ПАРУСНИК НА ФОНЕ СОЛНЦЕ

Автор - М. ПОБОРОНЧУК, наш соб. корр.

( газета «Советская культура», № 76, вторник, 26 июня 1984г.)

Который уже день бушевал океан, ветер вздымал огромные валы. Под их ударами судно вздрагивало всем корпусом, а временами сильно кренилось. В трюмах начинал смещаться груз, и тогда моряки и съемоч­ная группа, все вместе, крепи­ли его, боролись за живучесть  теплохода.  Нелегкая творче­ская командировка выпала на долю теледокументалистов из Владивостока, но именно в та­кой сложной и опасной обста­новке они по достоинству оце­нили труд моряков, по-настоя­щему узнали своих героев.

Фильм о знаменитом дальне­восточном капитане Герое Социалистического Труда Анне Ивановне Щетининой, снятый в том трудном рейсе режиссером Олегом Канищевым, обошел телеэкраны многих стран, завоевал немало наград на различных телефестивалях.

«Визитная карточка» студии «Дальтелефильм» — белоснеж­ный парусник, плывущий на фоне встающего из океана золотистого солнца. С этой традиционной заставкой вот уже бо­ле двух десятилетий выходят в эфир дальневосточные фильмы для малого экрана. «Телевладе­ния» студии огромны. Ее твор­ческие группы снимают карти­ны на территории от Байкала до Курил, от Приморья до Аркти­ки. Документалисты из Влади­востока частые гости в таеж­ном поселке на БАМе, на воен­ных кораблях Тихоокеанского флота, в странах Юго-Восточ­ной Азии.

А днем ее рождения можно считать 2 июля 1960 года, когда в торжества, посвященные 100-летию Владивостока, вышел в эфир фильм «Город нашенский»

И поныне творческое ядро студии составляют режиссеры и операторы того самого перво­го «творческого призыва».

В небольшом просмотровом зале телерадиокомитета смотрю последние ленты   «Дальтелефильма». В их числе четырехчастевая «Размышления по поводу...», в центре которой образ партийного работника. С В.А. Романюком, бывшим до недавних пор первым секретарем Наход­кинского горкома партии, а ны­не работающим заведующим экономическим отделом Приморского крайкома КПСС, я знаком уже несколько лет. Со­рок минут фильма убедили ме­ня в том, что я очень мало знаю Вячеслава Андреевича. До это­го мы лишь разговаривали - о де­ле, теперь я увидел его в деле.

 Фильм «Размышления по поводу...», отмеченный на Х Все­союзном смотре телефильмов в Алма-Ате рассказывает о поис­ках новых форм в системе уп­равления, о социальной психо­логии, об огромном значении мо­рально-психологического клима­та коллектива для повыше­ния производительности труда. В Находкинском горкоме партии много времени уделяют социально-экономической проблеме «Человек и производство». Здесь, конечно, в первую очередь внимание человеку, а уж   затем   машинам.   Но  экономических проблем одними человеческими отношениями, какими бы прекрасными они ни были, не разрешить. Нужна продуманная система управления. В горкоме по инициативе В. Романюка провели анализ рабочего времени руко­водителей различных предприятий и организаций. Исследова­ния показали: много времени уходит на различные заседания,  из-за этого у руководителей  мало времени остается на производство. Горкомом на год вперед был составлен четкий и твердый график всех со­вещаний. Как оказалось, от многих дублирующих заседаний можно было отказаться. Ново­введение освободило руководи­телям массу полезного времени. Избавило их от мелочной опеки, укрепило авторитет гор­кома. Телефильм стал нагляд­ным, живым пособием в эконо­мическом всеобуче, примером организации работы в местных партийных органах.

Режиссер этой ленты Олег Канищев — один из ведущих мастеров    «Дальтелефильма». Он человек, мыслящий неор­динарно, глубоко эрудирован­ней, сохранивший юношеское любопытство. Правда, его ха­рактер кое-кому не кажется медом, не всем по нраву его пря­мота и принципиальность, но те, с кем сработался, и слышать не котят о другом режиссере. За 25 лет, с того самого дня, как он получил диплом в Ленин­градском институте киноинже­неров и сразу же приехал ра­ботать во Владивосток, он снял 60 фильмов.

Его первая, не угасшая и по - ныне любовь — море. Около двух десятков лент посвятил режиссер этой теме. Так, его фильм «Полтора часа до объятий», который показывает, как  Владивосток встречает китобойную флотилию после ее многомесячного плавания, уже много  лет демонстрируется во ВГИКе.  По нему учатся будущие молодые режиссеры. Много отдано  и военно-патриотической темати­ке. «Крылатые моряки», «Суворовцы», «С якоря сниматься»,  «Здравствуй, мама» — эти и другие ленты рассказали о часовых Дальневосточной границы: летчиках и моряках, пограничниках, подводниках, десантниках, их будущей смене — суво­ровцах.  Ныне в творчестве режиссера новая тема — социаль­но-экономическая. Самая трудная и сложная, требующая напряженной работы, полной духовной отдачи.  Многими призами отмечена одна из последних работ О. Канищева — фильм «Формула успеха». Это рассказ о научной, четкой, до мелочей продуманной организации труда на Владивостокском  судоремонтном заводе, во гла­ве которого стоит крупная личность — М.А. Дардыкин. Лишь один штрих, говорящий об об­щественной значимости ленты. В системе экономического обра­зования во многих городах стра­ны в качестве пособия по теме «Организация управления про­изводством»    демонстрируют владивостокскую    «Формулу успеха». Фильм и его режиссер – О.Канищев  на Всесоюзной выставке народного хозяйства награждены Золотой медалью. Однако есть и мечта, пока не осуществленная,— снять худо­жественный фильм.

— В наших условиях это сложно, но все же...— бараба­нит режиссер пальцами по ко­робке с пленкой,— можно. Хочу сделать игровой фильм. Во сне его вижу.

«Дальтелефильм»    снимает много интересного. Однако уда­чи сопутствуют работе не всег­да. Каждую ленту студии, преж­де чем она выйдет на всесоюзный экран, смотрят члены художественного совета. К показу на Центральном телевидении им, например, не был рекомендован фильм «Школа в Березняках». Главным героем картины авто­ры избрали учительницу, ныне  работающую директором посел­ковой школы. Чувствуется — она человек интересный, значи­тельный, но создатели ленты так и не сумели раскрыть ее внутренний мир, показать широту интересов, увлеченность  делом.

— Что нас больше всего тре­вожит в работе «Дальтелефильма»? — говорит   председатель краевого    телерадиокомитета В. Ткачев.— То, что в лентах студии порой бывает много эк­зотики и мало проблематики. Особенно часто сбиваются на яркие картинки наши молодые  режиссеры. Почему-то все но­вобранцы телестудии, едва пе­реступив ее порог, непременно хотят снимать отлов тигра. Двадцать лет назад это было любо­пытно всем: и снимающим, и  зрителям. Ныне кое-что существенно изменилось. Так ли уж  необходим этот отлов, если тигр: успешно размножается в неволе — в зоопарках.

  При некоторых успехах, мы  отчетливо видим и наши недостатки. Студия держится всего  на нескольких режиссерах. Другие зачастую делают лишь видовые фильмы, а если и решатся взяться за социально значимую картину, скользят по поверхности, сопровождают текст  невыразительной  видеоинформацией, без глубинного осмыс­ления процессов жизни. А мо­лодого, талантливого режиссер­ского пополнения мы, к сожале­нию, не получаем. Выпускники центральных кинематографических вузов от направлений к  нам открещиваются, не понимая  того, что у нас — самое обширное поле деятельности. Что  здесь есть тысячи людей — на­стоящих героев нашего времени: моряки, пограничники, ры­баки, летчики, геологи.

В этом можно убедиться, просматривая картины «Дальтелефильма».  Вот, например, фильм  «Морские кружевни­цы» режиссера В. Лихачева, вышедший в цикле о молодых передовиках производства. При­влекает необычность ситуации. Наверное, не каждому приходилось наблюдать, как в наши дни создаются орудия лова. Главное же в том, что перед зрителем раскрываются люди — морские кружевницы из комсомольско-молодежной бригады  В. Тертышевой. Правда, не в полной мере авторам удалось воссоздать атмосферу, в кото­рой живут и трудятся героини повествования, однако знаком­ство с ними уже само по себе вызывает самые добрые чувст­ва.

Интересны образы молодых солдат, несущих службу на по­граничной заставе имени Героя Советского Союза А. Махалина. В фильме режиссера       К. Шацкова «У контрольной полосы» они не совершают подвигов, но мы чувствуем — и к этому в  основном стремились создате­ли картины,— что каждый из героев ленты готов к нему, охраняя безопасность Родины.

Картина «Мы живем у моря» режиссера В. Патрушева знако­мит с тружениками рыбацкого колхоза «Новый мир» в При­морье. Наглядно и убедительно показана дружба колхозников, представляющих свыше 30 различных национальностей. Ин­тересен фильм «Чукотские кос­торезы» (режиссер К. Шацков). Со вкусом отобраны и хорошо показаны в нем творения чу­котских мастеров.

Возможностей найти интерес­ных героев у «Дальтелефильма» много. Технические же возмож­ности студии, к сожалению, ограничены. Недостает нуж­ной техники, нет собственной проявочной базы. Летают на­рочные с объемистыми короб­ками отснятой пленки за триде­вять земель, проявляют ее то в Новосибирске, то даже в Кие­ве.

Недалек час, когда Владивос­токское телевидение перейдет на выпуск фильмов на видео­пленке. К работе с новой тех­никой студия готовится уже сейчас. Приморцы намерены в будущем снимать и собственные художественные  телефильмы, выпускать телеконцертные про­граммы. Хороших планов у сту­дии много. Курс, как говорится, выбран верный.

М. ПОБОРОНЧУК,

наш соб. корр. ВЛАДИВОСТОК.

 

 

Hosted by uCoz