, представленных на фестиваль девятью странами мира. Это пятая большая награда коллективу   студии  «Дальтелефильм» за последние годы.

Наши кинодокументалисты не­давно стали обладателями приза «Янтарный парус» У1 Всесоюзного фестиваля «Человек и море», который присужден за телепрограмму из трех фильмов: «Морская пехота», «Дрейфующий остров», «На тра­верзе мыса Эримо», Этот кино­фестиваль проходил в Калинин­граде,

Весьма трогательным был мо­мент, когда после просмотра этих лент военные моряки Балтики вручили создателям фильма «Мор­ская пехота» четыре комплекта флотского обмундирования.

И уже совсем недавно мы были обрадованы еще одним признани­ем наших работ, По итогам кон­курса, объявленного Приморским крайкомом ВЛКСМ в честь 70-ле­тия со дня рождения Н.А.Остров­ского, студии «Дальтелефильм» присужден первый приз за ленту «Дрейфующий остров» и другие работы.

Каковы, Виктор Иванович, ваши планы на будущее?

В, И. Гребешок. Почти за пол­года работы собкором-оператором Владивостокской студии те­левидения в Арсеньеве и Анучинском районе я близко позна­комился со многими передовика­ми и лучшими коллективами про­мышленных предприятий нашего города. Уже созрели планы и за­мыслы создания телевизионного фильма о знатных людях Арсеньева, земледельцах и животново­дах Анучинского района, чей са­моотверженный труд — весомый вклад в досрочное выполнение заданий девятой пятилетки.

Как вы рассматриваете перспек­тиву просмотра арсеньевцами в кинотеатре «Космос» ваших филь­мов «Морская пехота» и «Дрей­фующий остров», есть ли такая возможность?

В. И. Гребенюк. Такая возмож­ность реальная в ближайшее вре­мя, тем более что в Арсеньев ожидается приезд режиссера сту­дии «Дальтелефильм» Олега Алек­сандровича Канищева, одного из ведущих творческих работников студии, у которого я многому на­учился. Здесь будут производить­ся съемки одного из эпизодов телефильма о дарах и красотах тайги, окружающей нас.

Кстати говоря, телефильм «Дрей­фующий остров» будет показан по телевидению в субботу, 5 ок­тября, в 18 час, 40 мин.

Интервью провел И. ПОЖАРСКИЙ.

На снимках:  В. И. Гребенюк в Арктике.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz