«КОРАБЛЬ» ВЫБИРАЕТ КУРС

Автор – М.Бриман

(газета «Советская культура», 1978г.)

 

Недавно во Владивостоке состоялось сове­щание работников телевидения и радио Во­сточной Сибири и Дальнего Востока. В тече­ние трех дней его участники делились опытом пропаганды социалистического образа жизни в теле- и радиопрограммах, создания радио­летописи строительства Байкало-Амурской ма­гистрали, освещения вопросов социалистиче­ского соревнования, борьбы за повышение эф­фективности сельскохозяйственного производ­ства в свете решений июльского (1978 года) Пленума ЦК КПСС.

Сегодня мы рассказываем о том, как тема труда и человек труда воплощается в работе дальневосточных теледокументалистов.

Однажды я спросил у Во­лоди Мучицына, известного бригадира   строителей   с БАМа, почему он бросил свой город в центре и при­ехал на Дальний Восток. Он медлил с ответом, и я попы­тался подсказать: романти­ка?

Бригадир пожал плечами. Просто случилось так, что метод бригадного подряда пришел ему в голову чуть раньше, чем о нем заговори­ли в печати. Правда, в Москве уже работали по этому методу, но он-то об этом не знал. Не знали и в тресте, где он работал, и, может быть, поэтому ему по-друже­ски объяснили, что его пред­ложение абсолютно нереаль­но. Так хорошо объяснили, что он поверил. А через год о бригадном подряде загово­рила вся страна...

Нет, не потерянный авто­ритет угнетал его. А мысль о том, что и следующий раз с ним может случиться нечто подобное. И когда он узнал, что формируется ударный комсомольский отряд для БАМа, не колеблясь, подал заявление. Он был там ну­жен, и он надеялся, что в условиях великой стройки не пропадет ни одно дельное предло­жение. И он не ошибся, об­меняв город на тайгу,— кое-что ему уже удалось сде­лать...

Я часто вспоминаю об этом разговоре в маленьком просмотровом зале студии «Дальтелефильм»,   потому что для нее вопрос «кто и за­чем едет на Дальний Восток?», думается, один из важнейших. Ответ на него прямо связан с решением по­истине огромной народнохо­зяйственной задачи—привле­чением в край людей умных, сильных, трудолюбивых. И, естественно, студия должна знать, в чем для таких людей притягательная сила Дальне­го Востока.

Восемь лет назад в этом же просмотровом зале я увидел полнометражную  ленту  о добром своем знакомом. Че­ловек огромной воли, ума, если не сказать мудрости, он всем сердцем был вереи поэ­зии труда. И ею в пер­вую  очередь  объяснялась его влюбленность в Даль­ний Восток с его широчай­шими возможностями для творчества. Он мог быть ра­бочим, инженером, ученым, художником, но на свою ки­нематографическую беду он был  капитаном дальнего пла­вания, и как личность бук­вально утонул среди эффект­но снятых штормов, закатов, восходов, разрезающих воду кораблей и взмывающих над ними чаек «В наших филь­мах должен быть запах мо­ря — объяснили мне тогда — Это то, что делает их привле­кательными».

«Запах моря», «запах тай­ги», «запах туманов»… В то время студия отдавала им дань, еще не замечая, что уже сложился, живет, актив­но влияет на дальневосточ­ную жизнь тот тип романти­ка, для которого эти «запахи» имеют не первостепенное  значение. Вкладывая самый большой капитал, которым располагает человек,— свою жизнь — в особо  трудные условия, он трезво рассчиты­вает при этом и на самые высшие «прибыли»: на воз­можность выразить себя с максимальной полнотой. И, конечно же, не «запахи», а характер труда волнует его больше всего. И об этом справедливо говорилось на совещании работников теле­видения и радиовещания.

Володя Мучицын представ­ляется мне романтиком этого типа, самого  ценного для жизни. Насколько же сориентирована студия на этот тип в наши дни?

