Авторы – В. Назаров, В.Ваняев
(газета «Красное знамя, № 135, 13 июня, 1974г.)
ВСЕ, ЧТО БЫЛО связано с
рождением и становлением
Дальтелефильма», его творческим коллективом, всегда вызывало большой интерес.
Это телекинообъединение призвано
рассказывать о сегодняшнем дне Дальнего
Востока, его людях, грандиозных преобразованиях, происходящих здесь.
И по праву первым телефильмом, отправной точкой всего
творческого пути коллектив считает документальную ленту «Дальзаводцы», посвященную рабочему коллективу крупнейшего
судоремонтного предприятия.
Постепенно накапливая опыт
работы над телевизионным фильмом, осознавая его эстетическую природу и
пропагандистскую мощь, дальтелефильмовцы многое сделали для развития и упорядочения телевизионного
фильмопроизводства, его продуманной художественной организации,
становления производственно-технической
базы, роста творческих кадров.
За 15 лет своей деятельности
коллектив «Дальтелефильма» создал 150 лент. Их главный герой — люди Дальнего Востока. Именно в этом следуем
видеть успех подавляющего большинства фильмов, их верную пропагандистскую
направленность, экранную
выразительность и популярность среди телезрителей.
Телефильмы обращают на себя внимание удачным
сочетанием актуальной современной тематики с революционной историей Дальнего
Востока, с патриотическими традициями,
которые живут и развиваются.
Есть и еще одно обстоятельство, которое оказывает огромное
влияние на интерес, проявляемый к
телефильмам, изданным во Владивостоке,— это широта географии кинолент. На экраны советского и рубежного
телевидения, помимо приморских сюжетов, выходят рыбаки Камчатки и
гидростроители Зеи из Амурской области, нефтедобытчики Сахалина, труженики
Магадана и Хабаровского края. Все эти фильмы
ярко отображают жизнь и труд
дальневосточников.
О многих фильмах можно
сказать доброе слово. Это «Земля у океана» — о бурном расцвете
Дальнего Востока, «Яяна» — о судьбе старого
коряка и его сыновей... В кинопутешествии «Компас показывает на Восток»
особенно заметна новь бывшей окраин
России, а такие фильмы, как «Арктика не кончается» — ледовом походе советских моряков, «Когда
начиняется путина» — о добытчиках сайры на Курильских островах, «Шаги в океан» — о геофизической разведке у
берегов Сахалина или «Институт уходит море» — о поиске ученых, наглядно передают пример новой жизни на
берегах Тихого океана.
Многие фильмы имели широкую
известность и помнятся сейчас. Среди
них: «Мы из Спасска» Ю. Шепшелевича,
«О диких оленях и пастухе Кармазине» В. Соломина, «Полтора часа
до объятии» и «Анна Ивановна» О. Канищева.
Благотворно влияет на
творческую атмосферу «Дальтелефильма» участие в его работе журналистов
газет, кинооператоров, режиссеров,
работников студии кинохроники. Все они живут и трудятся в разных городах
Дальнего Востока, но их объединяет увлеченность, совместный опыт работа над
телефильмами.
Тема человека труда, нашего
современника разрабатывается здесь постоянно, планомерно и широко. На своеобразии подхода к ее решению
хотелось бы остановиться особо.
В 1964 году журналист Б.
Лившиц, режиссер Ю. Шепшелевич и оператор
А. Чешков сняли двухчастевый
фильм о знатной крановщице Находкинского торгового порта М. Поповой.
Прошло 10 лет. И вот на экраны телевидения вновь вышел фильм, который и называется
«Мария Попова» (автор-режиссер В. Азарин, оператор М. Рыжов). Что может быть
интереснее и благороднее, чем отразить в рассказе о Герое Социалистического Труда,
члене ЦК КПСС, женшине-труженице путь
советских людей, их рост и духовное богатство, весь уклад их жизни в условиях
развитого социалистического общества.
«Дальтелефильмом» начат цикл кинолент, посвященных крупнейшим стройкам, ведущим производственным
коллективам региона. В 1972 году был
снят первый фильм о строительстве глубоководного порта в бухте
Врангеля. Сейчас этот цикл
продолжается — ведется кинорассказ о молодых строителях Восточного Порта.
Поистине драгоценными будут кинокадры, запечатлевшие начало сооружения этого
крупного объекта.
Дальний Восток — главнейший рыбный цех страны. И вполне закономерно, что
«Дальтелефильм» уделяет пристальное внимание жизни, труду и быту моряков и рыбаков. За прошедшие годы этой теме посвящено
около 50 фильмов. Среди них «Дорога легла за экватор» — о китобоях
(1966г.), «Край рыбацкий» — о полувековой истории развития рыбного промысла
на Дальнем Востоке (1967 г.), «Нептун, разрешите войти» — о подводных
богатствах Тихого океана (1968 г.), «Иду с тралом» — (1969
г.) и т. д. «Дальтелефильм» —
постоянный участник всесоюзных и международных фестивалей телефильмов «Человек
и море».
Главная задача телекинематографистов — не
повторять пройденного, искать новые повороты традиционной темы. Страдает, например, трафаретностью
один из последних фильмов «На
траверзе мыса Эримо».
Словом, при создании цикловых фильмов
нельзя повторяться, а нужно открывать
новое, искать свежие приемы и формы выражения. Находки при этом могут быть совершенно неожиданными. 10 фильмов
сняли владивостокцы о моряках
Краснознаменного Тихоокеанского флота, морских пограничниках (первый из них —
в 1963 г.). За этот период менялась техника, сама воинская служба. Но что
принципиально нового можно найти, решая эту тему сейчас? Тем более что
возможность съемок на флоте ограничена. И вот в 1972 году выходит фильм В.
