27 августа —
День советского кино
(газета
«Пограничник на Тихом Океане», № 69, среда, 27 августа 1986г.)
На вопросы нашего корреспондента Л. Чешева отвечает кинорежиссер студии «Дальтелефильм», заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премии Приморского комсомола, член союза кинематографистов СССР Олег Александрович Канищев.
— Олег Александрович, ваши работы хорошо
известны не только кинозрителям края, но и воинам тихоокеанской границы. Как вы
пришли в свою профессию!
|
Кинорежиссер О. Канищев |
— Во-первых, начать с того, что я родился во
Владивостоке. Хотя по-настоящему узнал его уже, будучи самостоятельным
человеком. Мой отец служил морским офицером на Тихоокеанском флоте, затем уехал
в Ленинград. Там я поступил в Ленинградский институт кинематографистов. Надо
сказать, в кино я пошел совсем неожиданно для себя: мечтал стать корабелом,
строить океанские суда. Но однажды случайно заглянул в творческую мастерскую института, и яркий, ни
с чем не сравнимый мир кино увлек меня. После окончания учебы получил специальность
звукорежиссера и уехал по распределению во Владивосток. Наверное, здесь сыграло свою роль тяга к
своей малой родине, да еще, пожалуй, рассказы отца об удивительном крае и
людях. Но специальность, больше техническая, не могла удовлетворить меня.
Возможность и право работать творчески я получил после
окончания заочного отделения режиссуры Дальневосточного государственного
института искусств. И вот уже более четверти века снимаю фильмы.
Другой работы себе не представляю. Кино — это мое окно в мир. Мое и,
значит, зрителя тоже.
— Наверное, мечта о профессии
корабела нашла все-таки воплощение в кинематографе? Ваши
работы в большинстве своем посвящены морякам.
— ...И воинам. Вы правы, морская тема для меня
особенно дорога. Фильмы «Дорога пролегла за экватор», «Полтора часа до
объятий» — о китобоях — стали моими первыми шагами в творческой биографии. И надо сказать, удачными. За эти ленты я
был удостоен многих призов на всесоюзных и международных фестивалях. Военным морякам был посвящен
целый сериал. И все-таки не покривлю душой, если скажу, что работа над фильмами
о пограничниках мне памятна особо. Первая лента, созданная более 20 лет назад,
была посвящена хасанским
событиям. Она называлась «Двадцать четыре часа на заставе». Тогда я впервые
познакомился с многогранной, наполненной постоянным напряжением жизнью
пограничной заставы, с гостеприимным и радушным ее коллективом. Поэтому
спустя пятнадцать лет с радостью
взялся за создание нового фильма — «Здравствуй, мама!».
— Его и сегодня с удовольствием
смотрят на границе. Олег Александрович, расскажите, пожалуйста, подробнее о
работе над этой лентой.
— Меня заинтересовала судьба,
в общем-то, обычного парня — Николая Петрова, сумевшего в трудный момент
встать на пути врага и отдать жизнь,
выполняя воинский долг.
Работать было нелегко, скажу честно. Ведь к тому времени пограничникам — героям
тех событий — было посвящено немало отличных лент. Я постарался не просто рассказать
с экрана об одном из мужественных стражей границы, а провести параллель
с жизнью нынешнего поколения воинов.
Те, кто сегодня охраняет дальневосточные рубежи, в нужную минуту не подведут,
будут достойны своих предшественников. Это основная мысль фильма. Самые яркие
впечатления остались от посещения заставы, где служил Николай Петров, завода,
где он работал. И, конечно, от встречи с его мамой — Марией Захаровной
Петровой.
За фильм «Здравствуй, мама»
я был удостоен премии Приморского комсомола имени Николая Островского и диплома первой степени на конкурсе
кинофильмов, посвященных границе. Этими наградами я очень горжусь.
— И последний, традиционный
вопрос: ваши творческие планы?
— Сейчас я собираюсь снять
полнометражный фильм о нашем крае. Это будет рассказ о дальневосточниках, о
том, чем они живут, как решают свои проблемы. Тему вынашиваю уже на один год
и, думаю, сейчас настало время
претворять ее в жизнь.
Мечтаю вернуться к военной
тематике, побывать в гостях у пограничников. Не знаю когда, но что это будет —
точно.