И вот снова море. И снова капитан. Правда, сейчас – рыболовецкого траулера. Авторы фильма задают  ему непростые вопросы о счастье, о душе… Капи­тан говорит, что в море лю­ди тоскуют по берегу, а на берегу их тянет в море. Что же тянет? Ох, как трудно, отвечая на этот вопрос, не показать пресловутые зака­ты и восходы, чаек и волны. Но авторы показывают со­всем другое — человека, напряженно размышляющего над   картой,  показаниями эхолота. И постепенно нам становится ясна подлинная для   рыбака   притягатель­ность моря. Оно — творче­ская мастерская, единствен­ное место, где он может про­явить свой талант…

Так авторы фильма «Во­сточный причал России» сценарист П. Демидов и режиссер Ю. Шепшелевич рассказывают об одном из своих героев — капитане   рыболовного траулера Николае Тру­шине.

Фильм подчеркнуто экзо­тичен. Бухта и сопки, навис­шие над портом Восточным, чрезвычайно живописны. Но другого героя фильма, Вик­тора Восяновича, начальника этого порта, естественно, зна­чительно больше волнует, как идет наладка сложнейшего электронного оборудования. И камера, лишь обозначив место действия, ведет нас в зал, где установлены вычис­лительные машины.

...Объектив    пристально вглядывается в лица участ­ников совхозной планерки, деловые, смущенные, озабо­ченные. Мы видим их как бы глазами еще одного дальне­восточника, третьего героя фильма,— директора совхо­за Валентина Горяинова. Эта планерка — один из важней­ших моментов его деятельно­сти, и как бы сам по себе ни был необычен приморский сельский пейзаж, не ему, а этому моменту, отдано глав­ное время Точно так же сим­позиуму, обмену мнениями, а не экзотическому подводно­му миру, которым занимает­ся молодой ученый-биолог Вячеслав Сова (четвертый герой), отдано главное вре­мя в рассказе о нем.

Все в фильме стянуто в одну точку, к мысли о том, что творческий труд и сде­лал Приморье, этот восточ­ный причал России, их лич­ным счастливым причалом.

Так вместе с этими свои­ми героями думают авторы фильма, и эта близость жиз­ненных позиций рождает тот взгляд изнутри, следствием которого является и подчерк­нутая внешняя аскетичность выразительных средств.

Этим взглядом «изнутри» на самое существо сегодня­шней воинской службы еще прежде была отмечена военно-патриотическая серия сценариста и режиссера О.Канищева – «Крылатые моряки», «Морская пехота», «С якоря сниматься». Характерен он и для нового фильма студии — «По­граничники» (авторы сценария В. Пушкин и П. Рефер, режиссер В. Патрушев). Новелла о юном политработ­нике великолепно раскры­вает мысль о человеческом обаянии как грани воспита­тельского таланта, способно­го порой соперничать с воз­растом и опытом. Совсем молодой замполит заставы снят в такие минуты своей работы, в таких ситуациях, что без слов становится по­нятным, насколько одарен этот человек и как нужен делу.

Это особое  сопряжение края и таланта сразу же  обращает на себя внимание в фильме   «Исключение   из правил» (сценарист и режис­сер К. Шацков).

Восемнадцатилетней   де­вушкой Вера Харюсова напи­сала письмо в «Комсомолку», в котором горько жаловалась на то, что жизнь заставляет ее изменить своей  мечте. Ни одно мореходное  училище страны не захотело взять ее учиться — девушек здесь не принимают. А она так мечтала стать штурма­ном...

Вероятно, есть своя зако­номерность в том, что пер­вым откликнулся  на это письмо Владивосток. Мест­ная журналистка Вера Пет­ровна Максимович предло­жила девушке кров и под­держку. А потом капитан дальнего плавания Михаил Афанасьевич Кушнарев взял ее, вопреки традиции, матро­сом на свое судно и очень скоро назначил первым руле­вым. Вера выдержала испы­тание морем, и это ей при­бавило  упорства и воли. Сейчас Вера Николаевна — штурман, водит суда в труд­ные и далекие рейсы.

