КИНО, ОНО И НА ФЛОТЕ КИНО

Автор – Б.Подалев

(газета «Боевая вахта», №152, 3 июля, пятница 1992 год)

 

Посейте поступок, и вы пожнете привычку

Посейте привычку, и вы пожнете характер

Посейте характер, и вы пожнете судьбу

(У.Теккерей)

Без малого тридцать пять лет назад  во флотском экипаже среди других призывников появился   новобранец Петр Якимов  из дальнево­сточного города Свободный.

В первые дни он ничем не отличался от других, но по­том… Петр был поклонником  фотографии.

После «учебки» его напра­вили во Владивостокский базовый матросский клуб. Там он принял должность киноме­ханика: практику-то общения с подобной техникой еще в средней школе получил. Ма­трос Якимов вскоре удивил начальство тем, что в корот­кое время снял еще и киносюжет о творческой деятель­ности самого   матросского клуба. Не только снял, но и показал на экране.

В одной из комнат   подвального помещения он организовал полное мини-кинопроизводство от проявки  пленки до монтажа кинофильма. Начальство   не пошло навстречу с техническим обеспечением, что и в ту пору было делом далеко не простом.

Потом на страницах  га­зеты «Боевая вахта» стали появляться   фоторепортажи матроса П. Якимова.   За один из них он был удосто­ен первой премии   газеты.

Как раз в ту пору — ко­нец пятидесятых — стала набирать силу Владивосток­ская телестудия, в которой приветствовались    киносю­жеты на местную тему. За­метили и Петра Якимова. И флотская тема стала более осязаемой на  Владивосток­ском телеэкране,

Когда же пришла   пора Петру увольняться в запас после почти четырех   лет срочной службы,   вопрос, кем быть, у нёго не   сто­ял — только кинодокумен­талистом.  Тем более что известный в то время   ре­жиссер телевидения   Альберт Масленников пригла­сил бывшего   моряка-тихоокеанца на штатную работу.

Тогда в Приморском ко­митете по телевидению и ра­диовещанию была   студия «Дальтелефильм», операто­ры которой снимали и вели хроникальную съемку, работали над киноочерками и кинофильмами.

Большой поклонник ново­го, Петр Кириллович   при­внес в свею работу стремле­ние к неожиданному ракур­су, использованию различной оптики — от сверх широкоугольника до супертелевика. Причем зачастую прилаживал их к своей камере сам. Его можно было увидеть тогда в свободное время от киносъемок в техниче­ской мастерской телестудии, где   мастера   удивлялись упорству оператора. То   он делал кассету,   способную вместить до трехсот метров пленки и позволить снимать с утра до ночи, то подгонял телеобъектив к камере, что­бы снимать скрытой камерой, находясь от объекта сотне метров...

Однажды Петр    Якимов задумал сделать синхронную камеру для подводной киносъемки,  вернее соорудить бокс для работы под водой. Я помогал Петру    со сваркой корпуса из   алю­миниевых сплавов дефицитным аргоном. Бокс не   без помощи друзей был   готов. Он активно использовался при различного рода подвод­ных съемках, что   сделало фильмы оператора Якимова неповторимыми

Вместе с творческой ра­ботой Петр успешно учился в Дальневосточном институте искусств на отделении ре­жиссеров телевидения.

Постепенно    приходило признание.   Оператор   же помнил слова Карела Чапе­ка: «Не трудно кем-то стать, трудно потом удержаться на уровне…».

Таланту и настойчивости фортуна улыбается.

В шестидесятых   годах Петр Якимов снял   кино­фильм о первой в мире жен­щине — капитане дальнего плавания   Анне Ивановне Щетининой (авторы сценария О.Канищев, К.Шацков, режиссер О.Канищев, оператор П.Якимов).     Потом еще фильмы «Дорога легла за экватор» (авторы М.Избенко, О.Канищев, П.Якимов, режиссер О.Канищев, оператор П.Якимов) — о владивостокских китобоях.   «Спящая красавица» — о сказочной пещере  в отрогах   Сихотэ-Алиня. «Тигроловы» —   о династии   дальневосточных охотников. Были и другие работы. Некоторые из них брали призы в различных телефестивалях.

Не забывал   Якимов и родной Тихоокеанский флот. С большим удовольствием снял он телефильмы о мор­ской пехоте, о подводника, последний показывали на учебных занятиях и даже в Генеральном штабе. А уж сюжетов о моряках-тихоокеанцах — от   праздничных концертов и шефских связей до морских парадов — и не счесть.

Немало пришлось Петру Кирилловичу поработать  и на ответственных телесъемках — правительственных Он быт одним из пяти операторов, снимавших   визит американского   президента Форда в Приморский край.

С недавних пор Петр Ки­риллович на    «свободных хлебах» — рабочего стажа для пенсии хватает, но тру­дится. Сейчас у Якимова новейшая японская телекаме­ра, которая   освобождает оператора от бачков,  раст­воров и монтажного стола.

Якимов снимает и   телесюжеты.   Он     постоянный автор Тихоокеанской телекомпании «Владивосток». Не так давно оператор побывал в командировке в   Москве. Там он разыскал двух ныне известных  артистов-дальневосточников Александра Михайлова    (помните фильм «Мужики»)   и   Валерия Приемыхова, снимавшегося в известном фильме   «Холодное лето 53-го».   Петр Кириллович взял у них те­леинтервью, в котором бывшие актеры  Приморского краевого   театра    имени А. М. Горького рассказали не только о своем   житье-бытье, но и  дали свою оценку сегодняшним  про­цессам, происходящем в те­атре и кино.

Мастерство документалиста — непростое.    У него масса идеи, которые   он убежден (зная его характер - Б. П.), обязательно пре­творит в телефильмы.

Не без сентиментальности наш герой. Это у него и в телесюжетах проглядыва­ется, и в жизни. Как-то лет десять назад сни­мал Якимов сюжет о лесопитомнике в Анученском районе. После окончания работы он попросил один саженец. По­ложил его с родной землей в пакет и прирез домой, где посадил елочку в кадушку прямо на балконе.

Теперь все, кто проходит мимо этого балкона, к Новому году видят наряженную елочными игрушками зеленую красавицу, доставляющую радость не только семье Якимовых

Б.ПОДАЛЕВ.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz