Автор -
Т.Калиберова
(газета
"Красное знамя", №248, суббота, 27 октября 1984г.)
Каждый из сорока
разноплеменных обитателей этой уютной
владивостокской квартирки встретил меня по-своему: один — широкой, добродушной улыбкой другой —
печально-меланхоличной миной, третий,
откровенно проказничая, забавно гримасничал. Но от всех них веяло какой-то
необъяснимой теплотой.
— Я и сам не могу объяснить, почему они у меня получаются на редкость добрыми,
— начал рассказывать о своей коллекции масок Борис Александрович Нестеренко. —
Даже вот эта индийская маска, призванная
олицетворять жестокость, особого
чувства страха не внушает…
Не будем спешить расценивать это как авторскую неудачу. Ведь человек одержимый творчеством наделяет свои
создания, прежде всего, собственным характером.
Сегодня в коллекции Б. А. Нестеренко
несколько десятков японских,
африканских, индийских, никарагуанских, китайских масок. Есть даже
представители островов Океании. Некоторые выполнены в соответствии с оригиналами,
вошедшими в аналоги мировой культуры: японские театральные, никарагуанская культовая, ритуальные маски с острова Пасхи. Есть и
произведения, рожденные фантазией мастера: «предок», «славянин»,
«довольный» «пират Гоша» и другие.
Сегодня Борис Александрович не мыслит себя без этого
своего маленького мира творчества, хотя — маленького ли? Маска отправляется
вмести с ним в дальние командировки (Б.
А. Нестеренко — оператор студии «Дальтелефильм») на загородную прогулку, к морю — повсюду.
А началось все со случая. Как-то один знакомый, увлекающийся резьбой по дереву, показал ему свои работы.
Возникло неожиданное желание попробовать самому. Первая маска не совсем
получилась, но вдохновила. И вот, почти на
рубеже сорокалетия, человек
вдруг почувствовал в себе непреодолимое желание что-то сделать своими
руками, как-то выразить себя. Начались
долгие поиски: многочасовые бдения над книгами, посещение музеев, выставок.
Кстати из своей недавней поездки на Камчатку Борис Александрович привез богатый
материал по корякским маскам.
Наконец, когда после долгих мучительных раздумий рождается образ, Нестеренко берет в руки
дерево — легкое, почти невесомое, после двухгодичной специальной просушки,
раскладывает бесхитростный инструмент, сработанный своими руками, — стамески
различных видов и размеров — и начинает
чудодействовать. По-другому это
и не назовешь. Ведь из обычного чурбачка рождается живой лик.
Для японских театральных масок он берет липу —
светлую, податливую, для индийских,
африканских — красноватый кедр, идет в
депо и сосна. Но сколько еще работы впереди до того счастливого момента, когда
маска появится на свет: шлифовка, подкраска, пропитка хорошо разогретого на
солнце дерева расплавленным воском. Несколько месяцев напряженного труда отдает
Нестеренко каждому своему детищу. Но и этот срок довольно условный.
Борис Александрович показал мне фигурку новозеландского бога Тики, над которым
он работал с перерывами около двух лет, прежде чем она получилась именно такой,
какой виделась...
Пробовал как-то
Б. А. Нестеренко повторить маску — ничего не получилось. Лишний
раз убедился, что каждая из них единственная и рождается только однажды. Как,
впрочем, и все, что делает этот человек, будь то декоративная ваза, подсвечник
или оригинальная вешалка.
— Дерево, когда с ним познакомишься поближе, уже не
отпускает. Не позволяет лениться ни сердцу, ни уму, — говорит Борис
Александрович. — Оно греет...
Уже собираясь уходить, я еще раз взяла подержать
деревянного старичка-домовичка и вдруг почувствовала тепло — будто доброе,
дружеское рукопожатие на прощание.
Т. КАЛИБЕРОВА.