С КИНОКАМЕРОЙ НА ДРЕЙФУЮЩЕЙ ЛЬДИНЕ.
Интервью с Виктором Гребенюком
(газета «Восход», суббота, 5
октября, 1974г. , г. Арсеньев)
С февраля текущего года по вашему городу, по Анучинскому
Яковлевскому и Чугуевскому районам работает собкором Владивостокской студии
телевидения Виктор Иванович Гребенюк. Он сумел сделать для телевидения
несколько впечатляющих кинолент, горячо одобренных телезрителями Приморья и
получивших широкое признание членов жюри Всесоюзных и Международных смотров-конкурсов
телевизионных фильмов.
Наш корреспондент беседовал с
В. И. Гребенюком о его творческом пути в качестве оператора студии
«Дальтелефильм».
Что,
по вашему мнению, за последнее время явилось наиболее впечатляющим в вашей
творческой деятельности в студии "Дальтелефильм»?
|
В, И, Гребенюк. Военную службу я проходил
на Тихоокеанском флоте Вероятно, поэтому морская тематике мне близка и понятна.
Ранняя увлеченность «тайнами» телевидения
привела на студию "Дальтелефильм». Сразу же увлекся обширным и разнообразным
миром нашей богатой, повседневной действительности.
На студии вначале работал ассистентом
оператора. Принимал участие в съемках фильмов на военную тематику из цикла телевизионных
лент «Человек и море». Первая из них — «Богатыри океана». Увлекательный документальный
рассказ снят с моим участием в группе нашей студии о героической женщине, капитане дальнего плавания Анне
Ивановне Щетининой, Был ассистентом оператора при съемках художественного
телефильма «Хлеб».
Какие из телевизионных лент для вас особенно дороги,
во время работы над которыми вам удалось проявить свою творческую
индивидуальность?
В. И. Гребенюк. Это, прежде всего, телефильм «Морская пехота», Режиссером этой
ленты был Олег Канищев, оператором вместе со мной (при начальных съемках) —
Петр Якимов.
«Морская пехота» снималась долго, хотя и по
запланированному съемочному периоду. В этом телефильме рассказывается о жизни,
боевой учебе военных моряков береговой обороны, тактических занятиях
ракетчиков. Несмотря на короткометражность этой документальной ленты, она охватила
все важные стороны кипучей и многогранной деятельности верного стража
восточных рубежей Отчизны — морских пехотинцев.
Из газет и радиопередач
приморцы узнали об успешном шествии по голубым экранам телефильма «Дрейфующий
остров». Расскажите, пожалуйста, о работе над этой лентой.
В. И. Гребенюк, Это была трудная,
захватывающая, интересная работа. После командировки в Севастополь на сборы к
выезду в Заполярье нам было отведено всего два дня. Вылетели в Певек, где на
ледоколе «Владивосток» и грузовом судне «Капитан Кондратьев» к тому времени
уже разместились со всем своим оборудованием участники полярной научной
экспедиции станции «Северный полюс-22».
На этот раз высадка экспедиции на дрейфующую
льдину-«остров» осуществлялась не с самолетов, как это было раньше, а с
ледоколов. Мне, кинооператору, пришлось первым ступить на льдину, чтобы во
всех подробностях запечатлеть на кинопленку сложный процесс высадки людей на
льдину и начальное ее освоение. Это было осенью прошлого года.
Снимать фильм пришлось без сценарного текста, он писался одновременно
со съемками редактором студии
«Дальтелефильм» Борисом Лившицем.
В киноленте проведена параллель между высадкой
на Северный полюс экспедиции И. Д.
Папанина и нынешней. Были использованы
документальные кадры из фильма папанинской эпопеи. Высадка из самолетов экспедиции Папанина проходила без тех мощных
технических средств, какие применялись во время освоения «острова» участниками
экспедиции станции «Северный полюс-22». Научным работникам,
экипажам судов понадобилось всего трое суток для того, чтобы выгрузить на
дрейфующий ледяной остров
различное оборудование, научную
аппаратуру, тракторы, сборные помещения, продовольствие и т. д.
