ЧЕЛОВЕК - КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Заметки с
VI Всесоюзного конкурса телефильмов
«ЧЕЛОВЕК И
МОРЕ»
(газета «Водный транспорт», 25 июля, 1974г.)
Традиционный Всесоюзный конкурс телевизионных фильмов «Человек и море», родившийся в 1966 году в Калининграде, побывав после этого во Владивостоке, Риге, Клайпеде и Мурманске, вновь вернулся в гостеприимный и охочий до таких ярких праздников культуры Калининград. Возвратился он, обогащенный опытом активных творческих исканий теледокументалистов, полюбивших море и мужественных мореходов. Вернулся, чтобы показать сотням тысяч калининградцев, жизнь каждого из которых так или иначе связана с морем, как выросли ряды телемаринистов, каким острым и наблюдательным стал их глаз и отточенным — мастерство.
СЕЙЧАС, когда еще не высохли чернила подписей авторитетного жюри и только что объявлены его решения, не приспело время для глубокого анализа и широких обобщений. Еще предстоит большой полемический разговор о безусловных удачах и столь же несомненных проблемах развития морского телефильма, тем реальнее вырисовывающимся, чем представительней конкурс.
Что касается отчетного фестиваля, то он был намного представительнее всех предыдущих. Две крупные работы выставило на конкурс объединение «Экран». Девять студий Российской Федерации и шесть Госкомитетов союзных республик: Украинский, Азербайджанский, Грузинский, Латвийский, Литовский и Эстонский привезли в Калининград почти тридцать лент, посвященных жизни и труду советских моряков.
Убедительным было и жанровое разнообразие: художественные телефильмы и страстная телевизионная публицистика, научно-популярные телефильмы и поэтические фильмы-концерты, очерки-раздумья о человеке и наступательные репортажи о путях развития почина ильичевцев. Мы видели телеочерк — экскурс в прошлое — «Он небо и море любит», созданный мурманчанами по сценарию В. Асташина, который воспевает подвижническую жизнь дважды Героя Советского Союза морского летчика-североморца Б. В. Сафонова, И с неменьшим волнением следили за бесхитростным рассказом председателя рыболовецкого колхоза «Прогрссс» коммуниста В. И. Силачева, ставшего сюжетом очень выразительного телефильма ленинградцев. Авторы его А. Орлов, О Ерышев, Р. Черняк любуются и восхищаются своими героями, сегодня на мирной ниве с честью несущими эстафету верного служения Родине, переданную им погибшим Сафоновым. Монументальный телефильм о Челюскинской эпопее объединения «Экран», удостоенный приза газеты «Водный транспорт», и сюжетный телефильм-концерт «Как живут рыбаки», в поэтической манере раскрывающий труд рыбаков, олицетворяют собой два далеких друг от друга направления развития морского телефильма. Тем не менее, они не противоречат друг другу, а свидетельствуют о неограниченных творческих возможностях
теледокументалистов, работающих над морской тематикой.
Таким образом, жанровое и тематическое разнообразие естественно и гармонично дополнялось не менее впечатляющим стилистическим несходством, своеобразием изобразительных средств всей манеры решения темы. Будто противоположные полюсы, представляют собой режиссерские принципы, завоевавшие единодушное признание на конкурсе теледокументалистов, дальневосточника Олега Канищева и эстонца Марка Соосаара. Первый очень строг и лаконичен в выборе изобразительных приемов, подчиняя их четкому и рациональному решению „своей генеральной темы. Поэзия мысли и эмоций, заставляющая телезрителя напряженно думать, читать как бы подтекст режиссера – стиль другого. О творчестве обоих уже сейчас много спорят в рядах теледокументалистов. Думается, жюри, как бы предвосхищая горячие споры, весьма справедливо все рассудило. Оно присудило главный приз фестиваля «Янтарный парус» Приморскому комитету по телевидению и радиовещанию за программу телевизионных фильмов «Дрейфующий остров», «Морская пехота», «На траверзе мыса Эримо», наиболее полно и глубоко раскрывающих тему «Человек и море». Эстонскому Госкомитету присужден второй приз Министерства рыбного хозяйства СССР за программу фильмов «Как живут рыбаки», «Женщина с острова Кихну», «Дальнее плавание», высокохудожественно и образно рассказывающих о труде и жизни рыбаков и моряков. Дальневосточник О. Канищев удостоен Приза газеты «Маяк» за многолетнюю плодотворную работу по созданию телефильмов о моряках. М. Соосаар награжден дипломом Союза кинематографистов СССР за режиссерское и операторское мастерство. Определив этим награждением, ориентиры в развитии теледокументального искусства, жюри конкурса отметило специальными призами ряд произведений, наиболее полно раскрывающих те или иные стороны генеральной темы. Так, приза Министерства морского флота СССР удостоен литовский Госкомитет по телевидению и радиовещанию за удачное раскрытие темы верности морской профессии в телефильме «Не ревнуй к морю, мама». О настойчивости и упорстве двух крестьянских парней — сыновей деревенского портного, осуществивших свою детскою мечту и ставших капитанами дальнего плавания, - Альфредосе и Ричардсе Лучках рассказывалось в свое время на страницах «Водного транспорта». Сценарист И. Пиктурн, режиссер и оператор К Мусницкас средствами кино продолжали этот рассказ, создав произведение, призывающее молодежь смелее связывать свою жизнь с морем.
Э Мешкунн, М. Пярн, Л Зандерсон на Рижской студии создали документальным фильм о том, как сплачивает и воспитывает людей творческое соревнование. Установив трудовой рекорд на обработке большегрузного судна, рижские портовики и железнодорожники стремятся сделать его повесдневной нормой. Латвийскому Госкомитету за фильм «На шестом причале» присужден приз города Калининграда.
Хозяева фестиваля — калининградские тележурналисты удостоены диплома Союза журналистов СССР за публицистический рассказ о труде докеров и моряков китобойной флотилии в очерках «Только одна смена» и «218-й день».
Среди награжденных на конкурсе нам представляется весьма важным выделить две ленты, знаменующие начало развития новою направления теледокументов творческого объединения «Экран», удостоенного диплома Союза кинематографистов СССР, «И встречный бой* (Симферопольская студия), награжденного дипломом жюри. Рассказывая о трудовых буднях рыбаков и ученых, авторы фильмов смело выдвигают проблемы, еще требующие решения, не сглаживают острых углов. Эти фильмы — примеры активного вторжения телепублицистики в жизнь.
Как справедливо заметил заместитель председателя жюри, лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат Ломоносовской и братьев Васильевых премий кинодраматург И. Я. Болгарин, VI фестиваль телефильмов «Человек и море» сыграет важную роль в развитии теледокументалистики.
— Все познается в сравнении, — сказал он в беседе с корреспондентами — Теперь мы все воочию увидели, как вы росло мастерство многих наших телемаринистов, каких высот искусства может достичь теледокументалистика, когда она стремится крупным планом показать, прежде всего, человека, его труд, его заботы и конфликты. В сравнении с лучшими фильмами стало заметнее и мелкотемье других, их растянутость, ограниченность и бедность изобразительных средств. Можно не сомневаться, что фестиваль будет способствовать общему развитию и становлению морского телефильма.
С.БОРИК, Е. МОСКВИН.