КРАКОВСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Автор – О.Канищев

(газета «Красное знамя», 8 июля, 1976г.)

Недавно с XIII Международного фестиваля короткомет­ражных фильмов в Кракове возвратился участник советской делегации, режиссер студии «Дальтелефильм» Олег Канищев. О фестивальных встречах, беседах, просмотрах расска­зывает он в своих заметках.

Краков, старинный польский город, с давних пор называли «меценатом искусств». Фести­вали, театральные спектакли, фольклорные зрелища,   на­родные гулянья играют нема­лую роль  в формировании культурного облика города. Известен Краков и как столи­ца короткометражного филь­ма — там традиционно про­водится фестиваль  «малого кино».

В состав советской делега­ции, прибывшей на нынешний кинофорум, вошли Герой Со­циалистического Труда, народ­ный артист СССР режиссер Р. Кармен, заместитель пред­седателя   Госкино   РСФСР Т. Нифонтов, сценарист К. Сла­вин, критики,  режиссеры и операторы представленных на фестиваль фильмов.

Отборочная   фестивальная комиссия приняла к конкурс­ным просмотрам 94 ленты. Советскую программу соста­вили фильмы: «Рядом с сол­датом», «Поединок», «Нина», «Иван   Таджик»,    «Каждый день», «БАМ — там, где мы жили», «Гур-Эмир», «Родился человек», «Какого рожна хо­чется».

В первый день конкурсных просмотров  были показаны фильмы    Великобритании, США, Чехословакии и  наш фильм режиссера П. Бартоша «БАМ — там, где мы жили» производства учебной студии ВГИКа. Автор его придал форму репортажа своим кинонаблюдениям  за  интернациональной студенческой брига­дой на строительстве  БАМа. Коллективный портрет моло­дых строителей, прокладывающих путь сквозь тайгу, вы­звал большой интерес зрителей.

Но наибольшее зрительское внимание, пожалуй,   вызвала другая советская картина — «Иван Таджик». Ее герой — советский солдат,  погибший на польской земле, командир партизанского отряда в Сольской Пуще,   прославившийся мужеством и храбростью. На­зывали его  Иваном — как многих русских солдат. Тад­жиком — потому, что родом был он из далекого Таджи­кистана. Зрители аплодисмен­тами выразили не только отношение к высоким художест­венным достоинствам  филь­ма, но и интернациональному сплочению советского и поль­ского  народов в   Великой Отечественной войне.

...На  территории   Польши, неподалеку от Кракова, нахо­дится местечко Освенцим. С ним связаны самые страшные преступления фашизма про­тив человечества. Делегации, участвовавшие в фестивале, возложили венки к монумен­ту памяти замученным в этом лагере борцам.

Нет  необходимости  гово­рить, что все мы потрясенны­ми уезжали из Освенцима, и советский фильм     «Рядом   с солдатом»        (режиссер И. Гелейн,        сценарист  И. Славин), по­казанный в тот день в вечерней программе, воспринимал­ся особенно остро: он рас­сказывал о тех, кто прошел фронтовыми дорогами рядом с   солдатами-освободителями — тем, кто отдал жизни, чтобы не повторился Освенцим, Майданек, Хатынь, Лидице.

Фильм о фронтовых опера­торах   мы,   кинематографи­сты, смотрели с особым чув­ством. Необыкновенное кино­произведение, снятое 257 во­енными кинохроникерами, име­ет   огромную  историческую ценность. Под руками  сце­нариста и режиссера разроз­ненные   кадры   приобрели цельность, выстроились в вол­нующий кинорассказ о подви­ге солдат и тех, кто платил порой жизнью за метры от­снятой пленки.

Задача документального ки­но и сегодня быть на пере­довой. Запечатлеть   узловые моменты   социалистического строи­тельства, показать людей эпо­хи, их  трудовой  подвиг — главная задача документали­стов. В Кракове почти не бы­ло лент «пустых», привлекаю­щих лишь броскостью фор­мы, нынешний фестиваль  с полным правом может назы­ваться фестивалем политиче­ского фильма.

— Главное в документаль­ном кино, — сказал на пресс-конференции  советский ре­жиссер Р. Кармен, — это правда. Без малейшей фаль­ши отображение жизни в ее динамике, развитии, а не про­сто фактография. Передовые документалисты всего   мира делают воинствующее искус­ство, борющееся за высокие, гуманистические идеалы, про­бив всякого  рода  насилия, против колониализма, против фашизма. Пример — страны Африки, Латинской Америки. Во многих нет еще средств и возможностей для «большого кино». И камера документа­листа, портативная, с которой проникает он в самую гущу событий, становится оружием в борьбе. Я рад,  что мои фильмы — «Сердце Корвалана», «Пылающий  континент», «Камарадос» — частица той силы документального искус­ства.

Фестиваль заканчивает ра­боту. Каждый его фильм был окном в мир насущных проблем нашей планеты. Фести­вальные встречи помогли ки­нематографистам    разных стран лучше узнать друг дру­га. Автору этих строк при­шлось долго и подробно рас­сказывать зарубежным   кол­легам после внеконкурсного показа лент «Дальтелефильма» — «Парад» и «Полтора ча­са до объятий»  о докумен­тальном кино на Дальнем Во­стоке, о кинолюбителях При­морья.

Мы прощались с Краковом, с новыми друзьями и увози­ли теплые и полезные впе­чатления об организации фе­стиваля, его творческой атмо­сфере, о гостеприимной Поль­ше. Каждому делегату   был вручен   сувенирный  плакат, который приветствует гостей будущего XIV Международ­ного   фестиваля.    На нем надпись: «До новой встречи в Кракове!».               

О. КАНИЩЕВ,

член Всесоюзной комис­сии телевизионного кино

 Союза кинематографистов СССР,

кинорежиссер сту­дии «Дальтелефильм».

 

-

;-

 

Hosted by uCoz