Просмотровый зал
КРАЙ ДАЛЕКИЙ, БЛИЗКИЙ
Авторы - В. Назаров, В.Ваняев.
(журнал «Телевидение и радиовещание», № 8, август,
1974г., стр39-40)
На XXIV съезде КПСС Дальний Восток был назван
районом динамичного развития и усиленного освоения сырьевых запасов.
Край этот, «нашенская земля»,
всегда привлекал своими просторами, большими возможностями для поиска и утверждения—недаром
тысячи землепроходцев связали свои
судьбы и надежды с его судьбой.
Рассказать о сегодняшнем дне Дальнего Востока, его людях,
грандиозных преобразованиях, происходящих здесь по воле партии и советского
народа — этой цели и задаче посвящают себя документалисты телекинобъединения
«Дальтелефильм». И, по праву, отправной точкой своего творческого пути
коллектив считает документальную ленту «Дальзаводцы», посвященную рабочим
крупнейшего во Владивостоке судоремонтного предприятия.
Путь «Дальтелефильма» — составная часть общего
процесса становления телевизионного фильмопроизводства в нашей стране. На его
биографии благотворно сказались качественные сдвиги в советском телевидении,
вызванные известными постановлениями партии и правительства.
Постепенно накапливая опыт работы,
телефильмовцы с помощью Приморского крайкома КПСС много сделали для развития
и упорядочения телевизионного фильмопроизводства, становления
производственно-технической базы, роста творческих кадров.
За 15 лет своей деятельности коллектив создал
для советского телевидения немало фильмов. Это были годы стремительного
развития, годы, вобравшие в себя события исторического значения.
Время стало главным героем работ
«Дальтелефильма».
Удачное сочетание актуальной современной
тематики с революционной историей Дальнего Востока, с патриотическими
традициями, которые живут и развиваются, отражение специфических неповторимых
особенностей этого края, его приграничного, «морского» характера, широта
географии отличают киноленты, созданные во Владивостоке.
«Дальтелефильм» — единственное
телекинообъединение на Дальнем Востоке, и было бы неверно замыкать его в административных
рамках одного Приморского края.
Преодоление этой замкнутости в свое время было
предметом забот как со стороны Госкомитета СМ СССР по телевидению и
радиовещанию, так и партийных органов Приморья. Сейчас многие творческие и
организационные трудности позади, и на экранах телевидения мы видим рыбаков
Камчатки и гидростроителей Зеи в Амурской области, нефтедобытчиков Сахалина и
моряков ледокольного флота.
Приметы новой жизни на берегах Тихого океана
переданы и в фильме "Земля у океана», рассказывающем о бурном расцвете
всего Дальнего Востока, и в картине «Яяна» — о судьбе старого коряка и его
сыновей, и в кинопутешествии «Компас показывает на Восток», и в таких фильмах,
как «Арктика не кончается» — о ледовом походе советских моряков, «Когда
начинается путина» — о добытчиках сайры на Курильских островах, «Шаги в океан»
— о геофизической разведке у берегов Сахалина или «Институт уходит в море» — о
поиске ученых.
Творческий коллектив «Дальтелефильма» не
стремился к броским, внешним проявлениям. Здесь есть свои трудовые традиции, и
ведущие работники студии — режиссеры О. Канищев, Ю Шепшелевич, К Шацков, Л
Сафрошин, операторы П. Якимов, Р. Рещук, Б Колобов и другие энтузиасты телефильма
верны этим традициям.
Их фильмы получили широкую известность и
помнятся сейчас «Мы из Спасска» — Ю Шепшелевича, «О диких оленях и пастухе
Кармазине» — В. Соломина,
«Полтора часа до объятий» и «Анна Ивановна» — О. Канищева.
Благотворно влияло на
творческую атмосферу «Дальтелефильма» участие в его работе многих журналистов,
кинооператоров, режиссеров, работников телевидения, газет, студии кинохроники.
Все они живут и трудятся в разных городах Дальнего Востока, но их объединяет
увлеченность, совместный опыт работы над телефильмами. Имена многих из них
хорошо известны. Это—С. Верченко, В Плоцкий, В Горбиков, В Пупышев, В
Привезенцев, А Малый и другие.
В будущем благодаря такому содружеству,
наверное, можно будет осуществить и давнишний замысел — создание своеобразного
телекиноатласа короткометражных цветных кинолент о городах и областях Дальнего
Востока. Работа над этим тематическим циклом, бесспорно, обогатит творческий
опыт коллектива.
Главными для «Дальтелефильма» всегда
оставались хроникально-документальные ленты.
Тема человека труда, нашего современника
разрабатывается здесь постоянно, планомерно и широко. На своеобразии подхода к
ее решению хотелось бы остановиться особо.
Десять лет назад журналист Б. Лифшиц, режиссер
Ю Шепшелевич и оператор А Чешков сняли двухчастевый фильм о знатной крановщице
Находкинского порта М Поповой. И вот на экраны телевидения вышел новый фильм
«Мария Попова» (автор-режиссер В. Азарин, оператор М. Рыжов). В рассказе о
Герое Социалистического Труда, народном депутате, женщине-труженице отражен
путь советских людей, их рост и духовное богатство, весь образ окружающей их
жизни. Поиски в этом направлении могут стать для документального телекино
особенно плодотворными. Метод длительных наблюдений, своеобразная
документальная серийность или цикличность, выражающая специфику и возможности
телевидения, взяты на вооружение и «Дальтелефильмом». Начат цикл телефильмов, посвященных
крупнейшим стройкам, ведущим производственным коллективам. В 1972 году была
снята первая кинолента о строительстве — в соответствии с Директивами XXIV
съезда КПСС — глубоководного порта в бухте Врангеля. Сейчас цикл
продолжается—ведется кинорассказ о молодых строителях, продолжающих эстафету
основателей Комсомольска-на-Амуре, о рождении нового крупного промышленного
центра на Дальнем Востоке. Поистине драгоценными будут кинокадры, запечатлевшие начало. И, конечно, интересно и важно будет вернуться к ним в будущем.
Одно из направлений деятельности
«Дальтелефильма» — создание кинолент о жизни, труде и быте моряков и рыбаков —
связано с осуществлением Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах
по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране» (1966 г.). За прошедшие
годы было подготовлено около 50 телефильмов, среди них такие, как «Дорога легла
за экватор» — о китобоях, «Край рыбацкий» — о полувековой истории развития
рыбного промысла на Дальнем Востоке, «Нептун, разрешите войти" — о подводных богатствах Тихого океана, «Иду
с тралом» — научно-популярный фильм о технике безопасности работ на промысле и
т. д.
Недаром «Дальтелефильм» — постоянный участник
и, как правило, призер всех всесоюзных и международных фестивалей телефильмов
«Человек и море».
С годами все трудней становится сказать новое
слово о людях, связавших свою судьбу с морем. Не повторять пройденного,
находить новые повороты традиционной темы нелегко, и порой появляются фильмы,
которые производят впечатление «старых знакомых» В одной из последних лент —
«На траверзе мыса Эримо» — авторы делают попытку «оживить» сюжет суждениями о
рыбацкой молодежи, которая не уступит в работе пожилым, опытным рыбакам и т. п.
Но от этого тема не получает полнокровного решения. Конечно, снимать фильмы о
моряках в море сложнее, чем на суше, но ведь это совсем не означает, что тема
уже исчерпана. Доказательство тому — кинолента 1972 года «Рыбачки». Она
рассказывает о приморском колхозе «Новый мир», основанном переселенцами из
Эстонии, о времени года, когда мужчины уходят на промысел и на берегу остаются
одни женщины.
Десять фильмов сняли владивостокцы о моряках
Краснознаменного Тихоокеанского флота, морских пограничниках (первый из них—в
1963 г). За эти годы менялась техника, военные корабли какие-то особенности
самой воинской службы. Что принципиально нового можно найти, решая эту тему сейчас?
Ведь и возможность съемок на флоте ограничена. И вот в 1972 году выходит фильм.
В Лихачева, В Шацкова и В. Рещука «Горизонт чист» — о морских пограничниках. Он
начинается с эпизода торжественных проводов группы демобилизованных воинов.
Они, объявляет командир перед строем, едут на стройки пятилетки. Их друзья
остаются, чтобы продолжать службу, охранять мирный созидательный труд. Эти
несколько начальных кадров позволили совершенно по-новому осветить всю
тему.
Большой успех выпал на долю фильма режиссера
О. Канищева (операторы В Гребенюк, П. Якимов) «Морская пехота» (1973 г),
рассказывающего об одном из подразделений воинов-дальневосточников. Их служба
показана обстоятельно, интересно, профессионально. Когда мы видим, как в перерыве
между учебными боями молодым воинам вручаются партийные билеты — совсем как в
годы Великой Отечественной, — эпизод этот запоминается лучше, чем самая эффектная
высадка морского десанта. Тут надо отметить публицистическое мастерство
авторов, глубину понимания самого важного в избранной теме.
Критика уже не раз отмечала тяготение
современного документального кинематографа к образному отражению действительности.
Думается, что телевидение открыло новые возможности и стимулирует это
взаимопроникновение. Вот несколько
примеров.
Группа «Дальтелефильма» — В Ткачев, О Канищев,
Б Колобов, В Кузнецов, В Рещук, М Тимош — сняла волнующую встречу, которая
произошла во Владивостоке у памятника героям-освободителям Дальнего Востока от
белогвардейцев и интервентов. Одночастевый фильм «Вечно в строю» явил собой
наглядное доказательство того, что умение видеть относится к области
профессионального мастерства художника. Десятиминутный репортаж почти с
протокольной точностью рассказал зрителю о событии, факте. Но как рассказал?
Продуманная подготовка к съемкам, тщательный отбор остнятого материала,
владение искусством монтажа, образно-звукового решения—все это сыграло свою
роль и вывело фильм на уровень художественного произведения.
И, наконец, картина «Полтора часа до объятий».
Успех ее был заслуженный. Фильм снимался во Владивостокском порту,
когда вернулась на Родину из Индийского океана китобойная флотилия «Советская
Россия». И как снят! — в течение нескольких часов. А закончен производством — в считанные дни. Тема этой киноленты —
вечная тема разлук и встреч — обсуждалась очень долго, и авторам пришлось
переубеждать многих скептиков. А когда решение было принято, началась
тщательная подготовка к съемкам.
Вывод один творческий поиск не обязательно
должен быть головоломным. Искусство режиссера, редактора, оператора состоит как
раз в том, чтобы не «уходить» от материала, а проникать в его суть, увидеть
изнутри, прочувствовать и облечь его в естественную, простую форму. Ведь
простота и мастерство подчас понятия синонимичные.
Предмет особого внимания со стороны
телевизионных кинопублицистов
«Дальтелефильма» — историко-революционная и военно-патриотическая тема.
В 1970 году Приморский комитет занял первое место во Всесоюзном конкурсе на лучшее
освещение героико-патриотической темы и был заслуженно отмечен наградами Союза
журналистов СССР и Главного политического управления Советской Армии.
Продолжая разрабатывать эту тему,
«Дальтелефильм» выпускает в 1972 году, в связи с 50-летием освобождения от белогвардейцев
и интервентов, фильм «Земля у океана» — о сегодняшнем дне Дальнего Востока,
несколько позже — «Край нашенский» — о Приморье и ряд других документальных
лент.
Эти фильмы аккумулируют богатейший
киноматериал, являясь настоящей летописью наших дней
Случались у владивостокцев досадные срывы, но
они, как правило, служили предметом серьезного и полезного обсуждения.
Стремление обогатить и разнообразить школу
художественного мастерства явственно проглядывает сквозь ткань многих картин.
Вспомним поэзию, лаконичность утренних и ночных съемок кинозарисовки «Когда
зажигаются звезды», удачный выбор героя в фильме «Анна Ивановна»,
поразительные панорамы штормового моря в «Разведчиках», колорит фильма «Тайга
рассказывает», захватывающие дух кинокадры покорения безбрежных ледовых полей
в фильме «Дрейфующий остров»; необыкновенно живой и теплый образ сельского рабочего-механизатора
Владимира Васильевича Макушина и его сыновей в «Пахарях». Сюда можно было бы
добавить и некоторые другие картины «Дальтелефильма», но и тогда это будет
лишь часть того, что сделано, чему отданы годы напряженного труда
В.НАЗАРОВ,
заместитель начальника
главного управления
местного телевидения и радиовещания
В. ВАНЯЕВ.
аспирант Академии
общественных наук
при ЦК КПСС