Снимать фильм приходилось в пасмурную, со
снегопадами, погоду, при однотонности красок неба и льдины. Это,
разумеется, затрудняло работу.
Интересными, не мой взгляд, получились кадры,
в которых запечатлено прощание экипажей отходящих судов с научными работниками
станции. Девять человек остаются среди белого безмолвия. Усиливается пелена
густопадающего снега, постепенно
скрывая от наших глаз горстку храбрецов на льдине.
Телефильм «Дрейфующий остров» можно
сказать, рождался за монтажным столом.
Помимо основных моих съемок использовались кадры из работ операторов Виктора
Жлобы и Леопольда Борисенко, отснятых ими во время трудных проводок судов по
ледяным полям, в частности из более
раннего фильма «Арктика не кончается».
В нашей стране регулярно проводятся фестивали телевизионных
фильмов. Какова степень участия в этих смотрах документально-хроникальных лент
студии «Дальтелефильм»?
В. И. Гребенюк. Наши работы неоднократно
представлялись на всесоюзные и международные фестивали телефильмов. Нужно
сказать, что большинство лент производства студии «Дальтелефильм» получали
высшие призы. В этом году в латвийском городе Юрмале проходил международный
фестиваль хроникально-документальных фильмов под девизом «Человек и море». В
нем участвовали теледокументалисты СССР, Польши, Венгрии, Чехословакии,
Финляндии и других стран Европы.
Получасовой кинодокумент Владивостокской
телестудии «Дрейфующий остров» членами жюри, устроителями конкурса удостоен
приза города-устроителя фестиваля - Юрмалы. Он был признан в числе четырех
лучших из тридцати лент, представленных на фестиваль девятью странами мира. Это
пятая большая награда коллективу
студии «Дальтелефильм» за
последние годы.
Наши кинодокументалисты недавно стали
обладателями приза «Янтарный парус» У1 Всесоюзного фестиваля «Человек и море»,
который присужден за телепрограмму из трех фильмов: «Морская пехота»,
«Дрейфующий остров», «На траверзе мыса Эримо», Этот кинофестиваль проходил в
Калининграде,
Весьма трогательным был момент, когда после
просмотра этих лент военные моряки Балтики вручили создателям фильма «Морская
пехота» четыре комплекта флотского обмундирования.
И уже совсем недавно мы были обрадованы еще
одним признанием наших работ, По итогам конкурса, объявленного Приморским
крайкомом ВЛКСМ в честь 70-летия со дня рождения Н.А.Островского, студии
«Дальтелефильм» присужден первый приз за ленту «Дрейфующий остров» и другие
работы.
Каковы, Виктор Иванович, ваши
планы на будущее?
В, И. Гребешок. Почти за полгода работы
собкором-оператором Владивостокской студии телевидения в Арсеньеве и
Анучинском районе я близко познакомился со многими передовиками и лучшими
коллективами промышленных предприятий нашего города. Уже созрели планы и замыслы
создания телевизионного фильма о знатных людях Арсеньева, земледельцах и
животноводах Анучинского района, чей самоотверженный труд — весомый вклад в
досрочное выполнение заданий девятой пятилетки.
Как вы рассматриваете перспективу
просмотра арсеньевцами в кинотеатре «Космос» ваших фильмов «Морская пехота» и
«Дрейфующий остров», есть ли такая возможность?
В. И. Гребенюк. Такая возможность реальная
в ближайшее время, тем более что в Арсеньев ожидается приезд режиссера студии
«Дальтелефильм» Олега Александровича Канищева, одного из ведущих творческих
работников студии, у которого я многому научился. Здесь будут производиться
съемки одного из эпизодов телефильма о дарах и красотах тайги, окружающей нас.
Кстати говоря, телефильм «Дрейфующий остров»
будет показан по телевидению в субботу, 5 октября, в 18 час, 40 мин.
Интервью провел И. ПОЖАРСКИЙ.
На снимках: В. И. Гребенюк в Арктике.