КРАКОВСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Автор –
О.Канищев
(газета «Красное знамя», 8
июля, 1976г.)
Недавно с XIII
Международного фестиваля короткометражных фильмов в Кракове возвратился
участник советской делегации, режиссер студии «Дальтелефильм» Олег Канищев. О фестивальных
встречах, беседах, просмотрах рассказывает он в своих заметках.
Краков, старинный польский город, с давних пор называли «меценатом искусств». Фестивали, театральные спектакли, фольклорные зрелища, народные гулянья играют немалую роль в формировании культурного облика города. Известен Краков и как столица короткометражного фильма — там традиционно проводится фестиваль «малого кино».
В состав советской делегации, прибывшей на нынешний кинофорум, вошли Герой Социалистического Труда, народный артист СССР режиссер Р. Кармен, заместитель председателя Госкино РСФСР Т. Нифонтов, сценарист К. Славин, критики, режиссеры и операторы представленных на фестиваль фильмов.
Отборочная фестивальная комиссия приняла к конкурсным просмотрам 94 ленты. Советскую программу составили фильмы: «Рядом с солдатом», «Поединок», «Нина», «Иван Таджик», «Каждый день», «БАМ — там, где мы жили», «Гур-Эмир», «Родился человек», «Какого рожна хочется».
В первый день
конкурсных просмотров были показаны
фильмы Великобритании, США,
Чехословакии и наш фильм режиссера П.
Бартоша «БАМ — там, где мы жили» производства учебной студии ВГИКа. Автор его
придал форму репортажа своим кинонаблюдениям
за интернациональной студенческой бригадой на строительстве БАМа. Коллективный портрет молодых
строителей, прокладывающих путь сквозь тайгу, вызвал большой интерес зрителей.
Но наибольшее зрительское внимание,
пожалуй, вызвала другая советская
картина — «Иван Таджик». Ее герой — советский солдат, погибший на польской земле, командир партизанского отряда в
Сольской Пуще, прославившийся
мужеством и храбростью. Называли его
Иваном — как многих русских солдат. Таджиком — потому, что родом был он
из далекого Таджикистана. Зрители аплодисментами выразили не только отношение
к высоким художественным достоинствам
фильма, но и интернациональному сплочению советского и польского народов в
Великой Отечественной войне.
...На территории Польши, неподалеку от Кракова, находится местечко Освенцим. С ним связаны самые страшные преступления фашизма против человечества. Делегации, участвовавшие в фестивале, возложили венки к монументу памяти замученным в этом лагере борцам.
Нет необходимости говорить, что все мы потрясенными уезжали из Освенцима, и советский фильм «Рядом с солдатом» (режиссер И. Гелейн, сценарист И. Славин), показанный в тот день в вечерней программе, воспринимался особенно остро: он рассказывал о тех, кто прошел фронтовыми дорогами рядом с солдатами-освободителями — тем, кто отдал жизни, чтобы не повторился Освенцим, Майданек, Хатынь, Лидице.
Фильм о фронтовых операторах мы,
кинематографисты, смотрели с особым чувством. Необыкновенное кинопроизведение,
снятое 257 военными кинохроникерами, имеет
огромную историческую ценность.
Под руками сценариста и режиссера
разрозненные кадры приобрели цельность, выстроились в волнующий
кинорассказ о подвиге солдат и тех, кто платил порой жизнью за метры отснятой
пленки.
Задача документального кино и сегодня быть на
передовой. Запечатлеть узловые
моменты социалистического строительства,
показать людей эпохи, их трудовой подвиг — главная задача документалистов. В
Кракове почти не было лент «пустых», привлекающих лишь броскостью формы, нынешний
фестиваль с полным правом может называться
фестивалем политического фильма.
— Главное в документальном кино, — сказал на
пресс-конференции советский режиссер
Р. Кармен, — это правда. Без малейшей фальши отображение жизни в ее динамике,
развитии, а не просто фактография. Передовые документалисты всего мира делают воинствующее искусство,
борющееся за высокие, гуманистические идеалы, пробив всякого рода
насилия, против колониализма, против фашизма. Пример — страны Африки,
Латинской Америки. Во многих нет еще средств и возможностей для «большого
кино». И камера документалиста, портативная, с которой проникает он в самую
гущу событий, становится оружием в борьбе. Я рад, что мои фильмы — «Сердце Корвалана», «Пылающий континент», «Камарадос» — частица той силы
документального искусства.
Фестиваль заканчивает работу. Каждый его фильм был окном в мир насущных проблем нашей планеты. Фестивальные встречи помогли кинематографистам разных стран лучше узнать друг друга. Автору этих строк пришлось долго и подробно рассказывать зарубежным коллегам после внеконкурсного показа лент «Дальтелефильма» — «Парад» и «Полтора часа до объятий» о документальном кино на Дальнем Востоке, о кинолюбителях Приморья.
Мы прощались с Краковом, с новыми друзьями и увозили теплые и полезные впечатления об организации фестиваля, его творческой атмосфере, о гостеприимной Польше. Каждому делегату был вручен сувенирный плакат, который приветствует гостей будущего XIV Международного фестиваля. На нем надпись: «До новой встречи в Кракове!».
О. КАНИЩЕВ,
член Всесоюзной комиссии
телевизионного кино
Союза кинематографистов СССР,
кинорежиссер студии
«Дальтелефильм».
-
;-