КИНО, ОНО И НА ФЛОТЕ КИНО
Автор – Б.Подалев
(газета «Боевая вахта», №152,
3 июля, пятница 1992 год)
Посейте поступок, и вы пожнете привычку
Посейте привычку, и вы пожнете характер
Посейте характер, и вы пожнете судьбу
(У.Теккерей)
Без малого тридцать пять лет назад во флотском экипаже среди других призывников появился новобранец Петр Якимов из дальневосточного города Свободный.
В первые дни он ничем не отличался от других, но потом… Петр был поклонником фотографии.
После «учебки» его направили во Владивостокский базовый матросский клуб. Там он принял должность киномеханика: практику-то общения с подобной техникой еще в средней школе получил. Матрос Якимов вскоре удивил начальство тем, что в короткое время снял еще и киносюжет о творческой деятельности самого матросского клуба. Не только снял, но и показал на экране.
В одной из комнат подвального помещения он организовал полное мини-кинопроизводство от проявки пленки до монтажа кинофильма. Начальство не пошло навстречу с техническим обеспечением, что и в ту пору было делом далеко не простом.
Потом на страницах газеты «Боевая вахта» стали появляться фоторепортажи матроса П. Якимова. За один из них он был удостоен первой премии газеты.
Как раз в ту пору — конец пятидесятых — стала набирать силу Владивостокская телестудия, в которой приветствовались киносюжеты на местную тему. Заметили и Петра Якимова. И флотская тема стала более осязаемой на Владивостокском телеэкране,
Когда же пришла пора Петру увольняться в запас после почти четырех лет срочной службы, вопрос, кем быть, у нёго не стоял — только кинодокументалистом. Тем более что известный в то время режиссер телевидения Альберт Масленников пригласил бывшего моряка-тихоокеанца на штатную работу.
Тогда в Приморском комитете по телевидению и радиовещанию была студия «Дальтелефильм», операторы которой снимали и вели хроникальную съемку, работали над киноочерками и кинофильмами.
Большой поклонник нового, Петр Кириллович привнес в свею работу стремление к неожиданному ракурсу, использованию различной оптики — от сверх широкоугольника до супертелевика. Причем зачастую прилаживал их к своей камере сам. Его можно было увидеть тогда в свободное время от киносъемок в технической мастерской телестудии, где мастера удивлялись упорству оператора. То он делал кассету, способную вместить до трехсот метров пленки и позволить снимать с утра до ночи, то подгонял телеобъектив к камере, чтобы снимать скрытой камерой, находясь от объекта сотне метров...
Однажды Петр Якимов задумал сделать синхронную камеру для подводной киносъемки, вернее соорудить бокс для работы под водой. Я помогал Петру со сваркой корпуса из алюминиевых сплавов дефицитным аргоном. Бокс не без помощи друзей был готов. Он активно использовался при различного рода подводных съемках, что сделало фильмы оператора Якимова неповторимыми
Вместе с творческой работой Петр успешно учился в Дальневосточном институте искусств на отделении режиссеров телевидения.
Постепенно приходило признание. Оператор же помнил слова Карела Чапека: «Не трудно кем-то стать, трудно потом удержаться на уровне…».
Таланту и настойчивости фортуна улыбается.
В шестидесятых годах Петр Якимов снял кинофильм о первой в мире женщине — капитане дальнего плавания Анне Ивановне Щетининой (авторы сценария О.Канищев, К.Шацков, режиссер О.Канищев, оператор П.Якимов). Потом еще фильмы «Дорога легла за экватор» (авторы М.Избенко, О.Канищев, П.Якимов, режиссер О.Канищев, оператор П.Якимов) — о владивостокских китобоях. «Спящая красавица» — о сказочной пещере в отрогах Сихотэ-Алиня. «Тигроловы» — о династии дальневосточных охотников. Были и другие работы. Некоторые из них брали призы в различных телефестивалях.
Не забывал Якимов и родной Тихоокеанский флот. С большим удовольствием снял он телефильмы о морской пехоте, о подводника, последний показывали на учебных занятиях и даже в Генеральном штабе. А уж сюжетов о моряках-тихоокеанцах — от праздничных концертов и шефских связей до морских парадов — и не счесть.
Немало пришлось Петру Кирилловичу поработать и на ответственных телесъемках — правительственных Он быт одним из пяти операторов, снимавших визит американского президента Форда в Приморский край.
С недавних пор Петр Кириллович на «свободных хлебах» — рабочего стажа для пенсии хватает, но трудится. Сейчас у Якимова новейшая японская телекамера, которая освобождает оператора от бачков, растворов и монтажного стола.
Якимов снимает и телесюжеты. Он — постоянный автор Тихоокеанской телекомпании «Владивосток». Не так давно оператор побывал в командировке в Москве. Там он разыскал двух ныне известных артистов-дальневосточников Александра Михайлова (помните фильм «Мужики») и Валерия Приемыхова, снимавшегося в известном фильме «Холодное лето 53-го». Петр Кириллович взял у них телеинтервью, в котором бывшие актеры Приморского краевого театра имени А. М. Горького рассказали не только о своем житье-бытье, но и дали свою оценку сегодняшним процессам, происходящем в театре и кино.
Мастерство документалиста — непростое. У него масса идеи, которые он убежден (зная его характер - Б. П.), обязательно претворит в телефильмы.
Не без сентиментальности наш герой. Это у него и в телесюжетах проглядывается, и в жизни. Как-то лет десять назад снимал Якимов сюжет о лесопитомнике в Анученском районе. После окончания работы он попросил один саженец. Положил его с родной землей в пакет и прирез домой, где посадил елочку в кадушку прямо на балконе.
Теперь все, кто проходит мимо этого балкона, к Новому году видят наряженную елочными игрушками зеленую красавицу, доставляющую радость не только семье Якимовых
Б.ПОДАЛЕВ.