В МОСКВЕ ИЛИ НЬЮ-ВАСЮКАХ
Беседу вела Г.Виуленова
(газета «ЭФИР-90», №7, 6
февраля 1993г.)
Заслуженный работник культуры
РСФСР режиссер Олег Канищев хорошо известен среди кинодокументалистов.
Обладая своеобразным творческим почерком, он создал фильмы, ставшие заметным
явлением. «Дорога легла за экватор»,
«Дыхание моря», «Анна Ивановна», «Полтора часа до объятий, «Морская пехота»,
«Дрейфующий остров» и многие другие отмечены наградами различных фестивалей.
Последняя лента 1992 года «Евразийский мост» явилась одой русской инженерной
мысли, строителям транссибирской железнодорожной магистрали. Корреспондент
«ЭФИРА-90» встретился с О.Канищевым.
- В Приморском краевом комитете по телевидению и радиовещанию вы
работаете с 1959 года после окончания Ленинградского института
киноинженеров. Что побудило Вас заняться созданием фильмов?
- Дело случая. Я готовился к поступлению в Ленинградский
кораблестроительный институт. И прямо скажу, даже не знал, что в нашем городе
есть кинематографический ВУЗ. Летом, во время подготовки к экзаменам на пляже
Кировских островов познакомился с девушкой,
которую влюбился с первого взгляда. Оля, так звали мою новую знакомую,
и привела меня в ЛИКИ. Мы прошли конкурсный отбор и вместе проучились пять лет,
но Оля так и не узнала о моих чувствах к ней. Мне кажется, что эта тайная
любовь со временем переросла в любовь к кинематографу и
к профессии.
- У вас есть фильмы любимые, конъюнктурные, сделанные по
"соцзаказу"?
-
Любимых
фильмов очень мало. Они сняты, когда я бегал в "коротких штанишках",
и никто на меня не обращал внимания. Кинолент, которых мне не стыдно показать,
чуть побольше. А остальные - так называемый "социальный заказ". К
сожалению, телевизионное документальное кино, за редким исключением,
использовалось как средство служения тезису, спущенного директивными органами.
В этом случае оно становится пропагандой. А пропаганда - это та же форма
насилия. Насилия над собой и над зрителем. Заключая ответ на ваш вопрос, можно
было бы сказать так: если моя кинематографическая молодость - стихия страстей
и эмоций, то зрелость прошла под флагом осознанной необходимости.
|
Кинорежиссер О.Канищев |
- Олег Александрович, о Вас ходили слухи, что вы работаете сами по
себе, не высказываете принципиальных замечаний при обсуждении фильмов коллег.
Чем это объяснить?
- Это не самый большой мой грех. Хотите, я нам прочту с листа строки из последней
служебной характеристики, которую написали мои "принципиальные"
бывшие главные редакторы "Дальтелефильма"?
- Пожалуйста.
- Итак, слушайте... "Характерной чертой Канищева в последний
период стало отсутствие поиска оригинальной формы кинопроизведения. В качестве
сюжетно-строителной основы использовалось присутствие в кадре съемочной группы,
что само по себе банально и позволяет за формой не очень заботиться о
содержании. О.А. Канищев стал мало снимать, мотивируя неоднократные отказы
предлагаемых сценариев их некондиционностью, слабостью драматургии,
неинтересностью героев. Таким образом, им были доведены до грани срыва фильмы
"Цех особого назначения", "Точка зрения мастера
Журавлева"... Отказался от съемок фильма "Люди, годы,
корабли"" о рабочих Дальзавода, посвященного ХХУП съезду КПСС.
Складывается впечатление, что сознательно уклоняется от острых социальных
тем..."
- Довольно странные аргументы даже для того
времени...
- Да. Эту творческую характеристику я держу под рукой на рабочем столе и
перечитываю как "наставление" по жизни.
- Вы подразделяете фильмы на "провинциальные" и
"столичные"?
- Если в шутку, то крепость "Столичной" не зависит от места
разлива. Правда, компания, в которой ее потребляют, может оказать существенное
влияние на степень опьянения и познания истины.
Искусство
документального кино - особый способ выражать истину. Может иногда ошибиться художник
(провинциальный или столичный), искусство - никогда. Ошибаясь, оно перестает
быть искусством, и это всегда заметно на экране, будь это в Москве или
Нью-Васюках.
- Олег Александрович, на Вашем счету более 60 фильмов, созданных при
Вашем участии в качестве сценариста, режиссера, звукорежиссера и
музыкальною оформителя. Что Вам ближе?
- В молодости увлекался игрой света и тени, ритмикой монтажа, звуковой
образностью, одним словом - поэтикой в документальном кино. Сейчас это ушло как
бы на второй план. Стало естественным, как дыхание. Сегодня меня интересует
мемуаристика и в кино, и в литературе.
- Как Вы относитесь к современному хроникально-документальному
кинематографу? Есть ли перспективы его развития у нас на Дальнем Востоке?
Мне кажется, что современный кинематограф "болтлив", и это
меня удручает. Чувство удовлетворенности или неудовлетворенности после
просмотра фильма лично у меня связано с тем, сколько в нем говорили.
Что касается перспектив документального кино на Дальнем Востоке, и в
частности, на нашей студии, прогнозировать этот процесс не берусь - в этом
уравнении иного величин, неизвестных для меня.
- Восемь главных призов и двадцать мл» дипломов Всесоюзных м
Международных телефестивалей говорят о признании Вашего творчества. Какой приз
самый дорогой?
-Самый любимой моей картиной была и, наверное, останется "Полтора
часа до объятий" - маленький фильм о больших человеческих чувствах.
Кинолента получила немало призов, но самый престижный для меня "Приз Союза
кинематографистов СССР", он как бы свидетельствовал о том, что я
состоялся как профессионал, что труд моих учителей - А. Шаргородского и М.
Каширина - не пропал даром. Спасибо им! И всем коллегам, кто помогал подняться
на ноги, кто не рушил замыслы, кто честно работал в съемочных группах.
Я только хочу добавить, что эта короткая лента - о встрече китобоев
"Советской России* после длительной разлуки с родными и близкими, с
любимым городом, с Родиной. Фильм без единого слова. Он был обласкан критиками
и теоретиками телевидения, получил много наград. Его купили и показали в ряде
зарубежных стран. До сих пор картина "работает" на ниве просвещения:
служит наглядным пособием по монтажу и музыкальному оформлению во ВГИКе и в
институте повышения квалификации работников телерадио.
Беседу
вела Г. ВИУЛЕНОВА,
редактор
ТПО "Дальтелефильм".