Лихачева, К. Шацкова и В. Рещука «Горизонт чист» — о морских пограничниках. Он
начинается с эпизода торжественных проводов группы демобилизованных воинов. Они, объявляет командир
перед строем, едут на стройки пятилетки. Их друзья остаются, чтобы продолжать службу, охранять
мирный труд. Эти несколько кадров позволили совершенно по-новому осветить всю
тему.
Большой успех выпал на долю фильма режиссера
О. Канищева (операторы В. Гребенюк, П. Якимов) «Морская пехота» (1973 г),
рассказывающего об одном из подразделений воинов-дальневосточников.
Критика уже не раз отмечала тяготение
современного документального кинематографа к обратному отражению
действительности. Ссылаясь на
это, можно заметить, что такой процесс коснулся и событийных кинолент, для
которых, как принято считать, рассказ о факте, хроника происходящего
важнее создания на основе документального материала художественного образа. Думается,
что телевидение открыло новые возможности и стимулирует это взаимопроникновение.
Вот несколько примеров.
Еще в октябре 1966 года группа
«Дальтелефильма» сняла волнующее событие — коленопреклонение в праздник Победы у памятника борцам за
власть Советов на Дальнем Востоке. Именно волнующее! Таким и получился
одночастевый фильм «Вечно в строю» (авторы – В.Ткачев, О.Канищев, режиссер -
О.Канищев, операторы - А.Дорохов, В. Кузнецов, И.Тимош, П.Якимов). Он являл
собой наглядное доказательство того,
что умение видеть относится к
области профессионального мастерства художника.
Такой
же насыщенностью художественно - публицистическое решения
отличается фильм «Полтора часа до объятии». Успех его был заслуженный.
О нем много писали. Эта лента была
снята во Владивостокском порту при встрече китобойной флотилии
«Советская Россия» И снята была
картина в течение нескольких
часов, а закончена производством — в
считанные дни.
Словом, творческий поиск необязательно должен
быть головоломным. Искусство режиссера, редактора, оператора состоит как раз
в том, чтобы не «уходить» от материала, а проникать в его суть, увидеть изнутри,
прочувствовать и облечь его в
естественную и, может быть, единственно удачную именно
для него форму.
Короткометражные ленты, упомянутые выше, отличаясь эмоциональной насыщенностью,
концентрированным содержанием,
энергичным монтажом, заслуженно входят в золотой фонд советского телевидения.
Предмет особого внимания и постоянного обращения
со стороны телевизионных кинопублицистов «Дальтелефильма» —
историко-революционная и военно-патриотическая темы. В 1970 году Приморский комитет по телевидению и радиовещанию
занял первое место во Всесоюзном
конкурсе на лучшее освещение героико-патриотической темы. Продолжая разрабатывать эту тему, «Даль-телефильм»
выпускает в 1972 году фильм «Земля у океана» (авторы П. Шварц, В. Лебедь, В.
Решук) — о сегодняшнем дне Дальнего
Востока, несколько позже — «Край нашенский» (авторы В. Ткачев, М. Самунин,
О. Канищев, П. Якимов) — о Приморье, и ряд других документальных лент.
Эти фильмы аккумулируют богатейший киноматериал, являясь настоящей
летописью наших дней. Главное здесь в
том, что размаху этих полнометражных картин созвучно авторское повествование.
Их замысел и воплощение строго соразмерены. Все это приходит, как результат
упорного труда на пути к мастерству и совершенству.
Справедливости ради следует заметить,
что владивостокцы порой отклоняются от приемлемых норм. Стоит вспомнить творческий отчет
«Дальтелефильма», проведенные в Центральном Доме кино Союза кинематографистов
СССР в ноябре 1970 года, когда дальтелефильмовцы услышали очень обстоятельную
и нелицеприятную критику ряда своих картин. К чести владивостокцев, они
извлекли из этого уроки. Об этом свидетельствует их дальнейшая работа.
Вспомним, например, поэтику утренних и ночных
съемок, лаконичность кинозарисовки
«Когда зажигаются звезды»
(автор-оператор Е.Рябко), удачный выбор героя и щедрую размашистость в обрисовке
характера нашего современника в фильме «Анна Ивановна» (автор-режиссер
О.Канищев, оператор П.Якимов), поразительные панорамы штормового моря в
«Разведчиках» (автор-режиссер Сафрошин, оператор В.Кузнецов); колорит фильма
«Тайга рассказывает» (автор-режиссер К.Шацков, оператор В.Соломин),
захватывающие дух кинокадры покорения безбрежных ледовых полей в фильме
«Дрейфующий остров» (автор Б.Лифшиц, режиссер О.Канищев, оператор В.Гребенюк)
необыкновенно живой и по-деревенски теплый образ сельского рабочего-механизатора Владимира Васильевича
Макушина и его сыновей в фильме «Пахари» (автор-режиссер В.Патрушев, оператор
П.Якимов). Сюда можно было бы добавить и некоторые другие картины «Дальтелефильма», но и тогда это будет лишь часть того, чему отданы годы
напряженного труда.
В. НАЗАРОВ,
зам. начальника главного
управления
местного телевидения и
радиовещания
Государственного комитета
Совета Министров СССР
по телевидению и радиовещанию.
В. ВАНЯЕВ,
аспирант Академии общественных
наук
при ЦК КПСС.