«КОРАБЛЬ» ВЫБИРАЕТ КУРС
Автор – М.Бриман
(газета «Советская культура», 1978г.)
Недавно во Владивостоке состоялось совещание работников телевидения и
радио Восточной Сибири и Дальнего Востока. В течение трех дней его участники
делились опытом пропаганды социалистического образа жизни в теле- и
радиопрограммах, создания радиолетописи строительства Байкало-Амурской магистрали,
освещения вопросов социалистического соревнования, борьбы за повышение эффективности
сельскохозяйственного производства в свете решений июльского (1978 года)
Пленума ЦК КПСС.
Сегодня мы рассказываем о том, как тема труда и человек труда
воплощается в работе дальневосточных теледокументалистов.
Однажды я спросил у Володи Мучицына, известного
бригадира строителей с БАМа, почему он бросил свой город в
центре и приехал на Дальний Восток. Он медлил с ответом, и я попытался
подсказать: романтика?
Бригадир пожал плечами.
Просто случилось так, что метод бригадного подряда пришел ему в голову чуть
раньше, чем о нем заговорили в печати. Правда, в Москве уже работали по этому
методу, но он-то об этом не знал. Не знали и в тресте, где он работал, и, может
быть, поэтому ему по-дружески объяснили, что его предложение абсолютно
нереально. Так хорошо объяснили, что он поверил. А через год о бригадном
подряде заговорила вся страна...
Нет, не потерянный авторитет угнетал его. А
мысль о том, что и следующий раз с ним может случиться нечто подобное. И когда
он узнал, что формируется ударный комсомольский отряд для БАМа, не колеблясь,
подал заявление. Он был там нужен, и он надеялся, что в условиях великой
стройки не пропадет ни одно дельное предложение. И он не ошибся, обменяв
город на тайгу,— кое-что ему уже удалось сделать...
Я часто вспоминаю об этом разговоре в
маленьком просмотровом зале студии «Дальтелефильм», потому что для нее вопрос «кто и зачем едет на Дальний
Восток?», думается, один из важнейших. Ответ на него прямо связан с решением поистине
огромной народнохозяйственной задачи—привлечением в край людей умных, сильных,
трудолюбивых. И, естественно, студия должна знать, в чем для таких людей
притягательная сила Дальнего Востока.
Восемь лет назад в этом же просмотровом зале я увидел
полнометражную ленту о добром своем знакомом. Человек огромной
воли, ума, если не сказать мудрости, он всем сердцем был вереи поэзии труда. И
ею в первую очередь объяснялась его влюбленность в Дальний
Восток с его широчайшими возможностями для творчества. Он мог быть рабочим,
инженером, ученым, художником, но на свою кинематографическую беду он был капитаном дальнего плавания, и как личность
буквально утонул среди эффектно снятых штормов, закатов, восходов,
разрезающих воду кораблей и взмывающих над ними чаек «В наших фильмах должен
быть запах моря — объяснили мне тогда — Это то, что делает их привлекательными».
«Запах моря», «запах тайги»,
«запах туманов»… В то время студия отдавала им дань, еще не замечая, что уже
сложился, живет, активно влияет на дальневосточную жизнь тот тип романтика,
для которого эти «запахи» имеют не первостепенное значение. Вкладывая самый большой капитал, которым располагает
человек,— свою жизнь — в особо трудные
условия, он трезво рассчитывает при этом и на самые высшие «прибыли»: на возможность
выразить себя с максимальной полнотой. И, конечно же, не «запахи», а характер
труда волнует его больше всего. И об этом справедливо говорилось на совещании
работников телевидения и радиовещания.
Володя Мучицын представляется мне романтиком этого типа, самого ценного для жизни. Насколько же сориентирована
студия на этот тип в наши дни?
И вот снова море. И снова капитан. Правда, сейчас – рыболовецкого
траулера. Авторы фильма задают ему
непростые вопросы о счастье, о душе… Капитан говорит, что в море люди тоскуют
по берегу, а на берегу их тянет в море. Что же тянет? Ох, как трудно, отвечая
на этот вопрос, не показать пресловутые закаты и восходы, чаек и волны. Но
авторы показывают совсем другое — человека, напряженно размышляющего над картой,
показаниями эхолота. И постепенно нам становится ясна подлинная для рыбака
притягательность моря. Оно — творческая мастерская, единственное
место, где он может проявить свой талант…
Так авторы фильма «Восточный причал России»
сценарист П. Демидов и режиссер Ю. Шепшелевич рассказывают об одном из своих
героев — капитане рыболовного траулера
Николае Трушине.
Фильм подчеркнуто экзотичен. Бухта и сопки,
нависшие над портом Восточным, чрезвычайно живописны. Но другого героя фильма,
Виктора Восяновича, начальника этого порта, естественно, значительно больше
волнует, как идет наладка сложнейшего электронного оборудования. И камера, лишь
обозначив место действия, ведет нас в зал, где установлены вычислительные
машины.
...Объектив
пристально вглядывается в лица участников совхозной планерки, деловые,
смущенные, озабоченные. Мы видим их как бы глазами еще одного дальневосточника,
третьего героя фильма,— директора совхоза Валентина Горяинова. Эта планерка —
один из важнейших моментов его деятельности, и как бы сам по себе ни был
необычен приморский сельский пейзаж, не ему, а этому моменту, отдано главное
время Точно так же симпозиуму, обмену мнениями, а не экзотическому подводному
миру, которым занимается молодой ученый-биолог Вячеслав Сова (четвертый
герой), отдано главное время в рассказе о нем.