Дальний Восток предстает в этом фильме как понятие не только географическое, но и нравственное, как регион особого духовного климата, особых человеческих отно­шений.

Стоит ли говорить о том, насколько в глазах миллио­нов людей притягательно это нравственное начало Даль­него Востока? Трудно только средствами   документально­го кино показать его, обна­жить в одной биографии, в сплетении людских  судеб. Фильм «Исключение из пра­вил» во многом успешно ре­шает эту задачу.

...Фирменная     эмблема «Дальтелефильма» — ко­рабль с раздутыми парусами на фоне восходящего солнца. Отмечая отход студии от ложноромантического, внеш­ней экзотики, можно ли сказать, что «корабль» уже окончательно выбрал курс, уподобился упомянутому вы­ше трудяге-траулеру, его ка­питану и команде, для кото­рых важно не столько то, что происходит на поверхно­сти моря, сколько то, что в его глубинах?

Увы, даже  искушенных студийных мореходов ждут на Дальнем Востоке весьма опасные рифы. Край поисти­не волшебной красоты, уни­кальных явлений природы, он в этих своих проявлениях способен зачаровать любого, отклонить стрелку даже хо­рошо выверенного компаса.

Фильм «Камчатский мери­диан» был в сценарии назван «Камчатский характер». Лен­та должна была идейно и стилистически   продолжить серию о людях Дальнего Во­стока, начатую теми же авторами в картине «Восточ­ный причал России». Но удивительная и прекрасная  Долина гейзеров заставила забыть обо всем. И уже не человек на фоне природы, а величественная природа ста­новится главной героиней фильма.

   И все-таки подобный сбой в курсе, измена своему вы­рабатываемому почерку се­годня уже не характерны для  студии.  Большинство фильмов 1977—1978 годов (а их за это время выпуще­но семнадцать), повествую­щих о городах Дальнего Во­стока, о трудовых коллекти­вах, рассказывающих о рабо­тах местных ученых, видо­вых, несет на себе печать своего взгляда на вещи, ко­торый  характерен и для лучших картин, о людях.

«Корабль» в общем уже знает, куда и зачем ему трюмы. Но на его лоции на­несены еще, конечно, далеко не все ориентиры-маяки.

Вероятно, есть смысл об­ратить внимание студии на выбор героев.

В двух последних работах «Дальтелефильма»,   посвя­щенных людям Дальнего Во­стока («Камчатский мери­диан» и «Восточный причал России»),   среди  главных действующих лиц — два ка­питана, два агронома, один крупный хозяйственник, трое ученых и ни одного рабоче­го и колхозника. Вместе с тем здесь знали творческие удачи в создании портретов рядо­вых тружеников. Это, напри­мер, фильм о Марии Попо­вой, крановщице из Наход­ки, ставшей Героем Социа­листического Труда.

Многие успехи «Дальтеле­фильма», собственный  по­черк, который студия нара­батывает, в определенной мере связаны с тем, что ос­новной костяк ее творческих работников—коренные дальневосточники, прекрасно зна­ющие край. Это выросшие на студии режиссеры О. Канищев и Ю. Шепшелевич, операторы В. Рещук и Б. Ко­лобов, редакторы и сценари­сты В. Пушкин, А. Степанов, Шварц. И все-таки команде, корабля был бы полезен приток свежих сил. За все годы существования сту­дия не получила ни одного режиссера, оператора, сцена­риста — выпускников ВГИКа. Вряд ли такое положение можно считать нормальным.

...Точный курс, смелая, ищущая, знающая свое дело команда — вот что определяет успех любого плавания. Последние работы «Дальтелефильма» дают основание верить, что оно будет успеш­ным.

М. БРИМАН, наш соб. корр.

ВЛАДИВОСТОК.

 

 

 

Hosted by uCoz