ПАРУСНИК НА ФОНЕ СОЛНЦЕ
Автор - М. ПОБОРОНЧУК, наш соб. корр.
( газета
«Советская культура», № 76, вторник, 26 июня 1984г.)
Который уже день бушевал океан, ветер вздымал
огромные валы. Под их ударами судно вздрагивало всем корпусом, а
временами сильно кренилось. В трюмах начинал смещаться груз, и тогда моряки и
съемочная группа, все вместе, крепили его, боролись за живучесть теплохода.
Нелегкая творческая командировка выпала на долю теледокументалистов из
Владивостока, но именно в такой сложной и опасной обстановке они по
достоинству оценили труд моряков, по-настоящему узнали своих героев.
Фильм о знаменитом дальневосточном капитане Герое
Социалистического Труда Анне Ивановне Щетининой, снятый в том трудном рейсе
режиссером Олегом Канищевым, обошел телеэкраны многих стран, завоевал немало
наград на различных телефестивалях.
«Визитная карточка» студии «Дальтелефильм» —
белоснежный парусник, плывущий на фоне встающего из океана золотистого
солнца. С этой традиционной заставкой вот уже боле двух десятилетий выходят в
эфир дальневосточные фильмы для малого экрана. «Телевладения» студии огромны.
Ее творческие группы снимают картины на территории от Байкала до Курил, от
Приморья до Арктики. Документалисты из Владивостока частые гости в таежном
поселке на БАМе, на военных кораблях Тихоокеанского флота, в странах
Юго-Восточной Азии.
А днем ее рождения можно считать 2 июля 1960
года, когда в торжества, посвященные 100-летию Владивостока, вышел в эфир фильм
«Город нашенский»
И поныне творческое ядро студии составляют
режиссеры и операторы того самого первого «творческого призыва».
В небольшом просмотровом зале
телерадиокомитета смотрю последние ленты
«Дальтелефильма». В их числе четырехчастевая «Размышления по поводу...»,
в центре которой образ партийного работника. С В.А. Романюком, бывшим до
недавних пор первым секретарем Находкинского горкома партии, а ныне
работающим заведующим экономическим отделом Приморского крайкома КПСС, я
знаком уже несколько лет. Сорок минут фильма убедили меня в том, что я
очень мало знаю Вячеслава Андреевича. До этого мы лишь разговаривали - о деле,
теперь я увидел его в деле.
Фильм
«Размышления по поводу...», отмеченный на Х Всесоюзном смотре телефильмов в
Алма-Ате рассказывает о поисках новых форм в системе управления, о социальной
психологии, об огромном значении морально-психологического климата
коллектива для повышения производительности труда. В Находкинском горкоме
партии много времени уделяют социально-экономической проблеме «Человек и
производство». Здесь, конечно, в первую очередь внимание человеку, а уж затем
машинам. Но экономических проблем одними человеческими
отношениями, какими бы прекрасными они ни были, не разрешить. Нужна продуманная
система управления. В горкоме по инициативе В. Романюка провели анализ рабочего
времени руководителей различных предприятий и организаций. Исследования
показали: много времени уходит на различные заседания, из-за этого у руководителей мало времени остается на производство. Горкомом на год вперед был составлен
четкий и твердый график всех совещаний. Как оказалось, от многих дублирующих
заседаний можно было отказаться. Нововведение освободило руководителям массу
полезного времени. Избавило их от мелочной опеки, укрепило авторитет горкома.
Телефильм стал наглядным, живым пособием в экономическом всеобуче, примером
организации работы в местных партийных органах.
Режиссер этой ленты Олег Канищев — один из
ведущих мастеров «Дальтелефильма». Он
человек, мыслящий неординарно, глубоко эрудированней, сохранивший юношеское
любопытство. Правда, его характер кое-кому не кажется медом, не всем по нраву
его прямота и принципиальность, но те, с кем сработался, и слышать не котят о
другом режиссере. За 25 лет, с того самого дня, как он получил диплом в Ленинградском
институте киноинженеров и сразу же приехал работать во Владивосток, он
снял 60 фильмов.
Его первая, не угасшая и по - ныне любовь —
море. Около двух десятков лент посвятил режиссер этой теме. Так, его фильм «Полтора
часа до объятий», который показывает, как
Владивосток встречает китобойную флотилию после ее многомесячного
плавания, уже много лет демонстрируется
во ВГИКе. По нему учатся будущие
молодые режиссеры. Много отдано и
военно-патриотической тематике. «Крылатые моряки», «Суворовцы», «С якоря
сниматься», «Здравствуй, мама» — эти и
другие ленты рассказали о часовых Дальневосточной границы: летчиках и моряках,
пограничниках, подводниках, десантниках, их будущей смене — суворовцах. Ныне в творчестве режиссера новая тема —
социально-экономическая. Самая трудная и сложная, требующая напряженной
работы, полной духовной отдачи. Многими
призами отмечена одна из последних работ О. Канищева — фильм «Формула успеха».