Все в фильме стянуто в одну точку, к мысли о том, что творческий труд и
сделал Приморье, этот восточный причал России, их личным счастливым
причалом.
Так вместе с этими своими героями думают авторы фильма, и эта близость
жизненных позиций рождает тот взгляд изнутри, следствием которого является и
подчеркнутая внешняя аскетичность выразительных средств.
Этим взглядом «изнутри» на самое существо
сегодняшней воинской службы еще прежде была отмечена военно-патриотическая
серия сценариста и режиссера О.Канищева – «Крылатые моряки», «Морская пехота»,
«С якоря сниматься». Характерен он и для нового фильма студии — «Пограничники»
(авторы сценария В. Пушкин и П. Рефер, режиссер В. Патрушев). Новелла о юном
политработнике великолепно раскрывает мысль о человеческом обаянии как грани
воспитательского таланта, способного порой соперничать с возрастом и опытом.
Совсем молодой замполит заставы снят в такие минуты своей работы, в таких
ситуациях, что без слов становится понятным, насколько одарен этот человек и
как нужен делу.
Это особое сопряжение края и
таланта сразу же обращает на себя
внимание в фильме «Исключение из правил» (сценарист и режиссер К.
Шацков).
Восемнадцатилетней
девушкой Вера Харюсова написала письмо в «Комсомолку», в котором
горько жаловалась на то, что жизнь заставляет ее изменить своей мечте. Ни одно мореходное училище страны не захотело взять ее учиться
— девушек здесь не принимают. А она так мечтала стать штурманом...
Вероятно, есть своя закономерность в том, что первым откликнулся на это письмо Владивосток. Местная
журналистка Вера Петровна Максимович предложила девушке кров и поддержку. А
потом капитан дальнего плавания Михаил Афанасьевич Кушнарев взял ее, вопреки
традиции, матросом на свое судно и очень скоро назначил первым рулевым. Вера
выдержала испытание морем, и это ей прибавило упорства и воли. Сейчас Вера Николаевна — штурман, водит суда в
трудные и далекие рейсы.
Дальний Восток предстает в этом фильме как понятие не только
географическое, но и нравственное, как регион особого духовного климата, особых
человеческих отношений.
Стоит ли говорить о том, насколько в глазах миллионов людей
притягательно это нравственное начало Дальнего Востока? Трудно только
средствами документального кино
показать его, обнажить в одной биографии, в сплетении людских судеб. Фильм «Исключение из правил» во
многом успешно решает эту задачу.
...Фирменная эмблема
«Дальтелефильма» — корабль с раздутыми парусами на фоне восходящего солнца.
Отмечая отход студии от ложноромантического, внешней экзотики, можно ли
сказать, что «корабль» уже окончательно выбрал курс, уподобился упомянутому выше
трудяге-траулеру, его капитану и команде, для которых важно не столько то,
что происходит на поверхности моря, сколько то, что в его глубинах?
Увы, даже искушенных студийных
мореходов ждут на Дальнем Востоке весьма опасные рифы. Край поистине волшебной
красоты, уникальных явлений природы, он в этих своих проявлениях способен
зачаровать любого, отклонить стрелку даже хорошо выверенного компаса.
Фильм «Камчатский меридиан» был в сценарии назван «Камчатский
характер». Лента должна была идейно и стилистически продолжить серию о людях Дальнего Востока, начатую теми же
авторами в картине «Восточный причал России». Но удивительная и
прекрасная Долина гейзеров заставила
забыть обо всем. И уже не человек на фоне природы, а величественная природа становится
главной героиней фильма.
И
все-таки подобный сбой в курсе, измена своему вырабатываемому почерку сегодня
уже не характерны для студии. Большинство фильмов 1977—1978 годов (а их за
это время выпущено семнадцать), повествующих о городах Дальнего Востока, о
трудовых коллективах, рассказывающих о работах местных ученых, видовых,
несет на себе печать своего взгляда на вещи, который характерен и для лучших картин, о людях.
«Корабль» в общем уже знает, куда и зачем ему трюмы. Но на его лоции нанесены
еще, конечно, далеко не все ориентиры-маяки.
Вероятно, есть смысл обратить внимание студии на выбор героев.
В двух последних работах
«Дальтелефильма», посвященных людям
Дальнего Востока («Камчатский меридиан» и «Восточный причал России»), среди
главных действующих лиц — два капитана, два агронома, один крупный
хозяйственник, трое ученых и ни одного рабочего и колхозника. Вместе с тем
здесь знали творческие удачи в создании портретов рядовых тружеников. Это,
например, фильм о Марии Поповой, крановщице из Находки, ставшей Героем Социалистического
Труда.
Многие успехи «Дальтелефильма», собственный почерк, который студия нарабатывает, в определенной мере
связаны с тем, что основной костяк ее творческих работников—коренные
дальневосточники, прекрасно знающие край. Это выросшие на студии режиссеры О.
Канищев и Ю. Шепшелевич, операторы В. Рещук и Б. Колобов, редакторы и сценаристы
В. Пушкин, А. Степанов, Шварц. И все-таки команде, корабля был бы полезен
приток свежих сил. За все годы существования студия не получила ни одного
режиссера, оператора, сценариста — выпускников ВГИКа. Вряд ли такое положение
можно считать нормальным.
...Точный курс, смелая, ищущая, знающая свое дело команда — вот что
определяет успех любого плавания. Последние работы «Дальтелефильма» дают
основание верить, что оно будет успешным.
М. БРИМАН, наш соб. корр.
ВЛАДИВОСТОК.