«ЕРМАК»
Автор – В. Свиридов
(газета «Пограничник на Тихом
океане», № 33, 23 апреля, 1975г., г. Владивосток)
Этот фильм приморской студии «Дальтелефильм» был
закончен на девяносто девять процентов, когда я решил написать о нем. А
один процент - это еще кое-какие коррективы с учетом пожеланий коллег,
членов художественного
совета, гостей, пришедших на
самый первый просмотр документального полнометражного фильма. Среди первых зрителей в специальном
просмотровом зале студии были полярники с мощного современного ледокола «Ермак». Сценаристу
Б. Ливщицу, режиссеру О.
Канищеву, оператору Н. Назарову, звукорежиссеру Е Федорец и другим членам
съемочной группы было очень ценно их мнение
Самый важный и ответственный процент. На экране кинокадры, а справа от
него на стене счетчик с красноватым табло. На нем крупным планом отсчитывает
метры кинопленки. Здесь особенно быстро ощущаешь, что говорит каждый кадр,
насколько он содержателен, интересен, выразителен.
Кадры повествуют об
истории, который еще до революции по смелому плану адмирала Макарова оповестил весь мир, что Россия – страна
ледокольная. Как Ермак пробивался сквозь бури и вьюги Сибири, осваивая новые
пространства, так и ледокол, как бы подхватив эстафету у легендарного
россиянина, пробивался сквозь толстенные припаи и торосы. История судна — история революции,
гражданской и Великой Отечественной войны, и, наконец, современной научно-технической
революции СССР. Вырос и окреп морской
богатырь. Много мечтал пройти на востоке и севере человек по имени
Ермак, и не помышлял он, что для этого ему придется облечься в сталь XX века
и иметь мускулы в сорок с лишним тысяч лошадиных сил. Такова мощь
электродизелей современного ледокола
«Ермак», совершившего отважный переход северным путем из Ленинграда во
Владивосток. Не частичный полярный, а
почти вдоль всех морских границ
Родины. Рефреном звучит на экране колокол судна, на нем цифра — 1898. Год рождения ледокола.
Чередуясь, кадры старого и обновленного «Ермака» как бы символизируют на примере всего лишь одного корабля и его коллектива, как далеко шагнула вперед Россия в своем историческом прогрессе. Монтажный темпо-ритм то и дело подчеркивает постоянную устремленность «Ермака» вперед, в будущее.
В таком построении фильма, продолжающего арктическую серию
«Дальтелефильма» после лент «Арктика продолжается» и «Дрейфующий остров», есть эпическое звучание. Жанр эпоса в
документальном кино мало разработан, и
тем более любопытен поиск авторов по использованию в нем и репортажных съемок и госфильмофондовской
исторической хроники, и даже мультипликационных рисунков.
Всего один процент работы тогда оставался. Но по нему чувствовалось, как
максимально напрягают свой идейный опыт и художественное чувство авторы. И вот фильм в Москве. Центральное
телевидение одобрило картину. Недавно
сотни тысяч телезрителей увидели ее на своих голубых экранах.