КИНОПРИМЬЕРА

 «ЕРМАК»

Автор – В. Свиридов

(газета «Пограничник на Тихом океане», № 33, 23 апреля, 1975г., г. Владивосток)

 

Этот   фильм приморской студии «Дальтелефильм» был закончен на девяносто девять процентов, когда я решил написать о нем. А один процент - это еще кое-какие коррективы с учетом    пожеланий коллег,  членов художественного   совета,  гостей, пришедших на самый  первый просмотр     документального полнометражного     фильма. Среди первых зрителей в спе­циальном просмотровом зале студии были полярники с мощного современного   ле­докола «Ермак».   Сценаристу  Б.  Ливщицу, режиссеру О. Канищеву, оператору Н.  На­зарову,   звукорежиссеру Е Федорец и другим членам съемочной группы было очень ценно их мнение

Самый важный и ответственный процент. На экране кинокадры, а справа от него на стене счетчик с красноватым табло. На нем крупным планом отсчитывает метры кинопленки. Здесь особенно быстро ощущаешь, что говорит каждый кадр, насколько он содержателен, интересен, выразителен.

Кадры повествуют об истории, который еще до революции по смелому плану  адмирала Макарова оповестил весь мир, что Россия – страна ледокольная. Как Ермак пробивался сквозь бури и вьюги Сибири, осваивая новые пространства, так и ледокол, как бы подхватив эстафету у легендарного россиянина, пробивался сквозь толстенные припаи и торосы.  История судна — история револю­ции, гражданской и Великой Отечественной войны, и, нако­нец, современной научно-тех­нической революции   СССР. Вырос и окреп морской богатырь.  Много мечтал  пройти на востоке и севере человек по имени Ермак, и не помыш­лял он, что для этого ему при­дется облечься в сталь XX ве­ка и иметь мускулы в сорок с лишним тысяч лошадиных сил. Такова мощь электродизелей современного   ледокола «Ер­мак», совершившего отважный переход северным путем из Ленинграда во Владивосток.  Не частичный полярный, а почти вдоль всех   морских границ Родины. Рефреном звучит на экране колокол судна, на нем цифра — 1898.  Год рождения ледокола.

Чередуясь,  кадры старого и обновленного «Ермака» как бы символизируют на приме­ре всего лишь одного кораб­ля и его  коллектива,   как далеко шагнула вперед  Рос­сия в своем  историческом прогрессе. Монтажный темпо-ритм то и дело подчеркивает постоянную   устремленность «Ермака» вперед, в будущее.

В таком построении филь­ма, продолжающего арктиче­скую серию «Дальтелефильма» после лент «Арктика про­должается»  и «Дрейфующий остров», есть эпическое зву­чание. Жанр эпоса в документальном кино   мало разработан, и тем более любопытен поиск авторов по использованию в нем   и репортажных съемок и госфильмофондовской исторической хроники, и даже мультипликационных рисунков.

Всего один процент работы тогда оставался. Но по нему чувствовалось, как максимально напрягают свой идей­ный опыт и художественное чувство авторы.  И вот фильм в Москве. Центральное телевидение   одобрило картину. Недавно сотни тысяч телезрителей увидели ее на своих голубых экранах.

В. СВИРИДОВ

 

 

 

Hosted by uCoz