Это рассказ о научной, четкой, до мелочей продуманной организации труда на
Владивостокском судоремонтном заводе,
во главе которого стоит крупная личность — М.А. Дардыкин. Лишь один штрих,
говорящий об общественной значимости ленты. В системе экономического образования
во многих городах страны в качестве пособия по теме «Организация управления
производством» демонстрируют
владивостокскую «Формулу успеха».
Фильм и его режиссер – О.Канищев на
Всесоюзной выставке народного хозяйства награждены Золотой медалью. Однако есть
и мечта, пока не осуществленная,— снять художественный фильм.
— В наших условиях это сложно, но все же...—
барабанит режиссер пальцами по коробке с пленкой,— можно. Хочу сделать
игровой фильм. Во сне его вижу.
«Дальтелефильм» снимает много интересного. Однако удачи сопутствуют работе не
всегда. Каждую ленту студии, прежде чем она выйдет на всесоюзный экран,
смотрят члены художественного совета. К показу на Центральном телевидении им,
например, не был рекомендован фильм «Школа в Березняках». Главным героем картины
авторы избрали учительницу, ныне
работающую директором поселковой школы. Чувствуется — она человек
интересный, значительный, но создатели ленты так и не сумели раскрыть ее
внутренний мир, показать широту интересов, увлеченность делом.
— Что нас больше всего тревожит в работе
«Дальтелефильма»? — говорит
председатель краевого
телерадиокомитета В. Ткачев.— То, что в лентах студии порой бывает много
экзотики и мало проблематики. Особенно часто сбиваются на яркие картинки наши
молодые режиссеры. Почему-то все новобранцы
телестудии, едва переступив ее порог, непременно хотят снимать отлов тигра.
Двадцать лет назад это было любопытно всем: и снимающим, и зрителям. Ныне кое-что существенно
изменилось. Так ли уж необходим этот
отлов, если тигр: успешно размножается в неволе — в зоопарках.
При
некоторых успехах, мы отчетливо видим и
наши недостатки. Студия держится всего
на нескольких режиссерах. Другие зачастую делают лишь видовые фильмы, а
если и решатся взяться за социально значимую картину, скользят по поверхности,
сопровождают текст невыразительной видеоинформацией, без глубинного осмысления
процессов жизни. А молодого, талантливого режиссерского пополнения мы, к
сожалению, не получаем. Выпускники центральных кинематографических вузов от
направлений к нам открещиваются, не
понимая того, что у нас — самое
обширное поле деятельности. Что здесь
есть тысячи людей — настоящих героев нашего времени: моряки, пограничники, рыбаки,
летчики, геологи.
В этом можно убедиться, просматривая картины
«Дальтелефильма». Вот, например,
фильм «Морские кружевницы» режиссера
В. Лихачева, вышедший в цикле о молодых передовиках производства. Привлекает
необычность ситуации. Наверное, не каждому приходилось наблюдать, как в наши
дни создаются орудия лова. Главное же в том, что перед зрителем раскрываются
люди — морские кружевницы из комсомольско-молодежной бригады В. Тертышевой. Правда, не в полной мере
авторам удалось воссоздать атмосферу, в которой живут и трудятся героини
повествования, однако знакомство с ними уже само по себе вызывает самые добрые
чувства.
Интересны образы молодых солдат, несущих
службу на пограничной заставе имени Героя Советского Союза А. Махалина. В
фильме режиссера К. Шацкова «У
контрольной полосы» они не совершают подвигов, но мы чувствуем — и к этому
в основном стремились создатели
картины,— что каждый из героев ленты готов к нему, охраняя безопасность Родины.
Картина «Мы живем у моря» режиссера В.
Патрушева знакомит с тружениками рыбацкого колхоза «Новый мир» в Приморье.
Наглядно и убедительно показана дружба колхозников, представляющих свыше 30
различных национальностей. Интересен фильм «Чукотские косторезы» (режиссер К.
Шацков). Со вкусом отобраны и хорошо показаны в нем творения чукотских мастеров.
Возможностей найти интересных героев у
«Дальтелефильма» много. Технические же возможности студии, к сожалению,
ограничены. Недостает нужной техники, нет собственной проявочной базы. Летают
нарочные с объемистыми коробками отснятой пленки за тридевять земель,
проявляют ее то в Новосибирске, то даже в Киеве.
Недалек час, когда Владивостокское
телевидение перейдет на выпуск фильмов на видеопленке. К работе с новой техникой
студия готовится уже сейчас. Приморцы намерены в будущем снимать и собственные
художественные телефильмы, выпускать
телеконцертные программы. Хороших планов у студии много. Курс, как говорится,
выбран верный.
М. ПОБОРОНЧУК,
наш соб. корр. ВЛАДИВОСТОК.