КИНОЛЕТОПИСЦЫ

К 15-летию «Дальтелефильма»

       Авторы – В. Назаров, В.Ваняев

          (газета «Красное знамя, № 135, 13 июня, 1974г.)

ВСЕ, ЧТО БЫЛО связано с рождением   и становлением Дальтелефильма», его творческим коллективом, всегда вызывало большой интерес. Это телекинообъединение   призвано рассказывать о  сегодняшнем дне Дальнего Востока, его людях, грандиозных преобразованиях, происходящих здесь.

И по праву   первым теле­фильмом, отправной точкой всего творческого пути коллектив считает документальную ленту «Дальзаводцы»,  посвященную рабочему коллективу крупнейшего судоремонтного   предприятия.

Постепенно накапливая опыт работы   над   телевизионным фильмом, осознавая его эстетическую природу и пропагандистскую мощь, дальтелефильмовцы многое   сделали для развития и упорядочения телевизионного фильмопроизводства, его продуманной художественной организации, становления  производственно-технической базы,  роста творческих кадров.

За 15 лет своей деятельности коллектив «Дальтелефильма» создал 150 лент. Их главный герой — люди   Дальнего Востока. Именно в этом следуем видеть успех подавляющего большинства фильмов, их верн­ую пропагандистскую направленность, экранную   выразительность и популярность среди телезрителей.

Телефильмы   обращают на себя внимание удачным сочетанием актуальной современной тематики с революционной историей Дальнего Востока, с патриотическими  традициями, которые живут и развиваются.

Есть и еще   одно обстоятельство, которое оказывает огромное влияние на интерес, проявляемый  к телефильмам, изданным во Владивостоке,— это широта   географии кинолент. На экраны советского и рубежного телевидения, помимо приморских сюжетов, выходят рыбаки Камчатки и гидростроители Зеи из Амурской области, нефтедобытчики Сахалина, труженики Магадана и Хабаровского края. Все эти фильмы   ярко   отображают жизнь и труд дальневосточников.

О многих фильмах можно сказать доброе   слово.  Это «Земля у океана» — о бурном расцвете Дальнего Востока, «Яяна» — о судьбе   старого коряка и его сыновей... В кинопутешествии «Компас показывает на Восток» особенно  заметна новь бывшей окраин России, а такие фильмы, как «Арктика не кончается» —  ледовом походе советских моряков, «Когда начиняется путина» — о добытчиках сайры на Курильских островах, «Шаги  в океан» — о геофизической разведке у берегов Сахалина или «Институт уходит море» — о поиске ученых,  наглядно передают   пример новой жизни  на берегах Тихого океана.

Многие фильмы имели широкую известность   и помнятся сейчас. Среди них:   «Мы из Спасска» Ю. Шепшелевича, «О диких оленях и пастухе Кармазине» В. Соломина, «Полтора часа до объятии» и «Анна Ивановна» О. Канищева.

Благотворно влияет на творческую атмосферу «Дальтелефильма» участие в его работе журналистов газет,  кинооператоров, режиссеров, работников студии кинохроники. Все они живут и трудятся в разных городах Дальнего Востока, но их объединяет увлечен­ность, совместный опыт работа над телефильмами.

Тема человека труда, наше­го современника разрабатыва­ется здесь постоянно,   плано­мерно и широко. На своеобра­зии подхода к ее решению хотелось бы остановиться особо.

В 1964 году   журналист Б. Лившиц, режиссер Ю. Шепшелевич и оператор   А. Чешков сняли двухчастевый   фильм о знатной крановщице Находкинского торгового порта М. Поповой. Прошло 10 лет. И вот на экраны телевидения вновь вышел фильм, который и назы­вается «Мария Попова» (автор-режиссер В. Азарин, опе­ратор М. Рыжов). Что может быть интереснее и благороднее, чем отразить в рассказе о Ге­рое Социалистического Труда, члене ЦК КПСС,   женшине-труженице путь советских лю­дей, их рост и духовное бо­гатство, весь уклад их жизни в условиях развитого  социали­стического общества.

«Дальтелефильмом»   начат цикл кинолент, посвященных крупнейшим  стройкам, веду­щим производственным коллективам региона.   В 1972 году был снят первый фильм о стро­ительстве глубоководного пор­та в бухте Врангеля.   Сейчас этот цикл продолжается — ведется кинорассказ о молодых строителях Восточного Порта. Поистине драгоценными будут кинокадры, запечатлевшие на­чало сооружения этого крупно­го объекта.

Дальний Восток — главнейший рыбный   цех страны. И вполне закономерно, что «Дальтелефильм» уделяет присталь­ное внимание жизни, труду и быту моряков   и рыбаков. За прошедшие годы этой теме по­священо около  50 фильмов. Среди них   «Дорога легла за экватор» — о китобоях (1966г.), «Край рыбацкий» — о полу­вековой истории развития рыб­ного промысла на Дальнем Во­стоке (1967 г.), «Нептун, раз­решите войти» — о подводных богатствах   Тихого   океана (1968 г.), «Иду с тралом» — (1969 г.) и т. д.   «Дальтелефильм» — постоянный участник всесоюзных и международных фестивалей телефильмов «Человек и море».

Главная задача телекинематографистов — не повторять пройденного, искать новые по­вороты традиционной   темы. Страдает, например, трафаретностью один   из последних фильмов «На траверзе  мыса Эримо».

Словом, при создании цикло­вых фильмов нельзя   повто­ряться, а нужно открывать но­вое, искать свежие приемы и формы выражения.   Находки при этом могут быть совер­шенно неожиданными. 10 фильмов сняли   владивостокцы о моряках Краснознаменного Ти­хоокеанского флота, морских пограничниках (первый из них — в 1963 г.). За этот период менялась техника, сама воин­ская служба. Но что принци­пиально нового можно найти, решая эту тему сейчас? Тем более что возможность съемок на флоте ограничена. И вот в 1972 году выходит фильм В. Лихачева, К. Шацкова и В. Рещука «Горизонт чист» — о морских пограничниках. Он на­чинается с эпизода торжест­венных проводов группы демо­билизованных   воинов. Они, объявляет   командир   перед строем, едут на стройки пяти­летки. Их друзья   остаются, чтобы продолжать службу, ох­ранять мирный труд. Эти не­сколько кадров позволили со­вершенно по-новому осветить всю тему.

Большой успех выпал на до­лю фильма режиссера О. Канищева (операторы В. Гребенюк, П. Якимов) «Морская пехота» (1973 г), рассказывающего об одном из подразделений воинов-дальневосточников.

Критика уже не раз отмеча­ла тяготение современного до­кументального кинематографа к обратному   отражению  действительности.   Ссылаясь на это, можно заметить, что такой процесс коснулся   и событий­ных кинолент, для   которых, как принято считать, рассказ о факте, хроника происходя­щего важнее создания на осно­ве документального материала художественного образа. Ду­мается, что телевидение откры­ло новые возможности и сти­мулирует это взаимопроникно­вение. Вот несколько приме­ров.

Еще в октябре   1966 года группа «Дальтелефильма» сня­ла волнующее событие — коленопреклонение   в праздник Победы у памятника борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. Именно волнующее! Таким и получился одночастевый фильм «Вечно в строю» (авторы – В.Ткачев, О.Канищев, режиссер - О.Канищев, операторы - А.Дорохов, В. Кузнецов, И.Тимош, П.Якимов). Он являл собой наглядное доказательство того,   что умение видеть относится   к области профессионального мастерства художника.

Такой   же насыщенностью художественно - публицистиче­ское    решения   отличается фильм «Полтора часа до объ­ятии». Успех его был заслу­женный. О нем много писали. Эта лента была   снята   во Владивостокском   порту при встрече китобойной флотилии «Советская Россия»  И снята была картина   в течение нескольких часов,   а закончена производством — в считанные  дни.

Словом, творческий поиск не­обязательно должен быть го­ловоломным. Искусство режис­сера, редактора, оператора со­стоит как раз в том, чтобы не «уходить» от материала, а про­никать в его суть, увидеть из­нутри, прочувствовать и об­лечь его в   естественную и, может быть, единственно удач­ную именно для него форму.

Короткометражные   ленты, упомянутые выше, отличаясь эмоциональной насыщенностью, концентрированным  содержанием, энергичным монтажом, заслуженно входят в золотой фонд советского телевидения.

Предмет особого внимания и постоянного обращения со сто­роны телевизионных кинопублицистов «Дальтелефильма» — историко-революционная и во­енно-патриотическая   темы. В 1970 году Приморский комитет по телевидению и радиовеща­нию занял первое   место во Всесоюзном конкурсе на луч­шее освещение героико-патриотической   темы. Продолжая разрабатывать эту тему, «Даль-телефильм» выпускает в 1972 году фильм «Земля у океана» (авторы П. Шварц, В. Лебедь, В. Решук) — о сегодняшнем дне Дальнего   Востока, не­сколько позже — «Край на­шенский» (авторы В. Ткачев, М. Самунин, О. Канищев, П. Якимов) — о Приморье, и ряд других документальных лент.

Эти фильмы аккумулируют богатейший киноматериал, яв­ляясь настоящей летописью на­ших дней. Главное здесь  в том, что размаху этих полнометражных картин созвучно ав­торское повествование. Их замысел и воплощение строго со­размерены. Все это приходит, как результат упорного труда на пути к мастерству и совер­шенству.

Справедливости ради следует заметить,   что владивостокцы порой отклоняются от приемле­мых норм. Стоит   вспомнить творческий отчет «Дальтелефильма», проведенные в Цент­ральном Доме кино Союза кинематографистов СССР в но­ябре 1970 года, когда дальтелефильмовцы услышали очень обстоятельную и нелицеприят­ную критику ряда своих картин. К чести владивостокцев, они извлекли из этого уроки. Об этом свидетельствует  их дальнейшая работа.

Вспомним, например, поэтику утренних и ночных съемок, ла­коничность     кинозарисовки «Когда зажигаются   звезды» (автор-оператор Е.Рябко), удачный выбор героя и щед­рую размашистость в обрисов­ке характера нашего современ­ника в фильме «Анна Иванов­на» (автор-режиссер О.Канищев, оператор П.Якимов), поразительные панорамы штормового моря в «Разведчиках» (автор-режиссер Сафрошин, оператор В.Кузнецов); колорит фильма «Тайга рассказывает» (автор-режиссер К.Шацков, оператор В.Соломин), захватывающие дух кинокадры покорения без­брежных  ледовых   полей в фильме «Дрейфующий остров» (автор Б.Лифшиц, режиссер О.Канищев, оператор В.Гребенюк) необыкновенно живой и по-деревенски теплый образ сель­ского   рабочего-механизатора Владимира Васильевича Макушина и его сыновей в фильме «Пахари» (автор-режиссер В.Патрушев, оператор П.Якимов). Сюда можно было бы добавить и некоторые дру­гие картины  «Дальтелефильма», но и тогда   это будет лишь часть того, чему отданы годы напряженного труда.

В. НАЗАРОВ,

зам. начальника главного управления

местного теле­видения и радиовещания

Государственного комитета

Совета Министров СССР

 по телевидению и радио­вещанию.

В. ВАНЯЕВ,

 аспирант Академии обще­ственных  наук

при ЦК КПСС.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz