Просмотровый зал

КРАЙ ДАЛЕКИЙ, БЛИЗКИЙ

Авторы - В. Назаров, В.Ваняев.

(журнал «Телевидение и радиовещание», № 8, август, 1974г., стр39-40)

На XXIV съезде КПСС Дальний Восток был назван районом динамичного развития и усиленного освоения сырьевых за­пасов.

Край этот, «нашенская земля», всегда привлекал своими просторами, большими возможностями для поиска и утверж­дения—недаром тысячи землепроходцев   связали свои судьбы и надежды с его судьбой.

Рассказать о сегодняшнем дне Дальнего Востока, его лю­дях, грандиозных преобразованиях, происходящих здесь по воле партии и советского народа — этой цели и задаче посвя­щают себя документалисты телекинобъединения «Дальтелефильм». И, по праву, отправной точкой своего творческого пути коллектив считает документальную ленту «Дальзаводцы», посвященную рабочим крупнейшего во Владивостоке судо­ремонтного предприятия.

Путь «Дальтелефильма» — составная часть общего процесса становления телевизионного фильмопроизводства в нашей стране. На его биографии благотворно сказались качествен­ные сдвиги в советском телевидении, вызванные известными постановлениями партии и правительства.

Постепенно накапливая опыт работы, телефильмовцы с по­мощью Приморского крайкома КПСС много сделали для раз­вития и упорядочения телевизионного фильмопроизводства, становления производственно-технической базы, роста твор­ческих кадров.

За 15 лет своей деятельности коллектив создал для совет­ского телевидения немало фильмов. Это были годы стреми­тельного развития, годы, вобравшие в себя события истори­ческого значения.

Время стало главным героем работ «Дальтелефильма».

Удачное сочетание актуальной современной тематики с ре­волюционной историей Дальнего Востока, с патриотическими традициями, которые живут и развиваются, отражение специ­фических неповторимых особенностей этого края, его при­граничного, «морского» характера, широта географии отлича­ют киноленты, созданные во Владивостоке.

«Дальтелефильм» — единственное телекинообъединение на Дальнем Востоке, и было бы неверно замыкать его в адми­нистративных рамках одного Приморского края.

Преодоление этой замкнутости в свое время было предме­том забот как со стороны Госкомитета СМ СССР по телеви­дению и радиовещанию, так и партийных органов Приморья. Сейчас многие творческие и организационные трудности позади, и на экранах телевидения мы видим рыбаков Камчат­ки и гидростроителей Зеи в Амурской области, нефтедобытчиков Сахалина и моряков ледокольного флота.

Приметы новой жизни на берегах Тихого океана переданы и в фильме "Земля у океана», рассказывающем о бурном расцвете всего Дальнего Востока, и в картине «Яяна» — о судьбе старого коряка и его сыновей, и в кинопутешествии «Компас показывает на Восток», и в таких фильмах, как «Арктика не кончается» — о ледовом походе советских мо­ряков, «Когда начинается путина» — о добытчиках сайры на Курильских островах, «Шаги в океан» — о геофизической раз­ведке у берегов Сахалина или «Институт уходит в море» — о поиске ученых.

Творческий коллектив «Дальтелефильма» не стремился к броским, внешним проявлениям. Здесь есть свои трудовые традиции, и ведущие работники студии — режиссеры О. Канищев, Ю Шепшелевич, К Шацков, Л Сафрошин, операторы П. Якимов, Р. Рещук, Б Колобов и другие энтузиасты теле­фильма верны этим традициям.

Их фильмы получили широкую известность и помнятся сей­час «Мы из Спасска» — Ю Шепшелевича, «О диких оленях и пастухе Кармазине» —         В. Соломина, «Полтора часа до объя­тий» и «Анна Ивановна» — О. Канищева.

Благотворно влияло на творческую атмосферу «Дальтеле­фильма» участие в его работе многих журналистов, киноопе­раторов, режиссеров, работников телевидения, газет, студии кинохроники. Все они живут и трудятся в разных городах Дальнего Востока, но их объединяет увлеченность, совмест­ный опыт работы над телефильмами. Имена многих из них хорошо известны. Это—С. Верченко, В Плоцкий, В Горби­ков, В Пупышев, В Привезенцев, А Малый и другие.

В будущем благодаря такому содружеству, наверное, мож­но будет осуществить и давнишний замысел — создание свое­образного телекиноатласа короткометражных цветных кино­лент о городах и областях Дальнего Востока. Работа над этим тематическим циклом, бесспорно, обогатит творческий опыт коллектива.

Главными для «Дальтелефильма» всегда оставались хрони­кально-документальные ленты.

Тема человека труда, нашего современника разрабатыва­ется здесь постоянно, планомерно и широко. На своеобразии подхода к ее решению хотелось бы остановиться особо.

Десять лет назад журналист Б. Лифшиц, режиссер Ю Шеп­шелевич и оператор А Чешков сняли двухчастевый фильм о знатной крановщице Находкинского порта М Поповой. И вот на экраны телевидения вышел новый фильм «Мария Попова» (автор-режиссер В. Азарин, оператор М. Рыжов). В рассказе о Герое Социалистического Труда, народном депу­тате, женщине-труженице отражен путь советских людей, их рост и духовное богатство, весь образ окружающей их жиз­ни. Поиски в этом направлении могут стать для документаль­ного телекино особенно плодотворными. Метод длительных наблюдений, своеобразная документальная серийность или цикличность, выражающая специфику и возможности телеви­дения, взяты на вооружение и «Дальтелефильмом».  Начат цикл телефильмов, посвященных крупнейшим стройкам, ве­дущим производственным коллективам. В 1972 году была сня­та первая кинолента о строительстве — в соответствии с Ди­рективами XXIV съезда КПСС — глубоководного порта в бух­те Врангеля. Сейчас цикл продолжается—ведется кинорассказ о молодых строителях, продолжающих эстафету основа­телей Комсомольска-на-Амуре, о рождении нового крупного промышленного центра на Дальнем Востоке. Поистине дра­гоценными будут кинокадры,  запечатлевшие  начало. И, конечно, интересно и важно будет вернуться к ним в бу­дущем.

Одно из направлений деятельности «Дальтелефильма» — со­здание кинолент о жизни, труде и быте моряков и рыбаков — связано с осуществлением Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию рыб­ного хозяйства в стране» (1966 г.). За прошедшие годы было подготовлено около 50 телефильмов, среди них такие, как «Дорога легла за экватор» — о китобоях, «Край рыбацкий» — о полувековой истории развития рыбного промысла на Даль­нем Востоке, «Нептун, разрешите войти" —  о подводных бо­гатствах Тихого океана, «Иду с тралом» — научно-популярный фильм о технике безопасности работ на промысле и т. д.

Недаром «Дальтелефильм» — постоянный участник и, как правило, призер всех всесоюзных и международных фести­валей телефильмов «Человек и море».

С годами все трудней становится сказать новое слово о людях, связавших свою судьбу с морем. Не повторять прой­денного, находить новые повороты традиционной темы нелег­ко, и порой появляются фильмы, которые производят впечат­ление «старых знакомых» В одной из последних лент — «На траверзе мыса Эримо» — авторы делают попытку «оживить» сюжет суждениями о рыбацкой молодежи, которая не уступит в работе пожилым, опытным рыбакам и т. п. Но от этого тема не получает полнокровного решения. Конечно, снимать филь­мы о моряках в море сложнее, чем на суше, но ведь это сов­сем не означает, что тема уже исчерпана. Доказательство то­му — кинолента 1972 года «Рыбачки». Она рассказывает о при­морском колхозе «Новый мир», основанном переселенцами из Эстонии, о времени года, когда мужчины уходят на про­мысел и на берегу остаются одни женщины.

Десять фильмов сняли владивостокцы о моряках Краснозна­менного Тихоокеанского флота, морских пограничниках (пер­вый из них—в 1963 г). За эти годы менялась техника, воен­ные корабли какие-то особенности самой воинской службы. Что принципиально нового можно найти, решая эту тему сей­час? Ведь и возможность съемок на флоте ограничена. И вот в 1972 году выходит фильм. В Лихачева, В Шацкова и В. Рещука «Горизонт чист» — о морских пограничниках. Он начи­нается с эпизода торжественных проводов группы демобили­зованных воинов. Они, объявляет командир перед строем, едут на стройки пятилетки. Их друзья остаются, чтобы про­должать службу, охранять мирный созидательный труд. Эти несколько начальных кадров позволили совершенно по-ново­му осветить всю тему.             

Большой успех выпал на долю фильма режиссера О. Канищева (операторы В Гребенюк, П. Якимов) «Морская пехота» (1973 г), рассказывающего об одном из подразделений вои­нов-дальневосточников. Их служба показана обстоятельно, интересно, профессионально. Когда мы видим, как в пере­рыве между учебными боями молодым воинам вручаются партийные билеты — совсем как в годы Великой Отечествен­ной, — эпизод этот запоминается лучше, чем самая эффект­ная высадка морского десанта. Тут надо отметить публицисти­ческое мастерство авторов, глубину понимания самого важ­ного в избранной теме.

Критика уже не раз отмечала тяготение современного до­кументального кинематографа к образному отражению дей­ствительности. Думается, что телевидение открыло новые воз­можности и стимулирует это взаимопроникновение.  Вот несколько примеров.

Группа «Дальтелефильма» — В Ткачев, О Канищев, Б Ко­лобов, В Кузнецов, В Рещук, М Тимош — сняла волнующую встречу, которая произошла во Владивостоке у памятника ге­роям-освободителям Дальнего Востока от белогвардейцев и интервентов. Одночастевый фильм «Вечно в строю» явил со­бой наглядное доказательство того, что умение видеть от­носится к области профессионального мастерства художника. Десятиминутный репортаж почти с протокольной точностью рассказал зрителю о событии, факте. Но как рассказал? Про­думанная подготовка к съемкам, тщательный отбор остнятого материала, владение искусством монтажа, образно-звукового решения—все это сыграло свою роль и вывело фильм на уровень художественного произведения.

И, наконец, картина «Полтора часа до объятий». Успех ее был заслуженный. Фильм снимался во Владивостокском пор­ту, когда вернулась на Родину из Индийского океана китобой­ная флотилия «Советская Россия». И как снят! — в течение нескольких часов.  А закончен производством — в считанные дни. Тема этой киноленты — вечная тема разлук и встреч — обсуждалась очень долго, и авторам пришлось переубеждать многих скептиков. А когда решение было принято, началась тщательная подготовка к съемкам.

Вывод один творческий поиск не обязательно должен быть головоломным. Искусство режиссера, редактора, оператора состоит как раз в том, чтобы не «уходить» от материала, а проникать в его суть, увидеть изнутри, прочувствовать и об­лечь его в естественную, простую форму. Ведь простота и мастерство подчас понятия синонимичные.

Предмет особого внимания со стороны телевизионных ки­нопублицистов    «Дальтелефильма» — историко-революционная и военно-патриотическая тема. В 1970 году Приморский комитет занял первое место во Всесоюзном конкурсе на луч­шее освещение героико-патриотической темы и был заслу­женно отмечен наградами Союза журналистов СССР и Глав­ного политического управления Советской Армии.

Продолжая разрабатывать эту тему, «Дальтелефильм» вы­пускает в 1972 году, в связи с 50-летием освобождения от бе­логвардейцев и интервентов, фильм «Земля у океана» — о се­годняшнем дне Дальнего Востока, несколько позже — «Край нашенский» — о Приморье и ряд других документальных лент.

Эти фильмы аккумулируют богатейший киноматериал, явля­ясь настоящей летописью наших дней

Случались у владивостокцев досадные срывы, но они, как правило, служили предметом серьезного и полезного обсуж­дения.

Стремление обогатить и разнообразить школу художест­венного мастерства явственно проглядывает сквозь ткань мно­гих картин. Вспомним поэзию, лаконичность утренних и ноч­ных съемок кинозарисовки «Когда зажигаются звезды», удач­ный выбор героя в фильме «Анна Ивановна», поразительные панорамы штормового моря в «Разведчиках», колорит филь­ма «Тайга рассказывает», захватывающие дух кинокадры по­корения безбрежных ледовых полей в фильме «Дрейфующий остров»; необыкновенно живой и теплый образ сельского ра­бочего-механизатора Владимира Васильевича Макушина и его сыновей в «Пахарях». Сюда можно было бы добавить и неко­торые другие картины «Дальтелефильма», но и тогда это бу­дет лишь часть того, что сделано, чему отданы годы напря­женного труда

В.НАЗАРОВ,

заместитель начальника главного управления

 местного телевидения и радиовещания

В. ВАНЯЕВ.

аспирант Академии общественных наук

 при ЦК КПСС

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz