ЧЕЛОВЕК - КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Заметки с VI Всесоюзного конкурса телефильмов

«ЧЕЛОВЕК И МОРЕ»

(газета «Водный транспорт», 25 июля, 1974г.)

 

Традиционный Всесоюзный конкурс телевизионных фильмов «Человек и море», родившийся в 1966 году в Калининграде, побывав после этого во Владивостоке, Риге, Клайпеде и Мур­манске, вновь вернулся в гостеприимный и охочий до таких яр­ких праздников культуры Калининград. Возвратился он, обо­гащенный опытом активных творческих исканий теледокумен­талистов, полюбивших море и мужественных мореходов. Вернулся, чтобы показать сотням тысяч калининградцев, жизнь каждого из которых так или иначе связана с морем, как выросли ряды телемаринистов, каким острым и наблюдательным стал их глаз и отточенным — мастерство.

СЕЙЧАС, когда еще не высохли чернила подписей авторитетного жюри и только что объявлены его решения, не приспело время для глубокого анализа и широких обобщений. Еще предстоит большой полемический разговор о безусловных удачах и столь же несомненных проблемах   развития морского телефильма, тем реальнее вырисовывающимся, чем представительней конкурс.

Что   касается    отчетного фестиваля, то он был намного представительнее всех преды­дущих. Две крупные работы выставило на конкурс объеди­нение «Экран». Девять студий Российской Федерации и шесть Госкомитетов союзных республик:  Украинский,  Азербайджанский,  Грузинский, Латвийский, Литовский и Эстонский привезли в Калининград почти тридцать лент, посвященных жизни и труду советских моря­ков.

Убедительным было и жан­ровое разнообразие: художест­венные телефильмы и страст­ная телевизионная публицисти­ка, научно-популярные  теле­фильмы и поэтические фильмы-концерты, очерки-раздумья о человеке и наступательные ре­портажи о путях развития по­чина ильичевцев. Мы видели телеочерк — экскурс в прошлое — «Он небо и море любит», соз­данный мурманчанами по сце­нарию   В. Асташина,   кото­рый воспевает подвижническую жизнь дважды Героя Совет­ского Союза морского летчика-североморца Б. В. Сафонова, И с неменьшим волнением сле­дили за бесхитростным расска­зом председателя рыболовец­кого колхоза «Прогрссс» коммуниста В. И. Силачева, став­шего сюжетом очень вырази­тельного телефильма  ленин­градцев.  Авторы его А. Орлов, О Ерышев, Р. Черняк любуют­ся и восхищаются своими ге­роями, сегодня на мирной ниве с честью несущими эстафету верного служения Родине, пе­реданную им погибшим Сафоновым. Монументальный теле­фильм о Челюскинской эпопее объединения «Экран», удосто­енный приза газеты «Водный транспорт», и сюжетный телефильм-концерт «Как   живут рыбаки», в поэтической манере раскрывающий труд рыбаков, олицетворяют собой два дале­ких друг от друга направле­ния развития морского теле­фильма. Тем не менее, они не противоречат друг другу, а свидетельствуют о неограничен­ных творческих возможностях

теледокументалистов,  работа­ющих над морской тематикой.

Таким образом, жанровое и тематическое разнообразие ес­тественно и гармонично дополнялось не менее впечатляющим стилистическим   несходством, своеобразием изобразительных средств всей манеры ре­шения темы. Будто противоположные полюсы, представляют собой режиссерские принципы, завоевавшие единодуш­ное признание на конкурсе теледокументалистов, дальнево­сточника Олега Канищева и эстонца Марка Соосаара.  Пер­вый очень строг и лаконичен в выборе изобразительных приемов, подчиняя их четкому и ра­циональному решению „своей генеральной темы.  Поэзия мыс­ли и эмоций, заставляющая те­лезрителя напряженно думать, читать как бы подтекст режиссера – стиль другого. О творчестве обоих уже сейчас много спорят в рядах теледокументалистов. Думается, жюри, как бы предвосхищая горячие споры, весьма справедливо все рассудило. Оно   присудило главный приз фестиваля «Янтарный парус» Приморскому  комитету по телевидению и ра­диовещанию за программу те­левизионных фильмов «Дрей­фующий остров», «Морская пе­хота», «На траверзе мыса Эримо», наиболее полно и глубоко раскрывающих тему «Человек и море». Эстонскому Госкомитету присужден второй приз Министерства рыбного хозяй­ства СССР за   программу фильмов «Как живут рыбаки», «Женщина с острова Кихну», «Дальнее плавание», высоко­художественно и образно рас­сказывающих о труде и жизни рыбаков и моряков. Дальнево­сточник О. Канищев удостоен Приза газеты «Маяк» за многолетнюю плодотворную работу по созданию телефильмов о моряках.  М. Соосаар награжден дипломом Союза кинематографистов СССР за режиссерское и операторское мастерство. Определив этим   награждением, ориентиры в развитии теледокументального искусства, жю­ри конкурса отметило специ­альными призами ряд произведений, наиболее полно раскры­вающих те или иные стороны генеральной темы. Так, приза Министерства морского флота СССР   удостоен   литовский Госкомитет по телевидению и радиовещанию за удачное рас­крытие темы верности морской профессии в телефильме «Не ревнуй к морю, мама». О на­стойчивости и упорстве двух крестьянских парней — сыно­вей деревенского   портного, осуществивших свою детскою мечту и ставших капитанами дальнего плавания, -  Альфредосе и Ричардсе Лучках рассказывалось в свое время на страницах «Водного транспор­та». Сценарист И. Пиктурн, ре­жиссер и оператор К Мусницкас средствами кино продолжали этот рассказ, создав произведение, призывающее молодежь смелее связывать свою жизнь с морем.

Э Мешкунн, М. Пярн, Л Зандерсон на Рижской студии создали документальным фильм о том, как сплачивает и воспитывает людей творческое соревнование. Установив трудовой рекорд на обработке большегрузного судна, рижские портовики и железнодорожники стремятся сделать его повесдневной нормой.  Латвийскому Госкомитету за фильм   «На шестом причале»  присужден приз города Калининграда.

Хозяева фестиваля — калининградские тележурналисты удостоены   диплома   Союза журналистов СССР за публицистический рассказ о труде докеров и моряков китобойной флотилии в очерках «Только одна смена» и «218-й день».

Среди награжденных на конкурсе   нам   представляется весьма важным выделить две ленты, знаменующие   начало развития новою направления теледокументов    творческого объединения «Экран», удосто­енного диплома Союза кинема­тографистов СССР, «И встреч­ный  бой*     (Симферополь­ская    студия),   награжден­ного дипломом жюри. Расска­зывая о трудовых буднях рыба­ков и ученых, авторы фильмов смело выдвигают проблемы, еще требующие решения,  не сглаживают острых углов. Эти фильмы — примеры активного вторжения телепублицистики в жизнь.

Как справедливо заметил за­меститель председателя жюри, лауреат Государственной пре­мии РСФСР, лауреат Ломоно­совской и братьев Васильевых премий кинодраматург И. Я. Болгарин, VI фестиваль телефильмов «Человек и море» сыг­рает важную роль в развитии теледокументалистики.

— Все познается в сравне­нии, — сказал он в беседе с корреспондентами   — Теперь мы все воочию увидели, как вы росло мастерство многих на­ших телемаринистов, каких вы­сот искусства может достичь теледокументалистика,   когда она стремится крупным планом показать, прежде всего, челове­ка, его труд, его заботы и конфликты. В сравнении с лучши­ми фильмами стало заметнее и мелкотемье других, их растя­нутость, ограниченность и бедность изобразительных средств. Можно не сомневаться, что фе­стиваль будет способствовать общему развитию и становле­нию морского телефильма.

С.БОРИК, Е. МОСКВИН.

 

Hosted by uCoz